Як-3 один из лучших поршневых самолетов
Як были главными истребителями во время Великой Отечественной войны. Они составляли большую часть ВВС СССР и важным образом влияли на исход многих битв. Як-3 стал самым популярным истребителем. Создание этого самолета произошло на скорую руку, так как была необходима новая авиация. Первоначально Як-3 не планировался в качестве серийной модели, но в конечном итоге эти самолеты вызывали гордость. Модели Як-3 были самыми быстрыми в своем классе и признавались одними из лучших истребителей Второй Мировой войны.
История создания самолета
В 1942 году ОКБ Яковлева начало модернизировать самолеты Як-1. Новшества были простыми и не вносили значительных изменений в боевые возможности самолета, но все же отставали от аналогичных моделей противника. Целью улучшений было повышение характеристик самолета. Опытная модель Як-1М оснащена двигателем М-105ПФ, имеет более легкий вес и более правильную аэродинамическую форму.
Изменения затронули корпус самолета, сделав его разъемным и уменьшив размеры. Масляный радиатор, ранее расположенный в носу, перемещен в центроплан, что уменьшило лобовое сопротивление.
Полотняная обшивка хвоста была заменена фанерной, заднее колесо стало убирающимся. Общая масса уменьшилась с 2,9 до 2,665 тонн. Прототип поднялся в небо в начале 1943 года. Его летные характеристики возросли: он стал быстрее старой модели на 600 км/ч, а время, затрачиваемое на набор высоты, заметно сократилось.
Во втором экспериментальном образце, который был разработан к сентябрю, улучшили системы охлаждения масла и воды, а также заменили обычный кольцевой прицел на коллиматорный. Кроме того, была установлена безмачтовая антенна, а бронирование корпуса также было изменено.
Самолет стал выдерживать больше попаданий вражеских пуль. Двигатель был заменен на форсированный М-105ПФ-2, обладающий повышенной мощностью. Октябрьские испытания показали, что по характеристикам образец стал еще лучше. Як-3 имел максимальную скорость 646 км/ч на высоте в 4600 метров, но при подъеме выше его скорость падала и на 6000 метров его превосходили по скорости МЕ-109Г и ФВ-190.
Летчики-испытатели и представители государственной власти остались очень довольны полученным результатом. Они посчитали, что самолет обладает невероятной маневренностью, прост в эксплуатации и не требует большого опыта от пилота. Поэтому генерал Стефановский сразу же порекомендовал незамедлительно начать серийное производство новой модели.
Название истребителя Як-3 было дано самолету, который поступил в армию в 1944 году. 91-й истребительный авиаполк получил первые боевые машины, которые использовались для освобождения Львова. В этом полку было много молодых летчиков без опыта боевых действий, но они быстро и успешно освоили новые самолеты. За два месяца боевых действий было утеряно всего два самолета.
Первые авиадвигатели оснащались пушкой ШВАК и пулеметом УБ. Впоследствии появились новые варианты с установкой синхронного пулемета. Недостатком самолета было ограниченное количество топлива, что затрудняло поиск врага и продолжительный бой. Кроме того, часто возникали проблемы с отрывом обшивки верхней части крыла при выходе из пикирования. Пилоты научились избегать подобных ситуаций, чтобы свести их к минимуму.
Як-3 не полностью заменил другие истребители, но смог их дополнить. Если они успешно выполняли задачи на больших расстояниях, то он лучше всего справлялся с боями на ближних территориях. Производство модели было прекращено после войны в 1946 году, а через 6 лет самолет был снят с эксплуатации, заменившись более современными образцами.
Конструкция Як-3
Як-3 – одномоторный истребитель-моноплан с поршневым двигателем, который управляется одним пилотом. Он имеет конструкцию смешанного типа, где одна часть состоит из древесины или полотна, а другая – из металла. Крыло этого самолета располагается низко и является свободнонесущим, а шасси можно убрать. Конструкция Як-3 считается очень простой, но хорошо продуманной.
Кабина пилота размещалась по центру фюзеляжа и была закрыта трехсекционным фонарем, задняя часть которого состояла из бронированного стекла. У летчика были и другие средства защиты: сзади него прикрывала бронированная установка толщиной 8,5 мм, а слева – аналогичный подлокотник.
Фонарь имел систему аварийного сброса в средней секции, используемую для эвакуации пилота. Силовая конструкция фюзеляжа содержала хромансилевые трубы, к которым была приварена моторама. Обшивка передней части самолета была выполнена из металла, а задние элементы были обшиты простой фанерой.
Крылья самолета были изготовлены из различных материалов, включая дюралюминий, дерево, полотно и фанеру. Они были двухлонжеронными и оснащены механизмами управления, такими как элероны и посадочные щитки. Хвостовое оперение Яка было свободнонесущим и состояло из деревянных килей и стабилизатора. Рули высоты и направления были изготовлены из металла и покрыты полотняной обшивкой. Управление тормозами и посадочными щитками осуществлялось с помощью пневматической системы.
Двигатель самолета был V-образным и имел водяную систему охлаждения. Его мощность составляла 1240 л. с. Винт отличался изменяемым шагом, а бензобаки располагались внутри крыльев. Они защищались протектором и заполнялись нейтральным газом. Один из баков был расходным. Радиатор, отвечающий за охлаждение, был сдвинут вглубь фюзеляжа, а управление заслонкой осуществлялось в автоматическом режиме.
Самолет имел минимальное бортовое оборудование, состоящее из необходимых элементов для боя в дневных условиях при хорошей погоде, чтобы уменьшить вес машины. Радиостанцию оставили, а на передней части Яка была установлена пушка ШВАК, стреляющая через редуктор и втулку винта. Также туда могли устанавливаться один или два пулемета УБ.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Советские Яки были лучше иностранных аналогов по техническим характеристикам. Особенно заметно это было в максимальной скорости и способности подниматься на большую высоту.
Превзойти скоростные показатели самолета Як-3 сумел немецкий FW-190A-8, который летал на 40 км/ч быстрее. Но такого разгона он достигал только полете на форсаже.
ТТХ советского Як-3:
Параметры | Показатели |
---|---|
Мощность двигателя | 1240 л. с. |
Макс. скорость | 645 км/ч |
Макс. высота | 10700 м |
Дальность полета | 850 км |
Масса пустого | 2128 кг |
Макс. взлетная масса | 2697 кг |
Размах крыла | 9,2 м |
По габаритам самолет был меньше аналогов. Длина и высота составляли 8,48 м и 2,9 м. Площадь крыла равнялась 14,85 м².
Вооружение истребителя
Пушка МП-20 категории 20-мм располагалась возле силовой установки под названием ШВАК. Выстрелы осуществлялись через пустой вал редуктора основного винта. Боекомплект состоял из 120 снарядов, а перезарядка автоматическая и работала на пневматической системе. Ведение огня осуществлялось с помощью электрификации.
Для установки на самолет дополнительно устанавливали один или два пулемета БС калибром 12,7 мм. Они находились вне двигателя и стреляли через воздушный винт. Каждый пулемет имел боекомплект из 150 патронов, размещенных в отдельных коробках. В авиации также использовались другие мелкосерийные самолеты на базе Як-3, которые были вооружены различными пулеметами и пушками с разными основными характеристиками.
Эксплуатация
В 1944 году самолеты были задействованы в Львовско-Сандомирской операции для выполнения специальных задач. В процессе боев стало очевидно, что самолетам не хватает топлива, что снижает их эффективность в бою. Тем не менее, Як был очень уважаемым самолетом, который превосходил остальную авиацию, несмотря на этот серьезный недостаток. После Львовской операции самолеты продолжили применяться во всех крупных сражениях до конца войны.
Як-3 и Нормандия-Неман стали знаменитыми вместе. Последний был французским авиационным полком, который активно использовал советские самолеты и участвовал в Курской битве, Белорусской операции, битвах в Восточной Пруссии и других сражениях с 1943 по 1945 годы. Летчики полка совершили более 5 000 боевых вылетов за время войны.
История о Як-3 и Ф. Головатом известна еще более широко. Во время Великой Отечественной войны обычный крестьянин сделал огромное благо для Советского союза. Ферапонт Головатый потратил свои личные деньги на приобретение двух истребителей Як-1 и Як-3, которые он передал летчику Б. Еремину. На этих самолетах было уничтожено множество вражеских самолетов. Сейчас один из них находится в Саратовском музее Боевой славы, а другой разобран и находится в музее Задорожного подмосковья.
Модификации Як-3
Як-3 был произведен не только по стандартному образцу 1943 года, но и в нескольких модификациях с уникальными особенностями. Некоторые из них были направлены на массовое производство.
Все модификации:
- Як-1М – тестовый образец Як-3 1943 года на двигателе М-105ПФ. Существовало только две единицы.
- Як-3 – основной истребитель, созданный по прототипам, имел двигатель ВК-105ПФ-2. Начал полеты в 1944 году.
- Як-3 с ВК-107А – вариант 1944 года с двигателем ВК-107А. Выпущенные после войны самолеты имели цельную металлическую конструкцию.
- Як-3ТК – повторяет предыдущую модель. Отличался наличием у двигателя турбокомпрессора.
- Як-3 с ВК-108 – мелкосерийный образец 1944 года с двигателем ВК-109. Достигал скорости 754 км/ч.
- Як-3К – классический вариант истребителя Як-3 1944 года. Отличающийся наличием улучшенной пушки НС-45.
- Як-3Р – образец самолета 1944 года с установкой дополнительного жидкостно-реактивного двигателя в хвосте.
- Як-3П – модель 1945 года. Отличался наличием пушки Б-20М и двух синхронных автоматических пушек Б-20С калибром 20мм.
- Як-3ПД – опытный перехватчик 1945 года на двигателе М-105ПВ. Был способен подняться на высоту до 13 км.
- Як-3Т – тестовый вариант 1945 года. Имел на борту пушку НС-37 и два синхронных пулемета Б-20С.
- Як-3Т-57 – второй опытный образец самолета Як-3Т, отличался наличием новой пушки ОКБ-16-57.
- Як-3У – перспективная модель, в которой использовался звездообразный двигатель АШ-82ФН с воздушным охлаждением. Тестировалась в 1945 году.
- Як-3УТИ – тренировочный прототип самолета Як-11 (1945 год). Имел двухместную кабину, двигатель АШ-21 и увеличенное крыло. На борту нес пулемет УБС и до 100 кг бомб.
- Як-3М – коллекционные цельнометаллические самолеты от 1992 года, без вооружения на двигателе Allison 2L.
После Второй мировой войны Як-3 активно поставлялся в Югославию. Ближе к концу 1940-х годов югославы на его базе создали свой истребитель S-49, а также учебный самолет.
Памятник Як-3 перед Можайском
На трассе Москва — Минск, перед поворотом на Можайск, находится памятник самолету Як-3. Он был открыт в 1966 году в память о защитниках воздушного пространства над Москвой. Хотя самолеты Як-3 не участвовали в этих битвах, они сыграли важную роль в последующих. Памятник, который был создан по проекту А. Андрианова, представляет собой черный Як-3, взлетающий в небо.

В 2010 году памятник был отремонтирован, восстановлены элементы и установлена подсветка. Вокруг памятника всегда чисто, венки регулярно меняются. Рядом находится аэроклуб, который предлагает воздушные прогулки и обучает пилотированию.
Истребитель Як-3 является одним из наилучших в борьбе Второй мировой войны. Благодаря различным модификациям, этот самолет был использован в различных условиях и сделал значительный вклад в победу. Памятник, установленный в Можайске, подтверждает важность выпуска этой модели.