ВВС Беларуси Полезное

История развития и состав ВВС Беларуси

После распада СССР бывшие союзные республики обрели независимость во всех сферах. Каждое государство стало строить свою систему на основе того, что осталось в наследство от Союза. Беларусь получила значительную часть военных самолётов: транспортных, бомбардировщиков, штурмовиков. Они стали основой для крепкой системы ВВС, которой теперь Беларусь может гордиться как наиболее значительными в Восточной Европе.

История становления ВВС Беларуси

Чуть более семисот летательных единиц — самолётов и вертолётов — достались в наследство Беларуси от Советского Союза: ракетоносцы, бомбардировщики, самолёты-разведчики, истребители, перехватчики. Этот состав послужил основой для создания в июле 1992 года собственного командования Военно-Воздушных Сил. Авиабазы было решено оставить на прежних местах: Минск, Барановичи, Бобруйск, Орша, Кобрин, Поставы, Щучин, Берёза и другие.

Двумя неделями позже, в начале августа, официальный статус получили противоракетные войска. Штаб командования ПВО также находился в Минске, а авиаполки — в Мачулищах и Барановичах.

От советского прошлого стране достался 558-й ремонтный завод, один из крупнейших в СССР. Он находился в Барановичах. После обретения независимости здесь был организован главный авиационный центр: к этому располагали обширная территория, советское оборудование, удобная инфраструктура.

ОАО "558-й Авиационный ремонтный завод" в Барановичах
ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» в Барановичах

Со временем часть самолётов была выведена в резерв (законсервирована), ветхие экземпляры списаны, часть продана (например, в Перу, где благодаря разработкам компании «Белтэхэкспорт» была создана мощная разведывательная станция на базе СУ-25УБ). Появились возможности для внедрения передовых разработок и в собственные военно-воздушные силы. Модернизация имеющихся истребителей и штурмовиков проводится регулярно. Все МиГи на вооружении ВВС Беларуси называются экземплярами глубокой белорусской модернизации.

Сегодня командование воздушных сил в стране официально называется ВВС и ПВО Республики Беларусь. В 2001 году две структуры были объединены в одну. Развитие продолжается: появляются летательные аппараты, модернизированные собственными разработками. Новые самолёты преимущественно российского производства с участием белорусских специалистов. Активно развивается проектирование и применение дронов: специалисты сходятся во мнении, что в этой отрасли Беларусь делает невероятные успехи.

Символика

Опознавательные знаки ВВС Беларуси похожи на российский вариант, так как у них общие корни: ВВС СССР.

  • флаг: прямоугольник, на котором изображена эмблема ВВС и ПВО с лавровыми и дубовыми листьями, от неё расходятся в виде лучей жёлтые и голубые треугольники;
  • самолёты помечены красной пятиконечной звездой, обрамлённой тонкой красной полосой на некотором расстоянии.

Опознавательные знаки ВВС Беларуси

Рекорды

ВВС и ПВО республики Беларусь установили несколько мировых рекордов, чем подтвердили звание крупной, мощной системы:

  • время набора высоты 3 км, 6 км, 9 км и 12 км без нагрузки;
  • время набора этих же значений с нагрузкой 1 и 2 тонны;
  • скорость полёта по замкнутому маршруту длиной 100, 500 и 1000 км.

Всего за два дня (4 марта и 10 марта 2005 года) было зафиксировано 15 рекордов, все на боевых самолётах МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ
МиГ-29БМ

Катастрофы

На сегодняшний день зафиксировано 11 происшествий с белорусскими самолётами:

