Як-3 один из лучших поршневых самолетов

СОДЕРЖАНИЕ
0
498 просмотров
11 декабря 2019

Самолеты Як были основными истребителями Великой Отечественной войны. Они составляли большую часть ВВС СССР и сыграли важную роль в исходе многих сражений. Самым популярным истребителем стал Як-3. Он создавался наспех, так как срочно требовалась новая авиация. Предполагалось, что он едва ли станет серийным, но в итоге Яками-3 стали гордиться. Самолеты этой модели оказались самыми быстрыми в классе и были признаны одними из лучших истребителей Второй Мировой.

История создания самолета

В 1942 году Опытное конструкторское бюро (ОКБ) Яковлева начало создавать модификации для самолетов Як-1. Они были простыми и не наносили значительного урона противнику, при этом – значительно уступали аналогичным моделям авиации врага. Поэтому эти улучшения должны были повысить характеристики самолета. Опытная модель была названа Як-1М и работала на двигателе М-105ПФ. Она стала меньше весить и получила более правильные аэродинамические формы.

История создания самолета

Большая часть изменений затронула корпус самолета, сделав его разъемным и уменьшив его размеры. Также масляный радиатор, расположенный в носу, был перемещен в центроплан, что положительно сказалось на лобовом сопротивлении.

Полотняная обшивка хвоста была заменена фанерной, заднее колесо стало убирающимся. Общая масса уменьшилась с 2,9 до 2,665 тонн. Прототип поднялся в небо в начале 1943 года. Его летные характеристики возросли: он стал быстрее старой модели на 600 км/ч, а время, затрачиваемое на набор высоты, заметно сократилось.

К сентябрю был разработан второй опытный образец. В нем улучшили системы охлаждения масла и воды, а также установили коллиматорный прицел вместо обычного кольцевого. Дополнительно конструкторы поставили безмачтовую антенну. Бронирование корпуса тоже подверглось изменениям.

История создания самолета ЯК-3

Самолет стал выдерживать больше попаданий вражеских пуль. Двигатель был заменен на форсированный М-105ПФ-2, обладающий повышенной мощностью. Октябрьские испытания показали, что по характеристикам образец стал еще лучше. Его скорость возросла до 651 км/ч, а при полете на высоте 6 км он не имел ни одного конкурента, который бы смог также разогнаться.

Летчики-испытатели и представители государственной власти остались очень довольны полученным результатом. Они посчитали, что самолет обладает невероятной маневренностью, прост в эксплуатации и не требует большого опыта от пилота. Поэтому генерал Стефановский сразу же порекомендовал незамедлительно начать серийное производство новой модели.

Истребитель ЯК-3

Самолет назвали истребителем Як-3, а боевые единицы стали поступать в армию к 1944 году. Первые машины были переданы 91-ому истребительному авиаполку, участвовавшему в освобождении Львова. В его составе было множество молодых летчиков, которые не имели боевого опыта. Освоение новых самолетов прошло очень быстро и успешно. За двухмесячные бои было потеряно всего лишь две машины.

Первые самолеты были вооружены пушкой ШВАК с пулеметом УБ. Позднее разработали новые модификации, подразумевающие установку дополнительного синхронного пулемета. Одной из слабых сторон самолета летчики называли нехватку топлива. Это лишало возможности производить поиск врага и вести длительный бой. Зачастую также возникала и другая проблема – отрыв обшивки, установленной по верхней части крыла. Такое происходило только при выходе из пикирования. Поэтому вскоре летчики научились избегать подобных ситуаций, сократив их до минимума.

Истребители ЯК-3 1944 года

Як-3 не стал полной заменой другим истребителям, но сумел их дополнить. Если они отлично выполняли задачи на дальних расстояниях, то он лучше всего справлялся с боями на ближних территориях. Производство модели было свернуто после войны в 1946 году, а через 6 лет сам самолет сняли с эксплуатации, заменив более современными образцами.

Конструкция Як-3

Самолет Як-3 – поршневой истребитель-моноплан, который управляется одним человеком и работает только на одном двигателе. Он имеет конструкцию смешанного типа. Ее главная особенность в том, что одна часть элементов выполнена из древесины или полотна, а вторая – из металла. Также он выделялся низким расположением свободнонесущего крыла и убирающимся трехопорным шасси. Для авиатехники конструкция этого самолета считается максимально простой, но продуманной.

Схема ЯК-3

Кабина пилота размещалась по центру фюзеляжа и была закрыта трехсекционным фонарем, задняя часть которого состояла из бронированного стекла. У летчика были и другие средства защиты: сзади него прикрывала бронированная установка толщиной 8,5 мм, а слева – аналогичный подлокотник.

Средняя секция фонаря имела систему аварийного сброса, которая использовалась для эвакуации пилота. В силовой конструкции фюзеляжа находились хромансилевые трубы, к которым была приварена моторама. Расположенная на передней части самолета обшивка состояла из металла, а задние элементы были обшиты простой фанерой.

Крылья самолета производились из дюраля, дерева, полотна и фанеры. Они были двухлонжеронными, а механизация включала элероны и посадочные щитки. Хвостовое оперение Яка было свободнонесущим. Оно состояло из деревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления создавались из металла, а поверх них наносилась полотняная обшивка. Управление тормозами и посадочными щитками осуществлялось с помощью пневматической системы.

Конструкция Як-3

Двигатель самолета был V-образным и имел водяную систему охлаждения. Его мощность составляла 1240 л. с. Винт отличался изменяемым шагом, а бензобаки располагались внутри крыльев. Они защищались протектором и заполнялись нейтральным газом. Один из баков был расходным. Радиатор, отвечающий за охлаждение, был сдвинут вглубь фюзеляжа, а управление заслонкой осуществлялось в автоматическом режиме.

Самолет имел совсем небольшое количество бортового оборудования. На него устанавливали только самые необходимые элементы, которые были нужны для ведения боя в дневных условиях при нормальной погоде. Это делалось для минимизации веса машины. Радиостанции приема и передачи убирать не стали. На передней части Яка устанавливалась пушка ШВАК в развале цилиндров двигателя. Стрельба из нее велась через редуктор и втулку винта. Также на него устанавливались один или два пулемета УБ.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

По ТТХ советские Яки превосходили иностранные аналоги. Наиболее примечательна разница в показателях максимальной скорости и подъеме на большую высоту.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Превзойти скоростные показатели самолета Як-3 сумел немецкий FW-190A-8, который летал на 40 км/ч быстрее. Но такого разгона он достигал только полете на форсаже.

ТТХ советского Як-3:

Параметры Показатели
Мощность двигателя 1240 л. с.
Макс. скорость 645 км/ч
Макс. высота 10700 м
Дальность полета 850 км
Масса пустого 2128 кг
Макс. взлетная масса 2697 кг
Размах крыла 9,2 м

По габаритам самолет был меньше аналогов. Длина и высота составляли 8,48 м и 2,9 м. Площадь крыла равнялась 14,85 м².

Вооружение истребителя

Расположенная возле силовой установки пушка ШВАК носила название МП-20 и относилась к категории 20-мм. Она выводилась через пустой вал редуктора основного винта, откуда и велась стрельба. Боекомплект состоял из 120 снарядов, а перезарядка производилась автоматически и работала с помощью пневматической системы. Ведение огня было электрифицированным.

Вооружение истребителя ЯК-3

Дополнительно на самолет устанавливали один или два 12,7-мм пулемета БС. Они располагались вне двигателя. Стрельба производилась через воздушный винт. В боекомплекте было 150 патронов для каждого пулемета, их размещали в отдельных коробках.

Также была разработана модификация самолета, в которой устанавливался еще один пулемет, стрелявший через вал пропеллера. В авиации использовали и другие мелкосерийные самолеты на основе Як-3, на вооружении которых были установлены иные пулеметы и пушки, отличающиеся своими основными характеристиками.

Вы когда-нибудь видели ЯК-3 вживую?
ДаНет

Эксплуатация

Опыт боевого применения при выполнении специальных задач пришелся на 1944 год. Тогда самолеты участвовали во Львовско-Сандомирской операции. В ходе битв стало ясно, что самолетам катастрофически не хватает топлива, что негативно сказывается на эффективности ведения боя. Но Як все равно пользовался большим уважением, так как превосходил остальную авиацию, несмотря на такой существенный недостаток. После Львовской операции самолеты применялись во всех крупных сражениях до конца войны.

Эксплуатация ЯК-3

Особую известность получила связка Як-3 и Нормандия – Неман. Последний был французским истребительным авиационным полком. Он активно использовал советские самолеты и принял участие в Курской битве, Белорусской операции, битвах в Восточной Пруссии, а также ряде других сражений с 1943 по 1945 годы. За все время войны летчики полка совершили более 5 000 боевых вылетов.

Еще более известна история о Як-3 и Ф. Головатом. Во время Великой Отечественной войны простой крестьянин сумел принести невероятную пользу всему Советскому союзу. Ферапонт Головатый потратил личные деньги на покупку двух истребителей Як-1 и Як-3, после чего отдал их летчику Б. Еремину. На этих самолетах было уничтожено множество вражеской авиации. Сейчас один находится в Саратовском музее Боевой славы, а второй хранится разобранным в подмосковном музее Задорожного.

Модификации Як-3

Як-3 выпускался не только по стандартному образцу 1943 года. Существовало несколько модификаций, каждая из которых имела отличительные черты. На крупносерийное производство были направлены лишь некоторые.

Модификации Як-3

Все модификации:

  • Як-1М – тестовый образец Як-3 1943 года на двигателе М-105ПФ. Существовало только две единицы.
  • Як-3 – основной истребитель, созданный по прототипам, имел двигатель ВК-105ПФ-2. Начал полеты в 1944 году.
  • Як-3 с ВК-107А – вариант 1944 года с двигателем ВК-107А. Выпущенные после войны самолеты имели цельную металлическую конструкцию.
  • Як-3ТК – повторяет предыдущую модель. Отличался наличием у двигателя турбокомпрессора.
  • Як-3 с ВК-108 – мелкосерийный образец 1944 года с двигателем ВК-109. Достигал скорости 754 км/ч.
  • Як-3К – классический вариант истребителя Як-3 1944 года. Отличающийся наличием улучшенной пушки НС-45.
  • Як-3Р – образец самолета 1944 года с установкой дополнительного жидкостно-реактивного двигателя в хвосте.
  • Як-3П – модель 1945 года. Отличался наличием пушки Б-20М и двух синхронных пулеметов Б-20С.
  • Як-3ПД – опытный перехватчик 1945 года на двигателе М-105ПВ. Был способен подняться на высоту до 13 км.
  • Як-3Т – тестовый вариант 1945 года. Имел на борту пушку НС-37 и два синхронных пулемета Б-20С.
  • Як-3Т-57 – второй опытный образец самолета Як-3Т, отличался наличием новой пушки ОКБ-16-57.
  • Як-3У – перспективная модель, в которой использовался звездообразный двигатель АШ-82ФН с воздушным охлаждением. Тестировалась в 1945 году.
  • Як-3УТИ – тренировочный прототип самолета Як-11 (1945 год). Имел двухместную кабину, двигатель АШ-21 и увеличенное крыло. На борту нес пулемет УБС и до 100 кг бомб.
  • Як-3М – коллекционные цельнометаллические самолеты от 1992 года, без вооружения на двигателе Allison 2L.

После Второй мировой войны Як-3 активно поставлялся в Югославию. Ближе к концу 1940-х годов югославы на его базе создали свой истребитель S-49, а также учебный самолет.

Памятник Як-3 перед Можайском

На 96-м километре трассы Москва — Минск перед поворотом на Можайск можно увидеть установленный памятник самолету Як-3. Он был открыт в 1966 году в память обо всех защитниках воздушного пространства над Москвой. Примечательно, что самолеты этой модели не участвовали в этих битвах, хотя и сыграли решающую роль во всех последующих. Памятник сооружен по проекту А. Андрианова и представляет собой черный Як-3, поднимающийся в небо.

Памятник Як-3 перед Можайском

Памятник Як-3 перед Можайском

В 2010 году был проведен его ремонт. Рабочие не только восстановили необходимые элементы, но также установили подсветку. Вокруг памятника всегда очень чисто, а венки регулярно заменяются свежими. Напротив расположен аэроклуб, организующий воздушные прогулки и обучающий пилотированию.

Як-3 – один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он привнес большой вклад в победу, а его различные модификации позволили использовать самолет в самых разных условиях. Памятник, установленный под Можайском, можно считать главным доказательством важности выпуска этой модели.

Комментировать
0
498 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно