Самолеты

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Як-152 — новый российский учебный самолет, созданный для первоначальной летной подготовки будущих пилотов. Он входит в состав учебно-тренировочного комплекса вместе с Як-130 и заменит устаревший Як-52. Первый полет состоялся в 2016 году, а в настоящее время самолет готовится к серийному выпуску. Як-152, предположительно, станет лучшим учебным самолетом для обучения пилотированию.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

История разработки самолета

Правительство объявило конкурс на создание учебного самолета в конце 1980 года. Было необходимо разработать машину с двумя двигателями, соответствующую требованиям. Основное его предназначение заключалось в возможности летчиков отрабатывать на нем навыки полета и использование авиационного оружия в воздушных боях. Однако этот процесс затянулся на несколько лет, пока не появился альтернативный проект.

Разработка Як-152 началась в 1990 годах в ОКБ имени Яковлева. Планировалось создание нового учебного самолета Як-УТ, который станет основной моделью для летных училищ.

Они считали, что правильным решением будет проектирование не одного универсального самолета, а двух – легкого поршневого и учебно-боевого на реактивных двигателях.

Особое внимание уделялось первому, так как его предназначением должно было стать оттачивание навыков будущих пилотов и проведение летных экзаменов с отбором лучших претендентов. В то же время учебно-боевая машина в лице Як-130 уже была готова к испытаниям и последующему производству. Поэтому оставалось выпустить поршневой самолет к нему в пару.

В Советском Союзе летчиков готовили на двух уровнях, что приводило к высоким результатам. Сначала они проходили обучение в клубах ДОСААФ, которые располагались по всей стране. Там они получали опыт управления легкими самолетами, а затем переходили на более сложные и дорогостоящие машины, где изучали новые навыки, в том числе ведение воздушных боев. Именно поэтому создание нового Як-УТ было актуальным.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Конструкторы ОКБ имени Яковлева создали Як-54М на базе Як-54. Затем проект был переименован в Як-152 для подчеркивания связи с Як-52, но он не получил продолжения из-за утраты интереса после распада СССР. В то же время закрывались центры ДОСААФ.

В 2001 году Министерство обороны РФ объявило новый конкурс на создание поршневого учебного самолета для военной сферы. В то время были предложены всего две модели, так как на разработку не выделили достаточно денег, и конструкторские компании вынуждены были вкладывать свои собственные средства. Победителем стал Су-49, созданный ОКБ им. Сухого.

Конструкторы ОКБ им. Яковлева предложили второй вариант, основанный на проекте Як-52, а не Як-54, как было задумано в Як-152. Они установили на него новое оборудование, заменили кабину, поставили улучшенный двигатель М-14Х и увеличили запас топлива. Самолет получил название Як-52М, появилась возможность эвакуации экипажа при неисправностях, и он был успешно протестирован в 2004 году. Планируется выпускать до 800 единиц в год на заводе в Иваново.

Но о разработанном проекте вновь забыли. В 2006 году интерес к нему проявили китайские инженеры. Они заключили контракт с ОКБ им. Яковлева и, воспользовавшись имеющимися наработками, создали свою машину под названием L-7. В 2010 их вариант самолета продемонстрировали публике и отправили на массовое производство.

В 2014 году российские ВВС запросили создание новой учебной машины. Министерство обороны одобрило вариант конструкторов ОКБ им. Яковлева, и они приступили к разработке под шифром «Птичка ВВС». Она создавалась на базе ранее спроектированного Як-152.

Заключенный договор обошелся в 300 млн рублей.

Технический проект был создан к 30 апреля, а конструкторская документация была подготовлена до 30 сентября. Макетная комиссия дала разрешение на создание опытного образца. Разработка была задержана, но в 2016 году образец был запущен в воздух. Испытания затянулись и многократно срывались. Планируется начать серийное производство до конца 2019 года.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Описание конструкции Як-152

Як-152 – это одномоторный моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме и изготовленный из цельного металла, за исключением покрытий элеронов и руля, которые выполнены из углепластика. Фюзеляж представляет собой полумонокок, который обеспечен повышенной прочностью, благодаря четырём лонжеронам. Однолонжеронное крыло расположено низко и имеет выдвижные закрылки. Профиль крыла двояковыпуклый и несимметричный.

У самолета три опоры шасси, куда устанавливают новые колеса. Благодаря хорошей амортизации и короткому разбегу, он может приземляться на небольших грунтовых аэродромах.

Як-152 имеет двухместную кабину, расположенную в носовой части фюзеляжа за двигателем. Первое место предназначено для курсанта, а второе – для инструктора. Управление у них дублируется для безопасности.

В кабине есть вентиляция и обогреватель, но она не герметична. Управление самолетом осуществляется с помощью специальной ручки.

Информация, касающаяся полета, отображается на дисплеях перед обоими местами. Также на борту присутствуют необходимое навигационное оборудование и средства связи. Этого достаточно, чтобы научиться управлять самолетом без применения оружия. При возникновении аварийной ситуации можно воспользоваться системой катапультирования.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Летно-технические характеристики

Як-152 имеет небольшие размеры, присущие легкой авиации. Его длина составляет 7,22 м, высота – 2,47 м. Размах крыла при этом превышает размеры самого самолета и достигает 8,82 м. Его площадь равна 13 м². Пустым самолет весит 948 кг. Допустимая взлетная масса ограничена 1320 кг. По некоторым сведениям, она была увеличена до 1480 кг. Полностью заполненные топливные баки отнимают порядка 200 кг.

Технические характеристики Як-152 обеспечиваются двигателем RED A03 немецкого производства мощностью 360 л. с. Его предельные показатели эксплуатационной перегрузки находятся на отметке +5/-3 g, а планируемый изначально мотор М-14Х давал более широкие значения +9/-7 g. Но общие возможности у немецкого двигателя заметно выше.

Самолет может развивать скорость до 500 км/ч в горизонтальном полете, но крейсерская скорость ограничена на уровне 380 км/ч.

Самолет приземляется со скоростью 145 км/ч. Он может летать на высоте до 4000 м, поднимаясь со скоростью 8 м/с. Максимальная длина полета — 1500 м.

Таких показателей достаточно, чтобы изучить технику управления самолетом и отточить основные навыки, которые могут понадобиться при дальнейшем обучении. Заявленный ресурс Як-152 составляет не менее 10000 часов полета, 30000 приземлений и 30 лет эксплуатации.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Перспективы

Як-152 УТС предназначен для обучения курсантов летных училищ всем необходимым навыкам пилотирования, включая высший пилотаж и групповые полеты, а также использование навигационного оборудования и средств связи.

Можно проводить специализированные занятия, чтобы отточить посадку на неполноценной взлетной полосе, работу с самолетом в нестандартных ситуациях и пилотирование по приборам со шторкой. Тренировки будут проводиться днем и ночью при хорошей погоде или средней облачности.

Як-152 самолет для первоначальной летной подготовки

Самолет имеет высокую надежность, простую конструкцию и доступные основные узлы, что облегчает его обслуживание. Он имеет серьезное преимущество перед аналогами, так как может храниться на непрочном грунте под открытым небом. Конструкторы отмечают его способность использоваться в неблагоприятных метеоусловиях, посадку на неподготовленную полосу, применение нового продвинутого дизельного топлива и доступную цену.

Затраты на обслуживание и снабжение расходными материалами будут минимальными. Эксперты, оценившие самолет, подтвердили заявленные характеристики и отметили, что бортовое оборудование способно выполнять функции при неблагоприятных условиях.

Курсанты отметили, что Як-152 обладает всем необходимым оборудованием, чтобы приобрести необходимые навыки, которые пригодятся при пересадке на другой самолет. Они особо отметили высокий уровень безопасности, включая автоматическую систему катапультирования в аварийной ситуации и возможность отработки «штопора» без рисков.

Совместное использование Як-130 и самолета обеспечит эффективность обучения летчиков на высоком уровне. После освоения Як-152 переход на Як-130 будет легким и не потребует дополнительной подготовки. После тренировок на втором самолете летчики смогут продемонстрировать свои навыки на боевых машинах.

Эксперты сообщают, что ВВС РФ нуждаются в 250-300 таких самолетах. Они также высоко оценили экспортный потенциал Як-152. Заказ на 150 самолетов уже сделан для российских военных училищ. Кроме того, планируется приобретение 100 самолетов ДОСААФ и неизвестное количество единиц Белоруссией.

Ожидается, что самолет активно будет использоваться частными аэроклубами или иными организациями, связанными с летной подготовкой. Контракты с другими странами, кроме Белоруссии, пока что не заключались. Перспективным рынком сбыта мог стать Китай, создавший на основе проекта Як-152 свой самолет, но затягивания сроков сыграли свою роль и перечеркнули такую возможность.

Як-152 – перспективный тренировочный самолет, который находится в стадии длительной разработки и периодически откладывается. Однако благоприятные характеристики, высокие оценки экспертов и потребность Российских воздушных сил в такой авиации оказали положительное воздействие. Серийное производство самолета запланировано на 2019 год, и если он будет пользоваться спросом, возможно, будут созданы дополнительные модификации, расширяющие его возможности применения. В таком случае, спрос на него только увеличится.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Анастасия

    Мне доводилось полетать на этой птичке. Без сомнения один из лучших самолётов.