Безопасность полетов Перелеты

Обеспечение безопасности полетов

Все виды деятельности человека в разной степени сопряжены с рисками. Поэтому вопросам безопасности уделяется большое внимание. Особенно много его в сфере авиаперелетов, связанных с пассажирскими перевозками. Вместе с безопасностью полетов в гражданской авиации введен ряд программ и терминов, закрепленных на законодательном уровне, которые направлены на минимизацию любых рисков и исключение возможных негативных факторов.

Термин «Безопасность полетов»

Под безопасностью полетов понимают общее состояние авиационной сферы, при котором риски, касающиеся деятельности авиакомпаний, выполнения авиаперелетов или эксплуатации самолетов, сведены к минимуму и подвергаются полному контролю со стороны ответственных органов. Важнейшей характеристикой при этом выступает отсутствие опасности для здоровья и жизни людей, находящихся на борту воздушного судна. Обеспечение нужной степени безопасности – большая проблема, которую активно решают производители самолетов и их эксплуатанты, принимая соответствующие меры.

Также под безопасностью в вопросах выполнения гражданских перелетов могут подразумеваться:

  • исключение каких-либо происшествий, связанных с авиацией;
  • отсутствие факторов, которые могут привести к получению ущерба сверх приемлемого;
  • корпоративная культура или деятельность, направленные на повышение безопасности.

Добиться абсолютной безопасности для авиации не представляется возможным. Присутствие рисков исключить не получится даже при максимальной степени контроля этой сферы.

Существует большое количество факторов, влияющих на безопасность полетов. Некоторые из них можно постараться минимизировать, но есть также те, которые неподконтрольны человеку. Например, возникновение опасных явлений погоды для авиации может создать ряд трудностей при полете и даже привести к аварии. Однако воздействовать на него человек не может, ограничиваясь способностью заранее предсказать метеорологическую обстановку. Хоть это и дает возможность предусмотреть опасность, далеко не всегда удается ее избежать.

Безопасная авиация

Одной из важнейших задач, которые выполняются безопасностью полетов, стало распространение информации. На территории России эту функцию выполняет специальный проект. Он является общественным и называется «Аэроконтроль. Безопасность полетов». Согласно его принципам, заинтересованные люди отслеживают авиационные происшествия, инциденты и факторы риска, после чего отправляют сведения уполномоченным органам, а также производят огласку в обществе. Главная цель проекта – информирование граждан.

Международная организация ГА, называющаяся ICAO, занимается определением показателей безопасности полетов, получая оценку из абсолютного числа происшествий, относительных аварий, которые приходятся на 100 тысяч взлетов или 100 тысяч часов полета, а также ряда иных критериев. Согласно ее подсчетам, уровень опасности авиаперелетов не так высок – гражданская авиация располагается в середине рейтинга и не особо опасна, если сравнивать ее с автомобилями или железнодорожным транспортом.

Вероятность попадания пассажира самолета в катастрофу едва ли достигает соотношения 1:500000 по общему количеству полетов.

Отличие от «Авиационной безопасности»

Зачастую этот термин путают с авиационной безопасностью, под которой понимают совершенно иное явление. Она подразумевает комплекс специальных мер, сочетающийся с людскими и материальными ресурсами, которые направлены на обеспечение защиты гражданской авиации от любой незаконной деятельности, связанной с вмешательством в функционирование авиации. При этом должны выполняться две основные цели: поддержание стабильной работы аэропортов с самолетами, а также охрана интересов пассажиров, общества и государства в вопросах выполнения авиаперелетов.

Работники аэропорта

Под акт вмешательства попадают многие виды незаконной деятельности, включая насильственное проникновение на авиационные объекты, захват или уничтожение лайнеров, удержание заложников, размещение оружия либо взрывных устройств, а также использование воздушных суден с целью причинения ущерба имуществу или окружающей среде и нанесению вреда или гибели людей. К таким действиям может быть отнесено ложное информирование о состоянии самолета, ставящее под удар безопасность судна или пассажиров.

Реализация необходимых мер осуществляется с помощью специальных мероприятий, предусмотренных международными нормами, закрепленными ICAO. На территории России авиационная безопасность регулируется ФЗ «О транспортной безопасности», а также рядом дополнительных постановлений и приказов правительства. Их выполнение контролируется Ространснадзором.

За проведение всех мероприятий, направленных на поддержание авиационной безопасности, отвечают специальные службы. В некоторых странах для этого нанимаются частые охранные предприятия, а также привлекаются ведомственные или военные структуры. В России все задачи выполняются Службой авиационной безопасности, которая может выступать от лица аэропорта, аэродрома или иного авиационного предприятия. Также возможно привлечение ведомственной охраны.

Авиационная безопасность

Для обеспечения авиационной безопасности могут применяться:

  • досмотр физического лица с личными вещами;
  • обследование содержимого багажа и ручной клади;
  • наблюдение или собеседование с физлицом.

Если человек вызывает подозрения, показывает своим видом наличие злого умысла или имеет при себе запрещенные опасные предметы и вещества, то он будет задержан. При отказе от прохождения досмотра или дополнительного осмотра физлицу будет отказано в предоставлении доступа к аэропорту и самолету с односторонним разрывом договора на оказание услуг по авиаперелету.

О государственной программе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации

Программа по обеспечению безопасности полетов ГА на территории России регламентируется Воздушным кодексом. Для этого была введена специальная статья 24.1 Федеральным законом №260 о внесении корректировок в ВКЗ РФ от 25 декабря 2012 года. Позднее она подверглась редакции со стороны ФЗ №253 от 21 июля 2014 года.

В статье содержится три основных пункта со следующим содержанием:

  1. Российские структуры управления безопасностью полетов полностью соответствуют установленным международным нормам, разработанным организацией ICAO, не имея противоречий.
  2. Правительство РФ самостоятельно определяет порядок создания и реализации систем, связанных с безопасностью, юридическими лицами. Установленные нормы регулируются Постановлением №1215 от 18 ноября 2015 года.
  3. Уполномоченный орган по ГА осуществляет сбор и анализ информации о негативных факторах, влияющих на безопасность полетов и повышающих степень опасности с рисками или создающих прямую угрозу самолету, в соответствии с установленным правительством порядком. Хранение сведений и обмен ими производится по международным стандартам, разработанным ICAO.

Безопасность полетов

Статья может быть изменена при внесении корректировок со стороны правительственных органов. Также безопасность, связанная с авиаперелетами, может в некоторой степени при определенных обстоятельствах подвергаться действию иных законов.

Что такое СУБП

СУБП – система управления безопасностью полетов, которая была официально принята ИКАО в 2013 году. Ее подробная расшифровка прописана в последней версии Приложения 19 в редакции от 7 ноября 2019 года, сопровождающем конвенцию о международной ГА. Под СУБП понимают особый подход к управлению безопасностью полетов с применением определенной системности, что также затрагивает организационную составляющую, степень ответственности и управленческие принципы с деятельностью. Документ может подвергаться новым редакциям и дополняться уточнениями или корректироваться.

К СУБП предъявляются особые требования. На территории России они выполняются специальными органами, а также посредством отдельных правил и норм, которые были официально закреплены на законодательном уровне.

Системность достигается с помощью:

  • статьи 24.1 ВКЗ РФ, где закреплено соответствие безопасности перелетов международным нормам, установленным ICAO;
  • структурного состава и деятельности исполнительных органов власти на федеральном уровне;
  • правил создания и реализации СУБП, включая сбор с применением всей необходимой информации.

Система управления безопасностью полетов

Дополнительные требования, затрагивающие СУБП, также упоминаются в нескольких федеральных авиационных правилах. Они закреплены в законах об авиационной деятельности и взаимодействии юридических лиц с авиакомпаниями.

Что такое АМРИПП Росавиации

АМРИПП – архив материалов расследований инцидентов и производственных происшествий, разработанный Росавиацией в 2014 году. Он был создан для предоставления подробных сведений и упрощения получения информации комиссиям во время расследований, а также с целью обеспечения доступа к их результатам всем заинтересованным структурам и организациям для дальнейшего проведения профилактических мероприятий по предотвращению происшествий.

Архив регулярно пополняется новыми данными, связанными с безопасностью полетов. Обновление производится ежесуточно. Для удобства работы внутри АМРИИП реализованы специальные инструменты для поиска и подбора информации по заданным критериям, которые соответствуют рекомендациям ICAO.

АМРИИП содержит:

  • документацию, связанную с расследованиями различных инцидентов и происшествий с российской авиацией, которые проводились в установленном законом порядке;
  • распорядительные документы и указания, касающиеся результатов расследований по вопросам авиации;
  • аналитические сведения в рамках безопасности полетов, а также информация о расследованиях и анализе событий, связанных с российской авиацией;
  • научно-исследовательские работы, затрагивающие проблемы безопасности авиаперелетов или вопросы предотвращения происшествий.

Получить доступ к архивам могут территориальные подразделения Росавиации и местные предприятия, связанные с ГА или авиапромышленностью. Также использовать их разрешено государственным ведомствам, занимающимся безопасностью полетов, с целью проведения расследований или проработки профилактических мер для снижения количества авиационных происшествий.

Факторы, которые влияют на безопасность полетов

Несмотря на приложение больших усилий по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, ее уровень сильно зависит от множества факторов. Они могут как оказать умеренное влияние в положительную или негативную сторону, так и привести к катастрофе.

Под фактором понимают конкретное действие, условие или обстоятельство, которое повышает или снижает вероятность успешного завершения полета. Сложная разветвленность ГА позволяет выделить сотни таких составляющих, но все они сводятся к двум основным категориям: системные и внесистемные. К первым относятся те факторы, которые связаны со свойствами авиационной транспортной системой. Вторые же исходят напрямую от окружающей среды.

Системные включают ряд внутренних факторов:

  • технические факторы – конструктивные, производственно-технологические или эксплуатационные, которые так или иначе связаны с самим самолетом и его полетом, а также безопасностью с возможностью завершения рейса;
  • человеческий фактор – опыт, действия или состояние экипажа, работа диспетчерской группы и выполнение задач инженерно-авиационной службой, что оказывает прямое влияние на вероятность завершения полета с уровнем безопасности.

Диспетчерская служба полетов

К внесистемным факторам относят опасность внешней среды и захват воздушных суден террористическими организациями. Именно они считаются наиболее опасными, так как способность повлиять на развитие событий в таком случае минимальна.

Безопасность полетов – одна из важнейших составляющих работы всей авиационно-транспортной системы. Она отвечает за стабильное выполнение задач всеми компонентами, минимизацию рисков и обеспечение информацией. Несмотря на относительность безопасности как таковой, ее важность для гражданской авиации крайне велика.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах