Самолеты

Битва гигантов: сравниваем Boeing и Airbus

Противостояние Boeing vs Airbus длится уже несколько десятилетий. Обе компании выпускают лучшие на рынке самолеты, которыми пользуются крупнейшие авиаперевозчики по всему миру. Но каждая имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы разобраться, какая из них лучше, «Боинг» или «Аэробус», достаточно провести сравнение по основным критериям, предварительно познакомившись с ними поближе.

Краткая история компании Boeing

Компания Boeing берет начало в 1916 году. 15 июня ее будущий основатель, Уильям Боинг, представил гидросамолет B&W, совершивший первый полет с успешным приземлением на ВПП. После этого он решил открыть компанию под названием The Pacific Aero Products Company для производства собственной авиации. Годом позднее ее переименовали в привычный Boeing Airplane Company.

Краткая история компании Boeing

В первые годы немалая часть коллектива состояла из плотников и портних. Они занимались изготовлением и обработкой крыльев, так как те производились с использованием специальной ткани, а также созданием деревянных элементов. Во время Второй мировой войны Boeing взялся за строительство бомбардировщиков. Тогда большинство мужчин, работавших в компании, ушли на войну, а на их места пришли работать жены. Несмотря на это, темпы производства даже возросли – с конвейера сходило по 350 самолетов каждый месяц.

Boeing

Времена экономического кризиса заставляли компанию расширять деятельность. Поэтому периодически на заводах «Боинг» выпускались лодки, одежда и другие предметы, не связанные с авиацией. Такой подход позволил компании не рухнуть под финансовыми трудностями, став крупнейшим производителем самолетов. Сейчас она занимается не только авиацией, но также проведением научных исследований и разработкой аэрокосмических технологий. В 2019 году «Боинг» стал одной из компаний, выбранных NASA для создания прототипов космических летательных аппаратов, предназначенных для высадки на Луну по новой программе «Артемида».

Краткая история компании Airbus

В 1967 году представители Англии, Франции и Германии провели переговоры о необходимости запуска строительства собственного пассажирского самолета, который уже тогда получил название A300. Важность такого решения была связана с доминированием американской авиации, монополизирующей отрасль с помощью Boeing. Если бы не подписание этого соглашения, то все авиакомпании были бы подавлены гигантом из США.

Краткая история компании Airbus

Составленный договор подразумевал объединение нескольких маленьких авиастроительных компаний, чтобы построить A300 в кратчайшие сроки. Его разработка проходила в тяжелых условиях, но уже к 1969 году самолет продемонстрировали на парижском авиашоу. Позднее объединение мелких компаний было зарегистрировано официально под названием Airbus.

Airbus

Разрабатываемый самолет совершил первый полет в 1974 году. Сразу же компания получила на него более 10000 заказов, вскоре заказчикам передали примерно шесть тысяч A300. Постепенно спрос возрастал, а Airbus стал лидером авиастроения на территории Европы. Сейчас компания занимается также проектированием военных и транспортных самолетов.

Общее сравнение Boeing и Airbus без учета моделей

Обе авиастроительные компании можно сравнивать даже без учета самолетов и конкретных моделей. Airbus и Boeing имеют достаточно различий, выражающихся в статистике, деятельности и особенностях их произведенных машин. Первичной отличительной чертой считается страна, которую представляет компания. У «Боинга» – США. У «Аэробуса» – Англия, Франция, Германия.

Общее сравнение Boeing и Airbus без учета моделей

 

Какие еще общие отличия есть у компаний:

  • по доле рынка Boeing занимает 49,5%, Airbus – 50,5%;
  • первые в среднем примерно на $50 млн дешевле;
  • за последние 10 лет Boeing выпустил 3871 машину, Airbus произвел 4218 самолетов;
  • управление «Боингами» осуществляется с помощью штурвалов пилота и помощника, в «Аэробусах» представлено раздельное электродистанционное управление с сайдстиками;
  • сложность управления на самолетах «Боинг» несколько ниже;
  • Boeing может пилотироваться только человеком, Airbus – еще и работать под контролем компьютера;
  • обе компании устанавливают на машины системы механического резервирования электрики;
  • средняя заполненность «Боингов» значительно выше, «Аэробусы» часто летают при 60–80% нагруженности.

Сравнивая компании и их машины в целом, видно, что различие не настолько заметно. У каждой есть свои достоинства и недостатки, которые являются достаточно умеренными.

Характерные отличия во внешнем виде

Многие путешественники, глядя на самолеты, не понимают, как отличаются «Боинги» от «Аэробусов». Все гражданские лайнеры, предназначенные для перевозки людей, похожи друг на друга. Особенно это касается передовой технологичной авиации двух компаний, борющихся за лидерство. Но различия существуют, их можно заметить невооруженным глазом. Достаточно обратить внимание на некоторые детали.

Характерные отличия во внешнем виде Боинга и Аэробуса

Как отличить Boeing с Airbus внешне:

  • средняя длина самолетов «Боинг» примерно на 3,28 м больше, но по высоте «Аэробусы» чаще всего выше;
  • нос у «Боингов» заостренный, на «Аэробусы» устанавливают носовую часть более закругленной формы с обтекаемой поверхностью;
  • хвосты у самолетов фирмы Boeing имеют незначительный изгиб, Airbus же делают их абсолютно прямыми без отклонений;
  • двигатели на «Боингах» вытянутые и похожи по форме на овал, на «Аэробусах» они всегда круглые;
  • стекла в кабине Boeing зауженные и разделены на отдельные секции, в Airbus они прямые и цельные без деления;
  • шасси на самолетах «Боинг» убираются путем складывания, на «Аэробусах» они втягиваются внутрь в начальном положении;
  • винглеты и шарклеты у Boeing небольших размеров, на машинах Airbus они длинные и высокие.

Каждый может заметить различия во внешности самолетов двух компаний, если рассмотреть их ближе. Некоторые отличия остаются незаметны для обычных пассажиров, их можно определить только специалисту или опытному пилоту, который регулярно видит самолеты.

Основные конструкционные различия

Конструкционно между Boeing и Airbus также есть отличие и даже не одно. Почти все популярные модели выполняются по одинаковой схеме, поэтому серьезные различия в конструкции между самолетами внутри каждой компании минимальны и встречаются редко. Выше упоминалось, что Boeing чаще длиннее самолетов Airbus, но по высоте он уже уступает. Ярким примером выступает крупногабаритный A380. Этот самолет произведен компанией Airbus и имеет на борту две палубы, предназначенные для 850 пассажиров. Его длина составляет 73 метра, а высота – 24.

Основные конструкционные различия Boeing и Airbus

Средние показатели размаха крыла на «Аэробусах» немного выше, благодаря чему они меньше весят и потребляют не такое количество топлива. Стробы, производящие регулярные вспышки света для возможности заметить другие самолеты при полете, тоже различаются. На Boeing они одинарные и светятся постоянно, а на Airbus двойные и имеют маленькую вспышку, которая периодически увеличивает яркость свечения.

Двери на «Боингах» открываются классическим распахиванием, а на «Аэробусах» они отодвигаются. Во втором случае их использование комфортнее и безопаснее. По вместимости Airbus намного превосходит Boeing. Среднее количество пассажиров на первом составляет 700 человек, на втором – 500. Если не учитывать A380, то «Аэробусы» все равно будут иметь преимущество по этому критерию. Но оно условно, так как заполненность на этих самолетах обычно неполная, что говорит о переизбытке кресел внутри салона.

Самые распространенные модели самолетов

При общем сравнении парков компаний не учитываются мелкие детали, связанные с отдельными моделями. Для более полного понимания важно изучить их. Оба производителя выпускают авиалайнеры, которые пользуются повышенной популярностью или обладают заметными особенностями. Именно благодаря таким машинам они заняли лидирующие позиции на мировом рынке авиации.

Наиболее популярные модели:

  1. Boeing 737. Самый массовый турбовентиляторный самолет для перевозки пассажиров, произведенный в количестве почти 9 тысяч экземпляров. Модель выпускалась в нескольких модификациях, которые были призваны модернизировать устаревающие элементы, обеспечив комфортную и безопасную эксплуатацию самолета на линиях. Он может вмещать до 215 пассажиров и поставляется с разными компоновками салона. Последней модификацией стал 737 MAX с мощными двигателями LEAP-1B.
    Boeing 737
  2. Boeing 747. В начале он был самым большим авиалайнером для пассажирских перевозок и оставался таким до появления Airbus A380. Вместимость 747 модели составляет до 524 человек при двухклассной компоновке салона. Самой продаваемой стала модификация 747-400. Последней же является 747-8, представленная в 2010 году.
    Boeing 747
  3. Boeing 777. Эксплуатация модели 777 началась в 1995, самолет почти сразу завоевал широкую популярность. Это крупнейший реактивный двухмоторный авиалайнер для пассажирских перевозок из всех используемых. Процесс его создания был особенным, так как для проектирования впервые применялся компьютер вместо классических бумажных чертежей. Вместимость «Боинг 777» достигает 400 мест при трехклассной компоновке.
    Boeing 777
  4. Boeing 787. Серьезное укрепление позиций компании «Боинг» произошло в 2011 году, когда она представила новую модель под индексом 787. Она предназначена для выполнения перелетов на дальние расстояния. Количество мест составляет до 330 единиц. Самолет получил новый тихий двигатель GEnx, отличающийся высокой степенью экономичности расхода топлива. Это делает 787 модель более практичной и привлекательной для авиаперевозчиков. Всего к середине 2019 года было произведено почти 900 таких моделей.
    Boeing 787
  5. Airbus A320. Узкофюзеляжный самолет стал первым массовым авиалайнером, получившим электродистанционную систему управления. Он вмещает до 220 пассажиров и может пролетать до 5600 км. Всего было выпущено более шести тысяч авиалайнеров, включая модификации: A318, A319, A321. Последняя улучшенная модель A320neo получила новые двигатели, расходующие меньше топлива, и может предоставить повышенный уровень комфорта для пассажиров.
    Airbus A320
  6. Airbus A330. Чуть менее популярный A330 выпускается с 1994 года и может перевозить до 335 пассажиров. Всего было создано почти 1,5 тысячи авиалайнеров этой модели. Он считается очень надежным и практичным. Последняя обновленная модификация получила название A330-300X и отличается увеличенной дальностью полета. Она основана на базовой A330-300. Также актуальной версией остается A330neo с новыми проработанными двигателями и улучшенными характеристиками.
    Airbus A330
  7. Airbus A380. Самый крупный самолет для перевозки пассажиров должен был конкурировать с Boeing 747, но сумел быстро стать неоспоримым лидером. Несмотря на преимущество во вместимости, достигающей 800 человек, он не получил широкой популярности и выпускается в малых количествах. Важной особенностью самолета считается двухпалубная компоновка, а также улучшенные условия для пассажиров – на борту имеются комнаты отдыха, кабинки для сна и душ.

Airbus A380

Чуть менее популярными стали Boeing 757 и 767. Они мало отличаются от других моделей компании и уступают имеющимся по распространению и некоторым отдельным критериям.  Также «Боинг» производит мелкосерийную версию Business Jet, предназначенную для использования при перелетах с целью проведения бизнес-встреч. Она может быть основана на Boeing 737, 747, 777 или 787. Выбор зависит от пожеланий заказчика.

Сравнение скорости

Крейсерская скорость у большинства самолетов производства Airbus выше, чем у моделей от Boeing. Поэтому преодолевают расстояния они несколько быстрее. Но гонка за скоростями опасна, так как приводит к снижению уровня надежности и безопасности полетов. По этой причине авиакомпании ранее были вынуждены отказаться от быстрых Ту-144 и Convair 880. Сочетание скорости с надежностью – важнейшая задача при построении нового самолета.

Сравнение скорости

Лучшими по соотношению скорости и надежности считаются четыре самолета фирмы Boeing: 747-8, 747-400, 777, 787. Из моделей Airbus лучший в этом показателе – A380. У первых четырех крейсерская скорость варьируется от 902 до 917 км/ч, у последнего она ограничена отметкой 900 км/ч.

