Самолеты

Учебно-тренировочный истребитель Як-11

В конце 1946 года были созданы модели Яки-11, которые стали одним из самых удачных проектов в авиационной отрасли Советского Союза. Самолеты обладали отличными характеристиками, что позволяло использовать их в разных сферах с минимальными модификациями. Но, несмотря на все это, Як-11 не стал широко распространенным, хотя активно использовался отдельными структурами.

История создания Як-11

Во время Второй мировой войны в СССР наиболее распространенным учебным самолетом был У-2. Также использовались УТИ-4, но они были уже устаревшими и нуждались в замене. Для некоторых учебных задач использовали истребители Як-9, Як-7 и Ла-7. Однако У-2 и УТИ-4 не могли использоваться для тренировок по стрельбе по воздушным целям и бомбометанию, так как не были оснащены соответствующим оборудованием. Три истребителя были предоставлены учебным центрам, но их количества были критически низкими, и не хватало их для всех будущих летчиков.

Як-3
Як-3

Для решения проблемы был использован Як-3 с последними модификациями. В конце 1945 года он был предложен для использования в качестве учебного самолета. На испытаниях Як-3 показал отличную производительность, достигнув скорости 682 км/ч на высоте 6 км. Однако, он так и не был введен в учебные центры. В 1946 году конструкторы разработали новый учебный самолет Як-У с звездообразным двигателем АШ-21 мощностью 570 л. с. и ресурсом в 150 часов.

Самолет был протестирован несколькими опытными летчиками, после чего отправился на государственные испытания. Все они были успешно пройдены. После этого самолеты назвали Як-11 и отправили в серийное производство. Они были очень схожи с моделью Як-3, кроме двухместной кабины. На истребитель повесили пулемет и установили отсек для бомб.

История создания Як-11

Первые испытания ЯК-17 начались на заводе в Саратове в 1946 году, а военные испытания проводились в Каминском училище на год позже. Весь 1947 год был посвящен выявлению положительных и отрицательных сторон данного истребителя. К декабрю было установлено, что самолет прост в управлении, устойчив и надежен. Однако основными недостатками ЯК-17 были большая длина разбега с низкой скоростью подъема, что было связано с несовершенством двигателя. Если самолет переходит на второй круг с выпущенным шасси после набора высоты, то он практически не поднимается. При уборке щитков истребитель опускается на 50 метров.

Первый ЯК-11

Также летчики-испытатели обнаружили ряд неприятных дефектов. Лонжероны трескались, крепеж элеронов обрывался, коки воздушных винтов разрушались, а топливные баки легко повреждались. Был выявлен и ускоренный износ хвостового колеса – его хватало примерно на 45 посадок. К весне 1948 года конструкторы представили новый вариант самолета с улучшенным прицелом и фотопулеметом. Он был лишен некоторых недостатков предыдущей модели, но большинство из них сохранились.

Опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя Як-11
Опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя Як-11

Истребитель начал производиться на ленинградском заводе в 1949 году. Сначала были заменены элементы опалубки и перемещены стержни пулеметных крепежей, а также установлены новые компоненты оборудования. Затем самолет постоянно модернизировался, изменялась конструкция и вооружение. На более новых моделях устанавливали полукомпас, радиостанцию и переговорные устройства.

В 1950 году была создана модификация с трехколесным шасси вместо хвостового колеса. Новые машины были на 200 кг тяжелее своих предшественников. Через 5 лет был разработан новый вариант Яка, оснащенный пулеметом А-12,7 для чехословацких военных. За время производства на территории СССР было выпущено около 3 500 самолетов, которые использовались различными странами, включая Австрию, Египет, Вьетнам, Румынию и Польшу.

Описание конструкции

Самолет имел монолитную металлическую конструкцию с двумя лонжеронами, обшитыми металлом. В передней части находились небольшие вырезы для установки амортизационных стоек и шасси колес при убирании. Лонжероны были изогнуты в соответствии с формой всех элементов, которые размещались там. Элероны с поворотным рулем были покрыты тканью, а посадочные щитки были обшиты дюралюминием.

Каркас из металла состоял из 4 лонжеронов и 11 шпангоутов. На первой раме были крепежи мотора, выполненные в виде небольшой конструкции из труб и кольца. Капот двигателя включал входное кольцо, обтекатель, половинчатую крышку с лючками. Спереди находились специальные жалюзи, которые позволяли регулировать степень охлаждения мотора.

Чертеж ЯК-11

Передние опоры шасси складывались в ниши на крыльях, а заднее колесо оставалось неподвижным. Каждая опора имела амортизационную систему с поршнем и штоком, управляющим колесами. Траверсы предотвращали случайное открытие шасси. Тормозные барабаны помогали остановить колеса на взлетно-посадочной полосе. Управление выдвижением и складыванием шасси осуществлялось бортовой системой сжатого воздуха из компрессора и двух баллонов. Также контролировались запуск двигателя, торможение и регулировка жалюзи.

Схема ЯК-11

Объем двух топливных баков составлял 173 л каждый, а также был установлен дополнительный расходный бачок на 13,5 л. Первые находились внутри крыла, а последний был размещен в фюзеляже. Система смазки имела емкость 35 л, а также различные дополнительные компоненты, включая индикаторы.

Управление двигателем осуществлялось с приборной панели самолета. Там же устанавливались все необходимые переключатели и индикаторы. Все это находилось в первой кабине, предназначенной для ученика. Вторая, инструкторская, имела отдельные элементы на своей приборной панели, дублирующие ученическую. Это позволяло взять управление самолетом на себя при возникновении опасности или нештатной ситуации.

Вы хотели бы полетать на ЯК-11?
ДаНет

Летно-технические характеристики самолета и вооружение

Як-11 был лучше других самолетов для тренировок советских летчиков благодаря его ЛТХ. Главное преимущество — простота управления, что позволяло ученикам сосредоточиться на тренировке ведения боя, не отвлекаясь на управление самолетом.

Летно-технические характеристики самолета и вооружение ЯК-11

Длина Як-11 составляла 8,5 м, высота — 3,28 м, размах крыла — 9,2 м, а площадь крыла — 15,4 м². Масса базовой модификации пустого самолета была 1854 кг, а максимальный взлетный вес — 2418 кг. Вес топлива при этом был 268 кг.

Используемый двигатель давал истребителю неплохие возможности, хотя в некоторых ситуациях проявлялась нехватка его мощности. АШ-21 имел 570 л. с. и позволял самолету разгоняться до 456 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 330 км/ч. Як-11 мог пролетать до 1290 км, максимальная продолжительность полета достигала 4 часа 20 минут. Практический потолок составлял 7 км. Для тренировочного истребителя – достаточная величина.

Для подготовки летчиков на самолете использовалось простое вооружение, которое не требовало больших расходов на припасы. На борту был установлен один пулемет УБС калибра 12,7 мм и две бомбы весом от 25 до 100 кг. Также на истребителе был установлен фотокинопулемет ПАУ-22, который использовался для фото- и видеосъемки. Полученные записи использовались в качестве подтверждения уничтожения вражеских формирований.

Модификации

В течение эксплуатации Як-11 было создано только 6 модификаций с индивидуальными особенностями, придающими различные преимущества. Каждая модификация обычно имела конкретное назначение.

Як-11А

Проект одноместного Як-11 подразумевал создание практически полной копии базовой версии самолета. В нем должна была сохраниться большая часть конструкции, двигатель со всеми характеристиками, а также основные показатели.

Як-11А

Основное отличие заключалось в том, что самолет должен был иметь только одну кабину вместо двух. Она находилась на месте ученической кабины. Этот самолет мог использоваться для обучения, боевых действий и выполнения специальных операций, но после испытаний он не был запущен в серию.

Як-11 буксировщик мишени

Основой для второй модификации является модель Як-11. Она идентична базовой модели по конструкции, характеристикам и вооружению. Отличительной особенностью является назначение самолета.

Як-11 буксировщик мишени

Этот самолет применялся для транспортировки мишеней-конусов, к которым прикреплялось специальное устройство в виде лебедки. Для амортизации был установлен конус, а длина троса достигала 350 метров. После успешных испытаний было принято решение о включении модифицированного самолета в вооружение для буксировки конусов.

Як-11 ВКП

Внешне ВКП не отличалась от стандартной Як-11. Кабина самолета была переоборудована для управления беспилотными мишенями.

Як-11 ВКП

На этапе взлета проводился контроль, а затем передавали отчет на земное командование. Среди беспилотников были МиГ-15М, МиГ-19М и Ту-16М, а также Як-11 использовался для посадки последнего. За многие годы было произведено множество подобных истребителей.

Як-11 фоторазведчик

Самолет для проведения фотосъемки или съемки маршрутов назывался фоторазведчиком. На нем устанавливалось специальное фотооборудование, которое позволяло фотографировать или снимать видео местности. Оборудование располагалось в задней части фюзеляжа. Управление осуществлялось при помощи специального прибора, который позволял запускать беспрерывную запись.

Як-11 фоторазведчик

Предусмотрен технологический люк для обслуживания оборудования в полете. Устанавливали приборы для обогрева на фоторазведчик для эксплуатации при морозах. Самолет производился серийно.

Як-11У

Новая версия базового самолета отличалась наличием новой носовой стойки шасси, размер которой был 40*15 см. Она могла быть убрана в специальный отсек, расположенный внутри фюзеляжа. Основные опоры были перемещены ближе к задней части и имели рычажную подвеску колеса.

Як-11У

Длина корпуса увеличена на 30 см, что требовало переработки капота, но двигатель не затронут. В самолет установлен центральный топливный бак на 116 л и два дополнительных на 85 л. Также установлено новое навигационное и электронное оборудование. Был выпущен только один самолет, основанный на Як-11, но позже он был запущен в серию Чехословакией.

Як-11Т

В 1952 году была разработана модифицированная версия Як-11У, оснащенная оборудованием для автоматической посадки. В состав оборудования входили ОСП-48, радиокомпас, радиоприемник и радиовысотомер. Благодаря такому оборудованию летчик мог осуществить посадку в любых погодных условиях. Однако, на производство был выпущен только один самолет, созданный на базе Як-11.

Як-11Т

Як-11 стал одним из лучших истребителей для тренировки полетов и стрельбы молодыми летчиками. А созданные модификации позволили использовать его и с другими целями. Всего за годы эксплуатации было выпущено более 4 000 машин, если учитывать чехословацкое производство, выпускавшее истребитель U-11, представлявший собой Як-11У.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Александр

    История познавательная, но что-то мне отечественная авиация не внушает доверия, ЯК среди самолётов у меня ассоциируется как москвич среди автомобилей.