Самолеты

Як-9 советский ветеран войны

Во время Второй мировой войны СССР был одним из лидеров по производству авиации. Истребители Як-9 были главными боевыми машинами. Ежедневно на заводах Советского Союза выпускалось по 20 самолетов этой модели, которые обладали значительным преимуществом перед вражескими самолетами и помогли достичь многих побед советским летчикам.

История создания Як-9

Главной проблемой истребителей Як, которые применялись в первые месяцы войны, был недостаток энерговооруженности. Поэтому аналогичная немецкая авиация имела большое преимущество. Вражеские Bf-109 были гораздо маневреннее и могли быстрее подниматься. Исправлять это взялись уменьшением массы советских истребителей или установкой новых двигателей, но в обоих случаях также требовалось повышение аэродинамики.

История создания Як-9

Для создания Як-3 использовался первоначальный вариант, но это привело к проблемам с дальностью полета. Однако, замена всех деревянных деталей металлическими могла привести к получению преимуществ, но недостаток материалов не давал такой возможности. Ситуация изменилась только в 1942 году, когда конструкторы начали разработку нового советского истребителя.

История истребителя ЯК-9

На основе Як-7 с двигателем М-105ПФ создали Як-7ДИ. Для уменьшения веса заменили деревянные лонжероны на металлические, но это не принесло значительных изменений. Убрали один пулемет, опустили гаргрот и установили улучшенный фонарь. Получился опытный образец нового самолета.

Впервые он взлетел в воздух он в июне 1942 года. После полутора месяцев тестов конструкторы пришли к выводу, что новая машина стала маневреннее, может летать на большие расстояния и способна подниматься в небо намного быстрее основной модели. Поэтому было решено запускать ее серийное производство. Сам самолет получил название Як-9.

Истребитель ЯК-9 1942 года

В конце 1942 года начали поступать первые единицы на фронт. Их количество было невелико, а полноценные поставки организовали только к весне 1943 года. Массовые боевые испытания истребителя состоялись в Курской битве, где были выявлены некоторые недостатки.

Проблема качества изготовления крыла приводила к отрыванию обшивки на самолете, о чем говорил главный. Для ее устранения потребовалось отправить ремонтные бригады на фронт. Кроме того, скоростные показатели Як-9 были хуже, чем у немецких аналогов, из-за менее мощного двигателя. Некоторые пилоты также жаловались на нехватку вооружения.

Истребитель ЯК-9 история

Летом 1943 года инженеры создали улучшения для самолета, чтобы решить проблемы. Новые модификации Як назвали 9Д и 9Т. Особое внимание уделялось 9Т, который имел на борту мощную авиационную пушку. Это позволяло легко сбивать немецкую авиацию несколькими выстрелами. Модель 9Т также использовалась для уничтожения бронированной техники и военно-морского флота.

К концу войны Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР. Его производством занимались сразу три завода: Московский 82, Новосибирский 153 и Омский 166. За время войны на них было создано почти 15  тысяч 000 самолетов этой модели. Выпускался он до 1948 года, а к началу 1950-х был снят с вооружения.

Конструкция самолета

Самолет Як-9 был известен своей высокой надежностью, обеспечиваемой практичной конструкцией и большим техническим ресурсом. Благодаря этому он максимально эффективно использовался. Фюзеляж Як-9 состоял из каркаса, собранного из множества элементов и сваренного из стали.

Конструкция самолета ЯК-9

Ранние модели имели деревянную опалубку сверху, а более поздние — алюминиевую. Основная обшивка была из полотна, которая вскоре была заменена на алюминий. Двигатель и переходы от кабины до крыла были защищены металлом. На верхней части устанавливали обшивку из фанеры малой толщины, которая затем была заменена на алюминий.

Схема истребителя ЯК-9

Самолет имел крыло, состоящее из двух лонжеронов с поперечным набором. Крыло можно было легко снять для ремонта или полной замены. Внутри крыла находились 2 или 4 топливных бака с одной горловиной. Простые механические приборы использовались для определения остатка топлива. Баки были сварными и покрывались резиновым протектором. Элероны имели компенсаторы аэродинамики и веса, а на нижней части крыла были установлены щитки.

Чертеж ЯК-9

В кабине пилота был прозрачный фонарь, который давал круговой обзор. Вход находился в кормовой секции. Задние кресла пилота были защищены бронепластиной, а переднее и заднее стекло были бронированными. Перед фонарем был установлен стоящий прицел для прицеливания в цели при стрельбе.

У шасси было три стойки и хвостовая опора. Они управлялись пневматически при выпуске или убирании, но в случае аварии можно было переключить на ручной режим. Заднее колесо было маленького размера и его основание было подвижным, что помогало при рулении на взлетно-посадочной полосе.

Для управления самолетом применялись тяга и тросы, а его основу составлял двигатель ВК-105ПФ с 12 цилиндрами. На некоторых моделях использовался вариант ВК-107А с принудительным жидкостным охлаждением и трехлопастным винтом. Радиатор для охлаждения находился под центропланом, а масляный — под двигателем.

Вооружение Як-9

Первые модификации Як-9 были менее вооружены, чем их конкуренты. Однако после внесения изменений он получил преимущества. Изначально в него была установлена пушка МП-20 с патронной коробкой на 120 снарядов в развале цилиндров двигателя. Она также была закреплена на втулке винта. Пушка перезаряжалась с помощью пневматической системы, а звенья и гильзы отводились в специальный короб при стрельбе.

Вооружение Як-9

На двигателе стоял пулемёт УБС калибра 12,7 мм и коробка на 200 патронов. Его линию огня можно было корректировать во время стрельбы. Пустые гильзы собирались в короб, установленный к пушке МП-20.

Як-9 советский ветеран войны

В модификации 9Т заменили пушку МП-20 калибра 20 мм на НС-37 калибром 37 мм. В модели 9К установили более мощную НС-45 с калибром снарядов 45 мм. Количество патронов уменьшилось до 30 и 29 соответственно. Достаточное количество для быстрого уничтожения нескольких вражеских самолетов за один вылет.

В модели 9У применялись два пулемета вместо одного, что увеличивало эффективность боевых действий.

Характеристики истребителя

По мнению летчиков, Як-9 отличался высокой устойчивостью, маневренностью и простотой управления. Базовая версия оснащалась двигателем мощностью 1180 л.с. Версия 9У на М-107А имела более мощный двигатель — 1500 л.с. Максимальная скорость самолета достигала 577 км/ч, а в улучшенной версии — 672 км/ч. Крейсерская скорость ограничивалась значениями 512 км/ч и 575 км/ч.

Характеристики истребителя ЯК-9

Практическая дальность полета базовой версии составляла 848 км, версии 9У — 675 км. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолки стандартной версии и 9У были почти одинаковыми — 10750 и 10650 м. Модель 9ПД имела максимальный потолок — 13100 м. Вариант 9У мог подняться до 5 км за 5 минут, в то время как базовой версии требовалось всего на 0,1 минуты больше. Наибольшее время на набор высоты требовалось у 9ДД — 6,8 минуты.

Вы знакомы с историей истребителя ЯК-9?
ДаНет

Модификации

Як-9 мог быть модифицирован для разных задач благодаря своей универсальности. Это расширяло его использование, так как он мог быть создан для конкретных нужд.

Модификации ЯК-9

Отличительные черты модификаций:

  • Як-9 с М-106СК. – вариант базовой модели с двигателем М-106СК, после испытаний был признан неудовлетворительным.;
  • Як-9 с М-107А.  – опытный образец самолета на двигателе М-107А, от его производства отказались, так как во время одного из тестов мотор отказал.;
  • Як-9Д. – улучшенная модель с повышенным запасом топлива на 50%, могла летать на большие расстояния, была поставлена на серийный конвейер.;
  • Як-9С. Т – тестовый вариант машины с двумя 20 мм пушкам и 23 мм мотор-пушкой., был признан недостаточно мощным.;
  • Як-9Т. М – модель с пушкой НС-37 и базовым пулеметом, могла пробивать толстую броню вражеской авиации с полукилометрового расстояния. С, стояла на серийном производстве.;
  • Як-9ТД – имел повышенный запас топлива. , был поставлен на серийное производство, но количество выпущенных моделей не стало большим.;
  • Як-9К – оснащенный пушкой НС-45 вариант базового истребителя., стрельба давала большую отдачу, из-за чего допускались только короткие очереди, серийно выпущено всего 45 машин.;
  • Як-9ТК – усиленная модель с возможностью установки любой доступной для подобных самолетов пушки, использовалась мало.;
  • Як-9М – улучшенная версия модели 9Д., имела новый двигатель ВК-105ПФ-2., одна из самых массовых модификаций.;
  • Як-9ДД – специальная модель истребителя для сопровождения бомбардировщиков., имела Имела 8 топливных баков и летала на большие расстояния., выпущено несколько штук.;
  • Як-9В – учебный самолет с убирающимся шасси на двигателе ВК-105ПФ-2., выпущено почти 800 единиц.;
  • Як-9УВ – улучшенный тренировочный самолет на двигателе М-107А., Вв серийное производство не пошел.;
  • Як-9Р – разведывательная модель истребителя., отличалась наличием фотооборудования, выпускалась небольшими партиями.;
  • Як-9Б – бомбардировочная модификация., вмещала до 4 четырех стокилограммовых бомб., серийно создано чуть больше 100 ста единиц.;
  • Як-9Л – опытный образец бомбардировочной модели Як-9,, которая после испытаний получила название 9Б.;
  • Як-9П – модификация базового самолета с пушкой ШВАК вместо стандартного пулемета., было выпущено несколько образцов.;
  • Як-9ПД – высотный перехватчик., использовался для борьбы с разведчиками над Москвой., выпустили 35 штук.;
  • Як-9У – модель на моторе М-105ПФ-2 или М-107А., имела улучшенную конструкцию и два пулемета 12,7 м, создавалась серийно небольшими партиями.;
  • Як-9УТ – улучшенная версия модели 9У с основной пушкой НС-37., позволяла получить больше преимущества в воздухе., выпущено 282 единицы.;
  • Як-9 «Курьерский» – транспортная вариация самолета., использовалась для перевозки одного пассажира в условиях войны.

Як-9 имел много модификаций, что обеспечивало высокую эффективность его использования. В зависимости от задачи можно было выбрать наиболее подходящую версию.

Боевое применение

В 1942 году несколько самолетов этого типа участвовали в боях под Сталинградом, но об этом не сообщалось в официальных документах. Позже производство этого самолета значительно увеличилось, и он стал поставляться в военные части массово.

Боевое применение ЯК-9

Он известен своим участием в Курской битве в 1943 году, которая принесла победу СССР. Многие модификации были выпущены с конвейеров к тому времени, что также дало преимущество.

Параллельно с боевыми действиями на земле восточного фронта машины использовались для сопровождения морской торпедоносной и бомбардировочной авиации. Также они участвовали в войне против Японии.

Як-9 был задействован в защите государственных границ после Второй мировой войны. Некоторые истребители были задействованы во время Корейской войны и принимали участие в боях против американских самолетов.

Страны-эксплуатанты

Этот истребитель использовали не только в СССР, но и в других странах, которые применяли его для различных задач и в боевых действиях в разных конфликтах.

Страны-эксплуатанты ЯК-9

В список эксплуатантов входят:

  1. Великобритания;
  2. Франция;
  3. Польша;
  4. Болгария;
  5. Венгрия;
  6. СФРЮ;
  7. Албания;
  8. Монголия;
  9. КНДР.

Як-9 был задействован в истребительном полку «Нормандия-Неман», который известен своими многочисленными победами над немецкими войсками. Поляки использовали эти самолеты дольше всех — до 1954 года.

Як-9 был модифицирован в большом количестве вариантов, что сделало его универсальным истребителем. Превосходство над вражескими аналогами дало возможность ему стать одним из лучших самолетов Второй мировой войны и сыграть важную роль в победе над фашизмом. После войны использование Як-9 сократилось и он был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским истребителем того времени.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ирина

    Выпускали по 20 шт в день, вот это результат! Я удивлена.