Перспективный украинский транспортник Ан-188
Ан-188 – украинский многоцелевой самолет транспортного назначения с укороченными взлетом и посадкой. Разрабатывается он с упором на возможность проведения оперативно-стратегических мероприятий. Точные сроки выпуска не назывались, но производство должно начаться в ближайшие годы. Конкурирует Ан-188 с транспортными самолетами Airbus, Lockheed, Embraer, Xian, Kawasaki и «Ил».
Описание проекта
В 2014 году появилась информация о создании нового транспортного самолета в ГП «Антонов». Проект был назван Ан-188, а Дмитрий Кива был назначен главным конструктором. Через год машина была продемонстрирована на авиационной выставке в Париже.
Ан-188 – это обычный транспортный самолет с четырьмя турбореактивными двигателями, который является значительной модификацией устаревшего Ан-70, разработанного во времена СССР. Некоторые компоненты Ан-70 были произведены компаниями, расположенными теперь на территории России. Одной из основных задач при создании Ан-188 было полное отказ от использования российских комплектующих в пользу западных аналогов.

Изначально самолет прорабатывался с двигателями Д-436 и АИ-28. Позднее конструкторы решили отказаться от обоих вариантов, отдав предпочтение CFM56, произведенному американско-французской компанией CFM International. В последующих модификациях на машину можно будет установить двигатели другой фирмы. Также планируется применить новейшую авионику, в которой будут объединены разработки украинских и западных компаний.
Большое внимание уделяется возможностям перевозки. Ан-188, как самолет транспортного назначения, будет максимально конкурентоспособным. Он получит просторный грузовой отсек, внутри которого будет вмещаться до 50 тонн. Предусмотрена возможность транспортировки военной техники, включая боевые вертолеты.
На борту возможна перевозка до 300 солдат в полной экипировке, которые могут осуществлять десантирование во время полета. Кроме того, базовая модель способна транспортировать гуманитарные грузы и крупногабаритные строительные объекты. Самолет может приземляться на асфальтированных и грунтовых взлетно-посадочных полосах, длина которых составляет не менее 600 метров.
Летом 2018 года на выставке Farnborough Airshow между Украиной и Турцией был заключен контракт о совместном производстве самолета этой модели. Реализация договоренностей началась с объединением усилий «Укроборонпром» и турецких конструкторов. Несмотря на активную фазу разработки, переговоры по проекту продолжают вестись, так как не все моменты устраивают обе стороны.

Турция считает, что Ан-188 идеально подойдет для военной авиации и сможет соответствовать требованиям НАТО. Самолет прошел большую часть аэродинамических испытаний, но все еще находится в активной разработке после подписания договора.
Технические характеристики Ан-188
Характеристики могут быть изменены в конце разработки. Длина самолета составит 40,7 м, высота — 16,4 м, размах крыла — 44,1 м. Площадь крыла неизвестна, но будет подобна 204 м² у Ан-70.
Предельная взлетная масса ограничится 140 т, при этом на борту сможет присутствовать до 40-50 т коммерческого груза. Отсек получит умеренные габариты – 4 м × 4,1 м × 19,1 м. Его объем будет равен 400 м³.
Скорость крейсера должна быть 780 км/ч. Самолет может лететь на высоту до 12000 м. Дальность полета зависит от груза. С грузом в 40 т он может лететь до 3600 км. При перевозке 20 т дальность увеличится до 6650 км. Расход топлива составляет 4600 кг/ч. Для посадки с полной загрузкой необходимо пробег 800 м, для взлета — разбег около 915 м.
Потенциальные конкуренты
Самолету предстоит конкурировать с несколькими аналогами. У него достаточно хорошие характеристики и грузоподъемность, которых хватит для большинства перевозок, поэтому он может иметь серьезное преимущество перед зарубежными аналогами.
Конкуренты:
- Lockheed C-130 – американский военно-транспортный самолет, поставляющийся с 1955 года, участвовал во многих вооруженных конфликтах, может перевозить до 18,955 тонн;
- Embraer KC-390 – двухмоторный бразильский транспортник, разработанный к 2018, обладает грузоподъемностью 26 т;
- Airbus A400M – военно-транспортный самолет, эксплуатирующийся с 2013 года, имеет грузоподъемность до 37 тонн;
- Kawasaki C-2 – японский военный транспортник с грузоподъемностью 37,6 т, начали поставляться армии с 2017;
- Xian Y-20 – китайский военный транспортный самолет, вставший на вооружение в 2016 году, может перевозить до 66 тонн;
- Ил-76МД-90А – модификация советского Ил-76 с грузоподъемностью до 60 т, начала эксплуатироваться с 2019;
- Ил-276 – разрабатывающийся российский военно-транспортный самолет с возможностью перевозки 20 т, ожидается к 2026.
При разработке Ан-188 был сделан упор на конкуренцию Airbus A400M. Предполагается, что наибольший интерес самолет вызовет у малых стран со слабым военно-промышленным развитием.
Ожидаемое начало серийного производства
В 2018 году главный разработчик самолета В. Шмырев заявил о возможности начала серийного производства Ан-188 уже к 2022 году и о том, что это будет дешевле, чем аналоги. Однако, ГП «Антонов» не сообщало официальных новостей об этом.
В конце 2019 года А. Сибига, являющийся послом Украины в Турции, дал интервью изданию Millivet. По его словам, они крайне заинтересованы в совместной реализации проекта и ожидают запуска производства Ан-188 вместе с турецкими представителями. Никаких точных сроков Сибига не назвал.
Украинское ГП «Антонов» активно разрабатывает многообещающий многоцелевой транспортный самолет Ан-188, который сможет конкурировать с другими представителями своего класса и получит значительное преимущество в цене. Точные сроки начала производства не определены, однако ожидается, что самолет появится не ранее 2022 года.