Легендарный бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 является основой стратегической авиации России уже более полувека. Модификации, созданные на основе этой модели, справедливо считаются гордостью Военно-воздушных сил Российской Федерации. Фотографию этого бомбардировщика вы можете увидеть здесь.
История создания
Ту-95 — военно-воздушная машина со сложной историей. Она отличается от классических бомбардировщиков тем, что не имеет специального отсека для бомб, но способна развивать высокую скорость. Несмотря на это, Ту-95 установила около 60 мировых рекордов и оставалась на вооружении великой державы более полувека, не потеряв своей актуальности.
Эксперты считают, что название бомбардировщика Ту-95 сохраняется «привычкой». Инженерам удалось заметить, что ни одна дозвуковая модель не сможет избежать замечания современной ПВО. Несмотря на это, новая модель не была снята с производства, несмотря на доказательства.
В 1950-х годах ракетное производство быстро росло, и производители авиации решили изменить Ту-95 на ракетоносца. Инженеры-конструкторы использовали эту модель как базу для запуска более совершенных воздушных судов.
Ту-142
Выпущенные модели
Конструкторам СССР удалось разработать несколько успешных моделей военно-воздушных средств на базе известного Ту-95.
- В начале 1955 года в небо поднялся пробный образец Ту 95-2.
- Спустя всего лишь год, был подписан приказ о запуске в серийное производство опытного образца, который прошел несколько модификаций. Благодаря внесенным изменениям производители смогли наладить производство моделей как Ту-95, так и Ту-95М. Также авиапроизводители приступили к сборке воздушных средств способных транспортировать ядерные боезаряды. Таким моделям дали названия Ту 95А и Ту 95 МА.
- В конце 1958 года по приказу правительства Советского Союза Ту-95 официально стал называться ракетоносцем. Производство моделей Ту-95К не прекращалось до середины 60-х годов. Используя за основу платформу именно данной модели, авиапроизводители выпустили в свет несколько модернизированных воздушных суден:
- противолодочный самолет Ту-142;
- воздушный целеуказатель-разведчик Ту-95 РЦ;
- модель для радиолокационного наведения и дозора;
- пассажирский авиалайнер Ту-114.
Начиная с 1981 года началось массовое производство Ту-95 МС, на базе модели Ту-142, а не оригинальной версии Ту-95.
Производство данной модификации военно-воздушной техники завершилось в 1992 году. Было выпущено 90 единиц. Ракетоносец оснащен 6 ракетами класса Х 55, размещенными в барабанной установке в фюзеляжном отсеке Ту-95 МС.
Данная модель может нести на борту дополнительных 10 ракет, размещаемых на внешних авиаподвесках. Стоит отметить, что в настоящее время в арсенале ВВС Российской Федерации числится примерно 30 военно-воздушных машин, выпущенных в эксплуатацию в конце 80-х годов прошлого столетия.
Инженеры продолжают работу над моделью Ту 95МС, которая не завершила свою историю после последней модернизации. Эксперты считают, что эта модель будет востребованной еще не менее 5 лет. Американские военные прозвали ее Ту-95 «Медведь».
Отличительные характеристики
Сравнивая самолеты Ту-142 и Ту-95, можно заметить, что различий между ними не так много. Это обусловлено тем, что противолодочный Ту-142 был создан на основе Ту-95 с целью воздушного поиска подводных ракетоносцев противника. Однако главным отличием между этими моделями является новое крыло, которое было установлено на Ту-142.
Авиаконструкторы улучшили характеристики обновленной модели патрульно-поисковой военно-воздушной машины Ту-142 после нескольких модернизаций. Общественность увидела обновленную модель с обновленными характеристиками.
- 190 тонн составляет максимальный взлетный вес;
- 737 км/ч — крейсерский скоростной режим;
- от 12 до 13 км варьирует диапазон практического потолка;
- 5200 км составляет боевой радиус действий в самых последних модификация.
Воздушный транспорт может иметь от 9 до 10 членов экипажа, в зависимости от версии. В экипаж Ту-142, помимо командира, второго пилота и штурмана, входят бортинженер и операторы, которые осуществляют поисково-разведывательные работы.
Изначальные противолодочные модели использовали поисковое бортовое оборудование класса «Беркут». В последующих моделях была установлена улучшенная система класса «Коршун», включающая гидроакустическую аппаратуру «Кайра».
Работа бортового противолодочного оборудования основывалась на нескольких этапах:
- с самолета, согласно ранее разработанной схеме, в океанские воды сбрасывались специальные буи;
- полученная с гидроакустических буев информация считывалась бортовым вычислительным оборудованием;
- полученные координаты, выведенные на монитор, указывали на месторасположение вражеского подводного судна.
Экипаж самолета сообщал информацию внешним ударным силам. По команде, военно-воздушная техника открывала огонь, учитывая координаты.
Резюмируя, можно выделить различия между самолетами Ту-142 и Ту-95.
- Крейсерский скоростной режим базовой модели не превышает 700 км/ч, в то время как у противолодочной версии данный показатель удалось увеличить до 737 км/ч.
- Так как основное предназначение новой версии заключалось в осуществлении полетов над водой, было решено оснастить кабину пилотов тремя аварийными люками. Также Ту-142 был оснащен контейнерами, в которых транспортировались 2 спасательно-надувных плота, и надувная лодка класса ЛАС 5М-3.
- Как ранее было уже отмечено инженеры решили полностью переконструировать крыло, для самолета Ту-142, чтобы улучить аэродинамику и сократить расход топлива.
Немного стало отличаться и хвостовое оперение Ту-142 от Ту-95, благодаря 2-м доработкам: увеличенной площади и установке переносного стабилизатора.
Разработка модели Ту-142 не единожды откладывалась, переносилась и вновь возобновлялась. Однако учитывая, что данная модель являлась востребованной производство Ту 142 и моделей на его платформе все же было полностью восстановлено.
Сейчас создают новую авиационно-патрульную машину, которая, по мнению проектировщиков, в скором времени сможет заменить Ту-142 в качестве противолодочного самолета.