Самолеты

Яковлев Як-44

Разведка играет ключевую роль в решении задач по государственной безопасности и защите территорий. Вооруженные силы не могут успешно действовать против врага, если их действия будут неожиданными. Для эффективного противодействия необходима полная информация о противнике, его местонахождении и передвижениях как на суше, так и на море.

Для СССР и нынешней России, с их обширными территориями, всегда была актуальной проблема дозора за отдаленными от береговой авиации рубежами. Для решения этой задачи подходят небольшие, легкие и маневренные самолеты, оснащенные специальной радиолокационной аппаратурой. Их можно использовать для снабжения сухопутных вооруженных сил и военно-морского флота, разместив на аэродромах и особенно на авианосцах. Таким образом, появилась необходимость создания самолета специального радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), что тесно связано с постройкой отечественных авианосных кораблей.

Характеристики

Краткая история и руководители проекта

Колебавшаяся со времени существования СССР и пережившая его распад, противоречивая и непоследовательная концепция постройки и боевого применения авианосных кораблей, к середине 1970-х слегка сгладила колебания и сформулировала требования, а также выдала задания по формированию состава авиационной группы кораблей, одним из которых должен быть самолет радиолокационной борьбы типа зарубежного E-2С «Хокай».

Задание получили разные КБ в т. ч. и ОКБ Яковлева, которое начало разрабатывать самолет Як-44 в 1979 году. Несмотря на наличие американского аналога, работа оказалась сложной, растянулась на полтора десятка лет и канула в лету на уровне полномасштабного макета, прихватив с собой концепцию советского (российского) авианосца островного типа с ровной полетной палубой, паровыми катапультами и атомной энергетической установкой.[/wpremark]

Впечатляет перечень фамилий конструкторов, которые возглавляли проект на протяжении многих лет. Среди них — Яковлев А.С., Левинских А.А., Яковлев С.А., Дондуков А.Н. и Митькин В.А. Однако проект был закрыт в 1993 году из-за отсутствия финансирования и отказа в строительстве атомных авианосцев. Но победа была близка. Существуют фотографии модели Як-44 с палубы авианосца «Тбилиси» (с индексом «Э» — специальный самолет) и его создателей. Та же модель была представлена публике на авиасалоне в Москве в 1992 году.

Яковлев Як-44

Самолет Як-44

Як-44 –основные задачи и модификации

В 1979 году Конструкторское бюро Яковлева начало работу над проектом самолета РЛДН, который был обозначен как Як-44Э.

Технические характеристики самолета Як-44Э были обозначены в техническом задании в том же году. По проектным ТТХ, этот самолет значительно превосходил своего конкурента — корабельный самолет ДРЛО «Хокай» (Е-2С), единственный в мире на тот момент.

Эскизы и макет полноразмерного самолета были утверждены только в январе 1990 года. Задержка в работе связана во-первых, с изготовлением радиотехнического комплекса, а во-вторых, с тем, что к разработке аналогичного самолета приступило КБ Антонова с проектом Ан-71, который позже был отклонен из-за больших размеров. После закрытия проекта Ан-71, Яковлев возобновил работы над своим проектом.

Як-44Э был создан для использования на земных аэродромах и на авианосцах, имеющих трамплины для взлета и аэрофинишеры для посадки. Он имел следующие функции:

  • осуществление надзора за приграничными территориями на суше, в небе, в море;
  • информирование вооруженных сил об обнаруженных нарушителях;
  • наведение ударной авиационной группы на обнаруженные цели;
  • управление ударной авиацией при поражении обнаруженных целей.

Макет самолета строили всей страной. Кроме опытного производства КБ Яковлева, в постройке самолета принимали участие: Ульяновское АПО, которое занималось антеннами, в Улан-Удэ изготавливали крылья, в Запорожье изготовили двигатели, испытания проводили на полигоне в Саках, а также на борту авианосца «Тбилиси» в Севастополе. А выпускать его предполагалось на авиазаводе в Ташкенте.

Вначале на Як-44Э предполагали использовать уже обкатанную на самолетах ВВП комбинированную СУ из 2-х маршевых и 4-х подъемных турбореактивных двигателей, размещенных соответственно под крыльями и в фюзеляже. Однако, размещенные внутри фюзеляжа двигатели вместе с запасным топливом занимали много места, тем самым усложняли установку радиотехнического комплекса.

Фото Як-44

В конце 1984 года в проекте было решено отказаться от использования подъемных двигателей. На самолете Як-44Э были установлены двигатели модели Д-27, произведенные в машиностроительном КБ в Запорожье. Это было уникальное изделие, не имевшее аналогов в мировом машиностроении. Благодаря этим двигателям, Як-44Э имел превосходство над зарубежным конкурентом. Эти двигатели обеспечили достаточную мощность для взлета самолета с палубы без катапульты, что отличало его от «Хокая».

А.С. Яковлев включил в свои проектные работы продолжение разработки самолета РЛДН различного назначения. Основные направления включали:

  1. Як-44Э — палубный самолет ДРЛО, построен и испытан полномасштабный макет.
  2. Як-44ПЛО — проект противолодочного самолета, в планах стояло изготовление в двух вариантах – базового и палубного.
  3. Як-44Э — наземный самолет ДРЛО для размещения на аэродромах; самолет имел улучшенный РТК и больший период патрулирования; этот вариант планировалось принять в состав ВВС СССР
  4. а также Як-44 – проекты патрульного, пограничного, транспортного, спасательного назначения.

Системы самолета

Як-44Э был оснащен радиотехническими и автоматизированными системами, которые позволяли сравнить его с летающим информационно-вычислительным центром. Эти системы обеспечивали разведчика информацией самого широкого диапазона.

  • РЛС и РТК (радиолокационная станция и радиотехнический комплекс) обеспечивала панорамный обзор и обнаружение целей в воздушном пространстве на расстоянии до 200 км, и над морем – на расстоянии дальше 300 км.
  • ПНК (Пилотажно-навигационный комплекс) определял координаты самолета в полете с учетом корректирующей информации от спутниковых и наземных навигационных систем; также ПНК вел наблюдение за состоянием систем и силовой установки самолета с дальнейшим отображением информации на дисплеях.
  • КСУ (Комплексная система управления или «автопилот») обеспечивала автоматическое пилотирование по заданному маршруту, и автоматическую посадку самолета по сигналам от наземных или корабельных средств посадки.
  • МНРС (Метеонавигационная радиолокационная станция) выдавала информацию о метеообстановке (например, о грозах) на маршруте и пути их обхода.
  • БАСК (Бортовая автоматизированная система контроля) осуществляла контроль и передачу данных о состоянии и ресурсах систем и оборудования на базу, давала прогнозы на их пригодность к эксплуатации, осуществляла тестирование агрегатов.
  • ЭДСУ (Электродистанционная система управления) – система, обеспечивающая управление самолетом и механизмами крыла в автономном режиме, в ситуациях перецентровки машины, вызванной другой компоновкой оборудования или топливными емкостями.

На борту самолета были установлены различные системы обеспечения, включая устройство выбрасывания ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

Фото Як-44

Утраченная перспектива

Як-44 — советский палубный самолет дальнего радиолокационного дозора, не имеющий индекса по классификации НАТО и хранящийся под грифом «Сов. секретно». Макет Як-44Э был запланирован для показа на Московском аэрокосмическом салоне в 1995 году, но был запрещен Минобороны. Вероятно, проект устарел, но конструкторская мысль, обогнавшая время, не утратила актуальности и до сих пор остается важной, несмотря на то, что работы над проектом Як-44Э были прекращены почти два десятка лет назад.

Як-44Э являются неотъемлемой частью транспортной, пограничной, патрульной и спасательной модификации в отдаленных районах, где отсутствуют аэродромы или когда взлетно-посадочные полосы не функционируют или являются слишком короткими. Они могут быть использованы не только внутри страны, но и могут стать конкурентными зарубежным авиалайнерам с аналогичным назначением.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах