Попадание молнии в самолет Перелеты

Что будет при попадании молнии в пассажирский самолет?

Насколько опасно попадание молнии в пассажирский самолет, и представляет ли это какую-либо угрозу вообще? Согласно статистике, в каждый самолет по меньшей мере хотя бы раз в год ударяет молния. Можно ли авиапассажирам вылетать в непогоду, что происходит с лайнером при попадании в него грозового разряда, об этом пойдет речь далее.

Опасно ли попадание молнии в самолет?

Современные самолеты имеют довольно хорошую защиту, способную уберечь даже от прямого попадания молнии. Однако некоторые люди все же испытывают страх перед авиаперелетами, поскольку не знают, что будет, если в пассажирский самолет ударит молния, и насколько это опасно.

Корпус лайнера оборудован электростатическими разрядниками во всех выступающих местах, куда с большей вероятностью может ударить молния — это концы крыльев и нос самолета. Кроме того, обшивка имеет металлическую экранирующую сетку, рассеивающую статический разряд, который обтекает корпус, не попадая внутрь салона.

Крыло самолета
Электрические разрядники на концах крыльев

Наибольшее повреждение, которое может получить самолет, попавший в грозу, — это незначительные оплавления в месте удара молнии. Также может быть повреждена внешняя электроника, но и это неопасно, ведь она обязательно дублируется. Для защиты от воздействия электромагнитного излучения внешние приборы экранируются защитной медной сеткой.

Чтобы не произошло воспламенения топливных газов и последующего взрыва горючего, предусмотрено специальное устройство топливных баков. Их свободное пространство автоматически заполняется инертным газом, вытесняя окружающий воздух, что препятствует возникновению возгорания в момент удара разряда.

Обычно пассажиры даже не замечают попадания в самолет молнии, просто отмечают вспышку и тряску. Тем не менее после прохождения через грозовой фронт, каждый лайнер после приземления подвергается тщательному техническому осмотру.

Особо впечатлительные пассажиры опасаются появления шаровой молнии в самолете, однако это настолько редкое явление, что столкнуться с ним шансов крайне мало.

Как определить грозовой фронт, сидя в самолете?

Каждый самолет оборудован метеолокатором, который фиксирует грозовые облака, обозначая степень плотности и водности на экране различным цветом. Грозовые облака обозначаются ярко-красным цветом, пурпурно-красным, если в них присутствует градообразования, и темно-вишневым при наличии сильного ветра. В зависимости от цвета, а также от высоты и ширины грозового фронта экипаж принимает решение либо сменить маршрут, чтобы избежать удара молнии в летящий самолет либо продолжать двигаться прежним курсом.

Какова вероятность авиакатастрофы при ударе молнией?

История за последние 40 лет насчитывает 3 случая попадания молнии в самолет, в результате чего произошла авиакатастрофа и погибли люди. Благодаря оснащению хорошей молниезащитой современные крупные пассажирские авиалайнеры с малой вероятностью потерпят авиакатастрофу, если в корпус самолета попала молния.

Что будет при попадании молнии в пассажирский самолет?

Эта вероятность возрастает, если в грозовой фронт попадают малые и легкие авиамашины, ведь их защита не настолько совершенна, а потому пилоту такого самолету лучше избегать грозовых скоплений облаков. Здесь немалую роль имеют опытность и профессионализм пилота, для благополучного преодоления опасного участка.

Как обходят опасные зоны самолеты в грозу?

Сильные восходящие и нисходящие воздушные потоки, наблюдающиеся в грозовых облаках, а также град, ливневые дожди, обледенение и молнии крайне неблагоприятны для продолжения движения по маршруту. Потому пилот постоянно сканирует небо, чтобы уклониться от прямого прохождения через грозовой фронт.

Грозовые облака на дисплее пилотов
Грозовые облака на дисплее пилотов

Начать прокладывать новый курс следования нужно не менее, чем за 60 км до обнаруженного опасного фронта, учитывая такие факторы: фактическую высоту полета лайнера, силу и направленность воздушных потоков, а также насколько сильно придется отклониться от заданного маршрута. Кроме того, необходимо получить разрешение диспетчера, ведь не всегда есть возможность пролететь намеченным курсом.

Взаимосвязь высоты полета и количества ударов молний
Взаимосвязь высоты полета и количества ударов молний

Чтобы в борт не ударила молния, грозовые облака обходят только сбоку или сверху. При этом сбоку до фронта должно быть не менее 30 км, а сверху — не менее 5 км. Если высота фронта составляет более 7,5 км, обходить сверху не рекомендуется, чтобы не попасть в зону сильной турбулентности. Ведь вертикальные воздушные потоки имеют скорость 30 м/с и больше. Попав в такой воздушный поток, самолет испытывает огромную перегрузку, что опасно и заканчивается плачевно.

Вероятность попадания молнии в зависимости от расположения самолета
Вероятность попадания молнии в зависимости от расположения самолета

Часто молнии ударяют в самолет, проходящий непосредственно через скопление грозовых облаков. Однако в этом случае опасность представляют не молнии, а повышенная турбулентность, воздушные потоки и ямы.

Случаи из истории авиации

В истории авиации зафиксированы несколько случаев попадания молнии в самолет, что привело к гибели людей, находящихся на борту.

Одна из наиболее страшных катастроф произошла в США в 1963 году, когда после удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707. Члены экипажа и 73 пассажира погибли.

Еще одна ужасная трагедия произошла под Донецком в 1984 г. Самолет Ту-134, попав в сильнейший грозовой фронт, начал быстро терять высоту и упал. По одной из версий катастрофа произошла вследствие попадания молнии в лайнер. По другой, причина трагедии — это сложные метеоусловия, в которых пилот не справился с управлением.

Однако не все удары молнии, попавшие в обшивку лайнера, привели к катастрофе. Так, в 2015 году Boeing 757 успешно приземлился в аэропорту, после чего все с удивлением заметили огромную дыру, которую пробила молния в носу самолета. Это не помешало пилоту посадить машину и не причинило вреда пассажирам.

Boeing 757 2015

Из этого следует вывод, что опасно не столько попадание молнии, сколько совокупность всех губительных факторов, таких как: неблагоприятные метеоусловия, наличие нескольких грозовых фронтов, отсутствие современной защиты от попадания грозового разряда. К тому же большое значение имеет опытность пилота, быстрота и верность принятого решения.

На каком самолете безопаснее летать в непогоду?

Наиболее безопасным видом воздушного транспорта являются современные самолеты, на которых предусмотрена защита от попадания молнии. Все крупные пассажирские самолеты оснащены такой защитой, потому летать на них безопасно даже в непогоду. Самолеты, не имеющие такой защиты, не допускаются для транспортировки пассажиров.


Крупные авиалайнеры поднимаются на высоту 9–12 тысяч метров, что дает им возможность обогнуть грозовой фронт сверху, а значит, шансов избежать удара разряда у них больше. К тому же они имеют больший запас топлива на борту, что позволяем им обогнуть грозу на безопасном расстоянии.

Аэробусы и легкие самолеты имеют более слабую защиту от удара статического электричества. Молния, попав в такой самолет, может пробить отверстие в обшивке корпуса. Если это произойдет в момент взлета или посадки жертв удастся избежать, а если во время нахождения в середине грозового облака последствия будут трагическими.

К тому же легкие самолеты редко летают на высоте более 5000 метров. Как раз на этой высоте наблюдается наибольшая грозовая активность и при попадании в грозовой фронт легкий самолет становится уязвим.

Видео по теме:

Молнии часто попадают в самолеты. Это опасно?

Что случилось?

Молнии часто попадают в самолеты?

Когда чаще всего происходит удар молнии?

Пилоты пытаются увернуться от молний?

Насколько молнии опасны для пассажиров и самолета?

Современные самолеты делают не только из алюминия. Они защищены хуже?

Молнии часто приводят к авиакатастрофам?

Можно из салона увидеть, как молния попадает в самолет?

Молнии часто попадают в самолеты?

Часто. В среднем на каждый коммерческий самолет приходится по одному удару молнии в год. Пилоты сталкиваются с молнией один раз за три тысячи часов налета — то есть, лишь раз в несколько лет работы в коммерческой авиации. Пассажиры обычно проводят в небе меньше времени, чем пилоты, значит их шанс попасть в такую ситуацию еще ниже.

Когда чаще всего происходит удар молнии?

Во время взлета или посадки. Большинство случаев приходится на период, когда самолет набирает высоту или снижается — 96% ударов молнии происходит внутри грозового облака.

Удары молний случаются и тогда, когда самолет не находится в центре грозы, а пролетает мимо нее. Молния может ударить и «среди ясного неба» — например, когда самолет пролетает рядом с перистыми облаками, которые остались от прошедшего грозового фронта.

Можно из салона увидеть, как молния попадает в самолет?

Это зависит от мощности заряда и места его «входа». Обычно пассажиры не видят вообще ничего или замечают яркую вспышку на крыле. Но случаются и более пугающие удары, которые сопровождаются яркими вспышками и громкими хлопками. С земли попадание молнии в самолет выглядит намного страшнее.

Дмитрий Кузнец

Молния и самолет: стоит ли авиапассажирам опасаться летать в грозу?

18 июля в Лос-Анджелесе экстренно, но благополучно приземлился самолет после того, как в него ударила молния. Лайнер компании Alaska Airlines вылетел из аэропорта Лос-Анджелеса незадолго до инцидента и направлялся в Вашингтон. На его борту находились 159 пассажиров и 6 членов экипажа.

После удара молнии пилот решил, что самолет может быть поврежден, и вернулся обратно в качестве меры предосторожности. Никто не пострадал.

В феврале аналогичный случай произошел в аэропорту Шереметьево: молния попала в заходивший на посадку «Боинг 737». Самолет нормально приземлился, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Пилот компании Alaska Airlines правильно сделал, что вернулся в аэропорт – береженого, как говорится, Бог бережет.

Но на самом деле, попадания молнии в самолет случаются довольно часто, однако лишь изредка они причиняют какие-либо серьезные повреждения − разве что несколько мелких отверстий в фюзеляже. Автомобили, автобусы и другой транспорт также не страдают от ударов молнии.

Был случай, когда в космический корабль «Аполлон-12» сразу после старта ударили две молнии, не причинив никакого ущерба ни кораблю, ни экипажу. В среднем в каждый авиалайнер молния ударяет раз в год.

Зачастую пассажиры вообще не замечают молнию. Однако внимательный и знающий физику пассажир самолета может предвидеть удар молнии, обратив внимание на резкое усиление огней святого Эльма на концах крыльев. Светящиеся полосы могут достигать 3 − 5 м в длину и 15 см в ширину.

Справка:

  • Огни святого Э́льма ( англ. Saint Elmo’s fire, Saint Elmo’s light) — разряд в форме светящихся пучков или кисточек (или коронный разряд), возникающий на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.

) при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей.

По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда.

Название явление получило от имени святого Эльма (Эразма) — покровителя моряков, которые часто наблюдали огни на верхушках мачт. Может возникать на обшивке самолёта. (Википедия)

Высокочастотный ток молнии не проникает вглубь металлического корпуса самолета или автомобиля, а течет по поверхности. Поэтому, если только молния не попадет в бак с горючим и не вызовет его взрыва, пассажиры вообще могут не заметить разряда.

Молния имеет напряжение до одного миллиона вольт и силу тока да 30 тысяч ампер.

Наиболее частые случаи ударов молнии в самолёт происходят, когда самолёт находится внутри облаков во время грозы, и во время взлета и посадки.

Наибольшая грозовая активность обычно происходит на высоте от 1,500 до 4,500 метров, а высота, на которой проходят пути дальнемагистральных самолётов — намного выше.

Семьдесят процентов всех попаданий молнии в самолет происходят во время грозы внутри облака при температуре около нуля по Цельсию. Вероятность удара молнии сохраняется на расстоянии до пяти километров от грозового облака.

Полет вблизи грозовых облаков опасен не только из-за молний.

Как сообщают очевидцы, во время пролета бомбардировщика Ту-95, разбившегося недавно под Хабаровском, над городом в это же время проходил мощный тайфун, и наши самолеты (пара стратегических бомбардировщиков) пролетели как раз между двумя мощными грозовыми облаками, причем недопустимо близко от них, что и могло вызвать остановку двигателей из-за внезапного снижения температуры воздуха.

Уточню, что это лишь предположения пилотов, обсуждавших причины катастрофы на авиафоруме в интернете.

Чаще всего молния попадает во внешние выпирающие части — концы крыльев, нос или хвост самолета. Ток молнии перемещается вдоль самолета и выходит в сторону земли с других краёв, образуя электрическую цепь «облако — самолет – земля».

Теоретически для современного самолета молния не опасна, так как защитные системы весьма эффективны.

Разряд молнии всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Попадая в самолет, он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства.

Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны друг к другу. В случае использования композитных материалов, их покрывают слоем проводящей сетки из медной фольги.

Если вы находитесь внутри металлического предмета, никакие молнии вам не страшны!

Справка:

  • Современная авиация сталкивается с проблемами роста конкуренции и повышением топливных затрат. Для решения этих проблем снижают вес самолета за счет использования композиционных материалов. Процент содержания композитов в конструкциях современной авиации составляет примерно 15 процентов, но в новом поколении самолетов этот процент значительно вырастет.

Наиболее яркий пример – «Боинг» 787 DREAMLINER. Больше половины деталей этого самолета выполнены из композиционных материалов, он имеет весьма высокий КПД по сравнению с предыдущим аналогом и низкий расход топлива. В российской авиации таким примером может служить ТУ-334, где органы управления и механизации крыла выполнены из композитов.

Для защиты от сильного электромагнитного излучения, возникающего при ударе молнии, бортовую авионику экранируют медными сетками.Чтобы исключить воспламенение паров топлива в баках при попадании молнии, по мере выработки горючего они заполняются инертным газом.

Для того чтобы снизить вероятность встречи с небесным электричеством, на концах крыльев устанавливаются электростатические разрядники, с которых статический заряд стекает в воздух. Благодаря этому корпус самолета всегда остается нейтрально заряженным и не привлекает «внимания» молнии. Если она и попадает в него, то, скорее всего, выйдет из корпуса именно с разрядника.

В те времена, когда таких мер защиты еще не было, попадание молнии в самолет грозило ему гибелью. 8 декабря 1963 года в США после взлета Boeing 707 из Балтимора из-за удара молнии взорвались пары горючего в баках левого крыла.

Самолет развалился и упал недалеко от аэропорта, погибли 8 членов экипажа и 73 пассажира.

Через две недели после катастрофы федеральное управление гражданской авиации США приказало установить громоотводы на все коммерческие реактивные самолеты.

24 декабря 1971 года перуанский Lockheed L-188A Electra, летевший из Лимы, попал в грозовой фронт. После попадания молнии у самолета отвалилось правое крыло, и он рухнул в джунгли. Из 92 человек на борту выжил только один — подросток, которого спасатели нашли через десять дней.

Среди последних катастроф, вызванных грозой,— крушение в КНР самолета Y-7 (китайская версия Ан-24) 22 июня 2000 года. Тогда молния ударила в самолет при снижении, произошел взрыв топлива и Y-7 развалился на две части. Погибли четверо членов экипажа, 38 пассажиров и 7 человек на земле.

И самое удивительное – новейший и сверхдорогостоящий истребитель-бомбардировщик США F-35 Lightning II («Молния»!) оказался совершенно не защищенным от ударов молнии. Это обнаружилось совсем недавно при летных испытаниях самолета.

Поэтому Пентагон запретил пилотам F-35 выполнять полеты в зонах с частыми грозами, и даже приближаться к ним ближе, чем на 40 км.

F-35 Lightning II имеет непродуманную защиту бортового радиоэлектронного оборудования от молнии, говорится в докладе комиссии Минобороны США, а также «слабую систему генерации инертных газов (OBIGGS), которая отвечает за наполнение освобождающихся объемов топливных баков инертными газами и поддержание в них низкого уровня кислорода. Система может давать сбой в грозоопасных зонах, где постоянно меняется атмосферное давление».

Для предотвращения взрыва двигателя и самих баков в случае попадания молнии, необходимо поддержание постоянного низкого уровня кислорода в топливных баках.

К ограничению скорости снижения привели «недоработки On-Board Inert Gas Generation System (OBIGGS — система генерации инертных газов).

Сегодня данный параметр не должен превышать 1,8 тысячи метров в минуту при полетах на высотах менее 6 тысяч метров. В случае нарушения OBIGGS также может давать сбои».

Объяснить такую безответственность американских разработчиков боевого «самолета будущего» можно лишь самоуспокоенностью и пресловутой коррупцией, которая, видимо, интернациональна.

Какие бы проблемы ни возникали в отечественной авиации и авиапроме, любой российский самолет, военный или гражданский, от ударов молнии защищен надежно.

Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт академии военных наук

http://argumentiru.com/science/2015/07/404098

Что происходит, когда молния попадает в самолет?

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния — они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь — Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», — рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать.

Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения — поверхностную точку входа и выхода молнии — или несерьезные повреждения электрических систем.

Хотя обычно молния не оставляет следов», — уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки — ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

Читайте также: Заложило уши после самолета: что делать в домашних условиях, если не проходит боль, как предотвратить заложенность

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер — люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, — поясняет Хаддад. — Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека.

В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения.

К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», — уверен Валерий Макаров.

источники]

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например Молния 9000 fps, а вот почему Ищем молнию в земле и Загадка шаровой молнии. Ну и конечно мои любимые Вулканические молнии Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=74074

Если молния ударит в самолет, у пассажиров может возникнуть сбой в работе с электроникой

Как поясняют пилоты, чаще всего молния попадает по кончику крыла или по носу самолёта, охватывает корпус лайнера и выходит через его другую точку. Данные статистики говорят, что реактивные самолёты дважды в год становятся мишенью молнии. Такие инциденты грозят повреждениями для обшивки самолёта, хотя в редких случаях и электрическую систему могут повредить, однако – незначительно.

На воздушном судне любой прибор экранирован, а вот у пассажиров могут появиться определённые сбои, если они в момент удара молнии работали с электроникой.

По словам Алексея Кочемасова – командира экипажа на воздушном судне, принадлежащем авиакомпании «Победа» (пользователи Сети лучше его знают, как Лётчика Лёху), попадание в самолёт молнии – дело обычное, можно даже сказать, будничное, но это ровным счётом ничем не грозит, ни пассажирам, ни экипажу.

Кочемасов уточнил, что бывает, конечно – выгорит из-за удара молнии на обшивке несколько заклёпок, но это просто мелкий ремонт, который после осмотра самолёта будет сделан в течение пяти минут.

Если молния ударит в самолет, она никогда не достигнет топливного бака

Английский учёный Ману Хадда из университета Кардиффа, где у него есть своя лаборатория, занимающаяся именно вопросами изучения молний, рассказал в этой связи, что у современных самолётов типа Airbus A 350 или Boeing 767 конструкция напоминает собой клетку Фарадея, с углеродным композитом в качестве материала для корпуса, плюс тонкое медное покрытие. Это и обуславливает путь молнии исключительно по поверхности лайнера и абсолютную безопасность внутри его.

Профессор пояснил, что даже чисто теоретически, разряд молнии никогда не достигнет топливного бака в крыле самолёта. По мнению учёного, те 200 тыс. ампер, с которыми ударяет молния, пассажирами будут восприняты в виде вспышки света за иллюминатором или незначительного шума, но никаких новых ощущений у них при этом не возникнет.

Ману Хадда добавил также, что авиационная промышленность – отрасль достаточно консервативная, с постоянными испытаниями техники и её функционирования в состоянии экстрима. Поэтому пассажирам не стоит переживать по поводу ударов молнии, считает учёный.

Вообще же эксперты предупреждают, что самая большая опасность в случае удара в обшивку самолёта молнии заключается в том, что среди пассажиров из-за этого начнётся паника, а в воздухе это, действительно, может быть очень опасно.

Чаще всего молния может ударить в кучевых облаках

Статистические данные относительно ударов молнии, говорят о самых частых случаях для тех самолётов, которые преодолевают кучевые облака и летят не выше 2-2,5 километров над землёй.

Разряд часто возникает вследствие того, что самолёт пролетает через наэлектризованное облако. А вот небольшие легкомоторные воздушные судна под удары молнии практически не попадают.

Серьёзных происшествий из-за ударов молнии мировая авиация знает буквально единицы. Последнее произошло в 2014-м – тогда в Индонезии потерпело крушение легкомоторное судно, попавшее в грозу. Его поразила молния и четыре человека были обречены на гибель.

Самая масштабная катастрофа, после которой все авиалайнеры гражданского назначения стали в обязательном порядке оснащать разрядниками, произошла с самолётом Boeing 707 в 1963 году. В него попала молния, и он взорвался в воздухе.

Было тщательное расследование инцидента, после чего специальные разрядники появились на концах крыльев всех гражданских лайнеров. Тогда же была разработана технология заполнения освобождающихся от горючего баков инертным газом, чтобы пары топлива не смогли воспламениться.

После принятия этих мер, удар молнии в самолёт практически не ощущается ни экипажем, ни пассажирами, а самолёту после этого максимум, что грозит – это небольшой косметический ремонт после приземления.

7 авиакатастроф, причиной которых стала молния

Москва, 6 мая — «Вести. Экономика». Катастрофа с самолетом Sukhoi Superjet 100 произошла в воскресенье вечером. Лайнер следовал из Москвы в Мурманск.

После 28 минут полета экипаж решил экстренно вернуться в столичный аэропорт Шереметьево.

Самолету удалось сесть только со второй попытки из-за сложных метеоусловий.

При жесткой посадке у него подломились стойки и загорелись двигатели. Потом огонь перекинулся на всю хвостовую часть воздушного судна.

Авиаперевозчик сообщает, что экипаж воздушного судна сделал все возможное для спасения пассажиров. Эвакуация была проведена всего за 55 секунд (норма — 90 секунд). Командир воздушного судна покинул горящий самолет последним.

Эксперты отмечают, что самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» мог загореться из-за удара молнии.

Ниже расскажем о 7 авиакатастрофах, причиной которых стал удар молнии. TWA Flight 891Дата: 26 июня 1959 года

Самолет: Lockheed L-1649A Starliner

Жертвы: 9 членов экипажа и 59 пассажиров

Катастрофа L-1649 под Миланом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 26 июня 1959 года в окрестностях Милана с Lockheed L-1649A Starliner компании Trans World Airlines (TWA), при этом официально погибли 68 человек.

На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в Италии; также это первая катастрофа с участием Lockheed L-1649.

Самолёт выполнял международный рейс TWA 891, который проходил по маршруту Афины — Рим — Милан — Париж — Чикаго.

По свидетельствам местных жителей, они услышали в небе грохот, а затем увидели, как авиалайнер с яркой вспышкой разрушился на части, после чего около 17:35 обломки рухнули на землю близ городка Ольджате-Олона и в 32 километрах северо-западнее аэропорта вылета.

Обломки были разбросаны на значительной площади. Так хвостовое оперение было обнаружено у текстильной фабрики, двигатели — между Марнате и Кастеланцой, фюзеляж и шасси — у Ольджате-Олона на дороге в Марнате, а левая плоскость крыла — в 500 метрах от фюзеляжа.

Возникший на месте катастрофы пожар был ликвидирован лишь к 21 часу. Все находящиеся на борту погибли Air International Flight 2611

Дата: 12 августа 1963 года

Место: Лион, Франция

Самолет: Vickers 708 Viscount

Жертвы: 8 членов экипажа и 16 пассажиров

Самолет также стал жертвой молнии. Причем, согласно некоторым источникам, помимо погибших на борту самолета, авиакатастрофа также стала причиной гибели одного человека на земле. Pan Am Flight 214Дата: 8 декабря 1963 года

Место: Элктон, СШАСамолет: Boeing 707Жертвы: 8 членов экипажа и 73 пассажиров

Авиалайнер Boeing 707−121 компании Pan American выполнял пассажирский рейс PA-214 из Сан-Хуана в Филадельфию, а на его борту находились 73 пассажира и 8 членов экипажа.

Из-за сложных погодных условий в Филадельфийском аэропорту рейс 214 был вынужден задержаться в зоне ожидания. Но затем экипаж объявил сигнал бедствия, так как самолёт вышел из-под контроля, а пилот другого самолёта сообщил, что рейс 214 объят пламенем.

Горящий лайнер рухнул у восточной границы городка Элктон (штат Мэриленд), при этом погибли все находившиеся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа в штате Мэриленд.

По результатам расследования был сделан вывод, что катастрофа произошла из-за попадания в самолёт молнии, что привело к взрыву топливного бака и разрушению левой плоскости крыла. LANSA Flight 508Дата: 24 декабря 1971 года

Место: Пуэрто-Инка, Перу

Самолет: Lockheed L-188A Electra

Жертвы: 6 членов экипажа и 85 пассажиров

24 декабря 1971 года рейс LANSA 508 (Перу) попал в грозу и в него попала молния.

В этот момент самолет находился над тропическим лесом на высоте 3 километров. Самолет развалился на части.

Ряд сидений рухнул в лес в 3 километрах от основного места аварии. Остальные 92 человека, летевшие тем злополучным рейсом, погибли.

Iran Air Force Flight 48 (военный рейс)

Дата: 9 мая 1976 года

Место: Мадрид, Испания

Самолет: Boeing 747Жертвы: 10 членов экипажа и 7 пассажиров

При снижении в самолет ударила молния. Произошел взрыв топливного бака #1, что привело к ослаблению крепления левого крыла и последующей его потере.

Причиной послужило воспламенение паров горючего в непосредственной близи от клапана насоса. Kuwait Air Force (военный рейс)

Дата: 5 сентября 1980 года

Место: Милан, Италия

Самолет: Lockheed L-100-20 Hercules

Жертвы: 8 членов экипажа

Еще одна катастрофа самолета, причиной которой стал удар молнии и последующее возгорание на борту.

Однако на этот раз число жертв было невелико — 7 членов экипажа. Nürnberger Flugdienst (NFD) Flight 108Дата: 8 февраля 1988 года

Место: Кеттвиг, Германия

Самолет: Swearingen SA227AC Metro

Жертвы: 2 члена экипажа и 19 пассажиров

Самолет совершал рейс из Ганновера в Дюссельдорф, однако потерпел крушение недалеко от Эссена.

Расследование показало, что причиной катастрофы послужил удар молнии, который привел к проблемам с электрооборудованием, а в дальнейшем — с навигационными приборами.

Пилоты были дезориентированы и в слепую пытались совершить посадку. Самолет совершал неконтролируемый полет в течение двух минут, а затем рухнул на землю.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Дарья

    В детстве был страх, что молния ударит в самолёт. А когда позврослела, поняла, что есть громоотводы, и бояться нечего.

  2. Виктор

    А что если молния попадет в иллюминатор? Там тоже хорошая защита? Боязно как-то сидеть там у окошечка в такой момент.