Дальность полета

Оба производителя выпускают самолеты с разной дальностью полета, чтобы авиакомпании могли выбрать наиболее подходящий для каждого маршрута. Победителем в этом показателе выступает Boeing, так как его модельный ряд шире, что дает больше возможностей по подбору модели, и наибольшее расстояние преодолевает именно его авиалайнер.

Первое место по дальности занимает «Боинг 777-200LR». Второе и третье – модификации «Аэробуса A-340-500». Если выбирать самолет из соотношения дальности полета и количества перевезенных пассажиров, то лучшим вариантом становится Boeing 777. А при необходимости еще большего числа мест очевидным выбором будет Airbus A380.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Если искать отличия «Боинга» от «Аэробуса» по уровню комфорта при перелетах в экономклассе, то все будет условно. Размер кресел на обоих самолетах одинаковы. Разница заключается только в компоновке, которая зависит от авиакомпании, и удобства конкретных мест.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Поэтому базовые версии в салоне эконома практически не отличаются. На некоторых самолетах Airbus сильнее слышен шум двигателей и уже полки для ручной клади, но разница для большинства людей будет неощутимой.

Бизнес-класс различается сильнее. Практически все самолеты имеют мягкие широкие кресла с возможностью трансформации в кровать, а у каждого пассажира есть личные шкафчики. Но в авиалайнерах Airbus также присутствует возможность заказа частных апартаментов, можно пользоваться комнатой отдыха, посещать SPA-центр, ходить в душ.

Комфорт для пассажира в Аэробус

В бизнес-классе Аэробусов зачастую имеются раздвижные стены, создающие отдельное пространство. Кроме того, самолеты оснащены улучшенной вентиляцией, обеспечивающей свежий воздух и нормальное давление.

Статистика катастроф – кто надежнее

Выбирая, какой самолет лучше, важным критерием выступает надежность. Если сравнивать в целом, то минимум аварий происходит у Airbus, но и полетов у них значительно меньше – 35 аварий на 28,3 млн рейсов. У Boeing этот показатель намного выше – 251 крушение на 461 млн рейсов. При подсчете станет ясно, что «Боинги» попадают в аварии более чем в два раза реже. Это автоматически делает их безопаснее самолетов от «Аэробус». Также преимущество американских авиалайнеров в расположении аварийных люков и дверей, которое позволяет спастись большему числу пассажиров при крушении.

Статистика катастроф – кто надежнее Боинг или Аэробус

Многое зависит и от конкретной модели самолета. Надежнее всех считаются: Boeing 777 и Airbus A340. На этих авиалайнерах соотношение количества катастроф к летным часам минимально. Самыми опасными стали Boeing 737 с Airbus A310. У первого одна авария приходится на 507,5 тысяч часов полета. У второго – на 1,06 млн.

Выводы: какой производитель лучше

Сравнить «Боинги» и «Аэробусы» нельзя, так как обе компании производят передовые самолеты с определенными плюсами и минусами. Даже внутри своих модельных линеек производители создают самолеты, которые конкурируют друг с другом. В большинстве случаев выбор между «Аэробусом» и «Боингом» должен основываться на личных предпочтениях, учитывая имеющиеся отличия.

Boeing 377 Stratocruiser, 1947

Компания Boeing активно использовала свои разработки в области военной авиации при создании авиалайнеров. По заказу Pan American, которая окончательно избавилась от конкуренции с американскими авиакомпаниями на трансатлантических маршрутах, на основе знаменитого бомбардировщика B-29 Superfortress была создана модель 377, которую назвали Stratocruiser. Герметичный фюзеляж позволил совершать полеты на высоте 9000 м — так удавалось добиться большей скорости. Большой диаметр фюзеляжа обеспечил не только простор салона, но и возможность разместить под ним небольшое помещение, которое обычно использовалось как лаундж-бар для пассажиров. В зоне винтов были размещены туалеты — разделенные по половому признаку, как тогда было принято, а перед ними два четырехместных купе, в которых некоторые авиакомпании устраивали спальные места. Откидные спальные полки были и в основном салоне — но их было меньше, чем пассажирских кресел. До 1952 года в авиакомпаниях не существовало разделения на классы, все пассажиры получали одинаковый набор услуг. Но за возможность спать лежа надо было доплачивать. Впрочем, ширина и шаг обычных кресел позволяли отдохнуть и в них. Но все же за 12-14 часов полета (самолеты летали медленно) многим пожилым людям и детям предпочтительнее было иметь возможность поспать.Аналогичные возможности предоставлялись и на борту конкурентов Stratocruiser — DC-7 или Lockheed Constellation. Даже в СССР при проектировании первой версии Ил-18 у него был вариант со спальными местами.После появления реактивной техники крупнейшие авиакомпании стали выводить Stratocruiser и другие поршневые самолеты из своих флотов, и в конце 1950-х многие из них отправились в авиакомпании второго эшелона, которые увеличивали число мест в них с типичных 75-80 до 100-115 — в том числе ставили кресла в лаундж на нижней палубе. Часть переоборудовали в грузовые.

Самый большой пассажирский: Airbus A380

В этой категории первое место занимает Airbus A380 в модификации 800. Это вообще крупнейший серийный авиалайнер в мире: высота — 24,1 метра, длина — 72,8 метра, размах крыльев — 79,8 метра, на двух своих палубах он может перевозить в сумме до 853 человек (в одноклассной конфигурации) на расстояние в 15 700 км.

Именно на этом самолете выполняются сегодня второй и третий по продолжительности коммерческие рейсы — из новозеландского Окленда в Дубай (около 17 часов) и из Далласа, штат Техас, в австралийский Сидней (около 16 часов). За это время самолеты преодолевают примерно треть длины экватора (первое место по длине коммерческого рейса с февраля 2017-го у рейса Qatar Airways из Окледна в Доху на Boeing 777-200LR).

В планах Airbus создание увеличенных версий этого авиалайнера — еще более вместительного A380-900 на 900 пассажиров (всё в экономклассе), а также грузовой версии A380F, которая будет второй после «Мрии» по грузоподъемности. И обе они, надо полагать, будут еще больше в длину и по размаху крыльев. Пока, впрочем, ни один такой самолет не построен: на них нет нужного количества заказов.

