Самолеты

Як-28 потрясающий многоцелевой самолет-универсал

Реактивный самолет, который изначально разрабатывался под наименованием «изделие 28», позднее получил имя Як-28. Его первый полет состоялся в 1958 году, а затем он был запущен в серийное производство. За время эксплуатации было выпущено множество модификаций, которые позволили использовать самолет для разных целей. Як-28 стал первым сверхзвуковым бомбардировщиком, производимым в Советском Союзе и выпускавшимся массово.

История создания самолета

В конце 50-х годов требования к военным самолетам менялись часто из-за активного развития двигателей и авиации. После испытаний нового Як-26 конструкторам была поставлена задача разработать на его базе реактивный бомбардировщик.

Як-26
Самолет Як-26

По требованиям, он был задуман как двухместный самолет, с взлетной массой от 12 до 13 тонн, способный достигать скорости 1500 км/ч и подниматься на высоту до 16 км. Кроме того, было важно, чтобы он мог пролетать не менее 2200 км, нести бомбовую нагрузку весом около 1200 кг и подниматься на высоту до 10 км за не более чем 3,5 минуты. В качестве двигателей были выбраны Р-11-300, также была установлена артиллерийская пушка калибра 23 мм.

Як-26 не прошел испытания, поэтому А. С. Яковлев сомневался в возможности создания продвинутого бомбардировщика на его базе.

Е. Г. Адлер считал иначе, не считая требования завышенными. Он заявил, что для разработки необходимо внести минимальное количество изменений в имеющуюся конструкцию.

Испытания ЯК-26

Нужно было увеличить крыло, чтобы установить мощные двигатели, сделать его более жестким и увеличить его площадь. Элероны были перемещены к доработанным мотогондолам, задняя часть крыла стала прямее, а передняя — изогнутой под большим углом. Были установлены задние закрылки «Фаулер».

Вместимость бомбового отсека была увеличена, что позволило увеличить количество перевозимого вооружения, включая торпеды. В кабине было установлено катапультируемое сидение, а прицел размещен на отдельной платформе с возможностью регулировки.

Для улучшения характеристик использовали тормозной парашют для сокращения пробега при посадке. Для увеличения угла атаки при подъеме в воздух разместили систему автоматической просадки на задней стойке. Смещение крыла вверх обеспечило большую устойчивость при взлете.

Як-28
Самолет Як-28

К началу 1958 года был создан первый прототип на основе Як-26. Самолет Як-28 на фото почти не отличался от своего предшественника, но имел серьезные преимущества по летно-техническим характеристикам. Новый бомбардировщик поднялся в воздух в марте, а испытания продолжались полгода. В результате он получил официальное имя — Як-28. По классификации НАТО его назвали «Пивовар».

На испытаниях самолет смог показать себя с положительной стороны. Летчики отмечали простоту управления с отличной устойчивостью. Но передняя часть корпуса требовала переработки, что стало новой задачей для конструкторов. Вместе с этим на втором образце установили улучшенные двигатели и мотогондолы с овальными воздухозаборниками.

Самолет ЯК-28

Была сделана третья опытная машина к началу новых испытаний. Она была отправлена в массовое производство сразу после их завершения. Вначале производство было ограниченным, потому что не было радиолокационного прицела нужного образца. Первоначально выпускаемая модель стала отдельной модификацией.

Первый сверхзвуковой перехватчик-разведчик был разработан на базе данного самолета к 1960 году. Это была еще одна модификация, которая по характеристикам была более совершенной, чем Су-9. Машина была отправлена в серийное производство до окончания испытаний.

Опыт эксплуатации

После демонстрации самолета на авиационном параде в Тушино в 1961 году и начала его активного использования возникли претензии к прочности конструкции, так как на некоторых поверхностях бомбардировщика образовывались трещины. Также отмечалось, что в некоторые приборы попадает влага. Вскоре все проблемы были решены.

Опыт эксплуатации ЯК-28

Самолет использовали в качестве разведчика в Афганистане и Восточной Европе. В боевых действиях он не участвовал, но применили для подавления мятежа на корабле «Сторожевой» в Балтийском море. Один бомбардировщик сбросил бомбы рядом с кораблем, что привело к небольшому повреждению и остановке его. Другой самолет по ошибке чуть не обстрелял сухогруз, приняв его за «Сторожевой».

Широкую известность получил случай с летчиками Б. Капустиным и Ю. Яновым. Пролетая над западной частью Берлина, они обнаружили, что двигатели отказали. Ценой собственной жизни самолет отвели от жилых кварталов, избежав жертв на земле. Обоих посмертно наградили орденами Красного Знамени.

Опыт эксплуатации ЯК-28 в других странах

Хотя у самолета были хорошие технические характеристики, он часто становился отказным и причинял много катастроф. Тем не менее, конструкторы и летчики по-прежнему уважали его. Этот самолет эксплуатировался до середины 1970-х годов и, хотя официально не находился на вооружении СССР, был активно использован. После распада Советского Союза оставшиеся бомбардировщики и истребители этой модели были распределены между Россией, Украиной, Белоруссией и Туркменистаном.

Описание конструкции

Был разработан бомбардировщик с высокопланом и стреловидным оперением. Его фюзеляж был полумонококом с круглым сечением, переходящим в овальное к задней части. В передней части находилась застекленная кабина пилотов, а в центре – центроплан, бомбовый отсек и топливные баки. Сзади был установлен тормозной парашют с некоторыми приборами.

Описание конструкции ЯК-28

Крыло самолета находилось высоко и состояло из центроплана с двумя консолями и тремя лонжеронами. Оно также было оснащено элеронами и закрылками, которые компенсировали вес и аэродинамику. Мотогондола была разделена специальными гребнями от фюзеляжа. Хвостовое оперение состояло из двухлонжеронного киля, руля направления и переставного стабилизатора.

Шасси самолета было велосипедного типа. Оно включало носовую и заднюю основные двухколесные стойки, а также одноколесные крыльевые опоры. Первые убирались внутрь фюзеляжа, а вторые скрывались в специальных обтекателях. Все они имели азотно-гидравлические амортизаторы.

Чертеж самолета ЯК-28

Моторы располагались в мотогондолах под консолями, оба имели автозапуск и антиобледенительную систему. Топливо хранилось в шести баках внутри корпуса объемом 5275 л, который можно было расширить с помощью дополнительных баков. Система управления была бустерной и контролировала крен и тангаж.

Механическая использовалась для канала рыскания. Пневматическая система применялась для управления передней створкой шасси и торможения, а гидравлическая – для регуляции элеронов, шасси и других систем.

Летно-технические характеристики Як-28

Базовая версия Яка имела длину 20,02 м, а ее высота достигала 4,3 м. Размах и площадь крыла составляли 11,78 м и 35,25 м². Нормальной взлетной массой считалась 16,16 т, а максимальная ограничивалась 18,08 т.

Летно-технические характеристики Як-28

Два двигателя Р11АФ2-300 обладали высокой тягой – 6100 кгс каждый. Они обеспечивали все основные характеристики, позволяющие летчикам любить этот самолет. Максимальная скорость достигала 1850 км/ч, а дальность полета составляла 2070 км за не более чем 2,2 часа. При подъеме вверх самолет мог достигать высоты 14,5 км.

Основой вооружения была пушка НР-23, но позднее ее заменили на улучшенную двухствольную ГШ-23Я. Также на борту присутствовали бомбы от 0,1 до 3 т. Нормальной нагрузкой считалась отметка около 1,2 т. Общее число перевозимых бомб зависело от их типа и веса.

Вы видели ЯК-28 вживую?
ДаНет

Модернизации

С момента запуска производства серийной версии самолета его базовая модификация прошла несколько модернизаций. Было разработано около 20 различных вариантов, но не все из них были запущены в производство.

Модернизации самолета ЯК-28

Варианты самолета:

  • Як-28-1 – первый опытный образец на двигателях Р-11А-300, создан в 1958 году на основе имеющегося Як-26;
  • Як-28-2 – второй опытный образец с двигателями Р-11АФ-300, также основан на созданном Як-26;
  • Як-28-80 – перехватчик на двигателях Р-21-300 с РЛС «Орел», имел на борту две ракеты типа К-80;
  • Як-28-64 – тестовый перехватчик с двигателями Р-11Ф2-300, на борту нес ракеты Х-28, которые были частью системы К-28П, также назывался Як-28Н;
  • Як-28Б – базовый бомбардировщик с установленными системами «Лотос» и «Инициатива»;
  • Як-28Л – бомбардировщик с дальномерной улучшенной системой «Лотос», пришел на замену модели 28Б;
  • Як-28БИ – небоевой самолет для картографирования местности, имел РЛС «Булат» для бокового обзора;
  • Як-28И – серийный модифицированный бомбардировщик с системой «Инициатива-2», оптическим прицелом и автопилотом;
  • Як-28Р – разведывательная версия самолета, отличалась от базовой полным отсутствием вооружения на борту;
  • Як-28РР – вторая версия разведчика, имела на борту оборудование для ведения радиационной разведки;
  • Як-28СР – разведчик на базе модели 28Р, отличался наличием станции для создания активных помех вражеским системам слежения;
  • Як-28П – истребитель-перехватчик с вооружением К-8М и К-98, производился массово с 1965 года;
  • Як-28ПД – улучшенная версия модели 28-П, имела на борту дополнительное оборудование для ведения боя;
  • Як-28ПМ – третья версия перехватчика, отличалась двигателями Р-11АФ3-300 и наличием четырех ракет, выпуск ограничился тестовым образцом;
  • Як-28ПП – самолет радиоэлектронной борьбы, имел на борту специальный комплекс для выполнения поставленных задач;
  • Як-28У – учебная модель самолета, использовалась для тренировок летчиков, пересаживающихся с бомбардировщиков МиГ;
  • Як-28ИМ – перспективная модификация модели 28-И, разрабатывавшаяся в 1973 году, отменена как неконкурентоспособная;
  • Як-28УРП – перехватчик с установленными твердотопливными ускорителями, должен был летать значительно быстрее базовой версии, разработка отменена.

Самыми популярными моделями серии Як-28 стали 28-Б, 28-Л и 28-П, которые использовались как основа всего ряда. За время производства на заводах было построено 1180 единиц этой модели.

Сравнение фронтового бомбардировщика Як-28 и истребителя-перехватчика Як-28П

Перехватчик Як-28 отличался от бомбардировщика в основном по системам вооружения, хотя внешне они были почти идентичны. В то время как базовый бомбардировщик использовал бомбы, на борту перехватчика была установлена К-8М-1, включающая две ракеты с тепловым и радиолокационным наведением, а также специальное пусковое устройство с системой «Лазурь» и РЛС «Орел-Д». Все остальное оборудование было идентичным модели для бомбардировок.

Фронтовой бомбардировщик Як-28
Фронтовой бомбардировщик Як-28

Конструкция истребителя базировалась на Як-27К. Отличительной особенностью являлось расположение креплений ракет на внешней стороне мотогондолы, а также наличие одного фонаря для кабин летчика и оператора, что позволяло управлять самолетом с двух позиций.

По техническим показателям перехватчик имел преимущество над бомбардировщиком. Он мог подняться на 16 км, а дальность полета составляла 2150 км. Также самолет незначительно превосходил первую версию по максимальной взлетной массе.

Истребитель-перехватчик Як-28П
Истребитель-перехватчик Як-28П

Выпущена модификация перехватчика на двигателях Р-11АФ3-300, которая отличалась вооружением — на него были установлены 4 ракеты. Конструкторы утверждали, что самолет мог наносить удары по наземным целям, но на испытаниях это было частично опровергнуто.

Як-28 был значимым достижением в области советского авиастроения. Несмотря на некоторые недостатки, самолет был признан широкой общественностью и стал одним из лучших бомбардировщиков в истории СССР. Различные модификации позволяли использовать этот самолет для выполнения различных типов задач.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ibrahim

    Ух ты! Какой превосходный самолет я когда-либо видел.
    У Як-28 так много достоинств.
    И он также выпускался в версиях для разведки, радиоэлектронной борьбы, перехватчика и тренажера, известных в отчетах НАТО под названиями Brewer, Brewer-E, Firebar и Maestro.