Многоцелевой транспортный самолет Як-12

СОДЕРЖАНИЕ
0
428 просмотров
12 декабря 2019

Як 12 – культовый легкомоторный самолет, который разработан А. С. Яковлевым по приказу И. В. Сталина. Он отличался простотой и безотказной работой. Каждый летчик, летавший на Яке, отзывался о нем исключительно с положительной стороны. Этот самолет принес большую пользу Советскому Союзу и помог решить множество задач. Возможно, именно поэтому на его базе было создано несколько модификаций, которые дополняли основную модель.

История создания Як-12

Самолеты, которые составляли на тот момент основу авиации – У-2 и УТ-2 уже морально устарели. Руководство страны понимало, что требуется незамедлительно начать разработку новой легкой многоцелевой авиации. Поэтому после окончания военных действий в планы по восстановлению СССР внесли пункт, подразумевающий срочное создание авиатехники.

История создания Як-12

Она должна была использоваться для истребления сельскохозяйственных вредителей, доставки почты и транспортировки раненых. В то же время новый самолет требовался и военным. Им была нужна не только надежная и эффективная машина, но и простая в разработке и дешевая в использовании.

Опытное конструкторское бюро (ОКБ)-115 под руководством А. С. Яковлева занялось разработкой новой авиации еще во время Второй мировой. Планировалось создать свободнонесущий низкоплан Як-13 с регулировкой шасси и подкосный высокоплан Як-14, которые должны летать на двигателях М-11ФМ. Оба самолета были оборудованы закрытой кабиной, где находились бы пилот и два или три пассажира.

Самолет Як-12

Первые испытания начались в 1945 году. На них опытные образцы показали себя с положительной стороны. Обе модели заслуживали стать серийными, но пришлось выбрать только одну.

Несмотря на преимущества Як-13 в технических характеристиках, предпочтение отдали самолету Як-14, так как он отличался простотой. Через некоторое время его название сменили на Як-10 и поставили на конвейер. Но в 1947 году было принято решение остановить серийное производство этой модели и, доработав ее, создать новый самолет.

К октябрю этого же года был выпущен первый опытный образец Як-12. Он отличался от предыдущей модели пониженным гаргротом, установленным за кабиной, с остекленным верхом, уменьшенными размахом и площадью крыла. Также на самолет установили предкрылок, переработали стойки шасси, поставили навигационные огни и фару для полета ночью.

 Як-12

Работал первый образец на двигателе М-11ФР-1, мощностью 145 л. с. Испытания самолета прошли успешно. Он смог показать превосходную устойчивость и легкую управляемость, при этом ему требовалась меньшая длина взлетно-посадочной полосы для подъема в воздух и приземления. Руководство также отметило, что Як-12 стабильно продолжает полет даже после того, как летчик бросил управление.

Все испытания самолета завершились к январю 1948 года. За их время было внесено несколько незначительных изменений в конструкцию и основные системы, что сделало модель еще лучше. На серийное производство он отправился в мае 1948 года. К ноябрю были отобраны пять самолетов для испытания военными. После проведенных тестов они отозвались о Як-12 положительно и порекомендовали ее к принятию на вооружение.

Тест ЯК-12

При этом было высказано ряд требований: поставить более мощный двигатель, автоматические подкрылки, металлическое кресло и противообледенительное устройство. Пожелания военных были выполнены.

Уже к концу года начались испытания нового образца Як-12, на который был установлен разработанный всего полгода назад звездообразный девятицилиндровый двигатель М-14 мощностью 250 л. с. Он отличался более высокой скоростью полета, быстрым набором высоты и сокращенной длиной пробега. Вскоре самолет был отправлен на серийное производство.

Описание конструкции

Самолет относится к высокопланам. Он имеет подкосно-расчалочное хвостовое оперение и фиксированное шасси. На нем было установлено двухлонжеронное крыло площадью 21,6 м² в полотняной обшивке с закрепленным предкрылком и щелевыми закрылками. Оно усиливалось с помощью V-образных креплений, сходившихся к шасси на кабине, что делало конструкцию более надежной.

Описание конструкции ЯК-12

Каркас создавали из металла, а оперение обшивали полотном. Основная часть фюзеляжа была собрана из стальных трубок, сваренных между собой. Обшивка передней части самолета дюралевая, а задней – полотняная.

Постепенно количество дерева уменьшалось, а во всех последующих модификациях использовали все больше металла. Такое решение позволяло значительно продлить срок службы машин, так как они чаще всего хранились под открытым небом, а древесина очень быстро деформировалась под действием дождя.

Кабина ЯК-12

Изначально самолет был двухместным, но кабина последних моделей имела четыре места, при этом сбоку было выделено пространство, куда можно поставить носилки для транспортировки раненых. Шасси – пирамидального типа с лентой-оттяжкой, уменьшающей сопротивление. Основные тормозные колеса имели размеры 60*18 см, а задние были меньше – 20*11 см. При необходимости – устанавливались лыжи.

Двигатель М-11ФР

Двигатель М-11ФР

Первым двигателем в Як-12 был М-11ФР, отличающийся простыми характеристиками. Вскоре его заменили на М-14. Мощность составляла 250 л. с., чего было достаточно для выполнения задач любого характера. Двигатель был защищен металлическим капотом. Его охлаждение – воздушное. Жалюзи, через которые проникал воздух к мотору, полностью регулировались летчиком. Он имел возможность усиливать или уменьшать степень охлаждения двигателя при необходимости.

Летно-технические характеристики

Все модификации Як-12 имели на борту необходимое для навигации и обеспечения связи с землей оборудование. Это давало летчикам еще больше возможностей, теоретически повышая эффективность ведения боя. У первого самолета Як технические характеристики были не такими примечательными, как у последующих моделей на двигателе М-14, но именно он был базовым. Поэтому и рассматривать летно-технические характеристики (ЛТХ) будем по нему.

Схема ЯК-12

Самолет на двигателе М-11ФР имел всего 160 л. с., но этого было достаточно, чтобы обладать преимуществом перед большинством аналогичных машин. Для взлета ему требовался разгон по полосе длиной более 185 м. Максимальная скорость, которую могла достичь первая серийная модель, составляла 194 км/ч. Крейсерская – 169 км/ч.

Чертеж ЯК-12

По габаритам Як-12 не отличался от подобных моделей. Его длина составляла 8,36 м, а высота – 3,76 м. Размах крыла был ровно 12 м, его площадь достигала 21,6 м². Пустой самолет весил 830 кг, а при загрузке вес мог достигать 1185 кг. Превышение этого ограничения грозило отказом оборудования и невозможностью взлета.

Компоновочная схема ЯК-12

Як-12 мог пролететь порядка 810 км, после чего ему требовалась посадка с дозаправкой. Также он не мог находиться в воздухе более 4 часов. Практическим потолком для него стала высота 3 км. Модификации избавляли от таких жестких ограничений, повышая характеристики самолета. Некоторые модели могли похвастаться увеличением дальности полета, другие быстрее летали, третьи имели повышенную предельную взлетную массу.

Модификации Як-12

На Як-12 было создано множество моделей, каждая из которых могла быть использована для конкретных целей. Все модификации самолета:

  1. Як-12. Базовая версия. Она практически идентична тестовому образцу и имеет минимум отличий. Стала массово выпускаться сразу после запуска в производство. За все время было произведено порядка 700 самолетов, большая часть которых использовалась военными.
  2. Изделие 21А. Первая выпущенная модификация Яка. По сути – первая работа над ошибками. На нее установили предкрылок, изменили конструкцию шасси, уменьшили размах крыла, что помогло повысить скорость и сократить необходимую для взлета длину.
  3. Як-12ГР. Немного переработанная базовая версия самолета на поплавковый тип. На ней колесное шасси было заменено на деревянные поплавки с водостойким покрытием. Левый имел водяной руль, управляемый педалями изнутри кабины. В серийное производство самолет не поступил, так как его использование было признано нецелесообразным вследствие недостаточных характеристик – для взлета ему требовалось большое расстояние на разгон, при этом скоростные показатели были значительно ниже стандартных.
  4. Як-12А. Глубокая модификация базовой версии. Было установлено измененное трапециевидное крыло без предкрылок, ручка управления исчезла, а вместо нее появился полуштурвал. Топливные баки стали объемнее, шасси конструктивно изменились, скорость самолета стала выше, дальность возросла. Обзорность из кабины и комфорт эксплуатации также увеличились.
  5. Як-12Б. Модификация делала самолет бипланом, так как его крыло состояло из двух отдельных частей, прикрепленных к фюзеляжу. На нем использовался улучшенный двигатель М-14 с форсажем и 300 л. с. и увеличенный бак на 570 л. Самолет взлетал с короткой взлетной полосы – ему хватало всего 35 м. Внутри кабина была оборудована отопительной системой и вентиляцией. По управлению машина стала намного мягче и отзывчивее, что отмечали все летчики. В серию этот Як не пошел, но образцы использовались для сельскохозяйственных работ.
  6. Як-12М. Новая модификация была разработана для эксплуатации самолета в связных, санитарных, пассажирских и сельскохозяйственных целях. Главным отличием стало удлинение фюзеляжа до 9 м. При этом было уменьшено остекление кабины, шасси получило улучшения в виде гидравлической амортизации. Этот вариант Яка стал одним из самых распространенных.
  7. Як-12ММ. Еще одна модификация поплавкового типа. Она была создана на базе версии 12М. Шасси самолета отличалось от варианта 12ГР, поплавки имели увеличенный размер, рули были установлены на оба из них. Максимальный взлетный вес повысился, в кабине была установлена специальная стрела, помогающая загружать и выгружать носилки с ранеными. Самолет произвели в количестве 30 единиц, которые использовались для медицинских целей.
  8. Як-12МС. Специальная версия Яка для проведения поисково-спасательных работ. От обычной модели 12М она отличалась наличием радиопеленгаторного устройства и вращающейся на днище антенны, которые применялись для поиска пострадавших. Также в нижней части гаргроты сделали место для парашютного контейнера с гуманитарным грузом, в который также входили радиостанция и оружие. Сбрасывался он во время полета. До массового производства дело не дошло.
  9. Як-12Р. Версия Яка для обеспечения связи военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она имела двигатель М-14 с новым усиленным капотом, улучшенный винт с настройкой оборотов, увеличенный бак и переработанную конструкцию шасси. Также был установлен специальный тормозной крюк, выпускающийся при посадке на грунт. Использовался самолет в качестве транспортника. Было выпущено более 2 000 машин.
  10. Як-12С. Санитарная версия Яка. Отличалась возможностью транспортировки одного больного на носилках с сопровождением врача. Внутри кабины был установлен столик, багажник с аптечкой и термосом. Все обогревалось и вентилировалось, а выхлоп выводился за кабину, что исключало попадание газов в медицинский отсек. Также машина была оснащена радиостанцией, полукомпасом и специальным оборудованием для слепого полета. Под такой тип самолетов было переделано несколько базовых моделей.
  11. Як-12СХ. Специальная сельскохозяйственная версия самолета. Ее облегчили, удалив радиоаппаратуру, установив охлаждающую спираль с маслом перед двигателем, убрав пассажирские места, поставив вместо них емкости для удобрений и ядовитых химикатов, на днище монтировали распылители с рассеивателями. С его помощью можно было удобрять или засеивать участки, а также уничтожать вредителей, распыляя яды.
  12. Як-12УТ. Учебный вариант самолета для военных летчиков. Отличался наличием второго комплекта ручного управления, а также специальным оборудованием для слепой посадки. Дополнительно были установлены различные радиоприборы, облегчающие эксплуатацию. В серийное производство этот Як не пошел, были созданы несколько опытных образцов на базе стандартной версии.
  13. PZL-101. Модификация самолета польского авиастроения, отличается увеличением полезной нагрузки на 500 кг, в остальном характеристики остались прежними. Использовалась модель для сельскохозяйственных работ, всего было выпущено 325 машин.
  14. Shenyang Type 5. Китайский вариант советского Як-12. Он выпускался таким же, как базовая модель, не было никаких минимальных различий, кроме окраса и опознавательных знаков.

За все время было выпущено более 7 000 самолетов Як-12, если учитывать польский вариант PZL. Сколько произвела аналогичных машин китайская сторона неизвестно.

Вы летали на ЯК-12?
ДаНет

След в истории СССР

Як-12 получил огромную популярность. Он был универсальным самолетом, который использовался для любых целей. Поэтому в Советском Союзе он применялся всеми службами, которым требовалась авиация.

След в истории СССР ЯК-12

Военными самолет чаще всего использовался для транспортировки грузов. Также известно, что начальники использовали его для служебных перелетов и инспекционных обзоров аэродромов. Несколько Яков применялись для связи военными, находящимися в Германии с 1958 по 1969 годы. Также самолеты находились на Кубе во время Карибского кризиса.

ЯК-12 история следа в СССР

Гражданские применяли самолеты с разными целями. На них производили фотосъемку для ученых, доставляли почту, обрабатывали сельскохозяйственные угодья. Як-12 использовался даже для доставки людей.

Известен случай, когда пассажир, выходя из салона, случайно увеличил обороты двигателя. В результате пустой самолет взлетел на высоту 2 метра и, пролетев полкилометра, разбился. Также Як-12 активно использовался учебными заведениями, так как был прост в эксплуатации и ремонте. Поэтому самолет стал отличным вариантом для отработки полетов начинающими летчиками.

Базовая версия ЯК-12

Сейчас частично разобранный Як версии 12Р можно увидеть в музее в Монино. Одна модель 12М находится в коллекции ФЛА в Тушино. Еще посмотреть на Як можно в Ульяновском музее гражданской авиации. Также такие самолеты выставлены в некоторых зарубежных музеях, большая часть которых осталась в Польше.

Прекращение производства

Последняя модификация самолета 12А создана в 1957 году. А вместе с этим было прекращено его производство на территории СССР, так как конструкторы разрабатывали новую авиацию, имеющую улучшенные характеристики. Активно эксплуатировался он еще десять лет.

ЯК-12А

В то же время техническую документацию по созданию Як-12 передали Польше. Целью стала организация серийного выпуска авиации такого типа на ее территории. За три года польская сторона создала почти 1 200 машин. При этом они разработали модификацию PZL, которую тоже выпускали в немалом количестве. К 1968 году производство самолетов было прекращено.

Восстановленные Як-12 летают даже сейчас. Некоторые используют их в личных целях и участвуют в авиационных сборах. Также самолет эксплуатируется рядом аэроклубов. Но с каждым годом риск полетов на этой машине растет, ведь все ее элементы уже давно устарели. Этому не помогает даже ремонт и замена деталей конструкции.

Як-12 был одним из самых удачных самолетов Советского Союза. Он работал при любых погодных условиях, легко управлялся и не требовал продвинутого оборудования на заводе. При этом он стал незаменимым в проведении сельскохозяйственных работ, грузоперевозок, санитарных миссий и поисково-спасательных операций.

Комментировать
0
428 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно