Самолеты

Перспективный украинский транспортник Ан-188

Ан-188 – украинский многоцелевой самолет транспортного назначения с укороченными взлетом и посадкой. Разрабатывается он с упором на возможность проведения оперативно-стратегических мероприятий. Точные сроки выпуска не назывались, но производство должно начаться в ближайшие годы. Конкурирует Ан-188 с транспортными самолетами Airbus, Lockheed, Embraer, Xian, Kawasaki и «Ил».

Описание проекта

В 2014 году появилась информация о создании нового транспортного самолета в ГП «Антонов». Проект был назван Ан-188, а Дмитрий Кива был назначен главным конструктором. Через год машина была продемонстрирована на авиационной выставке в Париже.

Описание самолета АН-188

Ан-188 – это обычный транспортный самолет с четырьмя турбореактивными двигателями, который является значительной модификацией устаревшего Ан-70, разработанного во времена СССР. Некоторые компоненты Ан-70 были произведены компаниями, расположенными теперь на территории России. Одной из основных задач при создании Ан-188 было полное отказ от использования российских комплектующих в пользу западных аналогов.

Самолет АН-70
Самолет АН-70

Изначально самолет прорабатывался с двигателями Д-436 и АИ-28. Позднее конструкторы решили отказаться от обоих вариантов, отдав предпочтение CFM56, произведенному американско-французской компанией CFM International. В последующих модификациях на машину можно будет установить двигатели другой фирмы. Также планируется применить новейшую авионику, в которой будут объединены разработки украинских и западных компаний.

Большое внимание уделяется возможностям перевозки. Ан-188, как самолет транспортного назначения, будет максимально конкурентоспособным. Он получит просторный грузовой отсек, внутри которого будет вмещаться до 50 тонн. Предусмотрена возможность транспортировки военной техники, включая боевые вертолеты.

Технические характеристики Ан-188

На борту возможна перевозка до 300 солдат в полной экипировке, которые могут осуществлять десантирование во время полета. Кроме того, базовая модель способна транспортировать гуманитарные грузы и крупногабаритные строительные объекты. Самолет может приземляться на асфальтированных и грунтовых взлетно-посадочных полосах, длина которых составляет не менее 600 метров.

Летом 2018 года на выставке Farnborough Airshow между Украиной и Турцией был заключен контракт о совместном производстве самолета этой модели. Реализация договоренностей началась с объединением усилий «Укроборонпром» и турецких конструкторов. Несмотря на активную фазу разработки, переговоры по проекту продолжают вестись, так как не все моменты устраивают обе стороны.

Самолет АН-188 на выставке Farnborough Airshow
Самолет АН-188 на выставке Farnborough Airshow

Турция считает, что Ан-188 идеально подойдет для военной авиации и сможет соответствовать требованиям НАТО. Самолет прошел большую часть аэродинамических испытаний, но все еще находится в активной разработке после подписания договора.

Технические характеристики Ан-188

Характеристики могут быть изменены в конце разработки. Длина самолета составит 40,7 м, высота — 16,4 м, размах крыла — 44,1 м. Площадь крыла неизвестна, но будет подобна 204 м² у Ан-70.

Чертеж самолета Ан-188

Предельная взлетная масса ограничится 140 т, при этом на борту сможет присутствовать до 40-50 т коммерческого груза. Отсек получит умеренные габариты – 4 м × 4,1 м × 19,1 м. Его объем будет равен 400 м³.

 

Скорость крейсера должна быть 780 км/ч. Самолет может лететь на высоту до 12000 м. Дальность полета зависит от груза. С грузом в 40 т он может лететь до 3600 км. При перевозке 20 т дальность увеличится до 6650 км. Расход топлива составляет 4600 кг/ч. Для посадки с полной загрузкой необходимо пробег 800 м, для взлета — разбег около 915 м.

Потенциальные конкуренты

Самолету предстоит конкурировать с несколькими аналогами. У него достаточно хорошие характеристики и грузоподъемность, которых хватит для большинства перевозок, поэтому он может иметь серьезное преимущество перед зарубежными аналогами.

Какой самолет лучше АН-188 или АН-70?
АН-188АН-70

Конкуренты:

  • Lock­heed C-130 – американский военно-транспортный самолет, поставляющийся с 1955 года, участвовал во многих вооруженных конфликтах, может перевозить до 18,955 тонн;
  • Embraer KC-390 – двухмоторный бразильский транспортник, разработанный к 2018, обладает грузоподъемностью 26 т;
  • Airbus A400M – военно-транспортный самолет, эксплуатирующийся с 2013 года, имеет грузоподъемность до 37 тонн;
  • Kawasaki C-2 – японский военный транспортник с грузоподъемностью 37,6 т, начали поставляться армии с 2017;
  • Xian Y-20 – китайский военный транспортный самолет, вставший на вооружение в 2016 году, может перевозить до 66 тонн;
  • Ил-76МД-90А – модификация советского Ил-76 с грузоподъемностью до 60 т, начала эксплуатироваться с 2019;
  • Ил-276 – разрабатывающийся российский военно-транспортный самолет с возможностью перевозки 20 т, ожидается к 2026.

При разработке Ан-188 был сделан упор на конкуренцию Airbus A400M. Предполагается, что наибольший интерес самолет вызовет у малых стран со слабым военно-промышленным развитием.

Ожидаемое начало серийного производства

В 2018 году главный разработчик самолета В. Шмырев заявил о возможности начала серийного производства Ан-188 уже к 2022 году и о том, что это будет дешевле, чем аналоги. Однако, ГП «Антонов» не сообщало официальных новостей об этом.

В конце 2019 года А. Сибига, являющийся послом Украины в Турции, дал интервью изданию Millivet. По его словам, они крайне заинтересованы в совместной реализации проекта и ожидают запуска производства Ан-188 вместе с турецкими представителями. Никаких точных сроков Сибига не назвал.

Украинское ГП «Антонов» активно разрабатывает многообещающий многоцелевой транспортный самолет Ан-188, который сможет конкурировать с другими представителями своего класса и получит значительное преимущество в цене. Точные сроки начала производства не определены, однако ожидается, что самолет появится не ранее 2022 года.

 

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах