Исчезновения самолетов Катастрофы

15 исчезновений самолетов самых таинственных в истории

Авиакатастрофы всегда сопряжены с большим количеством пострадавших или погибших. Но известно немало случаев, когда самолеты исчезали бесследно. Никакой точной информации о них не удавалось получить годами, а поиски заканчивались безрезультатно. Не объявлялись и пассажиры пропавших самолетов. Некоторые подобные исчезновения окутаны массой тайн и загадок, а версии о причинах случившегося порой становятся даже мистическими.

Исчезло 239 человек, летевших на Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines

Одной из последних пропаж самолета стал случай с исчезновением рейса 370, выполнявшем перелет из Куала-Лумпур в Пекин. Boeing 777 перевозил на борту 227 пассажиров и 12 членов экипажа. После вылета 8 марта 2014 года прошел примерно час, когда самолет подлетал к Вьетнаму. Тогда экипаж получил новые указания по связи с вьетнамскими диспетчерами. Через две минуты он исчез с радаров и перестал выходить на связь. Спустя шесть часов Малайзия объявила лайнер пропавшим.

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines

Восстановить картину произошедшего получилось с помощью спутников, которые получали информацию от двигателей. Согласно полученной информации, после пропажи с радаров самолет изменил курс в сторону Малаккского пролива и летел еще около 6 часов. Начавшиеся сразу поиски не дали никакого результата. Через некоторое время к берегам Перта прибило куски обшивки, которые не были идентифицированы частью потерянного рейса, но могли ими являться. Также через год были обнаружены элементы крыла возле берегов Африки.

Пропал самолет давно, но точной информации о нем нет до сих пор. Версии с техническими неисправностями подверглись большим сомнениям, так как самолет был новым и полностью исправным, а топлива должно было хватить минимум на 8,5 часов полета.

Рассматривалась версия с угоном – два иранца сели на борт по поддельным документам. Но и она не нашла подтверждений, так как оба пассажира были беженцами и таким образом пытались перелететь в Европу. Окончательные выводы гласят, что самолет был развернут намеренно и угнан или уничтожен пилотами либо третьими лицами.

Загадочная пропажа Гленна Миллера на Norseman C64 над Ла-Маншем

Гленн Миллер был популярным деятелем культуры. Он возглавлял джазовый оркестр, носящий его имя, и активно поддерживал американскую армию во время Второй мировой войны. Несмотря на возраст, составлявший уже 38 лет, он очень хотел поступить на военную службу. Миллер написал письмо в ВС США, и вскоре его взяли в армию.

15 декабря 1944 года в Англии он сел на самолет Norseman C-64 Королевских ВВС Великобритании. Его должны были перевезти в Париж, где запланирован концерт его джазовой группы. Но исчезнувшие авиалайнеры в тот день пополнили свой список еще одним случаем – Гленн Миллер так и не добрался до Парижа.

Пропажа Гленна Миллера на Norseman C64 над Ла-Маншем

Самолет с музыкантом пропал над проливом Ла-Манш, а проведенные поиски не привели ни к каким результатам. Согласно официальной версии, из-за плохой погоды произошла катастрофа, а Миллер умер. Также ходило много слухов: от нападения немецкого истребителя до убийства музыканта французским депутатом. Но наиболее правдоподобной считается версия со сбросом бомб. Член экипажа одного из бомбардировщиков, звено которых неудачно совершило налет на Германию, видел, что после сброса бомб перед посадкой над проливом маленький самолет упал в воду. Возможно, это была машина Миллера.

Трагическое исчезновение Амелии Эрхарт на Lockheed Electra

Амелия Эрхарт – самая известная из всех женщин-летчиков. Она любила самолеты с детства, а в 1923 году получила диплом, став настоящим пилотом. Вскоре она купила свой первый самолет и начала ставить рекорды.

Амелия поднялась на самую большую для женщин высоту, составляющую 4300 м, пролетела из Англии до США, а также стала первой женщиной и вторым летчиком, сумевшим перелететь всю Атлантику.

Исчезновение Амелии Эрхарт на Lockheed Electra

В 1937 году она решила совершить на самолете кругосветное путешествие. Такое рискованное дело вызвало бурю интереса. 17 марта на старте произошла авария, но Амелия от своей задумки не отказалась. Вылет был перенесен на 20 мая. В тот день все прошло по плану и на Lockheed Model 10 Electra Амелия вместе со штурманом по имени Фред Нунан полетела в кругосветное путешествие.

К июлю они долетели до Японии и должны были дозаправить самолет на острове Хауленд, на котором по специальному указу президента создали взлетно-посадочную полосу. Сесть на крошечный клочок земли Амелии должен был помочь корабль береговой охраны, с которым они связались. Но почти сразу контакт прервался, а самолет так и не появился на горизонте. Для поисков был привлечен американский морской флот и береговая охрана, но не было найдено никаких следов.

Исчезновение Амелии Эрхарт на Lockheed Electra

Официальная версия гласит, что Амелия и Фред не смогли найти остров и упали в океан, так как у них закончилось топливо. Некоторые высказывают мнения, якобы их взяли в плен японцы или они уехали жить в США, сменив свои имена. TIGHAR, занимающаяся историческими самолетами, вела свое расследование. Компания пыталась доказать, что Амелия приземлилась на необитаемый остров и оставалась там в изоляции, пока не погибла. Но такие сведения не получили точных подтверждений, хотя и были представлены доказательства в виде костей и женских вещей.

C-124 с американскими военными исчез по пути в Милденхолл

23 марта 1951 года самолет Douglas C-124A перевозил американских военных на базу Милденхолл, расположенную на территории Великобритании. На борту находилось 53 человека. Во время полета экипаж сообщил о местонахождении самолета. Вскоре после этого на борту начался пожар, заставивший летчиков срочно отправить сигнал бедствия и посадить самолет на воду неподалеку от берегов Ирландии. После приводнения пассажиры были эвакуированы на плоты.

Самолет Douglas C-124A

Для поисков был отправлен B-29. Экипаж самолета увидел плоты и людей, запускающих сигнальные ракеты. Но отсутствие спасательного оборудования на борту не позволило оказать помощь пострадавшим. Поэтому самолет передал координаты места катастрофы и стал кружить, ожидая подмогу. Вскоре топливо стало заканчиваться, из-за чего он был вынужден вернуться на базу. Когда через 19 часов к месту аварии прибыла спасательная группа, никого уже не было. Удалось найти лишь несколько обломков топливных баков, обгоревшие ящики и портфель одного офицера.

Основная версия пропажи людей была связана с активностью Советского флота. Многие утверждали, что СССР взял солдат в плен для получения ценной информации. Но никаких подтверждений найдено не было.

Пропажа самолета Латам-47 с исследователем Руалем Амундсеном

Норвежец Руаль Амундсен получил знаменитость за свои полярные исследования. Его жизнь была насыщена разнообразными событиями и путешествиями, а история всех полетов могла бы составить несколько томов. Он первым добрался до Южного полюса, перебрался через Северо-западный морской путь и многократно летал над Арктикой.

Пропажа самолета Латам-47 с исследователем Руалем Амундсеном

24 мая 1928 года Умберто Нобиле вылетел на своем дирижабле «Италия» из Шпицбергена и планировал долететь на полюса. Когда он возвращался, машина обледенела. Результатом стала страшная катастрофа, из-за которой экипаж оказался на дрейфующих льдах. Для поиска пропавших срочно была организована специальная группа, которую и возглавил Руаль Амундсен, несмотря на плохие отношения с Нобиле.

Полярнику был выделен гидроплан «Латам» с продвинутым оборудованием. Он вылетел из аэропорта 18 июня, направившись к острову Медвежий, рядом с которым должна была находиться потерпевшая бедствие экспедиция. Спустя два часа связь с самолетом была потеряна. Вскоре была отправлена вторая группа, которая должна была отыскать следы Амундсена, но найти удалось лишь топливный бак и поплавок, вынесенные на берега Норвегии. Считается, что весь экипаж из пяти человек погиб. Нобиле же был спасен другой экспедицией.

Fokker F-27 бесследно исчез в Гималаях

Турбовинтовой самолет Fokker F-27 выполнял регулярный пассажирский рейс между Пакистаном и Исламабадом 25 августа 1989 года. Примерно в 08:50 пилот сообщил стандартную информацию о полете, что стало последним радиообменом с лайнером.

Когда самолет выходил на связь, он подлетал к горе Нанга Парбат. Поэтому многие предполагают, что он разбился. На момент этого рейса лайнер налетал почти 45 тысяч часов, что довольно много для авиации того времени. Такие детали позволяют рассматривать версию с отказом двигателя или других элементов управления.

Fokker F-27 исчез в Гималаях

Вскоре после потери связи на поиски самолета была отправлена экспедиция из пакистанских военных. После трех дней никаких результатов получено не было. Позднее было организовано еще несколько наземных групп из военных и гражданских, отправившихся исследовать окрестности горы. Но следов лайнера так и не нашли. Это связывают со сложностями местности – полноценно осмотреть территорию горы практически нереально даже с привлечением авиации.

Начало бермудской легенды – пропажа гидросамолета Мartin Мariner

5 декабря 1945 года звено из 5 американских бомбардировщиков совершало тренировочный полет над Бермудским треугольником. Продолжительность тренировки должна была составлять ровно три часа. Все проходило без проблем, но вскоре, когда самолетам осталось вернуться на базу, лейтенант ведущего бомбардировщика подметил значительное снижение видимости и отказ компаса. Тогда он решил ориентироваться визуально и приказал снижаться для посадки на воду. Считается, что лейтенант определил свое местоположение ошибочно, что привело к катастрофе.

Бермуды пропажа самолетов

Первой на поиски самолетов была отправлена летающая лодка Martin Mariner. После непродолжительного полета связь с ней прервалась. Поэтому пришлось отправлять дополнительные силы, чтобы искать уже не только бомбардировщики, но и самих спасателей. Следов обоих найдено не было.

Когда Martin Mariner проводил поиски бомбардировщиков и потерял связь, моряки видели на небе яркую вспышку. Поэтому предполагается, что спасательный гидросамолет взорвался из-за неисправностей. Основная версия о пропаже бомбардировщиков предполагает, что они разбились при посадке и затонули.

С тех пор стало ходить много мистических слухов и предположений, касающихся Бермудского треугольника. Некоторые связывают пропажу бомбардировщиков с действием НЛО или другими паранормальными явлениями.

Пропажа Boeing 707 с коллекцией картин

30 января 1979 года Boeing 707 выполнял грузовой рейс из Токио в Рио-де-Жанейро с посадкой и сменой экипажа в Лос-Анджелесе. На его борту находилось 6 членов экипажа. Самолету предстояло доставить нестандартный груз, состоящий из 153 картин художника Манабу Мабе, общая стоимость которых превышала 1,240 млн долларов. Также есть предположения, что на борт был загружен промышленный груз, о котором не заявлялось изначально. Поэтому масса самолета была близка к критическим отметкам.

Лететь до Лос-Анджелеса предстояло почти 9 тыс. километров. На момент взлета над аэропортом стоял туман, а все небо было покрыто плотными облаками. Несмотря на такие условия, экипаж решил взлетать. Примерно через 20 минут пилот сообщил, что полет проходит нормально. Следующий сеанс связи должен был произойти спустя 40 минут, но этого не случилось, а лайнер исчез с радаров. Диспетчеры пытались связаться с самолетом, но безуспешно. Поэтому через час был объявлен сигнал тревоги.

Пропажа Boeing 707 с коллекцией картин

Спасательная операция длилась восемь дней. Количество привлеченных морских судов достигало 70 единиц, но ни один не смог обнаружить никаких следов пропавшего лайнера. Основная версия гласит, что салон разгерметизировался, экипаж потерял сознание, а самолет пролетел еще много километров и упал в океан. Также были предположения об ограблении и атаке советских вооруженных сил.

Над тихим океаном исчез Lockheed L-1049, перевозивший солдат

16 марта 1962 года была запланирована транспортировка американского военного персонала и солдат, передислоцирующихся из Калифорнии в Южный Вьетнам. Для этого использовался крупный авиалайнер Lockheed L-1049, который легко преодолевал большие расстояния и обеспечивал высокий уровень комфорта пассажирам, зарегистрированный компанией Military Air Transport Service для ВС США.

Исчез Lockheed L-1049 перевозивший солдат

Самолет вылетел в назначенный день с авиационной базы Трэвис в Калифорнии и направился к территориям Вьетнама. На борту находилось 96 пассажиров и 11 членов экипажа. Курс полета не был прямым, так как самолету требовалась обязательная дозаправка. Поэтому первой точкой для посадки стал остров Гуам, где ему наполнили топливные баки. После этого самолет должен был залететь на Филиппины для еще одной дозаправки и последующего полета до Вьетнама. Но на середине пути от Гуама связь с ним прервалась.

После нескольких попыток установить связь с лайнером было решено начать поисковые работы. Масштабная операция проводилась в западной части Тихого океана и задействовала более тысячи человек. Но результатов она не дала – не было найдено ни одного обломка. Позднее появилась информация от танкера Lenzen, что его экипаж видел яркую вспышку в небе примерно в то же время, когда пропала связь с самолетом. Большинство исследователей склоняются к версии, что у лайнера был неисправен двигатель, но многие до сих пор уверены в диверсии или внезапном нападении с применением ракеты.

Исчез Lockheed L-1049 перевозивший солдат

Бесследное исчезновение Boeing C-97 над тихим океаном

Армией США для перевозки военных в Тихоокеанском регионе очень часто использовался военно-транспортный самолет Boeing C-97. Он был разработан на базе двух бомбардировщиков: B-29 и B-50. Поэтому он отличался надежностью, мощными двигателями и большими запасами топлива. Этот фактор создал множество сомнений по поводу случившегося в 1957 году.

22 марта самолет должен был перебросить группу американских военных с атолла Уэйк в японский Токио. Всего на борту было 67 человек. Когда до конца полета оставалось 320 км, пилот проинформировал наземное подразделение о том, что они находятся на высоте 2,5 км и на борту все хорошо. Вскоре, когда до берегов Японии оставалось около 200 км, самолет исчез с радаров без подачи каких-либо сигналов бедствия. Выйти на связь с ним не удалось.

Исчезновение Boeing C-97 над тихим океаном

Поисково-спасательная операция не привела к успеху. За восемь дней не удалось найти ни следа самолета или пассажиров. Предполагается, что причиной катастрофы стали плохие погодные условия – плотные облака, застилающие в тот день все небо на высоте от 1,5 до 3 км, в сочетании с турбулентностью и обледенением.

36 человек на летающей лодке РВМ-5 пропали у побережья Португалии

PBM-5 представляла собой двухмоторную летающую лодку, которая использовалась в разных сферах, включая военную. Ее гражданский вариант применялся для перевозки пассажиров. Один из самолетов выполнял рейс 9 ноября 1958 года из Лиссабона до Фуншала. На его борту присутствовали 6 членов экипажа и 30 пассажиров.

РВМ-5 двухмоторная летающая лодка

Примерно через час после подъема в воздух контакт с самолетом пропал. В тот момент он пролетал над Атлантическим океаном неподалеку от берегов Португалии. Последнее сообщение пилота было отправлено кодом, подразумевающим необходимость незамедлительной посадки самолета. На связь экипаж больше не вышел, а самолет до точки назначения не долетел.

На территории, где могла произойти катастрофа, провели поисковую операцию, но никаких признаков аварии не обнаружили.

Наиболее вероятной версией считается отказ двигателей или возникновение другой серьезной неисправности с последующим падением лайнера в океан. Отсутствие следов тогда можно было бы объяснить его затоплением и отдаленностью точки катастрофы от предполагаемой. Но некоторые заявляли о захвате самолета террористическими организациями с целью угона.

Океан у побережья Португалии

Пропажа самолета DC-4 аргентинских ВВС

Военно-транспортный самолет DC-4 аргентинских ВВС выполнял прямой рейс из Панамы в Сан-Сальвадор 3 ноября 1965 года. Его задачей была переброска 59 военных курсантов, при этом на борту также находились 5 офицеров и 5 членов экипажа.

Изначально полет проходил нормально, никаких проблем не возникало. Но во время пролета вблизи побережья Коста-Рики пилоты сообщили о возникновении аварийной ситуации и предупредили о предпринимаемых мерах по посадке лайнера. После этого связь прервалась, а попытки выйти на контакт с самолетом были безуспешными.

Пропажа самолета DC-4 аргентинских ВВС

На поиски отправили несколько групп спасателей. Вскоре рядом с архипелагом Бокас-дель-Торо им удалось найти небольшое количество обломков самолета и личные вещи пассажиров, но сам лайнер или людей обнаружить не получилось. Также крестьяне обнаружили части обшивки на склоне горы парка в Чиррипо.

Существует две версии. Первая гласит, что самолет упал по причине технической неисправности. Она считается основной. Вторая подразумевает, что DC-4 зацепился о гору Чиррипо, из-за чего и потерпел крушение. Оба варианта предполагают, что самолет затонул. Версия со случайным касанием горы не получила подтверждения, так как обломки, обнаруженные крестьянами, не были признаны точно принадлежащими DC-4.

Гора Чиррипо

Необъяснимое исчезновение Фредерика Валентича на Cessna 182L

Фредерик Валентич очень интересовался авиацией, но стать пилотом ему не позволяло отсутствие образования. Спустя многократные попытки сдать экзамены он все-таки получил лицензию пилота. Хотя стать военным летчиком, о чем он мечтал, ему все равно было не суждено.

Перед своим последним полетом 21 октября 1978 года он сообщил родственникам, что ему нужно забрать груз с лангустами с острова Кинг. Официальной целью полета при этом была перевозка пассажиров. Дальность рейса составляла 235 км, погода была отличная, самолет был полностью исправен.

Исчезновение Фредерика Валентича на Cessna 182L

Вылетев из Мельбурна, уже через несколько минут Фредерик поинтересовался у диспетчера, нет ли самолетов на высоте 1,5 км. Он получил отрицательный ответ. По его сообщениям, перед ним летел крупный лайнер, опознать который не представлялось возможным, так как было видно только четыре яркие точки от посадочных огней. Вскоре Фредерик передал диспетчеру, что самолет его преследует, то появляясь, то исчезая. Разговор длился около 6 минут, пока Валентич не сказал, что объект завис над ним. После этого последовал металлический скрежет, длившийся 17 секунд.

Поисковый отряд был собран через 21 минуту. Но никаких следов самолета он не обнаружил.

Исследованная аудиозапись разговора содержала странные звуки. Эксперты предположили, что их издавал оторванный винт. Официальная версия нейтральна и не склоняется к каким-либо предположениям. Но многие склонны считать, что в событии замешаны НЛО. Существует даже снимок, где над морем в тот день находится странный объект, окруженный паром и движущийся на скорости более 200 км/ч.

НЛО над морем

Похищенный и пропавший Boeing 727

25 мая 2003 года Boeing 727-223 угнали из аэропорта Quatro de Fevereiro Airport в Анголе. На тот момент он был передан American Airlines компании Aerospace Sales & Leasing, но сдавался в аренду перевозчику TAAG Angola Airlines. Арендатор задолжал большую сумму и не покрывал долг даже частями. Aerospace Sales & Leasing решили разорвать контракт и вернуть самолет, перед этим потребовав провести ремонт, так как состояние лайнера было плачевным.

Для этого были наняты Бен Падилья и Джон Мутанту, которым также помогали местные механики. Во время работы оба механика поднялись на борт судна, что сразу подметили охранники. После этого самолет начал хаотично ездить между другими машинами и потом вырулил на взлетную полосу. Диспетчеры пытались связаться с Боингом, но им никто не ответил. Разогнавшись, самолет взлетел, пропал с радаров и исчез навсегда.

Boeing 727-223 угнали из аэропорта Quatro de Fevereiro Airport

Неизвестно, каким образом лайнер взлетел. Оба работника были механиками и не имели навыков управления авиацией. Более того, для управления таким самолетом требовалось три человека. Основная версия гласит, что на борт проникли посторонние люди. Не исключается, что они представляли интересы Aerospace Sales & Leasing и собирались вернуть самолет. Куда он делся, тоже никто не знает. Он мог разбиться или отправиться на разбор.

Самолет Star Dust пропал после загадочного сообщения

Транспортный самолет Star Dust, переделанный из старого бомбардировщика, выполнял стандартный полет 2 августа 1947 года из Буэнос-Айреса в Сантьяго. На борту находилось 15 пассажиров. Пилот имел неплохой опыт, поэтому никаких трудностей не предвиделось. Самолет должен был пересечь горы Анды, но и это не должно было вызывать никаких проблем, так как самолет легко преодолевает нужную высоту.

Самолет Star Dust пропал после загадочного сообщения

В 17:41 пилот отправил сообщение авиадиспетчеру, что прибудет к 17:45. Но оно содержало одну странность – все заканчивалось словом STENDEC, быстро набранным азбукой Морзе. После это слово было отправлено с борта еще дважды. Но к 17:45 самолет на место посадки не прибыл. Вскоре были организованы поисковые группы, но следов крушения они не обнаружили.

Все прояснилось только к 1998 году. Тогда альпинисты наткнулись на загадочные обломки самолета и замерзшие тела погибших. Проверить это удалось только в 2000 году. Их принадлежность лайнеру Star Dust сразу подтвердилась. Предполагается, что из-за недостатка герметичности все пассажиры и экипаж столкнулись с кислородным голоданием, из-за чего пилот ошибочно начал снижение раньше времени и налетел на гору.

Значение слова STENDEC не удалось разгадать до сих пор.

Практически все исчезнувшие авиалайнеры не обнаруживаются уже никогда. Только изредка удается найти их обломки, но не сами самолеты или пассажиров. А случаи с их полным обнаружением считаются большим исключением. Поэтому чаще всего остается лишь догадываться, что с ними произошло и где они сейчас.

Исчезновение Амелии Эрхарт

Автор фото, BBC World Service

Самое знаменитое исчезновение – это, несомненно, случай с одной из самых известных в мире авиаторов Амелией Эрхарт, чей самолет бесследно пропал в 1937 году, когда она пыталась облететь на нем Земной шар. Известная американская писательница и пионер авиации пролетала вместе со штурманом капитаном Фредом Нунаном над Тихим океаном, когда предположительно ее самолет потерпел катастрофу.

После безуспешных двухлетних поисков обломков ее двухмоторного самолета летчики были признаны погибшими. Это, впрочем, не остановило энтузиастов, еще долго продолжавших поиски Амелии.

Исчезновение С-124 в Атлантическом океане

Самолет, перевозивший группу американских военных на авиабазу Милденхолл в Великобритании, загорелся над Атлантическим океаном примерно в 800 километрах от побережья Ирландии. Несмотря на удачное приводнение и эвакуацию пассажиров и экипажа в спасательные плоты, подоспевшая через 19 часов помощь не нашла почти никаких следов людей и самолета — лишь обломки топливных баков и портфель одного из офицеров, Лоуренса Рафферти.

Загадочное исчезновение почти спасшихся военных многие поспешили объяснить происками Советского Союза: на заре зарождавшейся холодной войны многие пассажиры злосчастного рейса могли стать ценным источником информации. Однако маловероятно, что похищение такого количества людей удалось бы скрыть даже за железным занавесом.

Исчезновение Fokker F27 в Гималаях

Турбовинтовой региональный самолет Fokker F27, выполнявший внутренний рейс Гилгит — Исламабад пакистанской авиакомпании Pakistan International, пропал в районе горы Нанга Парбат в августе 1989 года. Спасательным экспедициям не удалось найти следов исчезнувшего рейса из-за труднодоступности предполагаемого места крушения: высокогорные районы так же неохотно расстаются со своими тайнами, как и глубины мирового океана.

Исчезновение звена торпедоносцев Avenger и гидросамолета Martin Mariner

Загадочная гибель звена из пяти современных торпедоносцев Avenger в небе над побережьем Флориды, вокруг которой было сломано немало копий журналистами и писателями, фактически положила начало легенде о Бермудском треугольнике — мистической области в Атлантическом океане у побережья США, в которой регулярно якобы по сверхъестественным причинам пропадают воздушные и морские суда. Факты, однако, не дают большого поля для фантазии: звено торпедоносцев находилось под управлением не очень опытных курсантов. Выполняя учебный полет с базы «Форт-Лодердейл», они потеряли ориентацию в пространстве и значительно отклонились от курса.

Скорее всего, после того как топливо было выработано, экипажам пришлось посадить самолеты на воду. Спасательная операция, однако, не смогла найти их следов. В процессе поисков пропавшего звена также без следов была потеряна летающая лодка Martin Mariner. По заявлениям членов экипажа находившегося в том районе корабля, которые видели яркую вспышку, этот самолет, скорее всего, взорвался в воздухе — но иных подтверждений эта версия не получила.

Исчезновение Boeing 707 у берегов Японии

Исчезновение грузового Boeing 707 бразильской авиакомпании Varig называют одним из самых загадочных случаев в истории современной гражданской авиации. Лайнер, на борту которого помимо промышленного груза находилась коллекция картин бразильского художника Манабу Мабе, пропал практически сразу после вылета из аэропорта Токио: последний сеанс связи состоялся через 20 минут после взлета.

За восемь дней масштабных поисков с привлечением американского флота никаких следов катастрофы найдено не было, и место гибели самолета установить не удалось. Исчезновение породило массу конспирологических версий, однако наиболее правдоподобной представляется версия о медленной разгерметизации салона. Предполагается, что из-за нее члены экипажа потеряли сознание, а лайнер продолжал движение на автопилоте и в конце концов потерпел крушение вдали от места поиска — в северной части Тихого океана или на Аляске.

Исчезновение Lockheed L-1049 над Тихим океаном

Крупный пассажирский самолет с поршневыми двигателями Lockheed L-1049 Super Constellation в 60-е годы часто использовался для длительных перелетов из-за позволявших разместиться с комфортом размеров и мощных двигателей. В 1962 году один из таких лайнеров был зафрахтован компанией Military Air Transport Service для перевозки группы американских военных из Сан-Франциско в Сайгон транзитом через Тихоокеанские острова.

Благополучно вылетев, лайнер совершил промежуточную посадку в аэропорту острова Гуам, откуда после дозаправки вылетел по направлению к Филиппинам. Примерно на полпути между Гуамом и Филиппинами связь с самолетом прервалась, и после нескольких неудачных попыток ее восстановить было принято решение начать поисковые работы. В масштабной операции было задействовано более тысячи человек и несколько десятков кораблей и самолетов, но к успеху она не привела.

Позднее в ходе расследования выяснилось, что экипаж танкера Lenzen, проходившего в это время примерно по курсу пропавшего самолета, наблюдал в небе яркую вспышку, которая могла быть результатом взрыва лайнера, но больше никаких свидетельств обнаружить не удалось, и пропажа 107 человек осталась необъясненной.

Исчезновение Boeing C-97 над Тихим океаном

Военно-транспортный самолет Boeing C-97, разработанный в конце Второй мировой войны на базе стратегических бомбардировщиков В-29 и В-50, был довольно надежной машиной: мощные двигатели и запас топлива позволяли преодолевать находиться в воздухе по 9–10 часов, а живучесть самолета обеспечивалась конструкцией, унаследованной от военных машин. Армия США часто использовала этот транспортник для перевозки военных в Тихоокеанском регионе: не стал исключением и рейс 22 марта 1957 года — лайнер должен был перевезти группу военных с атолла Уэйк в Токио.

Связь с самолетом прервалась, когда он находился примерно в 200 километрах от аэропорта назначения; поисковая операция не дала ясных результатов. Причиной гибели самолета считаются сильные штормы и непогода: высота волн в районе предполагаемой катастрофы достигала 10 метров.

Исчезновение Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines

Недавний случай исчезновения крупного пассажирского самолета — крупнейший по количеству жертв и одновременно самый загадочный. Boeing 777, ранее не имевший масштабных происшествий с человеческими жертвами, вылетел из Куала-Лумпура в Пекин, но уже над Сиамским заливом перестал отвечать на запросы диспетчеров. Вскоре самолет исчез с экранов радаров, и траекторию его перемещения оказалось возможным восстановить только с помощью информации о работе двигателей, передававшейся через спутники — таким образом удалось понять, что лайнер находился в воздухе еще семь часов после исчезновения с радаров.

Масштабные поиски не дали результатов, единственные свидетельства гибели лайнера — куски обшивки, прибитые течением к побережью острова Реюньон и стран Восточной Африки. Некоторые подробности произошедшего — ручное отключение транспондеров (системы отслеживания маршрутов) и резкая смена курса после последнего контакта с диспетчерами (лайнер начал движение на запад) — указывают на решающую роль человеческого фактора в происшествии, но окончательно судьба лайнера вряд ли когда-нибудь будет выяснена.

Исчезновение Гленна Миллера

Гленн Миллер — знаменитый американский джазовый музыкант и композитор, основатель всемирно известного оркестра.

Гленн Миллер был одним из тех деятелей культуры, которые оказывали активную поддержку армии США во Второй мировой войне. Со своим оркестром он выступал среди американских солдат, расквартированных в Великобритании, а после вторжения союзников в Нормандию и освобождения Парижа коллектив должны были перебазировать на континент. Гленн Миллер вылетел в столицу Франции 15 декабря 1944 года на легком одномоторном Norseman C64, чтобы подготовить условия для выступления, но Ла-Манш не смог преодолеть.

Самолет с музыкантом бесследно исчез над проливом, и поиски не смогли пролить свет на его судьбу. Наиболее достоверная версия о гибели Миллера появилась почти 50 лет спустя и почти случайно: данные о рейсе Миллера сопоставили с информацией об операциях британских ВВС в том районе, и выяснилось, что во время полета Norseman C64 над проливом соединение тяжелых бомбардировщиков сбросило бомбовый груз перед возвращением на аэродром. Один из членов экипажа видел, как от взрывов бомб над водой маленький самолет вошел в пике.

Исчезновение рейса 2501 авиакомпании Northwest Orient Airlines

В 1950 году самолет авиакомпании Northwest Orient Airlines совершал рес 2501 из Нью-Йорка в Сиэтл. На борту находились три члена экипажа и 55 пассажиров. Это произошло в районе озера Мичиган: сначала самолет запросил разрешения на снижение до 2 500 футов, а затем пропал с радаров. Надо ли говорить, что в озере Мичиган потом его искали чуть ли не с лупой, но не нашли ни одного обломка.

Перед исчезновением пассажирский самолет Skyways отправил сообщение SOS, которое резко оборвалось

В 1953 году пассажирский самолет Skyways совершал перелет из Великобритании на Ямайку. На борту находились шесть членов экипажа и 33 пассажира, в том числе военные и их семьи. Над Северной Атлантикой он внезапно пропал, успев отправить лишь резко прервавшееся сообщение о помощи. Поисковые операции не дали никакого результата. Итогом расследования стали настоятельные рекомендации более тщательного технического обслуживания авиатранспорта, а также обеспечения необходимого отдыха экипажу.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Аня

    Наверное, мы никогда не узнаем о настоящих причинах исчезновения этих самолётов, хотя объяснение может быть достаточно простым.

  2. Zyev

    Was the Malaysia Airlines Boeing 777 really deliberately destroyed? And why was it destroyed? What was the third party profit in it?