Истребитель-перехватчик Як-25

СОДЕРЖАНИЕ
0
25 просмотров
21 декабря 2019

Разработка Яка 25 модели велась несколько лет. Советский перехватчик был выпущен в двух вариациях, которые значительно отличались друг от друга. На вооружение попала его более новая версия, получившая улучшенные характеристики. Вторая же осталась лишь тестовым образцом.

Перехватчик Як-25 (Flashlight)

Постановление о проектировании нового самолета, называвшегося изделием 120, было выпущено Совмином СССР в августе 1951 года. Тогда же инженеры приступили к его разработке и испытаниям. Вскоре самолет встал на конвейер.

Перехватчик Як-25 (Flashlight)

Концепция и история разработки

Мысль о необходимости создания тяжелого перехватчика мучила умы конструкторов еще в 1940-х годах. Построить его на то время было невозможно, так как для этого отсутствовали необходимые технологии. Ученые выдвигали большие требования: повышенная дальность полета, высокая скорость, длительное зависание в воздухе и автономность.

Концепция ЯК-25

Решение приступить к разработке такого истребителя было принято в 1951 году. Оно получило поддержку руководства страны. Планировалось создать сразу два самолета. Один должен был стать истребителем сопровождения, а второй – дальним перехватчиком и фронтовым разведчиком. На них собирались ставить по два двигателя АМ-5. Второй вариант самолета должен был оснащаться продвинутой РЛС «Сокол», радиус действия которой охватывал до 30 км.

10 августа 1951 года Совмин СССР издал приказ, предписывающий создание двухдвигательного перехватчика под названием изделие 120. Также на его базе нужно было спроектировать фронтовой разведчик. Оба самолета продумали уже к осени, а первые макеты появились к декабрю. Ведущим инженером стал М. И. Леонов. Он отвечал за реализацию всех идей и планов.

История разработки ЯК-25

Як-120 имел значительные отличия от других перехватчиков. Его двигатели располагались под консолями крыла, схема шасси была велосипедной, а под фюзеляжем находился дополнительный бак с топливом. В носовой части устанавливалась новая РЛС. В составе с пилотажно-навигационным комплексом она позволяла перехватывать вражеские цели при любой погоде на большом диапазоне высот. Для такого оснащенного истребителя его вес был очень мал, что связано с хорошо продуманной конструкцией.

Первый полет перехватчика состоялся 19 июня 1952 года. К тому моменту РЛС «Сокол» не был готов к полноценной эксплуатации, из-за чего его не устанавливали и компенсировали его вес путем установки других элементов. Также вместо радиовысотомера третьей версии была установлена вторая. Заводские испытания проводились В. М. Волковым. Они были успешно завершены к ноябрю, а самолет отправили на серийное производство.

История использования Як-25

Первые поставки в войсковые части начались только в конце 1954 года. Публике его продемонстрировали в июле 1955, на празднике в Тушино. Тогда иностранцы отмечали, что советский истребитель схож с французским Vautour. Годом позднее самолет демонстрировался в полетах над Красной площадью, а также вновь посетил праздник в Тушино.

История использования Як-25

Почти все летчики были вынуждены переучиваться, так как использующиеся ранее МиГ-15 и МиГ-17 имели серьезные отличия от нового Яка. Несмотря на это, они быстро сумели освоить истребитель. Он впечатлил все воздушные экипажи и был тепло принят в войсках.

Летчики отмечали простоту управления, маневренность, комфортную кабину и хорошие летно-технические характеристики. Положительно высказались и техники, так как все основные узлы находились в ближайшей доступности с земли. Минус заключался лишь в низком расположении двигателей, что приводило к их частому отказу вследствие затягивания внутрь камешков и различного мусора.

Самолет ЯК-25

Военные полки имели по два Як-25, оснащенных дополнительными топливными баками. Они всегда находились на боевом дежурстве. Десятая армия ПВО регулярно использовала истребители для сопровождения самолетов-разведчиков сил НАТО. Также их применял 737-й ИАП, курсируя над Черным морем.

В реальных боевых действиях самолет не использовался ни разу. Единственным применением оружия на истребителях стало уничтожение автоматических аэростатов. К концу 1950-х годов Як-25 устарел, но использовался Советским союзом еще до 1963. За время эксплуатации было построено 480 машин.

Описание конструкции

Конструкционно Як-25 отличался от подобных самолетов. Его фюзеляж был представлен в виде полумонокока с обшивкой, имеющей круглое поперечное сечение, которое переходило к концу истребителя в овальную форму. Диаметр составлял 1,45 м, длина – 14,56 м.

Описание конструкции ЯК-25

Передняя часть включала герметический отсек для прицела РП-6, далее шла гермокабина, а сверху располагался гаргрот с тягами управления, электронными жгутами и трубопроводами разных систем. По бокам размещались щитки для выполнения воздушного торможения.

Крыло было свободнонесущим трапециевидной формы. Угол стреловидности составлял 45°. В силовой набор входили два лонжерона, к одному из которых присоединялась подкосная балка, 36 нервюр и работающая обшивка.

На крыле устанавливались элероны с внутренней аэродинамической компенсацией, также имелись закрылки на фиксированной оси. Первые могли отклоняться на 25°, вторые – 25° при взлете и 50° при посадке. На законцовках, представленных в виде обтекателей опор шасси, находились съемники электричества и ПВД.

Схема самолета ЯК-25

Оперение имело стреловидный однокилевой тип. Руль высоты оборудовался триммерами и мог отклоняться на 33° вверх и на 20° вниз, а поворотный – смещаться на 26°. Двухлонжеронный киль обладал работающей обшивкой и антенной курсо-глиссадной системы с радиостанцией. Шасси относились к велосипедному типу. Переднее колесо было управляемым. Основные опорные – спаренные и имели двухкамерные тормоза. База шасси составляла 5,415 м.

Силовая установка состояла из двух моторов РД-5А, которые располагались под крылом. Баки с топливом устанавливались в фюзеляже и имели общий объем 3445 л. В качестве оружия использовались две пушки Н-37Л с боезапасом на 50 выстрелов. Прицеливание осуществлялось через радиоприцел РП-6.

Чертеж самолета ЯК-25

Бронезащита была представлена в виде бронированного стекла фонаря, толщина которого составляла 105 мм, стальной бронеплиты перед кабиной, бронеспинки, бронезаголовников, бронещитков и дюралюминиевых плит по бокам от летчика. На борту имелись: РЛС «Сокол», система для слепой посадки, радиоприемник, радиокомпас и ряд других приборов для ориентирования в воздухе и поддержания связи с землей.

Вы видели истребитель-перехватчик Як-25 вживую?
ДаНет

Летно-технические характеристики

Истребитель-перехватчик имел экипаж из двух человек и работал на тяге двух двигателей АМ-5. Для каждого из них она составляла 2000 кгс. По размерам самолет был относительно крупным. Его длина – 15,655 м, а размах крыльев достигал 10,964 м. Точных сведений о высоте самолета не сохранилось, но известно, что она составляла примерно 4,4 м. Площадь крыла равнялась 28,96 м².

Летно-технические характеристики ЯК-25

Он весил 5720 кг при отсутствии груза, оружия и экипажа. Максимальная взлетная масса для него составляла 10045 кг. Предельная скорость при небольшой загруженности достигала 1140 км/ч, хотя в официальных сведениях зафиксирован показатель в 1090 км/ч. Она может варьироваться, что определяется высотой полета и весом истребителя. Практическим потолком для Як-25 стала отметка в 12 км. По дальности он мог пролететь до 2700 км, но при этом существовало ограничение по времени – 206 мин. При использовании дополнительного бака время возрастало до 250 мин.

Истребитель имел на борту две пушки Н-37Л калибром 37 мм. Боезапас для них ограничивался 50-ю снарядами на каждую. Он оснащался всеми основными радиоприборами, которые необходимы для ведения воздушного боя и поддержания связи с командованием на земле.

Модификации самолета

За годы эксплуатации конструкторы разработали несколько модификаций самолета Як-25, которые позволили использовать его более эффективно для разных целей. В базовой версии на АМ-5 с РЛС «Изумруд» было выпущено 77 истребителей.

Модификации самолета ЯК-25

Модификации:

  • Як-25М – основная версия самолета, отличалась улучшенной РЛС «Сокол», производилась с 1955 года, всего выпущено 406 единиц;
  • Як-25К – перехватчик с системой К-5 и управляемым ракетами РС-1У, имел на борту РЛС «Изумруд-2», хорошо показал себя на испытаниях, но на вооружение принят не был;
  • Як-25МШ – версия без вооружения и основного оборудования, имела специальную систему радиоуправления, использовалась в качестве мишени, в серию не пошла;
  • Як-25Р – разведывательная версия без РЛС, имела фотооборудование, которое управлялось из кабины, из оружия была только пушка НР-23, выпущено 10 штук;
  • Як-25РВ – высотный разведчик на двигателях Р-11Ф-300, отличался увеличенным крылом с площадью 55 м², серийное производство не было начато;
  • Як-25РМ – морская версия разведчика, на нее устанавливали улучшенную РЛС «Курс» и фотоприставку ФА-РЛ-1, не пошла в массовое производство;
  • Як-25Л – самолет-лаборатория, использовался для тестов кресел для катапультирования, в него было переоборудовано два самолета базовой версии;
  • Як-25Б – бомбардировщик с ядерным вооружением, предполагалось его использование при усиленной вражеской ПВО, в серийное производство не запускался.

Основная часть всех выпущенных самолетов этой модели была представлена в виде Як-25М. Он производился с самого начала запуска истребителя на конвейер и имел оптимальные характеристики, которыми превосходил аналоги.

Первый Як-25 1947 года – совсем другой самолет

Як-25 образца 1951 года стал вторым самолетом, выпущенным под этим названием. Ранее, в 1947 году, уже разрабатывалась такая модель. Она представляла собой реактивный истребитель с прямыми крыльями. За время испытаний создали только две машины.

История создания и испытаний

В 1947 году СССР закупил английские авиационные двигатели, для которых потребовалось спроектировать новые самолеты. Конструкторы предложили два варианта, одним из которых был Як-25 на базе истребителя Як-19. Он имел полумонококовый фюзеляж, состоящий из двух секций. Двигатель в нем располагался за летчиком. Крыло было прямым двухлонжеронным, а оперение имело стреловидную форму.

Первый Як-25 1947 года

Первый Як-25 1947 года

На самолет устанавливали бронестекло толщиной 57 мм и катапультное кресло с бронеспинкой. Планировалось оснащать его двумя пушками Ш-3-23, но позже вместо них было решено использовать НР-23, боезапас которого составлял 75 патронов. Также на него устанавливали радиооборудование с фотокинопулеметом и кислородный аппарат.

Проект окончательно утвердили 1 февраля этого же года, но первый образец отправился на заводские испытания только к 31 октября. В воздух поднялся самолет уже 2 ноября. Он сумел показать хорошую маневренность с высокой скороподъемностью, но при тестах максимальной скорости его начало сильно трясти, что было связано с несимметричностью потоков верха и низа стабилизатора. Вскоре проблему решили.

Як-25 1947 года

Вторым образцом самолета стал вариант с гермокабиной. Он был тяжелее на 335 кг и прошел испытания к сентябрю 1948 года. Несмотря на общее признание и высокие показатели, самолет остался тестовым образцом. Вместо него были поставлены на производство МиГ-15. Через некоторое время был создан Як-27, имеющий аналогичную базу, с двигателем РД-45, но и он не стал серийным.

Летно-технические характеристики Як-25 (1947)

По техническим характеристикам первый Як-25 отличался от серийного варианта 1952 года. Им управлял только один пилот, по длине он достигал 8,66 м, а размах и площадь его крыла составляли 8,88 м и 1,4 м². Вес пустого – 2,285 т, максимальная взлетная масса была ограничена 3,535 т.

Самолет работал на одном двигателе РД-500, тяга у которого достигала 1590 кгс. Максимальная скорость при низком полете составляла 982 км/ч, при большой высоте – 953 км/ч. Он мог пролететь 1100 км, но время было ограничено 2,6 ч. Практическим потолком стала отметка в 14 км. Это было лучше, чем у будущего образца 1952 года. До 10 км истребитель поднимался за 6,3 мин. На борту находились три пушки НР-23 с 75 патронами на каждую.

Як-25 отличался неплохими характеристиками, которые давали ему преимущество над аналогами. Но он так и не пошел в массовое производство, из-за чего было выпущено всего 480 единиц. Вскоре после выпуска они стали устаревать. Поэтому руководство посчитало, что правильнее отказаться от его эксплуатации и разработать более современную модель.

Комментировать
0
25 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно