Самолеты

Учебный самолет Як-18

Учебный самолёт Як-18 был создан в СССР и заменил УТ-2. Он использовался в аэроклубах как тренировочный. За время его существования было создано множество модификаций для различных целей. Оба самолета были созданы в Опытном конструкторском бюро А.С. Яковлева.

История создания

Самолет был назван в честь Яковлева Л.С. – Генерального конструктора авиационной техники, награжденного дважды званием Героя Социалистического труда. Перед Второй мировой войной коллектив конструкторов ОКБ занимался разработкой спортивных, учебных и многоцелевых самолетов. Они создали учебный моноплан УТ-2 для обучения начинающих летчиков, который послужил прототипом для Як-18.

История создания ЯК-18

После войны летным школам и аэроклубам необходим был доступный и массово используемый «летающий тренажер». В эту категорию входил цельнометаллический самолет Як-18.

В СССР на тот момент военные самолеты уже имели возможность изменять шаг винтов и складывать шасси. Такие усовершенствования были внедрены и на Як-18.

ЯК-18 в СССР

10 декабря 1945 года началась разработка Як-18 конструкторской бригадой. Новый самолет имел дюралевый каркас вместо деревянного и внешне напоминал УТ-2Л.

Подготовка проекта длилась несколько недель. Комплект готовых чертежей был передан на завод весной 1946 года. Примечательно, что у Як-18 изначально было две модификации. Одна – для высшего пилотажа, другая – для учёбы и отработки приобретаемых навыков. Они получили названия Як-18-1 и Як-18-2.

Самолет ЯК-18 в 1942 году

Первая версия была легче, а на вторую установили аккумулятор, радиостанцию, посадочную фару, переговорное устройство и электрогенератор. Эти дополнительные компоненты увеличили вес самолета на сто килограмм.

Полноценное производство Як-18 (наследника УТ-2Л) началось 21 марта 1947 года. Выпуск начался одновременно на трёх заводах: №272 в Санкт-Петербурге, №11-б в Семеновске (Арсеньеве), №135 в Харькове. Заводы Ленинграда и Харькова выпустили серийные машины в том же году.

ЯК-18Т

Ленинградский завод был главным и ему поручили подготовку полной технологической документации на основе чертежей из бюро Яковлева, чтобы создать рабочие копии для других заводов. Это было сложной задачей, так как у Ленинградского завода не было собственного конструкторского бюро.

Подготовка документов была опозданием из-за неправильной работы персонала, что привело к несоблюдению плана и выпуску всего 5 самолетов вместо запланированных 80.

Описание конструкции

Як-18т – однодвигательный моноплан с свободным крылом.

Имел следующие характеристики:

  • крыло расположено низко;
  • хвостовое оперение – однокилевое;
  • шасси – трехопорное, убирающееся;
  • назначение: для тренировок и обучения летчиков, состоящих в лётных училищах.

Аэроклубы ДОСААФ проводили обучение на Як-18т, используя обе модификации.

  • для первоначального обучения;
  • в качестве учебно-тренировочной модели.

В конструкции была установлена кабина, где курсант находится перед инструктором во время обучения. Аэродинамическая схема удобна для использования.

Чертеж самолета ЯК-18

Управление самолетом осуществляется через две штурвальные колонки. Конструкция фюзеляжа — цельнометаллическая, соединенная клепкой и сваркой, выполнена по балочно-стрингерной схеме. Кабина и отсек оборудования находятся в передней части фюзеляжа. Отсек предназначен для размещения воздушных агрегатов и электрооборудования.

В кабине самолёта предусмотрено 2 места для экипажа. Кресла, расположенные в кабине, регулировались по горизонтали и вертикали, что обеспечивало пилотам удобную позицию для управления самолетом.

Чертеж кабины ЯК-18

Основные инструменты управления транспортным средством – руль, педали и ручка газа. Управление происходит вручную, без автоматической помощи.

Система шасси – трехопорная. На две главные опоры приходилась основная нагрузка. Они были расположены позади центра тяжести самолета. Переднее колесо свободно ориентировалось, и не относилось к тормозному типу.

Летно-технические характеристики

Летно-технические характеристики ЯК-18

Як-18 имел следующие летно-технические характеристики:

  1. Размах крыла – 10,6 метров.
  2. Длина – 8,03 метров.
  3. Максимальная скорость – 250 км/час.
  4. Максимальная взлетная масса – 1085кг.
  5. Практический потолок – 6000м.
  6. Масса пустого самолета — 769кг.
  7. Дальность полета — 1080км.

В ходе разработки Як-18А увеличилась его масса, сократилась дальность полета и потолок. Однако, улучшились его пилотажные и летные свойства, что было отмечено специалистами. Новая модификация имеет повышенные эксплуатационные характеристики.

Летно-технические характеристики самолета ЯК-18
Як-18 стал родоначальником многих пассажирских и пилотажных самолетов, в частности Як-18Т. Однако эта машина сильно отличается от своего прародителя.

Як-18Т может выполнять функции:

  1. Санитарные.
  2. Транспортные.
  3. Пассажирские.
  4. Учебно-тренировочные.

Учебно-тренировочный ЯК-18

Дополнительные улучшения:

  1. Пассажирский вариант самолета может перевозить до трёх пассажиров на расстояние до 500 км.
  2. Патрульный вариант подходит для патрулирования лесных массивов, нефтепроводов, газопроводов и шоссейных дорог.

Самолет Як-18Т является одним из самых безопасных, используемых в летных училищах. На летно-технических конференциях было подчеркнуто, что во время испытаний 650 таких самолетов, которые налетали более миллиона часов, не произошло ни одного серьезного происшествия. Специалисты, проверившие авиатехнику, настоятельно рекомендовали расширить область применения модели Як-18Т.

Вы хотели бы полетать на ЯК-18?
ДаНет

Модификации

Модификации ЯК-18

  1. Як-18, Як-18-2 – первые прототипы. Произведены в 1946 году. Изначально их оснастили двигателями М-11ФР-1 и М-11ФМ (М-12).
  2. Серийный опытный Як-18 был произведён уже в 1947 году. По конструкции он не отличался от второго прототипа Як-18-2. Это значит, что двигатель и хвостовое колесо у них были одинаковые. Модель модернизировалась много раз (устанавливались обновлённые винты, менялись двигатели, заменялось радиооборудование и т.д.). Постройка модели велась на трёх разных авиазаводах. Количество построенных самолетов этой модификации колеблется от 3752 до 4860, так как разные источники предоставляют разную информацию.
  3. Як-18 на лыжном шасси. Данная модификация изменялась дважды, в 1947 и 1949 годах, когда проходили испытания.
  4. Як 18 с двигателем М-12 – усовершенствованная модель. была создана в результате осуществления доработок в 1949 году в Харькове. Вместо обтекателей цилиндров, на самолёт был установлен цилиндрический капот. Лётные испытания были завершены в 1950 году.
  5. Як-18У – первый экземпляр с носовым колесом. Его носовая опора убиралась назад, а основные колёса наоборот – вперёд. В этой модификации дополнительное оборудование добавило вес, что отрицательно сказалось на ее характеристиках. Однако модификация оказалось все равно хорошей. В 1950 году выпущенные 20 самолетов приятно удивили военных.
  6. Як-18Т – логическое продолжение Як-18У. Ее оснастили дополнительной аппаратурой, которая позволила эксплуатировать самолёт в разных метеоусловиях, даже самых тяжелых.
  7. Як-18А – третья по счету модернизация базовой модели. Получила мощный двигатель двадцатицилиндрового типа. Система управления, планер и кабина подверглись существенным изменениям. Кроме того, было установлено новое навигационное и радиооборудование. Успешные испытания образец завершил в 1956 году. Во время серийного производства особых изменений не вносилось.
  8. Як-18П – самолёт, созданный на основе Як-18А. Относится к пилотажным и имеет только одно место. Спортсмены принимали на нем участие в международных и отечественных соревнованиях. Далее на его основе строились Як-18ПС и Як-18ПМ.

Як-18 был применен в различных областях, таких как спортивные соревнования, обучение пилотов и практическая деятельность. Этот самолет, произведенный в России, широко использовался, переиздавался и модернизировался.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Игорь

    Да, Як-18 считаю легендарным самолетом. До сих пор на Яках обучают и будут обучать. Это отличная машина. Лично мне удалось полетать на Як-18Т. Непередаваемые ощущения! Хоть и машине было приличное количество лет.