Самолеты

Яковлев Як-23

Самолет Як-23 был разработан как один из первых реактивных самолетов сразу после Второй мировой войны. В 1947 году правительство приобрело центробежные компрессоры в Англии и поручило нескольким конструкторским бюро создать самолеты на их основе. Одно из заданий было поручено Яковлеву, который должен был создать истребитель с прямым крылом. Яковлев лично высказал свое предпочтение в пользу прямого крыла, вместо стреловидного, и его мнение было учтено благодаря его авторитету.

История создания

Яковлев принял решение создавать сразу два самолёта: Як-25 создавался официально по техническому заданию, а другая машина — Як-23 был более легкий и мобильный, он производился вначале в порядке инициативы и не афишировался. Як-23 создавался на основе уже отработанной на Як-15 и Як-17 реданной схеме, но он создавался с нуля и поэтому имел уже полноценный фюзеляж в виде полумонокока. На этом самолете использовали крыло с ламинированным профилем и щелевыми закрылками, а также вооружение, состоящее из 2 пушек, размещенных внизу передней части корпуса под мотором.

В 1947 году министерство авиапромышленности постановило закончить производство самолета Як-23 до 15 июня и провести его отработку к концу месяца. Однако в ОКБ Яковлева успели выполнить эти сроки, собрав первую опытную машину в июне. Первый полет состоялся через месяц, а 3 августа самолет был представлен на параде в Тушино. Летчик Иванов, который участвовал в заводских испытаниях вместе с ведущим инженером и закончившихся 24 сентября, отметил, что максимальная скорость машины составляет 932 км/ч, а также возможность выполнения различных фигур пилотажа.

На испытаниях Государственной комиссии в ноябре был продемонстрирован новый истребитель, который успешно прошел проверку. Во время испытаний были проведены два воздушных учебных боя с бомбардировщиком Ту-12, результаты которых показали, что Як-23 эффективно справляется с самолетами противника нового поколения. В акте Государственных испытаний было отмечено, что по характеристикам Як-23 превосходит МиГ-9 и Су-9, но уступает им только в показателе времени «уменьшения скорости». Поэтому истребитель Як-23 был принят на вооружение.

Катастрофа во время парада

В 1948 году во время репетиции парада в Тушино произошла таинственная авария, в результате которой был утерян самолет, участвовавший в Госиспытаниях. Во время полёта на высоте более 100 метров в Як-23, который управлялся летчиком Ивановым, врезался большой предмет. В результате столкновения отвалилась консоль самолета, он начал терять высоту, а летчик был выброшен и погиб.

После исследования произошедшего выяснилось, что у Ту-14, который находился впереди и на значительной высоте, отвалился балансир руля поворота, в результате чего он полетел по необычной траектории и столкнулся с Як-23.

Дальнейшая судьба Як-23

Почти год Як-23 не производился, из-за недостатков, выявленных в ходе государственных испытаний, а также из-за появления более лучшей машины Як-25. Кроме того, в начале 1948 года были проведены испытания других машин, которые также были лучше, чем Як-23. В то время считалось, что проект был закрыт, но в конце года правительство всё же решило запустить машину в серийное производство.

В Тбилиси на заводе №31, где ранее выпускали Як-17 в начале 1949 года, начали производство Як-23, разработанных Яковлевым. Из-за параллельного запуска других самолетов в серию, первые машины Як-23 были изготовлены только в октябре. В течение 1950 года было произведено 310 истребителей Як-23 с моторами РД-500.

В 1950 году на аэродроме рядом с Грозным проводились военные испытания серийных самолетов Як-23.

Пилоты оставили положительные отзывы о данной машине, которая разработана для ведения боевых действий на малых и средних высотах. Отмечается, что самолет легок в эксплуатации и может использоваться на аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. Однако, в ходе испытаний были выявлены недостатки.

  • попадание дыма в кабину летчика от двигателя;
  • неустойчивость машины при быстром увеличении тяги двигателя;
  • не срабатывала система аварийного сброса фонаря.

Як-23 не был широко использован в СССР, но многие машины были отправлены в социалистические страны. Там он был высоко оценен и способствовал развитию авиации. Фото Як-23 доступно ниже.

Фото Як-23

Як-23 в Польше

В конце 1950 года в Польшу доставлены более 100 Як-23. Они были упакованы в контейнеры и доставлены на аэродром Бемов на наземном транспорте. Сборку осуществляли советские специалисты, которые также обучали поляков. Испытания проводились советскими летчиками. 12 летчиков были отправлены в СССР для обучения на Як-17 и Як-23, после чего они обучали своих коллег. В 1951 году Як-23 был продемонстрирован на авиашоу в Варшаве, где летчики продемонстрировали высокий уровень мастерства.

Польские авиаторы положительно говорили о Як-23. Они признавали его высокую маневренность и способность успешно приземляться на неподготовленных взлетно-посадочных полосах. Более того, отмечалась избыточная мощность двигателя.

Як-23 в Болгарии

Самолет Як-23 был эксплуатирован в Болгарии с 1951 года, общее количество переданных машин составляло более 100.

Первый полет самолета в этой стране закончился неудачей. На аэродроме Граф-Игнатиево были получены самолеты, один из которых поднял в воздух пилот В. Величков, но внезапно двигатель отказал. К счастью, летчик успешно приземлился на соседнем поле. После этого больше никаких происшествий с самолетами в этой стране не произошло.

Як-23 в Румынии и других государствах

В Румынии с 1951 по конец 50-х годов использовали Як-23 для перехвата нарушителей. Было передано более 40 машин, они стали первыми реактивными самолетами в стране, которые пришлось осваивать местным летчикам.

Автомобили поставлялись также в Албанию и Венгрию с 1950 года и использовались там в течение 5-6 лет.

Яковлев Як-23

Як-23 в Монино

След Як-23 в истории

Этот самолет был произведен в ограниченном количестве. Тем не менее, его можно увидеть в музеях России и бывших социалистических странах.

  1. в Монино в России;
  2. ОКБ Яковлева, там стоит двухместный вариант;
  3. в Польше есть 5 самолётов: в Варшаве и Кракове.
  4. в Чехии;
  5. В Болгарии, в Пловдиве.

Характеристики и конструкция Як-23

Истребитель Як-23 изготовлен из сплава Д16Т, имеет полумонококовую конструкцию среднего крыла. Толщина обшивки корпуса самолета составляет 0,8-1,8 мм, а для защиты от горячих газов, выходящих из сопла двигателя, за ним установлена обшивка из огнеупорной стали. Носовая часть корпуса съемная, что обеспечивает доступ к двигателю для технического обслуживания.

Силовая установка состоит из мотора типа РД-500 и топливной системы, размещенной в пяти основных емкостях, размещенных в фюзеляже и 2-х запасных. Кабина лётчика выполнена негерметичной с катапультируемым сиденьем, лобовая ее часть защищена бронестеклом.

В фонаре есть функция аварийного сброса, кабина получает свежий воздух через воздухозаборник. Кроме того, есть система подачи кислорода и обогрева кабины. Фюзеляж разделен на три секции.

  • топливный бак в центре;
  • кабина пилота;
  • оснащение и бак с топливом.

Каркас крыла имеет двухлонжеронный тип. Обшивка сделана из дюралюминия, толщина ее составляет 1,2­–1,8 мм. Крыло имеет закрылки щелевого типа и элероны. Шасси 3-х опорное, 2 основные опоры и прячутся в полете в крыло, а передняя прячется в носовую часть корпуса. Все технические характеристики Як-23 сведены в таблицу.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах