Высота полета самолета Самолеты

На какой высоте летают пассажирские и военные самолеты — минимальные, максимальные и идеальные показатели

Людям, которые знают о самолетах только как пассажиры или обычные граждане, наблюдающие за летающими машинами с земли, трудно определить, на какой высоте летают самолеты. Неизвестно, кто принимает решение о том, на какой высоте лететь над землей и какие факторы на это влияют. Однако высота является ключевым фактором для успешного полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.

Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна

Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?

У каждого самолета есть набор технических параметров, который зависит от его назначения, модификации и модели. Взаимосвязь между характеристиками определяет оптимальный коридор полета, то есть уровень воздушного пространства, наиболее подходящий для передвижения.

На какой высоте летают пассажирские и военные самолеты — минимальные, максимальные и идеальные показатели
Существуют различные высоты полета:
1. Истинная — от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном.
2. Относительная — от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа.
3. Абсолютная — от уровня моря.

Максимальная и минимальная высоты определяют границы коридора, в которых самолет может двигаться без риска потери контроля и повреждения систем. Современные пассажирские самолеты могут перемещаться на высотах от 9 до 12 км над землей.

Максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и необходима для обеспечения безопасности полета. Однако идеальная характеристика связана больше с комфортом перемещения.

С учетом характеристик конкретного воздушного судна определяется идеальная высота, при которой сопротивление воздуха наименьшее. Уменьшение этого сопротивления приводит к сокращению расхода топлива. Кроме того, при минимальном трении о воздух воздушное судно дольше сохраняет целостность корпуса и работоспособность систем.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?

Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.

Почему самолет летает на высоте 10 км, а не выше? Этот вопрос становится все более актуальным. На более высокой высоте расход топлива меньше, а скорость движения выше. Однако пассажирские самолеты нуждаются в устойчивости в воздушных потоках. Крылья, как опора на потоки ветра, удерживают самолет в воздухе. Однако на высоте более 10 000 м крылья становятся бесполезными из-за разреженной атмосферы.

Оптимальная высота полета самолета

С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.

Правила расчета идеальной высоты лайнера

Высота полета — относительное понятие, отличающееся от того, что отображается на индикаторе высоты для пилота и диспетчера. Это происходит из-за частых изменений давления в полете, что затрудняет расчет реальной высоты.

Для удобства расчетов было введено понятие «эшелон перехода». Это фиксированное давление, установленное на всех самолетах в одном воздушном пространстве. Значение эшелона перехода сбрасывается только при взлете и посадке, когда необходимо знать фактическую высоту. В разных странах значение эшелона перехода может отличаться и пилот может его изменить только после согласования с диспетчером.

Высота полета пассажирского самолета зависит от направления его движения и определяется правилами выделения воздушных дорог во всех аэропортах мира. Чтобы избежать пересечения с другими воздушными судами, для самолетов, летящих на восток (юго- и северо-восток), назначается нечетная высота (9 км, 11 км), а для тех, кто летит на запад — четная.

При проектировании коридоров учитываются характеристики самолета, такие как модель, вес, мощность и другие параметры. В случае необходимости, чтобы избежать опасных зон, самолет может подняться на максимальную высоту. Например, если на его пути находится турбулентность или грозовой фронт.

Кто определяет идеальную высоту?

Как правило, высота полета зависит от модели самолета, однако крейсерская высота для конкретного маршрута определяется занятостью воздушного коридора и погодными условиями, которые заранее прогнозируются диспетчерами.

В среднем в небе находится до 5000 воздушных судов одновременно. Диспетчерам приходится планировать рейсы над крупными городами таким образом, чтобы разница в высоте между самолетами составляла всего несколько десятков метров.

При наборе высоты и горизонтальном полете самолета пилот должен учитывать возможные изменения погодных условий и препятствий на пути. В случае необходимости изменения уровня полета, например, при технических проблемах или непредвиденных ситуациях, пилот должен сообщить об этом диспетчеру и руководствоваться безопасностью пассажиров.

Оптимальная высота полета определяется специалистами — авиаконструкторами, диспетчерами и пилотами.

Что такое эшелон в авиации?

Диспетчеры занимаются планированием размещения самолетов в воздушном пространстве, чтобы избежать возможности аварийных ситуаций и критического сближения. Эшелонирование может быть вертикальным, продольным или боковым, в зависимости от относительного положения воздушных судов.

Пилоты придерживаются своеобразных схем полета, называемых эшелонами, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и не отклоняться от заданного курса. Эшелон перехода используется для начала движения по схеме, это условное значение, по которому перемещаются самолеты в определенном воздушном пространстве, например, над территорией аэропорта.

Эшелоны полетов

В зависимости от используемой схемы в гражданской авиации на территории каждой страны, таблица эшелонов может различаться. Для международных и особенно межконтинентальных рейсов пилоты и диспетчеры переходят с одной схемы на другую.

Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета

Высотный самолет отличается от обычного тем, что его системы не страдают при полете на большой высоте. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и других факторов, заданных в процессе конструирования летательного аппарата. Максимальная высота полета самолета зависит от нескольких основных факторов.

  • модель и назначение судна;
  • грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета;
  • максимально допустимая скорость;
  • загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут;
  • допустимый расход топлива;
  • степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.

Самолеты обычно летают на высоте более 9000 метров над уровнем моря. Это связано с тем, что двигателям не нужно дополнительное охлаждение (так как на такой высоте достаточно холодно за бортом), нет опасности столкновения с птицами (которые могут попасть в турбины), и видимость хорошая из-за того, что самолет находится выше уровня облаков, что также позволяет избежать неблагоприятных погодных условий. Кроме того, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.

Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета

Уровень полета не зависит только от технических особенностей. В разных аэропортах разных стран могут быть разные значения для эшелона перехода. Высота полета может отличаться в зависимости от направления полета (четное или нечетное).

Турбулентность

Пилот может изменить высоту полёта в случае неожиданных ситуаций, таких как турбулентность. Хотя диспетчерская служба должна предугадывать подобные ситуации, некоторые природные явления развиваются слишком быстро, чтобы их можно было спланировать заранее. В таких случаях решающее значение имеет быстрота принятия решений пилотом и мастерство экипажа.

Самые высотные пассажирские самолеты

Высокие гражданские самолеты не были созданы для того, чтобы вызвать восторг. Их способность летать на большой высоте позволяет избегать штормов и использовать воздушные маршруты, недоступные для других самолетов. Самые высокие модели включают:

  1. Ту-154. Советский надежный пассажирский авиалайнер. Максимальная высота полета — 11 100 метров;
  2. Боинг 737. Самый массовый пассажирский борт за всю историю. Максимальная крейсерская высота — 11 300 м;
  3. А 380. Рекордсмен по максимальной высоте среди пассажирских воздушных судов: 13 115 м.

Уровень следования пассажирских судов значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.

Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами

Высота круиза пассажирских самолетов обычно не превышает 12 000 метров, несмотря на то, что высотные самолеты могут достигать более 13 000 метров. Такая высота является наиболее оптимальной для комфорта экипажа, пилота, пассажиров и техники, поскольку позволяет экономить топливо и избежать излишнего износа.

 Ту-144
Ту-144

Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.

Concorde
Concorde

Машины были сняты с эксплуатации из-за сложности и высокой стоимости обслуживания, а также из-за инцидентов, которые привели к гибели людей. Поэтому самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.

С какой высоты начинается невесомость?

Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?

Когда речь идет о достижении невесомости, крейсерская высота не имеет большого значения. Обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации при выполнении определенных маневров. Люди, часто летающие на самолетах, могут заметить такой эффект при заходе на посадку.

Создание эффекта потери гравитации на самолете продолжительностью до 40 секунд возможно при выполнении маневра по эллипсоидной траектории, который включает в себя резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Этот маневр, известный как «провал в воздухе», используется для тренировки будущих космонавтов в выдерживании перегрузок.

Невесомость в самолете

Имеются специальные самолеты, которые могут совершать несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам различных стран и обычно выполняют маневры на высоте 30 км.

На какой высоте летают истребители?

Крейсерская высота конкретного истребителя зависит не столько от его характеристик, сколько от поставленной военной задачи. Набор высоты происходит аналогично гражданским самолетам: эшелон перехода определяется согласно отправной точке, а затем меняется при пересечении границ воздушного пространства, чтобы избежать столкновения с другими судами в одном эшелоне.

Высота полета истребителя зависит от его поколения. Современные истребители, которые являются сверхзвуковыми воздушными судами, обычно летают на высоте 18-20 км. Однако, высота полета может меняться в зависимости от возможностей самолета. Например, в 1977 году истребитель МиГ-25 под управлением Александра Федотова установил мировой рекорд высоты — 37650 метров.

На предельных высотах

В силу особой аэродинамики у вертолётов предельные высотные характеристики (по сравнению с самолётами) ограничены примерно 6000 метрами. Правда не обошлось и без рекордов. Так в 1972 году во Франции Жан Буле на своём Aerospatiale SA 315B превысил более чем вдвое данный показатель, достигнув высоты почти 12,5 тыс. метров. Однако тот рекордный полёт чуть не закончился трагически: двигатель загорелся, и только высочайший профессионализм позволил пилоту посадить вертолёт.

В своей повседневной работе вертолетчики редко сталкиваются с высотами, превышающими 3000 метров. В большинстве случаев такие высоты достигаются при работе в гористых районах или при боевых действиях. Согласно действующим инструкциям, вертолеты могут взлетать и садиться на площадках, расположенных не выше 4500 метров. Однако при посадке на высоте свыше 3000 метров, летчикам запрещается выключать двигатели.

У российских вертолётов с высотой всё в порядке. Так многоцелевой транспортник Ми-26 без труда забирается на высоту 6,5 км. У его боевых «собратьев» — Ка-50 и Ка-52 этот показатель равен 5,7 км у Ми-28 – 5,8 км. Не менее достойно выглядит американский АН-64 Apache – 6,4 км.

Определение высоты полета

Для выбора наилучших маршрутов учитываются погодные условия, дальность полета и технические характеристики самолета. Высота полета пассажирского лайнера может быть от 9 до 12 км, но идеальную высоту определяет диспетчер с учетом метеоусловий.

Зачастую используется правило: воздушные суда, которые летят на восток, юго-восток, северо-восток – их коридор на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада – их коридор 10 и 12 тысяч метров.

Диспетчеры авиакомпаний определяют наиболее выгодный коридор для лайнера, оповещая эшелон и уровень следования.

Диспетчеры авиакомпаний работают в специализированных штаб-квартирах и контролируют все полеты с момента взлета до приземления.

Изображения на радарах отображают местоположение самолета, работу его систем, маршрут и погоду впереди. Диспетчеры поддерживают связь с экипажем и оперативно решают возможные проблемы.

По распространенному мнению, самолеты могут летать на высоте более 12 км над уровнем моря. Однако это не совсем правильно. Редко когда можно увидеть самолеты на высоте выше 12 км, так как при подъеме на такую высоту, они начинают падать из-за низкой плотности воздуха. Кроме того, при такой высоте мощность двигателей уменьшается, а расход топлива увеличивается.

Высота полета самолетов — максимальная высота, рекорд высоты полета

Наблюдая за небом, можно лишь предположить, на какой высоте находятся летательные аппараты, однако точно определить это невозможно без соответствующего оборудования.

Если вы находитесь внутри самолета, то вы сможете легче определить его высоту, так как в салоне может быть табло с информацией о полете.

Общие правила расчета высоты самолета

Выбор оптимальной высоты самолета зависит от нескольких факторов.

  • Модель самого самолета
  • Его скорость движения
  • Расход топлива
  • Количество кислорода в воздухе
  • Чем выше мы будем подниматься над землей, тем разреженней будет становиться воздух вокруг.

Скалолазы и альпинисты на высотах используют кислородные маски. Салоны самолетов герметичны и содержат достаточное количество воздуха для дыхания.

Эти признаки указывают на то, что без специального оборудования человек не может находиться на такой высоте в атмосфере.

Для быстролетающих аппаратов разреженный воздух играет важную роль, так как он снижает сопротивление воздушных потоков, что в свою очередь влияет на общий расход топлива. Меньшее количество энергии тратится на преодоление силы трения о воздух, что позволяет достигать большей скорости с меньшим расходом топлива. Таким образом, скорость зависит от высоты полета.

Авиалайнер не сможет летать на очень высокой высоте, так как для поддержки крыльев ему необходимы воздушные потоки, аналогичные воде для корабля.

Поэтому лайнеры не смогут подниматься выше 12000 метров, так как теряют необходимую атмосферную поддержку.

Получается, чем больше высота полета, тем меньший расход топлива и меньше цена на билет; этими двумя факторами и руководствуются авиационные компании.

Допустимая высота полета пассажирского самолета

У каждой модели самолета есть свои индивидуальные параметры полета, которые определяют максимальную высоту, на которую может подняться этот лайнер.

У каждой модели самолета есть свои индивидуальные параметры полета, которые определяют максимальную высоту, на которую может подняться этот лайнер.

При создании маршрутов для перемещения таких кораблей учитываются технические характеристики и масса груза.

Особый интерес вызывает вопрос о высоте полета военных самолетов. Большинство лайнеров этой категории поднимаются на высоту пятнадцати километров над уровнем моря. Истребители и перехватчики могут подняться на высоту двадцать пять тысяч метров над уровнем моря.

Самолет Миг-25 установил абсолютный рекорд, достигнув высоты в 37 650 метров. Ни один другой самолет, созданный в России или за ее пределами, не смог повторить этот результат. Пассажирские самолеты не могут летать на такой высоте.

Высота пассажирских самолетов

Высота полета в пассажирской авиации определяется правилами и техническими возможностями самолета. Она может быть максимальной или идеальной. Решение о выборе высоты принимают наземные службы, командир не имеет в этом свободы действий.

Высота Боингов 747 и 737?

Российские авиакомпании используют модели американской корпорации на своих рейсах. Большие пассажирские самолеты широкофюзеляжного типа пользуются популярностью благодаря своей экономичности для массовых перевозок. Авиакомпания «Россия» владеет пятью Боингами-747.

Судно модификации 747-8 может достигать максимальной скорости 988 км/ч и подниматься на высоту до 13 700 метров.

Высота полета Боинга 737 ограничена на уровне 12 500 м для модели 737-800 и 11300 м для Боинга 737-500. Это позволяет достичь оптимальной топливной экономии во время полета.

Конструкторы предполагают выпуск Boeing 737 MAX 8, который должен еще улучшить эти характеристики.

В авиации определены оптимальные высоты воздушных коридоров для каждого типа самолетов. Пилоты должны следовать указаниям диспетчеров, сохраняя при этом свободу маневра и право на самостоятельное принятие решений в критической ситуации. Безопасность воздушного пространства зависит от согласованных действий команды и наземных диспетчеров при выборе максимальной высоты.

Максимальная высота полета пассажирского самолета: почему летают на большой высоте

Любой человек, который хотя бы раз в жизни пользовался услугами гражданской авиации, несомненно, слышал объявление пилота о полётных данных, среди которых звучало понятие «высота полёта», и задавался вопросом, а на какой высоте летают самолёты?

Высота Боингов 747 и 737

Американские модели пассажирских самолетов используются на российских рейсах. Эти широкофюзеляжные самолеты наиболее популярны среди авиакомпаний, которые занимаются массовыми перевозками. Компания «Россия» владеет пятью Боингами-747. Самолет модификации 747-8 может достигать максимальной скорости в 988 км/ч и подниматься на высоту до 13 700 метров.

Боинг 737 набирает меньшую высоту, потолок составляет 12 500 метров для модели 737-800 и 11300 метров для Боинг 737-500. Возможность набора такой высоты обеспечивает топливную эффективность полетов. Конструкторы предполагают выпуск Boeing 737 MAX 8, который должен еще улучшить эти характеристики.

В авиации определены оптимальные высоты воздушных коридоров для каждого типа самолетов. Пилоты должны следовать указаниям диспетчеров, сохраняя при этом свободу маневра и право на самостоятельное принятие решений в критической ситуации. Безопасность воздушного пространства зависит от согласованных действий команды и наземных диспетчеров при выборе максимальной высоты.

Какая максимальная высота

МиГ-25 установил рекорд высоты полета в 37650 метров 31 августа 1977 года благодаря летчику-испытателю А. Федотову. Однако важно понимать, что такие рекорды не относятся к горизонтальному полету. На более низких высотах, где силы тяги двигателя и подъемной силы достаточны, самолет ускоряется в набор высоты, а максимальная высота достигается за счет инерции. Рекорд горизонтального полета составляет чуть менее 26000 метров и был установлен Робертом Хилтом и Ларри Эллиотом.

ТУ-154 является самым высоко летающим из всех пассажирских лайнеров, которые используются в регулярных полетах. Его максимальная высота полета составляет 12 км, что превосходит практический потолок всех остальных пассажирских лайнеров. Возможность летать на высокой высоте является важным фактором для экономии топлива и увеличения скорости полета, так как чем выше высота, тем меньше сопротивление воздуха. Кроме того, ТУ-154 является самым быстрым из всех коммерческих авиалайнеров, которые находятся в регулярной эксплуатации.

Высота и показатели воздуха

Высота и давление

Воздух на большой высоте разреженный из-за того, что атмосфера планеты удерживается силой притяжения. Сила притяжения наиболее сильна у поверхности планеты, что обеспечивает максимальную плотность воздуха в нижних слоях. На высоте давление воздуха слабее, так как давление возрастает ближе к поверхности от веса верхних слоев воздуха, как в океане. Показатели полета самолета зависят от плотности воздуха прежде всего.

Для нормальной работы двигателей необходим подъемный эффект, обеспечиваемый кислородом. Без него процесс горения не возможен, двигатель останавливается. Умеренная плотность кислорода предпочтительна, слишком малая или слишком большая – нежелательны. Оптимальные условия для гражданских самолетов находятся на высоте 10 км в воздушном коридоре от 9 до 12 км, в зависимости от погодных условий.

Слишком высокая плотность мешает достижению необходимой скорости самолета. Воздушные массы, имеющие высокую плотность, препятствуют движению самолета, как вода затрудняет движение пловца. На земле человек может быть быстрее и ловчее, чем в воде, из-за более низкой плотности воздушной среды по сравнению с водной.

Самолет, двигаясь со скоростью в несколько сотен километров в час, ощущает различия в воздушных массах на разных высотах. Полет на малой высоте требует больших топливных расходов, в отличие от движения в более разреженных воздушных массах, где трата топлива меньше. Энергозатраты и расход топлива взаимосвязаны, так как для полета в более плотном пространстве требуется больше энергии и, следовательно, больше топлива.

Гражданские самолеты способны летать на рекомендованной высоте со скоростью 800-950 км/ч без лишних затрат топлива и с достаточным количеством кислорода.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Карина

    Безусловно гражданская авиация самая нужная и востребованная.Она облегчает жизнь миллионам.Я всегда восхищалась вертуозности пилотов,ведь на них столько ответственности,со стороны может легко,а на самом деле авиация это самое сложнаяи опасная работа.