  1. 1996, 23 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: пилот В. Карват отвёл падающий СУ-27 от населённого пункта, разбился и получил звание Героя Беларуси посмертно. Он осуществлял учебно-тренировочный полёт.
  2. 1997, 24 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: лётчик-испытатель С. Погребан погиб при авиакатастрофе СУ-27. Полёт был тренировочным.
  3. 2009, 30 августа, город Радом, Польша: представитель командования А. Марфицкий и А. Журавлевич погибли на самолёте СУ-27УБМ. Полёт проходил в рамках авиашоу.
  4. 2010, 21 апреля, Пружанский р-н, Брестская обл.: при столкновении в воздухе двух МиГ-29 ВВС потеряли одну машину, вторая успешно приземлилась на аэродроме. Без жертв.
  5. 2010, 23 сентября, Ганцевический р-н, Брестская обл.: С. Коваленко и А. Жигайло погибли во время крушения МиГ-29. Полёт был тренировочным, повышенной сложности и происходил на малой высоте.
  6. 2011, 29 ноября, Пружанский р-н, Брестская обл.: О. Кохно, Д. Глущенко и В. Бобко погибли при катастрофе вертолёта Ми-24. Полёт был учебным.
  7. 2012, 12 июня, Новогрудский р-н, Брестскя обл.: пилот Н. Гриднёв погиб вместе с машиной СУ-25.
  8. 2014, 30 сентября, Лидский р-н, Гродненская обл.: без жертв разбился самолёт СУ-25.
  9. 2014, 11 ноября, Барановический р-н, Брестская обл.: из-за короткого замыкания загорелся МиГ-29. Без жертв.
  10. 2016, 25 апреля, Мозырский р-н, Гомельская обл.: авария с участием вертолёта Ми-24П. Без жертв.
  11. 2017, 23 февраля, Бобруйский р-н, Могилёвская обл.: на аэродроме во время взлёта загорелся МиГ-29. Без жертв. Планировался учебный полёт.

Помимо этого, к происшествиям, в которых участвовали республиканские ВВС, относят:

  • 1995, 12 сентября: был сбит один из трёх воздушных шаров, вторгшихся в воздушное пространство страны во время соревнований. Двое пассажиров погибли. Экипажи оставшихся воздушных шаров приземлились и получили штраф за отсутствие визы. Интересен тот факт, что военных предупреждали о грядущих соревнованиях воздухоплавателей и предоставляли план полёта.
  • 2012, 4 июля: в результате акции шведских граждан против нарушения свободы слова в Беларуси был отстранён от должности главнокомандующий ВВС и ПВО, Д. Пахмелкин. Провокация носила название «плюшевый десант»: легкомоторный самолёт сбросил над Минском и Ивенец плюшевых мишек с парашютиками и табличками.

Плюшевый десант

Структура

В состав ВВС и ПВО входят войска, которые в мирное время несут боевое дежурство:
1. Военно-воздушные:

  • защита воздушного пространства и государственных границ по воздуху;
  • десантирование;
  • разведка;

2. Зенитные ракетные:

  • защита воздушного пространства специальными зенитно-ракетными комплексами.

3. Радиотехнические:

  • радиолокационная разведка специальными средствами (РТС) и комплексами автоматизации (КСА);
  • разведка погоды при помощи специальных беспилотных летательных аппаратов. Примечательно, что военная авиация Беларуси успешно применяет собственные разработки в области БПЛА.

4. Войска специального назначения:

  • доставка провизии, вооружения и имущества;
  • транспортировка военнослужащих;
  • ремонт летательных единиц;
  • строительство объектов военно-авиационного назначения.

Техника и вооружение

На службе Республики Беларусь представлены все современные варианты военных летательных аппаратов. Основной состав — транспортные самолёты Ил, Ан, истребители МиГ и СУ — в Беларуси появились ещё в советское время. Из современных — зенитно-ракетные системы, некоторые транспортные вертолёты, учебные самолёты Як-40.

ВВС Беларуси

Боевые самолеты

Боевые модели самолетов:

  • МиГ-29С, МиГ-29УБ; МиГ-29БМ (белорусская модернизация) — 34;

    МиГ-29С
    МиГ-29С
  • Су-25М, Су-25УБК — 22 (ещё около 20 единиц законсервированы на хранение с советских времён);

    Су-25М
    Су-25М
  • Су-27, Су-27УБ — 27, большая часть подверглась капремонту и глубокой модернизации в 2017–2018 гг., другим это ещё предстоит.

    Су-27УБ
    Су-27УБ

Транспортные

Самолеты, используемые для транспортировки:

  • Ил-76 — 2;

    Ил-76МД
    Ил-76МД
  • Ан-26 — 4.

    Ан-26
    Ан-26

Учебные

Учебные модели самолетов:

  • Як-130 — 8 (половина из них новые, 2017 года выпуска);

    Як-130
    Як-130
  • L-39 производства Чехословакии — 10 (выкуплены у украинских ВВС).
    История развития и состав ВВС Беларуси

Беспилотники

Новое слово в ВВС и ПВО Республики — БПЛА. Разработка Военной Академии при содействии частных компаний, на базе которых происходит выпуск аппаратов. Белорусские беспилотники охотно закупают даже другие страны.

  • Гриф-1;

    БПЛА "Гриф-1"
    БПЛА «Гриф-1»
  • Бусел-М;

    БПЛА "Бусел-М"
    БПЛА «Бусел-М»
  • Беркут воздушная мишень;

    БПЛА "Беркут воздушная мишень"
    БПЛА «Беркут воздушная мишень»
  • Буревестник;

    БПЛА "Буревестник"
    БПЛА «Буревестник»
  • Indela in Sky.

    БПЛА "Indela in Sky"
    БПЛА «Indela in Sky»

Вертолеты

  • Ми-8, Ми-8-МТВ-5 (20), Ми-26 (5) — транспортные;

    Ми-8
    Ми-8
  • Ми-24В, Ми-24-Р, Ми-24К, Ми-24П (12) — ударные;

    Ми-24
    Ми-24
  • разведывательные списаны, на замену им, возможно, придут беспилотники.
Вы считаете ВВС Беларуси современными и опасными?
ДаНет

Задачи ВВС и войск ПВО

В военное время задачи ВВС и ПВО Республики Беларусь содержат:

  • отражение атак противника, уничтожение его летательных аппаратов;
  • воздушная защита населения и стратегических объектов, расположенных на земле;
  • воздушная поддержка других войск (сухопутных, морских);
  • десантирование и перехват десантов противника;
  • транспортировка кадрового состава, военнослужащих, продовольствия, боеприпасов, имущества;
  • разведка.

Когда военного положения в стране нет, военно-воздушные силы и ПВО:

  • несут боевое дежурство;
  • выполняют специальные задачи: перевозят руководящие кадры, боевую технику;
  • проводят учебные, тренировочные полёты;
  • контролируют воздушные границы государства;
  • проводят разведку.

Боевой состав

Голуб Игорь Владимирович Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь
Голуб Игорь Владимирович Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь

Штабы белорусских ВВС и ПВО равномерно распределены по территории государства.

  • главный штаб располагается в Минске;
  • две радиотехнические бригады в Барановичах и Мачулищах;
  • истребительная авиабаза с МиГами — Барановичи;
  • штурмовая база — Лида;
  • пять зенитно-ракетных бригад (Брест, Барановичи, Фаниполь, Борисов, Бобруйск) и два полка в Полоцке;
  • авиационный и учебный полигоны;
  • полк связи — Минск;

Всегда несут боевое дежурство также база обслуживания, обеспечения и охраны, инженерно-аэродромный полк, центр медицины авиации, авиационно-технический склад. Что касается дронов, их пока приравняли к авиамоделям. Служат БПЛА белорусским военным как дополнительные летательные аппараты современного уровня. Возможно, в будущем будет создан отдельный штаб по беспилотникам.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Лера

    11 происшествий это не так уж и много, но для такой маленькой страны каждая катастрофа это огромное событие.

  2. rayhan

    На самом деле 11 аварий – это не так уж и много, но для такой маленькой страны каждая катастрофа – огромное событие. Так что это должно быть известно должным образом