Учебно-тренировочный истребитель Як-11

СОДЕРЖАНИЕ
0
44 просмотров
20 декабря 2019

Созданные в конце 1946 года Яки-11 модели стали одним из самых успешных авиационных проектов Советского Союза. Самолеты отличались высокими характеристиками, которые позволяли использовать их для разных целей после минимальных модификаций. Несмотря на положительные черты, Як-11 не получил массового распространения, хотя и активно использовался отдельными структурами.

История создания Як-11

Главным учебным самолетом СССР во время Второй мировой войны был У-2. Также периодически использовался УТИ-4, который был устаревшим и требовал скорого списания. Иногда для обучения использовались истребители Як-9, Як-7 и Ла-7. Обычные У-2 и УТИ-4 были непригодны для тренировок стрельбы по воздушным мишеням и бомбометания, так как не имели соответствующего оборудования. А предоставленные учебным центрам три модели истребителей поставлялись в критически малых количествах, из-за чего их просто не хватало на всех будущих летчиков.

Як-3

Як-3

Решить проблему должен был Як-3 с последними модификациями. К концу войны в 1945 году его предложили использовать для обучения летчиков. На испытаниях самолет показал себя прекрасно. Он смог разогнаться до 682 км/ч, пролетая на высоте 6 км. Но в учебные центры поступать он так и не начал. К 1946 году конструкторы разработали новый тренировочный самолет Як-У. Он имел звездообразный двигатель АШ-21 мощностью 570 л. с., ресурс которого составлял 150 часов.

Самолет был протестирован несколькими опытными летчиками, после чего отправился на государственные испытания. Все они были успешно пройдены. После этого самолеты назвали Як-11 и отправили в серийное производство. Они были очень схожи с моделью Як-3, кроме двухместной кабины. На истребитель повесили пулемет и установили отсек для бомб.

История создания Як-11

Первые испытания начались на саратовском заводе в 1946 году, а войсковые – в Каминском училище годом позднее. Весь 1947 год был связан с выявлением положительных и отрицательных сторон этого истребителя. К декабрю были сделаны выводы, что самолет прост в управлении, устойчив и надежен. Основными минусами Яка признали длину разбега с малой вертикальной скоростью, что было связано со слабым двигателем. Если самолет уходит на второй круг с выпущенным шасси после предварительного набора высоты, то он практически перестает подниматься. А во время уборки щитков истребитель опускается на 50 м.

Первый ЯК-11

Также летчики-испытатели обнаружили ряд неприятных дефектов. Лонжероны трескались, крепеж элеронов обрывался, коки воздушных винтов разрушались, а топливные баки легко повреждались. Был выявлен и ускоренный износ хвостового колеса – его хватало примерно на 45 посадок. К весне 1948 года конструкторы представили новый вариант самолета с улучшенным прицелом и фотопулеметом. Он был лишен некоторых недостатков предыдущей модели, но большинство из них сохранились.

Опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя Як-11

Опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя Як-11

Первые значительные изменения были внесены лишь в 1949 году, когда истребитель встал на конвейер ленинградского завода. На нем были заменены элементы опалубки, перемещены стержни пулеметных крепежей, установлены новые компоненты оборудования. Постепенно самолет подвергался еще большему числу изменений, касающихся конструкции и вооружения. На новых моделях устанавливали полукомпас, радиостанцию, переговорные устройства.

К 1950 году была разработана модификация с трехколесным шасси, так как самолеты с хвостовым колесом уходили в прошлое. Новые машины стали почти на 200 кг тяжелее предыдущих. Через 5 лет создали новый вариант Яка с пулеметом А-12,7 для чехословацких военных. За все время производства было выпущено примерно 3 500 самолетов на территории СССР. Они использовались многими странами мира, в том числе Австрией, Египтом, Вьетнамом, Румынией и Польшей.

Описание конструкции

Самолет получил цельнометаллическую конструкцию. Он обладал двухлонжеронным крылом, обшитым металлом. Его передняя часть имела небольшие вырезы, куда монтировались амортизационные стойки, а также колеса шасси при убирании. Они представляли собой выгибание лонжерона по форме всех элементов, которые туда помещаются. Элероны с поворотным рулем покрывались полотном. Посадочные щитки обшивались дюралем.

Описание конструкции ЯК-11

 

Каркас из металла включал 4 лонжерона и 11 шпангоутов. На первой раме располагались крепежи мотора, представленные в виде небольшой конструкции из труб и кольца. Капот двигателя имел входное кольцо, обтекатель, половинчатую крышку с лючками. Спереди размещались специальные жалюзи, с помощью которых можно было управлять степенью охлаждения мотора.

Чертеж ЯК-11

Передние стойки шасси убирались в вырезы на крыле, а заднее колесо всегда оставалось на месте. На каждую из них монтировали амортизационную конструкцию. Внутри двигался поршень со штоком, который управлял колесами. Соединения с помощью траверсы исключали произвольное открытие шасси. Наличие тормозных барабанов помогало останавливать колеса при движении по взлетно-посадочной полосе. Управление выпуском и убиранием шасси осуществлялось через применение бортовой системой сжатого воздуха, отправляющегося из компрессора и двух баллонов. Также контролировались пуск двигателя, торможение и регуляция жалюзи.

Схема ЯК-11

Два топливных бака имели объем по 173 л. Также был предусмотрен расходный бачок на 13,5 л. Первые располагались внутри крыла, а последний устанавливали в фюзеляж. Масляная система имела бак на 35 л, а также множество дополнительных элементов, включая индикаторы.

Управление двигателем осуществлялось с приборной панели самолета. Там же устанавливались все необходимые переключатели и индикаторы. Все это находилось в первой кабине, предназначенной для ученика. Вторая, инструкторская, имела отдельные элементы на своей приборной панели, дублирующие ученическую. Это позволяло взять управление самолетом на себя при возникновении опасности или нештатной ситуации.

Вы хотели бы полетать на ЯК-11?
ДаНет

Летно-технические характеристики самолета и вооружение

По ЛТХ Як-11 превосходил аналогичные самолеты, которые могли бы использоваться советскими летчиками для тренировок. Но самую важную роль играла простота управления этим истребителем. Ученик мог сконцентрироваться на оттачивании ведения боя, не затрачивая лишнего внимания на поведение самолета в воздухе.

Летно-технические характеристики самолета и вооружение ЯК-11

Як-11 был довольно длинным истребителем для своего типа – 8,5 м. Высота составляла 3,28 м, а размах крыла достигал 9,2 м. Площадь последнего – 15,4 м². Масса пустого самолета базовой модификации равнялась 1854 кг. Максимальный взлетный вес составлял 2418 кг. При этом топливо весило 268 кг.

Используемый двигатель давал истребителю неплохие возможности, хотя в некоторых ситуациях проявлялась нехватка его мощности. АШ-21 имел 570 л. с. и позволял самолету разгоняться до 456 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 330 км/ч. Як-11 мог пролетать до 1290 км, максимальная продолжительность полета достигала 4 часа 20 минут. Практический потолок составлял 7 км. Для тренировочного истребителя – достаточная величина.

Вооружение у самолета было не самым продвинутым, так как для обучения летчиков всегда применялось простое оружие, стоимость припасов для которого не слишком велика. На него устанавливали один пулемет УБС калибра 12,7 мм. Также на борту было две бомбы, чей вес мог составлять от 25 до 100 кг. Истребитель имел фотокинопулемет ПАУ-22, использовавшийся для фото или видеосъемки. Полученные записи служили доказательством уничтожения вражеских формирований.

Модификации

За время эксплуатации Як-11 было создано всего 6 модификаций. Каждая из них имела свои отличительные черты, дающие ряд преимуществ. Чаще всего у выпущенной модификации имелось конкретное предназначение.

Як-11А

Проект одноместного Як-11 подразумевал создание практически полной копии базовой версии самолета. В нем должна была сохраниться большая часть конструкции, двигатель со всеми характеристиками, а также основные показатели.

Як-11А

Главное отличие заключалось в том, что вместо двух кабин у самолета должна была быть одна. Она располагалась на месте ученической. Такой аппарат мог использоваться для обучения, ведения боевых действий или выполнения спецопераций, но по результатам испытаний он не был отправлен в серию.

Як-11 буксировщик мишени

Вторая модификация также основана на базовой модели Як-11. Самолет ничем не отличался от нее ни по конструкции, ни по летно-техническим характеристикам, ни по вооружению. Единственной особенностью стало его назначение.

Як-11 буксировщик мишени

Он использовался для буксировки мишеней-конусов. На него устанавливалось специальное устройство под фюзеляжем. Оно представляло собой лебедку, к которой крепится конус с амортизатором. Длина троса достигала 350 м. После проведенных испытаний было решено принять модификацию самолета на вооружение и использовать ее для буксировки конусов.

Як-11 ВКП

Версия ВКП внешне не отличалась от стандартной модели Як-11. Самолет был практически таким же. Отличался он только тем, что его кабина была полностью переоборудована для дистанционного управления беспилотными самолетами-мишенями.

Як-11 ВКП

Контроль осуществлялся только на этапе взлета, после чего передавался наземному командованию. К таким беспилотникам относились МиГ-15М, МиГ-19М, Ту-16М. Последний через Як-11 также можно было посадить. За годы эксплуатации произвели сотни таких истребителей.

Як-11 фоторазведчик

Версия самолета для выполнения снимков или съемки маршрутов называлась фоторазведчиком. На ней было установлено фотооборудование, позволяющее фотографировать или снимать на видео местность. Находилось оно в задней части фюзеляжа. Управление производилось с помощью специального прибора, который мог запустить беспрерывную запись.

Як-11 фоторазведчик

Чтобы обслуживать оборудование при полете, был предусмотрен отдельный технологический люк. Для эксплуатации при морозах на фоторазведчик устанавливали приборы для обогрева. Самолет производился серийно.

Як-11У

Улучшенная версия базового самолета отличалась наличием новой носовой стойки шасси. Она имела размеры 40*15 см и могла убираться внутрь специального отсека, установленного в фюзеляже. Основные опоры были перемещены ближе к задней части и отличались рычажной подвеской колеса.

Як-11У

Длина фюзеляжа увеличилась на 30 см, что потребовало переработки устройства капота, но не затронуло сам двигатель. На самолет поставили центральный топливный бак на 116 л и два дополнительных на 85 л. Также было установлено новое навигационное и электронное оборудование. Выпущен только один самолет путем переработки базового Як-11, но позднее он пошел в серию под руководством Чехословакии.

Як-11Т

Доработанная версия Як-11У с оборудованием для слепой посадки. Он был укомплектован ОСП-48, в которое также были включены радиокомпас, радиоприемник и радиовысотомер. Летчик мог посадить его в условиях любой видимости или полной ее отсутствии. Было проведено много испытаний в 1952 году, но выпустили только один самолет, созданный из базового Як-11.

Як-11Т

Як-11 стал одним из лучших истребителей для тренировки полетов и стрельбы молодыми летчиками. А созданные модификации позволили использовать его и с другими целями. Всего за годы эксплуатации было выпущено более 4 000 машин, если учитывать чехословацкое производство, выпускавшее истребитель U-11, представлявший собой Як-11У.

Комментировать
0
44 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно