Посадка самолета Полезное

Всё о посадке самолета

Посадка самолета – одна из самых сложных и опасных составляющих всего полета. Особенно в тех случаях, когда она становится вынужденной. Но даже при обычных перелетах у пассажиров замирает сердце, когда садится самолет. Этот процесс не такой легкий, как может показаться, на первый взгляд. Нельзя просто приземлиться, приблизившись к взлетно-посадочной полосе. Пилоты должны знать и учитывать многие факторы.

Как происходит посадка: принципы

Авиалайнеры последних моделей оборудованы множеством автоматизированных систем. Они способны пролететь весь маршрут без внимания со стороны человека. Но такой маневр, как посадка, требует участия пилота.

Обычно для этого используют курсо-глиссадную систему (далее – КГС). Она относится к точному типу захода на посадку. Благодаря информации, полученной с помощью КГС, пилот знает достоверные показатели отклонения от курса и глиссады. Такая система посадки бывает двух типов: ILS и MLS. В первом случае используется метровый диапазон, во втором – сантиметровый. Наиболее точной считается последняя.

Пилот

Сама КГС включает курсовой и глиссадный маяки, маркеры и приемные устройства. Принцип работы очень прост. Глиссадный маяк расположен сбоку от взлетной полосы, а курсовой – в ее конце. Они подают мощные сигналы, которые принимаются системами на самолете.

Когда курс ровный, то показатели равны нулю. При минимальных отклонениях один сигнал начинает преобладать над другим, что отражается на приборах. Это позволяет понять, насколько ровно летит самолет. Тип захода на посадку КГС определяется из уровня видимости и классифицируется на четыре категории. Также пилоты могут использовать радиолокационную систему, которая имеет дополнительный контроль.

Возможно приземление без применения радионавигации. В таких случаях заход называется визуальным. Он разрешен только в том случае, если пилот видит взлетно-посадочную полосу и готов к маневрированию. Также обязательным требованием считается соблюдение метеоминимумов. Если все учтено, пилот получил соответствующее разрешение и определил прямую линию, по которой самолет выполняет посадку, то он может приземляться.

Требуется уделять внимание и другим моментам. Например, посадочным характеристикам самолета. Это необходимо, чтобы правильно рассчитать нужную скорость, угол и минимальный вес лайнера.

Непринятие во внимание длины пробега при посадке самолета может привести к выезду за пределы взлетно-посадочной полосы (далее – ВПП). А превышение допустимого веса часто заканчивается повреждением шасси при контакте с ВПП и крушением. Поэтому самолеты сбрасывают топливо перед посадкой. Некоторые модели лайнеров могут приземлиться с полными баками, но после этого их ждет тщательная диагностика.

Самолеты сбрасывают топливо

К важным принципам посадки также можно отнести необходимость первичного контакта при сильном боковом ветре. Это подразумевает касание взлетной полосы только одним колесом с последующим опусканием остальных. Но это не распространяется на дождливую погоду – тогда, наоборот, посадка будет жесткой и резкой для сохранения сцепления с ВПП.

Алгоритм посадки самолета

Заход на посадку начинается примерно за 400 м над землей. Пилот рассчитывает траекторию к взлетно-посадочной полосе, выпускает шасси, закрылки, подкрылки и снижает скорость. Если в этот момент он получает отказ со стороны диспетчера или видит непреодолимые препятствия, то ему приходится уйти на второй круг. Сделать это можно до тех пор, пока самолет не опустился ниже 60 м.<

Посадочные полосы

Посадка начинается с уровня 10–25 м. Процесс приземления от этой высоты до касания колес ВПП занимает не более шести секунд. Пилоты отключают при посадке свет, чтобы в случае нештатной ситуации определить возгорание по борту самолета. Это позволит решить, в какую сторону проводить эвакуацию.

Что именно происходит при посадке:

  1. Выравнивание – показатели вертикальной скорости медленно сводятся к нулю и стабилизируются.
  2. Выдерживание – самолет плавно снижается, скоростные показатели постепенно уменьшаются.
  3. Парашютирование – вертикальная скорость возрастает, самолет тянет притяжением, подъемная сила крыльев сокращается.
  4. Приземление – происходит касание колесами шасси взлетно-посадочной полосы, фиксируются скоростные показатели.

Касание колесами шасси

После посадки остается остановить самолет. Для этого могут использоваться силы стандартных тормозов, тормозной парашют или реверс тяги двигателя. Наибольшую эффективность показывает именно последний способ.

Особые типы посадки

Обычно под посадкой понимают классическое приземление на взлетно-посадочную полосу в аэропорту. Но процедура может быть не совсем стандартной. Это касается места приземления или ее особых условий.

Варианты нестандартной посадки:

  • при отклонении с ВПП на боковую полосу безопасности;
  • с боковыми смещениями;
  • на ВПП авианосца;
  • на укороченную ВПП;
  • на водную поверхность;
  • вне аэродрома;
  • при боковом ветре;
  • при сдвиге ветра;
  • в ночных условиях;
  • при отсутствии видимости;
  • при осадках;
  • с превышением посадочной массы;
  • с частичной или отсутствующей механизацией крыла;
  • при отказе гидросистем;
  • при отказе двигателей;
  • при повреждении или отказе шасси;
  • при потере управления самолетом по курсу;
  • на фюзеляж;
  • на выпущенных спойлерах;
  • с уводом стабилизатора на глиссаде.

Посадка самолета в грозу

Каждый тип требует от пилота выполнения определенных действий. Недостаток опыта при таких обстоятельствах может оказаться критичным и привести к катастрофе. Поэтому в каждом случае диспетчер старается минимизировать всевозможные риски и свести последствия такой посадки к нулю.

Как происходит вынужденная посадка

Чаще всего – при поломке отдельных систем самолета. Например, двигателя. Также она может быть выполнена при наличии подозрений, что лайнер неисправен. В некоторых случаях самолет даже не может долететь до ближайшего аэродрома. Тогда от пилота требуется выбрать наиболее подходящее место. Может подойти прямое шоссе или заброшенная ВПП.

Вынужденная посадка самолета

Чтобы пилот посадил самолет с минимальными негативными последствиями, от него требуется проявление особой осторожности. Перед приземлением он должен связаться с диспетчером и передать сообщение о бедствии на аварийной частоте, включив соответствующие сигналы на аппаратуре. При исправности главных систем посадка происходит в стандартном режиме. Если что-то неисправно, то она может быть жесткой.

Пилоту потребуется учесть, какая система не функционирует, и постараться приземлиться максимально ровно и мягко.

При выполнении аварийной посадки на воду также нужно учесть ряд требований:

  • заход на посадку осуществляется параллельно волнам;
  • скорость должна быть настолько низкой, насколько это возможно;
  • следует предотвратить даже незначительное задирание носа;
  • шасси должны быть убраны, а закрылки – закрыты.

Аварийная посадка на воду

Аварийная посадка в ночное время также требует обязательного использования фар самолета. Они включаются на высоте 150 м. Свет позволит лучше оценить ситуацию и рассчитать траекторию посадки. Если самолет садится на мокрую полосу, фары также помогут понять, какие люки находятся под водой.

Скорость самолета при посадке

Значение посадочной скорости самолета зависит от многих факторов, включая массу лайнера и силу ветра. Чаще всего она сохраняется в пределах 250 км/ч и превышает взлетную на 20 км/ч.

Если посадка выполняется на укороченную взлетно-посадочную полосу, то потребуется снизить показатель и использовать дополнительные системы торможения.

Легкие самолеты способны садиться на скоростях около 200 км/ч или даже ниже. А наличие усиленного встречного ветра позволяет сократить ее до 130–190 км/ч. Определить такую возможность сможет только опытный пилот.

Ан-28 совершил жесткую посадку

Около 15:00 мск (19:00 по томскому времени) источник в экстренных службах сообщил, что пропавший Ан-28 обнаружен. По предварительным данным, все пассажиры живы.

Как отметили в санавиации региона, место жесткой посадки Ан-28 заметили с воздуха, рядом с судном находились люди. Экипаж и пассажиры не получили серьезных травм, сам самолет сильно поврежден. Сейчас всех находившихся на борту эвакуируют на вертолетах в Томск.

По информации «Известий», пилот воздушного судна Анатолий Прытков получил перелом ноги. Остальные находившиеся на борту серьезных травм не получили — только ссадины и небольшие повреждения.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах