История проекта Ту-330

СОДЕРЖАНИЕ
0
2 просмотров
09 октября 2019

Ту-330 – перспективный среднеразмерный транспортный самолет, разрабатываемый в России ОКБ имени Туполева. Он предназначен для замены устаревшей авиации и должен стать основным в своем классе. Проект входит в рамки программы «Грузовые самолеты России», которая призвана обновить авиапарк страны на модифицированные и новые машины, обеспечивающие выполнение любых задач по транспортировке груза.

История создания и текущий статус проекта

Большие территории, сочетающиеся с природными условиями и историческим опытом, заставили руководство СССР уделять больше внимания грузовой авиации, благодаря чему страна получила развитую транспортную воздушную сеть. Поэтому конструкторы авиастроительных бюро сконцентрировались на создании соответствующих самолетов, которые смогли бы обеспечить быструю перевозку в любую точку. С тех пор было построено несколько тысяч грузовых авиалайнеров, среди которых выделялись Ан-12 и Ил-76.

История создания

Последние до сих пор используются и выполняют поставленные задачи, но их ресурс уже выработан, а конструктивные особенности предполагают наличие определенных трудностей при перевозках. Создание новых модификаций не избавляет от проблем и только дает отсрочку выводу самолетов из эксплуатации.

Решение этой ситуации еще в 1990 годах предложили в АНТК имени Туполева, имеющем огромный опыт строительства грузового транспорта. Проанализировав положение дел и тенденции в развитии авиации, они разработали программу под названием «Грузовые самолеты России». Она подразумевает замену устаревшего парка на авиалайнеры нового поколения, при проектировании которых применяются современные технологии с продвинутым оборудованием.

Текущий статус проекта

Программа также должна дать следующую выгоду:

  • создание специализированных модификации для самолетов;
  • расширение технической оснащенности авиации;
  • укрепление уровня безопасности при перелетах;
  • двукратное сокращение расхода топлива;
  • уменьшение затрат на перевозки на 50%;
  • рост конкурентоспособности на всех рынках;
  • положительное влияние на экологию.

Также разработанная программа включает создание среднеразмерного транспортника Ту-330, внутреннего Ту-136 и регионального Ту-230. Самым продвинутым из них стал первый.

Проект самолета Ту-330 изначально подразумевал выпуск широкофюзеляжного транспортника средних размеров с наличием двух двигателей на базе имеющихся Ту-204 и Ту-214. Постановление о его создании правительство издало в 1994 году, после чего конструкторами была разработана необходимая документация. Ее передали на казанский авиационный завод. Сходство нового самолета с Ту-204 составляет 75%, что сократит сроки разработки опытных образцов и значительно облегчит запуск серийного производства.

Самолет Ту-330

Ту-330 позиционируют как массовый транспортник, который сможет заменить полностью Ан-12 и частично Ил-76ТД. Если сравнивать его с Ан-70 или FLA, то проект имеет ряд преимуществ:

  • минимальные технические риски при создании опытного образца;
  • ускоренный темп выпуска и проработки ошибок;
  • сокращение сроков старта серийного производства в два-три раза;
  • легкая адаптация к российской эксплуатации с системой УВД;
  • унификация оборудования и кабины с новой пассажирской авиацией;
  • простота использования и обучения летчиков для работы на самолете.

Машина должна стать универсальной. Базовая версия для осуществления грузовых перевозок будет расширена с помощью модификаций в ближайшее время после запуска серийного производства. Ту-330 может использоваться для выполнения задач в сельском хозяйстве и некоторых специализированных миссий Министерства обороны, в том числе научных.

Специалисты рассматривали вариант использования сразу двух самолетов. Ту-330 предлагалось дополнить Ан-70, их соотношение должно было составить 4 к 1. Но после проведения анализа стало ясно, что предпочтительнее ввести в эксплуатацию только Ту-330, отказавшись от украинского транспортника, отстающего от российской модели по всем параметрам.

Несмотря на активную разработку и наличие готовой технической документации, в 2000 годах проект был временно заморожен. Причиной тому послужило сложно финансовое положение в стране. Но в августе 2019 года Ту-330 стал участником конкурса по созданию среднего транспортного самолета для замены Ан-12, где у него есть шансы на победу. Результаты проведения должны быть объявлены осенью.

Характеристики Ту-330

Самолет Ту-330 будет управляться экипажем из трех человек. Как другие средние транспортники, он получит умеренные габариты. Его высота составит 14 м при длине 42 м. Размах крыла не будет превышать 43,5 м, площадь ограничится 195,5 м². Вес самолета равен 57 или 62 т, а его максимальная взлетная масса должна составить 103,5 или 112 т, в зависимости от вида используемых двигателей. Коммерческая нагрузка при этом будет не больше 35 т.

Характеристики Ту-330

На самолет планируется установить два двигателя ПС-90А или НК-93. Каждый из них имеет свои характеристики, что сказывается на технических особенностях Ту-330. В первом случае крейсерская скорость составит 850 км/ч, во втором – 830 км/ч. Тяга каждого двигателя ПС-90А будет равна 17500 кгс, у НК-93 она достигнет 20000 кгс.

Дальность полета при нагрузке в 20 т должна составлять 5700 или 7000 км. При повышении веса груза в полтора раза допустимое расстояние сократится до 3000 и 4200 км соответственно. При любых двигателях самолет сможет подниматься на высоту до 11000 м. Информация о расходе топлива не предоставляется, но она должна заметно сократиться, что подразумевается программой «Грузовые самолеты России».

А Вы ждете появления Ту-330?
ДаНет

Описание конструкции

По проекту, Ту-330 представляет собой высокоплан с крылом и хвостовым оперением, выполненными по стреловидному типу. Благодаря унификации с Ту-204, которая позволит использовать в конструкции те же самые компоненты, самолет получит высочайшие аэродинамические свойства. Шасси состоит из шести стоек, на каждой из которых имеется по два тормозных колеса. Машина может приземляться или взлетать, используя неподготовленные ВПП, покрытые грунтом вместо асфальта.

Описание конструкции ТУ-330

Новый фюзеляж создан с поправкой на особенности будущей эксплуатации, поэтому он стал заметно шире. Объем грузового отсека составляет 330 м³, что позволит загружать внутрь крупную технику. Важной особенностью станет наличие в нем герметизации.

Грузовой люк и трап будут установлены в хвосте. В задней части самолета монтировано специальное транспортное оборудование, которое поможет проводить погрузочно-разгрузочные работы без привлечения наземных служб. Также там установлены вспомогательные элементы для проведения десантирования людей, грузов и военной техники.

Схема ТУ-330

Два двигателя ПС-90А или НК-93 планируется установить под крыльями на специальный пилон. Позднее их можно будет беспрепятственно заменить на более мощные. Например, производства Rolls-Royce или P&W, которые актуальны при продаже самолета на зарубежном рынке.

В конце фюзеляжа имеется вспомогательная силовая установка ТА-12-60. Важной особенностью модели стала продвинутая электродистанционная система управления, которая подразумевает замену классических штурвалов на специальные ручки.

Модификации

Оценив потребности возможных покупателей, в конструкторском бюро подготовили список модификаций, которые могут быть созданы для самолета. Предполагается, что они будут представлены вскоре после официального старта массового производства базовой модели Ту-330.

Будущие модификации:

  • Ту-330 – стандартная модель, предназначенная для выполнения гражданских грузовых перевозок внутри России;
  • Ту-330ПС – поисково-спасательный вариант самолета, будет также использоваться для патрулирования морских участков, разведывательных операций над северными территориями и экологического мониторинга с фотосъемкой;
  • Ту-330П – модель, предназначенная для тушения лесных пожаров и других крупных возгораний, требующих серьезных усилий для подавления огня;
  • Ту-330Р – самолет-ретранслятор, созданный для увеличения дальности радиосвязи и передачи усиленных радиосигналов;
  • Ту-330РЛ – модель для проведения инструментальной разведки с определением координат нахождения войск и стратегических объектов противника;
  • Ту-330ВТ – военная версия базового транспортника с комплексом радиосвязи ВВС и специальным оборудованием для погрузки и выгрузки различной колесной или гусеничной военизированной техники;
  • Ту-330СЭ – санитарно-эвакуационная версия для спасения и доставки в больницу пострадавших в результате стихийных бедствий и прочих катастроф;
  • Ту-330ТЗ – воздушный заправщик, предоставляющий другим самолетам возможность дозаправиться от него в воздухе, не приземляясь на ВПП;
  • Ту-330СПГ – самолет-танкер с установленным оборудованием, предназначенным для перевозки сжиженного природного газа.

Также ожидается выпуск административной версии самолета. Она будет иметь переработанный салон и место для двух легковых автомобилей. Предназначен такой Ту-330 для проведения деловых встреч.

Специалисты оценивают спрос на Ту-330 примерно в 500 машин, 80 из которых продадут другим государствам. Наибольшее число самолетов потребуется для гражданских грузоперевозок и нужд Министерства обороны РФ. Ожидать выпуск можно в 2021–2022 годах, если он пройдет конкурс или получит прямое финансирование от государства.

Комментировать
0
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно