Самолеты

Десантно-транспортный самолет Ан-20

Ан-20 — разработка десантно-транспортного самолета конструкторов из ОКБ имени Антонова в конце 1950-х годов. Задумывалось, что он будет создан в ближайшие годы. Основная функция самолета — перевозка тяжелой боевой техники, включая танки, с полным боезапасом и возможностью воздушного сброса груза. Однако разработка была отменена по государственному решению, и проект так и остался нереализованным.

История создания самолета

В СССР после Второй мировой войны была нехватка современных самолетов, особенно транспортных, которые могли бы использоваться в военных целях. В середине 1950-х годов ОКБ имени Антонова начало разрабатывать новые модели Ан-8 и Ан-12, которые должны были стать основой для советских военно-воздушных сил. В то же время конструкторы задумались о другом проекте, который имел большие перспективы.

Самолет Ан-12
Самолет Ан-12

Компания планировала разработать новый самолет с более высокой грузоподъемностью, который будет использоваться для выполнения стратегически важных задач. В процессе подготовки проекта они использовали опыт, полученный при создании транспортных авиалайнеров. Новый самолет смог бы перевозить любое вооружение, включая танки, на расстояние тысяч километров от базы. Это решило бы проблему нехватки войск в отдельных областях и уменьшило время их перемещения.

В 1940-х годах создание самолета, который мог бы выполнять такие задачи, было невозможным. Однако все изменилось с выпуском продвинутого турбовинтового двигателя НК-12, который был разработан для межконтинентальных бомбардировщиков Ту-95. Его мощность составляла 15000 л. с., что достаточно для переброски тяжелых грузов. Двигатель был представлен в 1952 году.

Самолет Ту-95
Самолет Ту-95

Проект самолета Ан-20 был разработан конструкторами в течение нескольких лет, а основная работа была выполнена в 1958 году. К июню они представили готовый проект и назвали его Ан-20. В будущем планировалось улучшить некоторые детали и создать прототип для проведения заводских испытаний.

В августе 1960 года авиационный комитет отменил реализацию проекта, поскольку решил создать более совершенный самолет с улучшенными характеристиками.

Описание конструкции

Планировалось, что Ан-20 будет выполнен в виде моноплана с цельнометаллической конструкцией. Его крыло будет трапециевидным и расположено высоко, а оперение будет однокилевым и относиться к кессонному типу. Крыло будет оснащено двухщелевыми закрылками, которые можно будет выдвигать и убирать с помощью гидросистемы и дистанционного управления. Для работы самолета будет использоваться два турбовинтовых двигателя НК-12 или НК-12М с реверсивными винтами диаметром 640 см и четырьмя лопастями.

Двигатель НК-12
Двигатель НК-12

Тип шасси — трехопорный. Передняя часть имела два колеса размером 110×40 см, а основные опоры, состоящие из четырех колес размером 145×52 см, располагались под фюзеляжем в области крыла. После взлета передняя стойка складывалась внутрь фюзеляжа, а основные опоры складывались в переднюю сторону в обтекатели шасси. Давление в пневматике колес позволяло взлетать и садиться даже на грунтовой взлетно-посадочной полосе.

В самолете находится носовая кабина пилота для пяти человек. За ней есть место для 27 военных сопровождающих. Хвостовая часть обеспечивает удобство при грузовой работе. Она приподнята вверх и имеет специальный люк больших размеров с двумя створками. Первая створка является проходом 2,8×2,4 м, а вторая — трапом. Во время десантирования нижняя створка фиксируется в горизонтальном положении для увеличения напольной части фюзеляжа.

Описание конструкции
Самолет Ан-20

Грузовую кабину предполагалось использовать для перебрасывания до 170 солдат или нескольких боевых бронемашин. Десантирование должно было осуществляться четырьмя потоками. Два из них производились бы через специальные малые люки в нижней части фюзеляжа в начале кабины. Еще два – через основной грузовой. Вдоль стенок могли быть установлены складывающиеся сидения для десантников. На полу предусматривалась установка системы крепежей для груза или боевой техники. Рассматривался вариант выпуска дополнительной модификации самолета для использования в медицинских целях. Отличалась машина наличием стандартизированных военных носилок для транспортировки 144 человек.

Летно-технические характеристики Ан-20

Неизвестны точные размеры самолета, но известно, что размах крыла будет 58 метров, а его площадь — 278,8 м². Грузовая кабина должна быть достаточно большой для перевозки оборудования и поэтому будет иметь длину 21 метр, а ее ширина и высота могут быть соответственно 3,6 и 3,5 метра. Люк для погрузки и разгрузки будет иметь размеры 10,1х3,8 метра. Максимальный вес при взлете составит 108,3 тонн, а вес пустого самолета неизвестен.

Летно-технические характеристики Ан-20
Летно-технические характеристики Ан-20

Ан-20 мог бы использоваться с двумя двигателями НК-12М, каждый мощностью 15000 л.с. Эти двигатели позволяли самолету разгоняться до скорости 690 км/ч при полной нагрузке. Дальность полета зависела от загрузки и составляла от 2700 до 5000 км. Максимальная высота полета составляла 12000 м. Для взлета требовался разбег около 1000 м, а для посадки – пробег до 1200 м.

Транспортные самолеты оснащались вооружением только для оборонительных боевых действий. На Ан-12 устанавливалась всего одна установка в корме, состоящая из двух пушек АО-9 калибра 23 мм. Она могла вести огонь автоматически через радиолокационное оборудование или управляться бортовым инженером из кабины пилотов.

Дальнейшее развитие проекта и ВТ-22

Конструкторское бюро занялось новым проектом, названным ВТ-22, после приказа о закрытии разработки Ан-20. Этот самолет был следующим шагом в развитии предыдущей работы, частично повторяющим Ан-20, но с улучшенными характеристиками.

Самолет ВТ-22
Самолет ВТ-22

Моноплан ВТ-22 имел необычную конструкцию, оснащенную крылом, установленным по типу «обратная чайка». Черта, отличающая его от других самолетов, заключалась в наличии излома возле фюзеляжа, придававшего ему сходство с крыльями птицы. Шасси включало четыре основные четырехколесные опоры и дополнительную двухколесную носовую. В качестве силовой установки использовались четыре модифицированных двигателя НК-12МВ.

Грузовая кабина ВТ-22 имела габариты, достаточные для перевозки среднеразмерной боевой техники. Ее длина составляла 30 метров, а ширина и высота – 4,4 метра. Самолет мог перевозить груз весом до 50 тонн, но масса десантирования ограничивалась 15 тоннами. Максимальная скорость ВТ-22 должна была составлять 650 километров в час, а предельное расстояние полета – 4000 километров при умеренной нагрузке. Несмотря на перспективные характеристики, проект ВТ-22 был отменен, но на его базе был создан серийный самолет Ан-22, который выпущен в 1969 году.

Ан-20 мог выполнить задачи в ВВС СССР и обеспечить быструю переброску боевой техники, но правительство хотело более продвинутый самолет, поэтому проект не был реализован. Вместо этого, Ан-20 стал основой для отмененного ВТ-22, который в свою очередь послужил базой для успешно выпущенного Ан-22.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Инна

    Безумно познавательная информация. Есть над чем поразмышлять.

  2. Нина

    Это сегодня самое лучшее, собственно что легко было узреть по этой тематике. Огромное спасибо

  3. Наталья

    Ваша заметка оказала на мой внутренний мир здоровое ощущеньице. Поделюсь естественно с товарищами

  4. Тамара

    Так давно разыскивал данную статью. Выискал на этом web-сайте. Благодарю покорно

  5. Александр

    Довольно многообещающий проект, искренне жаль, что Ан-20 не получил возможности доказать себя в действии. Учитывая спецификацию и инженерные решения, думаю он мог стать ценным дополнением в воздушном флоте Советской армии.