Полезное

Самолет самый безопасный вид транспорта

Статистика показывает, что самолет остается самым безопасным из всех видов транспорта. Тем не менее многие все равно боятся авиаперелетов. Зачастую страхи связаны с аэрофобией, которую можно легко побороть, или явлениями и ситуациями, происходящими во время полета. Во всех трех случаях нет никаких причин для паники – многие пугающие вещи оказываются вполне безопасными.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Немного про аэрофобию

Аэрофобия представляет собой иррациональный страх перед авиаперелетами, который не поддается контролю. Возникает он за несколько дней до вылета. Чаще всего страдают от такой проблемы женщины, причем наибольшее распространение она получила у людей молодого возраста.

Зачастую аэрофобию путают с обычным страхом, который становится защитной реакцией при появлении внешней угрозы.

Однако высокий уровень безопасности полетов показывает, что бояться нет причин. При осознании такого простого факта, подкрепленного статистикой, простой страх сразу исчезает. А фобия продолжает мучить человека. Именно это и отличает страх от аэрофобии.

Симптомы могут быть физиологическими или психологическими. Человек может почувствовать недомогание, нехватку дыхания или неприятные ощущения, связанные с пищеварением, также возможны проявления в виде тремора, излишней потливости или головокружения. Многие становятся раздражительными, теряют ориентацию и способность трезво мыслить, а также испытывают пессимистичный настрой с выраженной грустью.

Существует множество причин, по которым может возникнуть аэрофобия. Чаще всего с ней сталкиваются люди, привыкшие держать под контролем все в своей жизни, и те, кто пережил неприятный опыт при прошлых перелетах.

В некоторых случаях она выступает в виде следствия из другой фобии. Например, летать боятся также люди, страдающие от клаустрофобии или акрофобии. Известны случаи, когда фобия проявлялась вследствие гидрофобии во время перелета над морем или океаном.

Страх перед авиаперелетом возникает примерно у 30% людей. Они сталкиваются с обычным волнением и психологическим дискомфортом. Настоящая аэрофобия встречается только у единиц. Поэтому в большинстве случаев достаточно побороть свои страхи.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Как побороть боязнь полетов

Если боязнь перелетов переросла в аэрофобию, то справиться самостоятельно с ней будет затруднительно. В таких случаях лучше всего обращаться за помощью к психологу. Курс терапии может быть довольно длительным, но пройти его следует полностью. Специалист определит первопричину страхов и приступит к лечению.

Основным способом избавления от аэрофобии считается когнитивно-поведенческая терапия, которая зачастую дополняется экспозиционной и гипнотической. Психолог научит пациента легко справляться со своими страхами и управлять ими.

Также потребуется освоить технику контроля дыхания, способы мышечной релаксации и специальную методику отвлечения. В отдельных случаях может потребоваться прием лекарственных препаратов, но необходимость такого подхода устанавливает только личный психолог.

Если аэрофобия выражена не так ярко или представляет собой простой страх, то справиться можно самостоятельно. Достаточно следовать простым рекомендациям:

  • принять свой страх – нужно понять, что он возникает у каждого, не стоит стыдиться и бояться проявить эмоции;
  • довериться профессионалам – экипаж самолета всегда состоит из опытных пилотов, которые справятся с любыми трудностями;
  • подготовиться заранее – следует заранее собрать вещи, чтобы не создавать лишний стресс перед вылетом, также нужно удобно одеться и выбрать комфортные места;
  • отвлечься – на время перелета нужно найти занятие, которое может увлечь и вызовет положительные эмоции, также стоит сконцентрироваться на своем дыхании;
  • узнать все о рейсе – перед полетом можно почитать все о самолете той модели, которая выполняет рейс, а при появлении беспокойства на борту задать вопросы бортпроводнику.

Некоторые авиакомпании занимаются организацией специальных курсов для людей, которые боятся перелетов. Посетив их, можно узнать подробности о принципах работы самолетов, особенностях подготовки экипажа и мерах безопасности. Такие курсы помогут избавиться от страхов и научат правильно контролировать себя.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Статистика: самый безопасный вид транспорта

Подсчеты, полученные из официальной статистики, и общественное мнение сильно различаются в вопросе о том, что безопаснее для перемещения. В большинстве случаев человеческий страх использования определенного транспортного средства не имеет никакого обоснования и связан с домыслами. Проведенный ВЦИОМ опрос показал, что люди ставят на первое место по безопасности поезд.

По мнению 70% опрошенных, именно он дает меньше всего рисков при использовании. При этом самолеты были названы совершенно небезопасными. С этим согласны 84% людей, причем 33% из них назвали авиацию даже очень опасной. Автомобили отметили неоднозначно – 48% признали их безопасными.

Определить же реальный уровень безопасности – сложная задача. При проведении подсчетов нужно учитывать многие факторы. Чаще всего главными критериями выступают количество погибших на один миллион перевезенных пассажиров и общее число смертельных исходов за год. Оценивая транспорт по таким параметрам, эксперты всегда ставят авиацию по безопасности на первое место.

По статистике, при авиаперелетах погибает всего 0,02 пассажира на миллион перевозок. Если даже самолет попадет в катастрофу, то шансы выжить велики – 95%. Если говорить о серьезных крушениях с разламыванием корпуса самолета и возгоранием, то количество выживших достигает 50%.

Несмотря на однозначность статистики, ее подсчет гораздо более сложен. Многие нюансы не позволяют полноценно сравнивать разные виды транспорта, что связано с их спецификой. Поэтому чрезмерное количество дополнительных критериев значительно усложняет подсчеты, которые могут выливаться в неочевидный результат. Если оценивать рейтинг по последним данным, то самолет остается самым безопасным видом транспорта до сих пор.

Рейтинг безопасности транспорта с количеством смертей на 1,5 млрд км:

  • мотоциклы – 125 смертей;
  • велосипеды – 35 смертей;
  • метро – 25 смертей;
  • водный транспорт – 20 смертей;
  • космические аппараты – 7 смертей;
  • маршрутные такси и автобусы – 5 смертей;
  • личные автомобили – 4 смерти;
  • железнодорожный транспорт – 0,2 смертей;
  • трамваи – 0,06 смертей;
  • воздушный транспорт – менее 0,02 смертей.

Самолеты намного безопаснее любого другого вида транспорта. При этом они позволяют добраться до точки назначения в десятки раз быстрее и комфортнее. Примечательно, что количество смертности при перелетах в 10 раз ниже, чем при поездках на поездах, которые были названы самыми безопасными большинством людей.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Турбулентность — рядовое явление

При прохождении самолетом зоны турбулентности почти все пассажиры испытывают неприятные ощущения и даже страх. Иногда такое явление становится отправной точкой к развитию будущей аэрофобии. Несмотря на это, оно не представляет угрозы для самолета и всех, кто находится на борту.

Турбулентность – абсолютно нормальное явление, которое связано с атмосферой. В некоторых местах воздушные массы неоднородны, а их границы имеют разные уровни давления, что делает молекулы воздуха неравномерными по составу и плотности. Это приводит к нестабильности их несущей способности. Когда самолет пролетает через такую зону с большой скоростью, его начинает трясти.

Воздействие на корпус достаточно сильное, из-за чего турбулентность ощущается даже пассажирами. Подобное явление может наблюдаться также при завихрении воздуха от пролетающего впереди лайнера или воздействии торцов крыльев.

При разработке самолетов конструкторы учитывают максимальные нагрузки, которые будут воздействовать на машину во время полета. Принимается во внимание и турбулентность. Поэтому риск возникновения аварийной ситуации вследствие этого явления практически нулевой. За последние 25 лет не было ни одного случая, когда бы лайнер попал в катастрофу по такой причине.

Воздействие на корпус самолета при попадании в зону турбулентности сравнимо с нагрузкой на автомобиль, проезжающий по плохому дорожному покрытию. Единственный риск заключается в том, что непристегнутый пассажир рискует получить травмы, ударившись обо что-нибудь или упав.

Турбулентность сильной интенсивности создает опасность временной потери управления, но она встречается крайне редко, а пилоты всегда стараются обойти ее стороной. Ее можно легко предсказать с помощью бортового оборудования, так как возникает она в зоне действия сильных гроз, которые видны на радарах. Если облететь такой участок невозможно, то пилоты садят самолет на ближайшем аэродроме.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Где меньше всего трясет

Больше всего турбулентности подвергаются самолеты небольших размеров. Поэтому некоторые авиакомпании могут отменять рейсы на малогабаритных узкофюзеляжных лайнерах при малейшем ухудшении погодных условий. Большие же самолеты при прохождении зоны турбулентности страдают меньше, как и их пассажиры.

Внутри лайнера тряска ощущается по-разному. Сильнее всего ощутить на себе турбулентность приходится пассажирам, расположившимся в хвостовой части самолета. Меньшее воздействие она оказывает на передние ряды, где обычно находится бизнес-класс. А лучше всего себя чувствуют те, кто летит в середине салона. Возле крыльев тряска ощущается наименее выраженно. Поэтому аэрофобам и всем, кто просто боится перелетов, лучше всего приобретать билеты на места в средних рядах.

Поломка одного двигателя не страшна

Все современные пассажирские лайнеры оборудованы двумя и более двигателями. При отказе одного из них ничего страшного не произойдет, а самолет сможет продолжить полет, хотя и будет вынужден совершить аварийную посадку. Пилоты проходят специальное обучение и регулярно тренируются на тренажерах и реальных самолетах, отрабатывая разные ситуации. Одной из важнейших составляющих таких занятий выступает отработка посадки с одним работающим двигателем. Поэтому каждый пилот может посадить машину, если во время полета возникнет такая проблема.

Несмотря на возможность продолжить выполнение рейса, отказ двигателя заставляет изменить планы. Чтобы не создавать высокий риск, самолет нужно сразу же посадить на ближайшем аэродроме.

Если двигатель ломается в момент взлета, то пилоты разворачивают машину и возвращаются на землю. В редких случаях принимается решение продолжить полет, если расстояние до точки назначение не так велико, а риск аварии отсутствует.

Важнейшей проблемой, связанной с посадкой при одном отказавшем двигателе, становится остановка самолета. Дело в том, что двигатели используются также и для торможения после приземления. Осложняется положение еще и полными баками топлива, увеличивающими вес машины. Поэтому самолету может потребоваться намного большее расстояние, чтобы остановиться после посадки.

Проблему частично решают, вырабатывая топливо путем круговых полетов над аэродромом. После этого пилоты выполняют посадку. Самолет в таких случаях обычно встречают экстренные службы.

Любой лайнер с двумя и более двигателями способен лететь, если работать будет один из них. Такое требование предъявляется ко всем авиапроизводителям, без выполнения которого машина не получит сертификации. Стоит заметить, что даже отказ всех двигателей не станет причиной резкого падения – самолет некоторое время сможет планировать, опираясь на воздух, чего может оказаться достаточным для посадки.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Крылья должны гнуться

Еще во время взлета пассажиры могут заметить, что крылья у самолета начинают сильно колебаться. В этот момент также получится понаблюдать за работой механизации, обеспечивающей управление машиной в воздухе. После подъема на высоту крылья стабилизируются и выравниваются. Увидеть их колебания вновь предстоит на этапе посадки. Однако при попадании в зону турбулентности крылья могут начать сильно дергаться и изгибаться, благодаря чему они компенсируют вибрацию, передаваемую самолету от воздуха.

Переживать при возникновении такого явления не стоит. Оно считается нормой и объясняется конструкцией крепления крыльев, что обеспечивает самолету стабильный полет и исключает инциденты, связанные с воздействием воздуха на его корпус. Не было ни одного случая, когда бы это приводило к аварии. Крылья могут выдерживать изгиб до 45%.

Молнии не помеха

Во время полета в самолет может попасть молния, но это не создает никаких проблем и не влияет на безопасность пассажиров. В некоторых случаях удара могут не заметить ни пилоты, ни пассажиры. Секрет кроется в том, что современные самолеты проектируются с учетом возможного попадания молнии и обеспечиваются высокой степенью защиты.

Обшивки корпуса подгоняются плотно друг к другу, на крылья устанавливаются громоотводы, а бортовое оборудование имеет экранирующую медную сетку. Когда в топливных баках вырабатывается топливо, освободившееся пространство наполняется инертным газом, что исключает возможность воспламенения.

Такие решения позволяют защитной оболочке проводить электричество, но не допускать проникновения заряда внутрь самолета, к людям или электронике. Обычно молнии ударяют в нос лайнера, постепенно переходя к его крыльям и хвосту, после чего погашаются.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Самолет может не тонуть

Экстренные происшествия могут вынудить пилота посадить самолет на воду. В таких случаях лайнер не отправляется на дно сразу – он может держаться на поверхности еще некоторое время. При этом каждый пассажир должен надеть спасательный жилет, после чего останется дождаться спасателей.

Чаще всего самолеты держатся на поверхности воды от 10 до 40 минут. Сколько времени будет у пассажиров и экипажа, зависит от конструкции самолета, его состояния, а также воздействия со стороны ветра и моря. Если самолет получил критические повреждения, которые привели к разрушению корпуса, то время может сократиться до нескольких минут. Рекорд по длительности нахождения на поверхности воды установил DC-4, продержавшись 5 ч 34 мин.

Вспышки света в иллюминаторе

Иногда при перелете люди наблюдают странные вспышки в иллюминаторе, которые могут быть похожими на молнии. Они появляются как в светлое, так и в темное время суток. Многих такое явление пугает, но переживания напрасны – ничего сверхъестественного в нем нет.

Вспышки происходят от проблесковых огней, расположенных на законцовках крыла. Они служат для оповещения других самолетов и наземных служб о присутствии в небе лайнера. Сами огни не издают вспышек, хотя и мигают. Такой эффект образуется вследствие отражения света от маячков в облаках.

Почему самолет может уйти на второй круг

Когда самолет уходит на второй круг перед приземлением, люди на борту начинают волноваться. Такое действие не означает, что у него возникли технические проблемы, как могли бы посчитать многие пассажиры. Они могут стать одной из причин, но чаще всего это вызвано иными факторами.

Причины для захода на второй круг:

  • загруженность взлетно-посадочных полос – самая распространенная причина, часто с ней сталкиваются в крупных международных аэропортах, когда в них приземляется повышенное количество лайнеров;
  • метеорологические условия – при неблагоприятной погоде возникает плохая видимость, что требует выполнения посадки с определенного минимума высоты, зайти на которую может получиться не с первого раза;
  • ошибки пилотов или авиадиспетчеров – если перед приземлением были выполнены неверные расчеты, то самолет уходит на второй круг, чтобы произвести перерасчеты и зайти на посадку с меньшими рисками.

Если пилоты не объявили причину захода на второй круг, то не стоит беспокоиться. Риск попасть в аварию при таких обстоятельствах крайне низок.  Даже при наличии технических неисправностей вероятность выживания после экстренной посадки вблизи аэропорта или на ВПП будет крайне высокой.

Самолет самый безопасный вид транспорта

Звуки механизмов при взлете и посадке

Самыми волнующими моментами для пассажиров чаще всего становятся взлет и посадка. В эти же моменты проявляются пугающие звуки, которые люди принимают за признак технической неисправности. Однако никаких причин для паники нет – все естественно и безопасно.

Подозрительные звуки издают закрыли, наклоняясь при взлете и посадке для регуляции подъемной силы. Также может шуметь блок передачи мощности, отвечающий за стабилизацию давления внутри гидросистем. Иногда можно слышать стуки или скрипы, издаваемые шасси. Многократные постукивания, сопровождающиеся вибрацией, издаются специальным противоюзовым устройством, исключающим скольжение. Все эти звуки носят естественный характер и не говорят о наличии опасности.

Что на самом деле представляет опасность

Большинство явлений и ситуаций, с которыми может столкнуться пассажир при авиаперелете, не представляют никакой угрозы для жизни и здоровья. Тем не менее существует ряд случаев, когда опасность имеет место. Одной из самых серьезных считается обледенение. Оно происходит при прохождении самолетом зоны с переохлажденными частицами воды, которые остаются на поверхности корпуса.

Результатом становятся ухудшение несущих свойств крыла и потеря управляемости. Обледенение предотвращают путем обработки самолетов специальной жидкостью при полетах в холодную погоду и с помощью противообледенительных бортовых систем.

Также опасность представляют грозы с сильным ливнем, микропорывы со сдвигом ветра, смерчи, песчаные бури и пепельные вулканические облака. Не менее опасными могут оказаться аномально высокие или низкие температуры воздуха.

При отсутствии ошибок со стороны пилотов, управляющих судном, вероятность столкнуться с такими явлениями минимальна. Экипаж анализирует маршрут полета и оценивает возможные риски. Если на пути возникают опасные зоны, то их стараются облететь.

Иногда самолеты попадают в зоны турбулентности ясного неба, которые не имеют никаких видимых признаков и не отображаются на радах. Они представляют некоторую опасность, но только для не успевших пристегнуться пассажиров.

Несмотря на такие риски, вопрос о том, опасно ли летать на самолетах, имеет однозначный ответ: безопасно.

Практически все пугающие явления, возникающие во время полета, не несут в себе никакой угрозы для лайнера или пассажиров. И даже при аварийной ситуации нет причин для паники, так как пилоты имеют инструкции на все возможные случаи, с которыми могут столкнуться при перелете. Самолет – самый безопасный вид транспорта, что доказано статистикой.

Довод №2. У всех самолетов единые стандарты безопасности.

Главный довод в пользу надежности воздушных лайнеров — это стандарты их безопасности. В мире два крупнейших производителя самолетов: Boeing и Airbus. Обе компании сертифицируют собственный транспорт по стандартам Федерального авиационного управления США FAA и Европейского агентства по безопасности полетов EASA. Эти агентства отвечают за разработку законодательства по безопасности полетов и проверку воздушных суден. Это одна из гарантий того, что производимые средства передвижения относятся к безопасному виду транспорта.

Правила безопасности

Проблема большинства трагедий на транспорте, особенно авиационном — человеческий фактор. В тот момент, когда роботы и автоматика отказывают или не справляются, человеку приходится контролировать вообще все. А каждое решение может спасти или унести десятки жизней.

«Выбегать нужно без вещей, ‘пустым’, — говорит Дмитрий. — И прыгать на трап. Все вещи остаются в салоне самолета, вставать и открывать полку времени не будет. На такие случаи документы лучше держать при себе в какой-нибудь маленькой сумке.Если есть возможность — оказывать помощь бортпроводникам в эвакуации. Потому что могут быть инвалиды, дети, которые самостоятельно не смогут это сделать.

Во время эвакуации бортпроводники во все горло орут, что есть сил: оставить все и направляться туда-то. Их каждый год тренируют и заставляют орать в прямом смысле. Остальное зависит от пассажира».

В пассажирских перелетах есть «Правило 90 секунд», согласно которому на эвакуацию людей дается полторы минуты. Считается, что вне этого лимита шансы спасти всех существенно снижаются. Эта норма действует с 1967 года, но все это время одной из главных проблем ее соблюдения становится поведения паникующей толпы. Дело не только в стремлении забрать все свои вещи. Многие впадают в ступор, кто-то начинает снимать происходящее на телефон. В 2018-м году британское Королевское авиационное общество включило поведение пассажиров в список ключевых факторов, влияющих на исход эвакуации при катастрофе.

Важно понимать: экстренная ситуация или даже авария — не обязательно несут за собой критичные последствия. По данным Европейского совета по безопасности на транспорте 90% аварий на коммерческих транспортных самолетах относятся к категории выживаемых. Даже пожар и разрушение фюзеляжа позволяют достигнуть и соблюсти высокий уровень выживаемости пассажиров.

Международная организация гражданской авиации на нашей стороне. С 2009 по 2013 год в 87,7% несчастных случаев во время авиаперелетов не было погибших. Самолеты — все еще самый безопасный транспорт. Но нужно включать голову.

Это тоже интересно:

Старые самолеты, обледенение как причина катастрофы. Почему мы боимся летать

В 2020 году появятся летающие автомобили. Кто и зачем создает аэротакси в России

Стандарты безопасности самолетов

В 2019 году большинство пассажиров перевозят самолеты двух производителей: американской компании Boeing и европейской Airbus. Они фактически распределили между собой производство авиалайнеров и стали монополистами.

Читайте также: Топ-4 страны, в которых украинцы летают чаще всего: рейтинг SkyUp

И такая ситуация с точки зрения безопасности является положительной. Ведь оба производителя сертифицируют свою продукцию по стандартам агентств FAA и EASA, которые являются законодателями в области авиационной безопасности.

Airbus A310 и Boeing 737

Отношение авиакомпаний к безопасности

Если самолет разбивается, то для авиакомпании это огромные убытки. В таком случае авиакомпанию ждет удар по репутации, потеря самолета (например, цена Боинг 747 составляет 375 – 385 миллионов долларов), а также выплаты компенсаций родственникам пострадавших. Не исключено и судебное разбирательство, в случае, если авария произошла из-за халатности авиакомпании и ее сотрудников. Поэтому авиакомпании делают все, чтобы не произошло катастрофы. В этом им помогают регулярные техосмотры и проверки всего что только можно, перед началом вылета.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Макс

    По-моему стоит помнить о том, что каждую минуту в небе более 10-ти тысяч самолетов. При этом известия о крушениях, редкость. А вот автокатастрофы, это постоянно. Так что тем, кто боится летать, стоит трезво оценить эту статистику.

  2. Кристина

    Люди которые бояться летать хорошо знают о том, что самолёты самый безопасный вид транспорта, но страх у них иррациональный, так что это не довод.

  3. Ирина

    Одно и понятно, что самолет — самый безопасный транспорт. Всё-таки в воздухе недопустимы ошибки техников.

  4. Naira

    Летать всегда страшно.Но если смотреть с другой стороны страшно везде: корабли тонят,машины выходят из контролья,поезда прыгают иж рельсов и тд.Из дома не выходить что ли? Мне понравилась мысль о том что нужно иметь принять свой страх – нужно понять, что он возникает у каждого, не стоит стыдиться и бояться проявить эмоции.