Самый длинный пассажирский: Boeing 747-8

Интересно, что исполинских размеров и рекордной вместительности Airbus A380 — не самый длинный пассажирский самолет в мире. Это звание носит бывший номер один среди авиалайнеров Boeing 747 в версии 8. Boeing 747-8 — это третье поколение двухпалубного 747-го, совершившего первый полет еще в 1969-м и принятый в коммерческую эксплуатацию примерно год спустя.

Рекорд этого самолета по размерам массе и вместительности среди пассажирских лайнеров продержался 36 лет — как раз до появления Airbus A380. В то же время некоторые его рекорды не побиты до сих пор. Так, именно Boeing 747-400 в 1989 году совершил самый длинный для коммерческих авиалайнеров беспосадочный перелет, преодолев расстояние в более чем 18 000 км из Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут. При этом ни груза, ни пассажиров на борту не было.

Boeing 747-8 производится в двух версиях — пассажирской (747-8I) и грузовой (747-8F). А в недалеком будущем, вероятно, появится и еще одна — узкоспециальная: ВВС США приглядываются именно к 747-8 как к будущему «борту номер один» — для президента США. Сейчас эту роль исполняет сильно переделанный в сравнении с серийной версией 747-200, введенный в строй еще в конце 1980-х. Примечательно, что здесь появляется русский след: в президентский борт собираются переделать Boeing 747-8I, заказанный разорившейся российской компанией «Трансаэро» и находящийся сейчас на хранении в пустыне Мохаве в США (благодаря климатическим условиям хранящиеся там на специальном полигоне самолеты практически не подвержены коррозии).

Самый объемный: Boeing 747 Dreamlifter

Как это ни удивительно, гигантская «Мрия» оказалась не всесильна. Когда компании Boeing понадобилось наладить цепочки поставки деталей для новейшего Boeing 787 Dreamliner, ее возможностей оказалось недостаточно для перевозки частей крыльев и фюзеляжа «Дримлайнера» из Японии и Европы на завод в штате Вашингтон. Более того, ни один из существовавших тогда самолетов (советский Ан-124 и собственный боинговский 747-400F) не подходил компании, а везти комплектующие морем было бы слишком долго. Тогда инженеры Boeing разработали (заметим, не без участия московского бюро компании) модифицированную версию Boeing 747, назвав ее Dreamlifter.

Отличие этого, честно говоря, довольно уродливого самолета (президенту коммерческого подразделения Boeing Скотту Карсону даже пришлось в шутку извиниться перед создателем 747-го Джо Саттером «за то, что [они] сделали с его самолетом») видно невооруженным глазом: 747-й заметно распух — диаметр корпуса самолета значительно увеличен, а для загрузки у него открывается вбок хвостовая часть.

В результате инженерам удалось добиться рекордного объема внутри в 1840 кубических метров. Заметим, что Dreamlifter не уникален. Ранее с теми же целями были построены американский Aero Spacelines Super Guppy (на нем перевозили и перевозят детали космических аппаратов) и европейский Airbus Beluga, который доставляет части самолетов на завод в Тулузе. Оба они, правда, имеют меньший полезный объем.

Европейский самолетостроитель Airbus вновь опередил Boeing

Крупнейшим самолетостроителем мира третий год подряд остается европейский аэрокосмический концерн Airbus. В 2021 году клиентам было передано 611 пассажирских и грузовых самолетов, сообщила 10 января эта зарегистрированная в Нидерландах франко-германо-испанская компания.

По данному показателю она значительно опередила своего единственного реального конкурента Boeing, с которым Airbus с переменным успехом вот уже несколько десятилетий борется за мировое лидерство. Американская корпорация, согласно обнародованным ей 11 января данным, поставила заказчикам 340 лайнеров.

Кризис из-за B737 Max все еще тормозит корпорацию Boeing

После рекордного 2019 года, когда клиенты Airbus получили 863 самолета, производство в первый год пандемии коронавируса снизилось до 566 машин, однако в минувшие 12 месяцев постепенно нарастало. Одновременно на 507 лайнеров увеличился портфель заказов, который на конец 2021 года составил 7082 воздушных судна. Таким образом, европейский самолетостроитель обеспечен работой как минимум на целое десятилетие.

В то же время у Boeing портфель заказов увеличился в прошлом году на 535 машин, сообщила американская корпорация на следующий день после отчета Airbus, пересчитав полученные, аннулированные и перенесенные заказы. Так что по этому показателю она, по всей видимости, вернула себе мировое лидерство.

Это говорит о том, что корпорация Boeing явно выходит из тяжелого кризиса, вызванного аварией двух самолетов B737 Max, из-за которых эта модель с марта 2019 года по ноябрь 2020 года была запрещена к эксплуатации во многих странах мира.

Американский производитель авиатехники, аналогично своему европейскому конкуренту, все еще страдает от последствий пандемии. Это особенно сильно затронуло мировую гражданскую авиацию, что привело к отмене предварительных заказов на самолеты несколькими авиакомпаниями.

Хорошие перспективы у региональных самолетов Airbus A220

Но теперь в отрасль возвращается оптимизм, о чем свидетельствует значительный рост спроса на продукцию обоих производителей. При этом львиная доля заказов традиционно приходится на среднемагистральные самолеты. У Airbus это модернизированные и более экологичные лайнеры семейства A320 Neo, у Boeing, соответственно, те самые B737 Max.

Как раз под самый конец прошлого года, в середине декабря, концерн Airbus одержал весьма показательную победу. Австралийская авиакомпания Quantas, намеренная в ближайшие 13 лет обновить свой флот среднемагистральных и региональных самолетов для полетов внутри страны, приняла принципиальное решение полностью заменить американские «Боинги» на европейские «Эрбасы». Объем заказа включая опции, оформление которого ожидается до конца 2022 года, может составить до 134 самолетов. Речь идет как о различных модификациях семейства A320 Neo, так и о самолетах A220.

Эти региональные самолеты на 100-165 пассажиров были первоначально разработаны канадской компанией Bombardier, которая затем продала всю программу концерну Airbus. C 2018 года лайнеры называются A220 и пользуются быстро растущим спросом. Так, в 2020 году европейский авиастроитель передал заказчикам 38 самолетов этого семейства, а в 2021-м — уже 50, к тому же получил 64 новых заказа, так что их общее число составляет теперь 475 машин.

Airbus A300-600ST Beluga

«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.

Характеристики и размеры:

  • Длина: 56,15 м
  • Размах крыла: 44,84 м
  • Экипаж: 2 чел.
  • Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
  • Макс. скорость в полете: 1000 км/ч
  • Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)
  • Макс. взлетная масса: 155 т

Airbus — история бренда

Airbus SE (Эирбас) — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus. Штаб-квартира располагается в Бланьяке, пригороде Тулузы, Франция. Компания на 100% принадлежит одноименной промышленной группе, она производит более 50% авиалайнеров в мире и является основным конкурентом компании Boeing.

После Второй мировой войны в мировой аэрокосмической промышленности доминируют Соединенные Штаты. Douglas, Boeing и Lockheed за время войны разработали множество моделей самолетов, которые затем модифицировали под гражданские нужды (DC-6, Boeing 377, Constellation и т.д.). Появление турбореактивных двигателей знаменует собой начало эры реактивных самолетов, а новейшие самолеты (DC-8, Boeing 707, Boeing 720) доминируют на рынке авиаперевозок. В Европе инфраструктура авиационной промышленности была частично разрушены во время войны, но производство быстро возобновилось, и первые самолёты, оснащенные турбореактивными двигателями (Caravelle of Sud-Aviation, Trident of Hawker-Siddeley, VC10 Vickers, BAC 1-11 British Aircraft Corporation и т. д.) были выпущены в 1950-х годах, однако они не достигли того же успеха, что и их американские конкуренты и не могли проникнуть на рынок США.

В 1960-х годах массовый воздушный транспорт находился на подъеме. На Парижском авиасалоне в 1965 году крупнейшие европейские авиакомпании проводят неофициальные дискуссии о своих потребностях в самолётах на короткие и средние расстояния, чтобы отреагировать на рост перевозок. Американские производители начинают разработку широкофюзеляжных самолетов (Lockheed L-1011, Boeing 747 и т. д.), в то время как Европе нужны лайнеры, приспособленные к перелётам на короткие дистанции. Некий вариант междугороднего авиа-автобуса — Airbus.

Многие компании начинают разработку собственных самолетов для европейского рынка: проект Galion французской компании Sud-Aviation, лайнер BAC 1-11 компании British Aircraft Corporation, проект Trident от британской компании Hawker-Siddeley и т.д. Немецкие промышленники, видя возможность увеличить свое производство, также создают исследовательскую группу из пяти компаний (Dornier, Hamburger Flugzeugbau, Messerschmitt-Bölkow, Siebelwerke-ATG и VFW). Эта группа, названная Airbus Studiengruppe, изучала возможность международного сотрудничества. Затем British European Airways объединила восемь европейских авиакомпаний в октябре 1965 года во время симпозиума, посвященному рынку Airbus. На нем был показан франко-британский проект, рассчитанный на 200–225 пассажиров с дальностью полета 810 морских миль, стоимость которого была на 20–30% меньше, чем у американских конкурентов.

В 1965 году немцы преобразовали свою исследовательскую группу в более организованную и скоординированную структуру — Arbeitsgemeinschaft Airbus, которая была нацелена на разработку большого четырёхдвигательного самолёта в сотрудничестве с другими европейскими партнерами.

В начале 1966 года французские авиастроительные компании Sud-Aviation и Dassault также обсудили проект двухдвигательного реактивного самолёта. Видя повышенный интерес отрасли, правительства Германии, Великобритании и Франции соглашаются создать единую компанию. От Германии в неё вошла Arbeitsgemeinschaft Airbus, от Великобритании — Hawker-Siddeley и от Франции — Sud-Aviation. 15 октября 1966 года был подготовлен и направлен трем правительствам запрос о финансировании. Разрабатываемый самолёт получает название Впервые проект представлен под названием Airbus A300.

В начале 1967 года размер A300 был существенно пересмотрен в сторону увеличения. Французы и британцы соглашаются передать управление исследованиями и разработкой Франции, при условии, что Rolls-Royce будет является поставщиком двигателей для новых самолетов.

В 1967 году был представлен проект на 300 пассажиров, стоимость разработки составляла 190 миллионов фунтов. Вклады в исследования и разработки распределились между Великобританией (37,5%), Францией (37,5%) и Германией (25%).

25 июля 1967 года был подписан проект соглашения для «укрепления европейского сотрудничества в области аэрокосмических технологий». В сентябре 1967 года в Лондоне был подписан меморандум о взаимопонимании по запуску первого этапа проекта А300.

В течение нескольких месяцев после подписания меморандума правительства Франции и Великобритании выражают сомнения в целесообразности проекта. Авиакомпании не желают размещать заказы на A300, который они считают слишком большим. По состоянию на июнь 1968 года не было размещено ни одного заказа но новый A300. Растет и общая стоимость проекта и это сильно беспокоит власти Франции и Великобритании. Франция параллельно должна финансировать два крупных проекта (Concorde и Dassault Mercure 100), но, тем не менее, видит в A300 возможность обеспечить работу 30 000 сотрудников, в основном французов. Соединенное Королевство, также участвующее в финансировании разработки Concorde, начинает сомневаться, стоит ли дальше тратить средства на новые разработки. Кроме того стало известно, что Rolls-Royce и Lockheed подписали эксклюзивное соглашение на поставку двигателей RB211, которые ранее планировалось использовать на новых A300.

Получив эту информацию в 1968 году, французский инженер Роджер Бетейл решил адаптировать проект к имеющимся двигателям. В результате было предложено новое решение — A250, которое практически сразу было переименовано в A300B. Размеры этого самолёта были немного меньше, чем у изначальной модели A300.

В конце 1968 года Тони Бенн — министр технологий Великобритании — объявил о том, что Британия не сможет финансово поддержать проект и может отказаться от участия в консорциуме. В 1969 году Великобритания окончательно принимает решение об отказе от участия в проекте.

После выхода из проекта Соединенного Королевства, Западная Германия предлагает расширить свое участие консорциуме и увеличить свою долю в проекте до 50%. Франция и Германия подписали соглашение о сотрудничестве на Парижском авиасалоне в 1969 году с целью создания 226-местного реактивного самолета A300B. Компания General Electric в сотрудничестве с компанией Snecma теперь отвечали за поставку двигателей — CFM56.

Несмотря на отказ правительства Великобритании финансировать проект Airbus, Арнольд Холл, директор британской компании Hawker-Siddeley, уже инвестировал 35 миллионов фунтов стерлингов в разработку и изготовление крыльев для нового самолёта. Он решил объединить усилия с компаниями Sud-Aviation и Deutsche Airbus только для проекта A300B.

1 января 1970 года Sud-Aviation и Nord-Aviation объединяются в аэрокосмический гигант — компанию Aerospatiale.

18 декабря 1970 года компании Aerospatiale и Deutsche Airbus создают компанию Airbus Industrie. Головной офис новой организации находится в Париже, Франц-Йозеф Штраус назначен председателем наблюдательного совета.

Испанский производитель Construcciones Aeronáuticas Sociedad Anónima (CASA) присоединился к Airbus Industrie и приобрел 4,2% акций в новой компании, доли Aerospatiale и Deutsche Airbus снизились до 47,9% у каждой.

3 сентября 1970 года Air France размещает заказ на 6 самолётов A300B2 (одна из модификаций A300), вмещающей 270 пассажиров. Это был первый коммерческий заказ для Airbus.

28 октября 1972 года, на месяц раньше запланированного срока, первый Airbus поднялся в воздух. Это был A300B1 (одна из модификаций A300).

A300 в ливрее Air France (1974 год)

15 апреля 1974 года авиакомпания Air France совершила первый в истории Airbus коммерческий рейс. Самолёт A300 полетел из Лондона в Париж.

Чтобы рекламировать A300 и попытаться проникнуть на американский рынок, в сентябре 1973 года Airbus решила начать шестинедельный тур по Северной и Южной Америке. Сам тур прошел с большим успехом, а вот продвижение A300 на американский рынок шло крайне неудачно. Фактически, в период с 1975 года по 1977 годы американские компании не заказали ни одного самолёта у Airbus.

В январе 1977 года первая американская компания — Western Airlines заказала у Airbus 8 лайнеров A300B4 для замены устаревших Boeing 707 и Boeing 720.

В июле 1978 года Airbus начинает разработку новой модели самолёта. Вместительность A300 в значительной степени была рассчитана с учетом пожеланий компании Air France, однако для большинства компаний этот самолет был слишком большим, многие не могли заполнять эти самолеты полностью. Чтобы сэкономить на разработке, за основу для новой модели A300B10MC взяли предыдущую модель A300B. Было решено укоротить фюзеляж A300B, чтобы вместить 220 пассажиров. Но у такого решения был большой недостаток: слишком большие крылья и тяжелые шасси от прошлой модели, что привело бы к чрезмерному потреблению керосина.

Многочисленные консультации между различными участниками проекта следуют друг за другом и позволяют уточнить характеристики будущего A310. Если характеристики первой модели были продиктованы скорее политическими мотивами, то теперь компания Airbus сосредоточится на технических и коммерческих нюансах.

Первая модель A310 была показана на авиасалоне в Ганновере в апреле 1978 года. В начале 1979 года Lufthansa, Swissair, KLM, Air France и Iberia числились среди заказчиков модели самолёта A310.

Усилия по проектированию A310 позволяют британской компании British Aerospace (BAe) восстановить свою роль в европейской авиационной промышленности, поскольку для A310 необходимо создать новые крылья. BAe является национальным конгломератом, созданным британским правительством в 1970-х годах.

27 октября 1978 года было подписано соглашение между компаниями Airbus и BAe. В этот же день правительства Франции, Германии, Испании и Великобритании ратифицировали это соглашение и Великобритания официально вернулась в проект Airbus. Доли в компании распределились следующим образом: у Франции и Германии было по 37,9%, у Великобритании было 20% и 4,2% у Испании.

3 апреля 1982 года прототип A310 совершил свой первый полет.

29 марта 1983 года первые самолеты A310, оснащенные двигателями General Electric CF6-80A3 и Pratt & Whitney JT9D-7R4D1, были поставлены в Lufthansa и Swissair.

Спад в начале 1980-х годов привел к сокращению заказов и прекращению производства модели A300B в 1984 году.

Airbus предлагает модернизированную версия A300, A300-600, которая включает в себя некоторые технологические инновации от модели A310: удаление бортинженера и кабину только с двумя пилотами. Используя преимущество A310, было добавлено больше мест, в то время как максимальный взлетный вес был увеличен, сначала до 165 тонн (A300B4-600), затем до 170,5 тонн (A300B4-600R). Модель A300-600 была более успешна, чем A310.

В июне 1981 года было объявлено о старте программы A320. В то время рынок начинает проявлять интерес к сегменту самолетов среднего класса на 150 мест. Исследование, проведенное по заказу Airbus, показало, что емкость рынка для будущей модели A320 может составить около 3000 самолетов за 10 лет.

На Парижском авиасалоне Air France заявляет о своем намерении приобрести 25 самолетов A320, даже до официального запуска программы. Новый самолет Airbus должен был быть похож по размеру на Boeing 737, но должен был предлагать различные версии грузоподъемности. После нефтяного кризиса 1970 года Airbus хотела уменьшить потребление топлива на своих A320.

2 марта 1984 года была запущена программа A320. К тому времени на него уже разместили 80 заказов пять авиакомпаний.

В 1988 году Airbus выпустила A320, первый гражданский самолёт с цифровым управлением полетом, полностью управляемый компьютерами. Успех A320 был еще более очевидным, когда Airbus, конкурируя с Boeing, выиграла важный заказ от американской компании PanAm.

Первый A320 был представлен публике в Тулузе во время роскошной церемонии в февраль 1987 года.

В марте 1988 года первый самолет A320 был доставлен компании Air France, а 18 апреля 1988 года он совершил первый коммерческий полёт.

Учитывая успех A320, в ноябре 1989 года Airbus запустил проект удлиненной версии на 186 посадочных мест — A321.

Airbus A320-211

В течение 1990-х годов семейство самолетов Airbus диверсифицировалось благодаря параллельному запуску дальнемагистральных самолетов A330/A340 и расширению семейства A320.

После успеха самолета средней дальности A320, Airbus обратила взор рынок дальнемагистральных самолетов. Были возобновлены два старых проекта, начатых 1970-х годах: TA9 и TA11.

Программа TA9 переименована в A330, а программа TA11 переименована в A340, и, чтобы сократить расходы, разработка A330 и A340 ведется параллельно, и оба самолета имеют много общих технологий. Салон идентичен, кабина взята из программы A320. Помимо упрощения разработки и производства, это позволяет авиакомпаниям обучать пилотов только на одном типе самолета.

5 июня 1987 года, во время Парижского авиасалона, программа A330/A340 была официально представлена Жаном Пирсоном, тогдашним главой Airbus. К тому моменту компания Lufthansa объявила о намерении приобрести пятнадцать самолётов A340s.

14 декабря 1989 года Air Inter стал первым заказчиком A330 и сделал твердый заказ на четырнадцать самолетов.

A340 совершил первый коммерческий перелет из Франкфурта в Нью-Йорк 15 марта 1993 года. A330 совершил первый коммерческий полет в цветах компании Air Inter 17 января 1994 года из Парижа в Марсель.

Поскольку мировая экономика быстро восстанавливается после рецессии начала 1990-х годов, заказы на самолеты снова начинают расти. Крупные производители аэрокосмической продукции должны увеличить объемы производства, чтобы удовлетворить спрос компаний-заказчиков, но структура консорциума Airbus является тормозом для этого развития и роста. Управление Airbus является сложным, потому что оно разделено на четыре страны и приводит к высоким затратам на рабочую силу, длительному времени принятия решений, сокращению научных исследований и национальному соперничеству. Кроме того, каждая из национальных компаний несет ответственность за свои инвестиции и управление персоналом, а Airbus Industrie не контролирует общее управление консорциумом.

Еще в 1996 году, чтобы упростить структуру, сократить расходы и сохранить конкурентоспособность с Boeing, наблюдательный совет Airbus Industrie объявил о своем намерении реструктурировать консорциум, чтобы сделать его единой компанией. Интеграция в одну компанию помогла бы сэкономить 1 миллиард долларов в год.

Министры промышленности стран, участвующих в Airbus, угрожают прекратить свою поддержку, если Airbus не превратится в интегрированное предприятие.

В 2001 году, после консолидации европейской аэрокосмической промышленности, Aerospatiale, DASA и CASA объединились в EADS и объединили свои усилия с BAe Systems, чтобы сформировать интегрированную компанию Airbus, 80% которой принадлежит EADS и 20% BAE. Штаб-квартира новой компании расположилась в Тулузе, а ее первым президентом стал Ноэль Форджард.

В сентябре 2006 года EADS приобретает у British Aerospace 20% акций Airbus. В конце января 2007 года в СМИ появились сообщения о том, что Россия ведет переговоры о покупке 20% акций Airbus.

Модель A380 происходит от проекта, который восходит к 1980-м годам, когда Airbus планировала заняться рынком супер-гигантов и сломать монополию Boeing 747. Первые эскизы самолета, способного перевозить более 800 пассажиров, были сделаны в 1988 году, но Airbus официально не запускала свой проект до конца 1995 года, назвав его Airbus A3XX.

19 декабря 2000 года наблюдательный совет Airbus официально запускает программу A3XX, переименовав проект в A380. К тому моменту шесть авиакомпаний разместили заказы на будущий самолёт A380.

В начале 2001 года конфигурация A380 была окончательно утверждена. 23 января 2002 года началось производство первых элементов крыла.

Официальная презентация A380 состоялась 18 января 2005 года, а 27 апреля 2005 года состоялся первый полет нового лайнера-гиганта. Для двухлетнего этапа испытаний был построены пять A380.

Программа A380 сталкивается со многими проблемами и ее коммерческий запуск откладывается три раза.

Airbus A380

18-месячная задержка имеет много финансовых последствий для Airbus, приводит к дополнительным затратам на программу в 4,8 млрд евро и повышает порог прибыльности A380 из 250 самолётов при запуске программы до 270 в 2001 году, затем 300 в марте 2006 года и, наконец, 420 в октябре 2006 года.

Когда Boeing объявляет о запуске программы 787 в 2003 году, Airbus не реагирует и говорит, что это просто ответ на его A330. Но перед лицом давления со стороны авиакомпаний, Airbus начинает задумываться о конкурирующем проекте, и в сентябре 2004 года в компании дают понять, что Airbus намерен запустить программу A350.

В октябре 2004 года, хотя проект еще не был официально запущен, он объявил, что инвестиционный бюджет составит два-три миллиарда долларов и что первый полет может состояться в середине 2008 года. A350 будет основан на модели A330-500, но с новыми двигателями и новыми крыльями.

10 декабря 2004 года Airbus получает одобрение от двух своих акционеров компаний EADS и BAE Systems и начинает переговоры с авиакомпаниями. Наблюдательный совет дал положительное заключение в июне 2005 года и проект был официально запущен 6 октября 2005 года. Эта модель, однако, очень близка к A330, и может оказаться прямым конкурентом и даже помешать производству A340.

Airbus решает пересмотреть дизайн A350 и предлагает новую версию 17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо. Названный A350 XWB, он имеет гораздо больший фюзеляж, использует больше композитных материалов и выступает в роли прямого конкурента Boeing 777. Бюджет разработки составляет от 3,5 до 9, 5 миллиардов евро. Новая модель, способная перевозить до 350 пассажиров на расстояние свыше 18 000 километров, пользуется большим успехом у компаний. Airbus начал производство первых сборочных узлов A350 в декабре 2009 года, а окончательная сборка первого самолета, предназначенного для испытаний, началась 12 апреля 2012 года. Первый испытательный полет состоялся 14 июня 2013 года.

В январе 2011 года Airbus предлагает модернизированную версию A320 — A320neo, который планируют запустить в производство в 2015 году. По данным Airbus, A320neo будет потреблять на 15% меньше керосина по сравнению с A320.

17 августа 2015 года индийский лоукостер, компания IndiGo, подтвердил заказ еще на 250 A320neo на сумму 28 миллиардов евро.

14 сентября 2015 года Airbus открывает в Мобиле (штат Алабама) свою первую сборочную площадку в США.

29 сентября 2021 года объявляется о слиянии между Airbus и Airbus Group. Томас Эндерс будет генеральным директором новой группы.

14 октября 2021 года Airbus поставляет свой 10000-й самолет — A350 для авиакомпании Singapore Airlines.

15 ноября 2021 года индийский лоукостер IndiGo купил 430 самолетов типа Airbus A320 NEO на сумму 42 миллиарда евро. Это крупнейший заказ за всю историю.

В феврале 2021 года компания Airbus заявила, что планирует прекратить производство самолетов A380. В компании объяснили, что решение связано с отсутствием спроса. Так, Emirates, крупнейший покупатель этих самолетов, сократила число заказов на A380 на 39 штук. Теперь Airbus осталось поставить авиакомпании 14 лайнеров к 2021 году.

Технические характеристики понятным языком: Airbus и Boeing

Чтобы разобраться в отличиях лайнеров, не понадобится вникать в особенности авиастроения. Главная разница заключается в подходе к технологиям, поскольку европейский производитель вводит ограничения на управление. Например, пилот не может резко потянуть на себя сайдстик (он заменил привычный штурвал) или отклонить его сильнее, чем на 60˚. Считается, что мера предотвращает интенсивные воздействия при управлении воздушным судном. По мнению конструкторов, ограничения исключают ошибки пилота. Но у подхода есть недостатки: практика показала, что воздушные судна Airbus попадают в катастрофы, потому что в критический момент у экипажа нет возможности принять меры.

Кабина Boeing с традиционным штурвалом

Американская компания отказывается от подобных мер, поэтому экипаж по необходимости проводит маневры, создающие нагрузку на устройства. Но продукция B, как ее называют летчики, справляется с испытаниями.

Выбираете, лететь на Boeing 737 или Airbus 320 и раздумываете, что надежнее? На вопрос отвечает Рон Вагнер, пилот с 30-летним опытом работы:

  • Я предпочитаю B737, поскольку модель позволяет экипажу контролировать ситуацию. Я чувствую, что мы с самолетом — союзники! A320 словно критикует мои решения и подозревает, будто я неизбежно совершу ошибку. Правда, кабина у него отличается эргономичностью, но нюансы управления сводят плюс на нет.
  • Я знаю, что человеческий фактор считается главной причиной трагедий, особенно в случаях, когда погибший пилот не может выступить в свою защиту и объяснить причины принятых решений. При расследованиях учитываются факты, а не интерпретации. В авиации ведутся споры, должен ли летчик быть пилотом в полном смысле слова или выполнять функции оператора систем. Поэтому можно сказать, что Airbus исключает человеческий фактор, а Boeing обеспечивает надежность против внешних форс-мажоров. Но если вы верите, что трагедии вызваны ошибками пилотов, ознакомьтесь со статистикой: не меньше катастроф обусловлено наличием технологий, которые «исключали промахи экипажа».
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Олег

    CS100 — младший из двух самолетов семейства CSeries, входящий в низший сегмент рынка 100-149 мест. Он конкурирует с A319 и 737-600, если, конечно, на самом деле есть с чем конкурировать, и с E-190. CSeries ловко побеждает по экономике конкурентов от Боинг и Эрбас, кроме того, экономика CSeries лучше, чем у E190. Кроме того, CS100 имеет отличное время обслуживания в аэропорту по сравнению с A318 (у которого оно тоже весьма хорошее) и может выполнять безпосадочные рейсы Лондон-Нью Йорк с салоном только бизнес класс (в стиле British Airways), в отличие от A318, которому требуется дозаправка. 41% продаж — у CS100. CS300 конкурирует с A319 и 737-700, имеет отличную экономику, однако меньшую дальность. Продажи CS300 были на уровне или выше обоих конкурентов в 2011 и 2012 годах. Критики не очень корректно сравнивают продажи целого семейства Airbus или Боинг с продажами CS300 в данном сегменте. Планируется, что начало продаж будет в четвертом квартале 2014 года, что на 2 года раньше, чем A3eo и на целых 5 лет раньше, чем 7 MAX. Это составляет значимое конкурентное преимущество в предположении, что не будет задержки с началом поставок (как было со всеми новыми программами в самолетостроении в последние годы, безотносительно производителя)

  2. Patrick

    Летел недавно этим самолетом из Минеральных Вод в Новосибирск, и остался очень доволен, 4 часа полета прошли легко и незаметно. Не было особого шума, не трясло, уши не закладывало, отличная мягкая посадка в Новосибирске, несмотря на сильный ветер и дождь. Великолепный самолет. От этого самолета остались самые лучшие впечатления. Хорошая звукоизоляция, в полете не шумит, удобные кресла, мягкая посадка, да и чисто внешне Boeing 737-800 очень хорош.

  3. Алла

    Артем, звук может очень существенно отличаться. Я давно знаю как взлетают ВиззЭйры, слышу на взлете еще негромкое тарахтение что-ли. Обращаю внимание, нахожу закономерности и сравнения, летая разными типами ВС. В мае полечу 747-400 из Франкфурта в Нью-Йорк, а обратно А340-600 в Мюнхен, сравню их! У меня все Airbus звучали как-то одинаково монотонно по сравнению с Boeing.

  4. Марио

    От друга летчика, знаю, что Боинг и Эйрбас, достаточно весомо отличаются друг от друга по пилотированию, и что бы летчику летавшему на Боинге, пересесть на Эйрбас, надо переучиваться и получать лицензию, и наоборот.

  5. Ирина

    Для меня Боинг комфортнее, возможно это была и заслуга авиакомпании. И ещё шумит меньше.