Ил-66 забытый проект сверхзвукового пассажирского самолета

СОДЕРЖАНИЕ
0
17 просмотров
21 мая 2020

Ил-66 – проект сверхзвукового пассажирского авиалайнера, разрабатывавшийся с 1959 года группой конструкторов во главе с С. В. Ильюшиным. Самолет предназначался для выполнения средних и дальних рейсов. При разработке учитывался большой опыт, полученный при создании сверхзвуковых ракет. Несмотря на перспективу стать первым советским авиалайнером в своем классе, проект по созданию самолета, не выдержав конкуренции, был закрыт.

История проекта Ил-66

ОКБ имени Ильюшина в 1950 годах занималось разработкой самолета-снаряда под названием П-20. Он должен был развивать скорость до 3000 км/ч, подниматься на высоту не менее 22 км и пролетать 2500 км. Разработка такого снаряда требовала проведения дополнительных испытаний и исследований, касающихся отдельных элементов конструкции.

Самолет П-20

Самолет П-20

Выполнялся он по стандартной схеме с двигателем, вытянутым по всему фюзеляжу. Длина составляла 5,4 м при высоте 1,1 м. К концу 1969 года крылатая ракета была готова на 90%, но заказчик внезапно отказался от ее дальнейшей разработки, мотивируя это успешным завершением испытаний других моделей снарядов. Проект окончательно закрыли.

Полученный при разработке крылатой ракеты опыт был весьма ценным. Поэтому сразу после заморозки проекта по П-20 в ОКБ Ильюшин поручил группе разработчиков рассмотреть создание сверхзвукового пассажирского самолета, применив последние наработки. Наличие на производстве продвинутого оборудования для автоматической роликовой и точечной сварки стали позволило получить хороший опыт работы с листами из жароупорных материалов. Это должно было значительно расширить возможности и повысить качество создаваемого авиалайнера.

турбореактивный двигатель Р-15-300

Турбореактивный двигатель Р-15-300

Параллельно с началом работ по Ил-66 активно прорабатывались новые турбореактивные двигатели ВК-15Б и Р-15-300. Они имели форсажные камеры и выдавали около 11000 кгс. Конструкторы, отвечающие за создание пассажирского авиалайнера, выбрали именно эти двигатели – они должны были стать сердцем будущего самолета.

Первые эскизы с учетом технических особенностей подготовили очень быстро. Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер должен был обеспечивать достаточную вместимость, чтобы перевозить на регулярных рейсах не менее 100 человек, и пролетать расстояние от Москвы до Хабаровска за относительно короткий промежуток времени. Высокая скорость полета на этом маршруте имела особое значение, так как могла помочь людям сэкономить большое количество времени, что считалось полезным, с экономической точки зрения.

Эскизы подразумевали, что авиалайнер будет иметь форму по типу «утки» с передним горизонтальным плавающим оперением, а крыло получит треугольную форму. Основную часть конструкции планировали построить из стальных жароупорных сплавов повышенной прочности. На хвостовом отделении фюзеляжа предполагалось установить четыре турбореактивных двигателя.

Весной 1960 года Ильюшин лично обратился к Устинову, занимающему должность зампреда Совмина СССР, с просьбой включить разрабатываемый Ил-66 в план опытного строительства авиационной промышленности. Ему предложили доложить об авиалайнере на Техническом совете, который будет проводиться в мае.

Чертеж проекта Ил-66

Эскиз проекта Ил-66

На своем выступлении Ильюшин заверил, что наличие большого опыта в создании пассажирской авиации и выполненные работы по незавершенному проекту крылатой ракеты дают основание подготовить Ил-66 ко второй половине 1963 и представить опытный образец для летных испытаний ближе к середине 1965 года. В этом направлении были проведены специальные исследования ОКБ имени Мясищева, которые дали положительные результаты.

Тем не менее полученные итоги были признаны завышенными и идущими вразрез с доступными техпроцессами на территории Советского Союза – необходимые условия и ресурсы для реализации проекта отсутствовали.

Государственный авиакомитет назвал разработку нового Ил модели 66 чрезмерно трудной задачей. Сложность заключалась в желании достичь очень высокой скорости полета и использовании облегченных алюминиевых сплавов. Если первая проблема была частично решаемой, то вторая приводила разработку в тупик. На тот момент на территории СССР отсутствовали заводы, которые могли бы производить облегченный алюминий и делать это с необходимыми темпами. Также возникали сложности с двигателями. Они находились в разработке и не могли быть представлены для опытных самолетов в 1965 году.

Решить проблему было предложено довольно просто. Госкомитет попросил Ильюшина рассмотреть вариант создания машины с уменьшенной скоростью и применением обычного алюминия. Конструкторы внесли некоторые изменения в разрабатываемый проект, упростив его. Цель сместилась с выпуска продвинутого авиалайнера до простой попытки реализовать сверхзвуковой самолет в упрощенном виде.

Дальнейшие работы над проектом замедлились, после чего появилась нехватка времени и ресурсов. Сказалось также и то, что был представлен аналог самолета Ил-66 в лице Ту-135П. Работал он на продвинутых двигателях НК-6, выдававших тягу до 20000 кгс. К тому моменту проекту выделяли мало времени, сконцентрировавшись на разработке Ил-18, Ил-38 и Ил-62.

Самолет Ту-135П

Самолет Ту-135П

В 1963 году правительство официально отказалось от Ил-66 и назначило ОКБ Туполева разработчиком нового пассажирского скоростного авиалайнера. Тогда же конструкторы решили прекратить создание Ту-135П и начали прорабатывать Ту-144, для которого специально разработали двигатель НК-144. 31 декабря 1968 года стало датой, когда Ту-144 поднялся в воздух и был совершен первый в мире полет пассажирского сверхзвукового авиалайнера.

Самолет Ту-144

Самолет Ту-144

5 июня 1969 года Ту-144 отметил днем важного международного события, преодолев звуковой барьер, что никогда не гражданской авиации не происходило. Его эксплуатация на регулярных рейсах началась в 1975, но длилась лишь до 1978 года. Ту-144 имел максимальную взлетную массу, ограниченную 195 тоннами, разгонялся до 2430 км/ч и мог преодолеть расстояние до 3100 км. Практическим потолком для самолета стала отметка на 19000 м. Работал Ту-144 на четырех НК-144А тягой 17500 кгс.

Внешний вид самолета

Для пассажирского самолета Ил-66 выглядел нестандартно. Выбор схемы был связан с распространением треугольного крыла и установки двигателей в задней части машин. Название его компоновки было запоминающимся – утка с передним плавающим горизонтальным оперением. Применение такого решения также связано с тем, что добиться желаемых летно-технических характеристик в других вариантах исполнения было невозможно.

Внешний вид самолета

Внешний вид самолета

В остальных параметрах авиалайнер выглядел стандартно. Планировалась установка низкорасположенного крыла увеличенной площади. Пассажирский салон должен был вмещать нужное число пассажиров и ничем не отличался от аналогов в других машинах. Кабина пилотов также оставалась стандартной без примечательных новшеств.

Известны лишь немногие характеристики Ил-66

Изначально конструкторы хотели добиться максимально продвинутых характеристик. Предполагалось, что самолет сможет перевозить на борту не менее 100 человек, не считая экипажа. При этом он должен пролетать до 8000 км, не совершая ни одной посадки для дозаправки. Ожидаемая крейсерская скорость должна была составлять 3000 км/ч. Только использование аэродинамической схемы «утка» могло обеспечить реализацию всех показателей, но и этого было недостаточно.

Решение остановить разработку самолета ИЛ-66 было верным?
ДаНет

К моменту представления проекта на Техническом совете решили изменить обозначенные ранее характеристики. Поэтому самолет описали несколько иначе. По заявлениям Ильюшина, Ил-66 был способен преодолевать расстояние до 7200 км, разгоняться до тех же 3000 км/ч и перевозить от 60 до 100 пассажиров на регулярных рейсах. После предложения Госкомитета по авиации упростить технические характеристики самолета, повысив шансы на его реализацию, конструкторы постарались добиться снижения большинства показателей.

Уже после первых совещаний и переработок проекта крейсерскую скорость уменьшили до 2200 км/ч. Такое решение позволило взять за основу конструкции алюминиевые сплавы и отказаться от облегченных материалов. Также была сокращена вместимость – авиалайнер мог перевозить от 40 до 60 человек на любых рейсах. Дальность полета уменьшили до 4500 км. Публичная информация изначально ограничивалась продвинутыми критериями летно-технических качеств. Поэтому другие характеристики не разглашались и неизвестны до сих пор.

Ил-66 – перспективный проект, который не был реализован. Самолет мог стать первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером в мире, но он опережал время. Технологии и технические возможности страны на тот момент не были способны обеспечить создание опытных образцов и дальнейших серийных машин этой модели. Если бы Ил-66 представили на 20 лет позже в улучшенном виде, то он мог быть выпущен. Но проект окончательно закрыли в 1963 году, а все силы конструкторского бюро сконцентрировались на других машинах.

Комментировать
0
17 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно