Ту-134УБЛ Самолеты

Описание остроносого Ту-134УБЛ

Учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ был создан на базе пассажирского Ту-134 конструкторским бюро Туполева в 1980-х годах. С 1982 года летательный аппарат использовался военно-воздушными силами СССР и в настоящее время применяется ВВС РФ для практического обучения пилотов бомбардировщиков. Это позволяет экономить ресурсы и летные часы. Руководство российских войск приняло решение вернуть в эксплуатацию учебно-боевые самолеты Ту-134УБЛ, которые были списаны в период президентства Дмитрия Медведева.

История создания

По распространенному мнению, Ту-134 был создан по инициативе Никиты Сергеевича Хрущева. Во время своей поездки во Францию Генеральный секретарь Советского Союза был впечатлен демонстрационным полетом «Каравеллы», и по возвращении на родину поставил задачу создания пассажирского лайнера для гражданской авиации перед Советом министров. В 60-х годах поршневые самолеты были заменены реактивными, которые могли развивать высокую скорость и перевозить большее количество пассажиров.

Первый реактивный самолет СССР — Ту-104, был создан в конструкторском бюро Туполева на основе чертежей и схем двухмоторного многоцелевого реактивного самолета Ту-16. При создании ближнемагистрального пассажирского лайнера использовались узлы Ту-104, которые были уменьшены на 1/5 от оригинальной конструкции. Отличительными особенностями Ту-104 являются увеличенный диаметр фюзеляжа и измененная конструкция крыла.

Ту-124 — это уменьшенный аналог Ту-104, который впервые использовал двухконтурные турбореактивные двигатели. После неудачного запуска Ту-124, советские конструкторы были вызваны, чтобы создать новый пассажирский самолет для коротких перелетов. Харьковский авиационный завод выпускал Ту-134УБЛ до 1984 года, произведя 90 самолетов этой модели.

Основным предназначением Ту-134УБЛ является подготовка пилотов бомбардировщиков в различных метеорологических условиях. Курсанты обучаются управлению тяжелым самолетом, а также особенностям взлета и захода на посадочную полосу в автоматическом и директорном режимах. УБЛ предназначен для одновременного обучения дюжины курсантов, размещающихся в трех рядах салона и поочередно проходящих подготовку на кресле второго пилота. Согласно кодификации NATO, самолету УБЛ был присвоен индекс «Crusty-B».

Вам доводилось летать на Ту-134УБЛ
ДаНет

Конструкция остроносого самолета

Носовая часть фюзеляжа самолета напоминает Ту-22МЗ. В модификации использовано оптоэлектронное оборудование для прицеливания и навигации, соответствующее установленному на бомбардировщиках. Проект включал в себя штангу для воздушной дозаправки, но она не была использована в соответствии с соглашениями между США и СССР. Два авиационных двигателя были разработаны главными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.

В начале 1970 года были проведены первые работы по модернизации лайнера. Длину фюзеляжа увеличили на 2 метра. Экспортные версии самолета предусматривали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения было предусмотрено место под центропланом. На борту может быть установлено четыре многозамковых бомбодержателя, но международные соглашения запрещают использование такого вооружения.

Первый турбореактивный самолет в СССР — Ту-134, имеет особенность отсутствия тросовой проводки для управления рулем направления. Разработчики заменили ее на жесткие тяги и добавили гидроусилитель.

Летательный аппарат имеет гермокабину, объединяющую среднюю и носовую части. Хвостовая часть не является герметичной и предназначена для размещения органов управления и агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены постоянно работающими пружинными загружателями.

Характеристики Ту-134УБЛ

Летательный аппарат имеет длину почти 42 метра, высоту 9 метров и размах крыльев 29 метров. Вес пустого лайнера составляет 29 тонн, однако он способен перевозить до 8199 кг груза. Самолет может достигать высоты в 11 799 метров и лететь на расстояние до 2299 км без дозаправки. Средняя крейсерская скорость составляет 889 км/час. Модификация УБЛ рассчитана на 12 курсантов и 4 члена экипажа. Для экипировки самолета используются два силовых агрегата третьей серии Д-30.

Модификации Ту-134УБЛ

Ту-134УБЛ имеет специфический носовой блок, созданный по аналогичной схеме, что и некоторые известные бомбардировщики, разработанные в России. Также есть другие модификации этого самолета.

  1. Модификация УБК предназначена для тренировки экипажа сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М. Данная модель оснащена дополнительным местом для штурмана, оборудованным современным комплексом для навигации. Ту-134УБК является единственной модификацией, которая была выпущена в 1983 году. Сегодня летательный аппарат находится на вооружении ВВС Украины.
  2. УБКМ представляет собой вариацию Ту-134, предназначенную для обучения экипажа Ту-22М, состоящего на вооружении военно-морского флота РФ. Первая модификация была создана в 1996 году на пушкинском авиаремонтном заводе.

На данный момент эксплуатируется 1 УБК и несколько УБКМ. СХ модификация была создана для сельскохозяйственных нужд, УБЛ-Ш — для обучения летчиков стратегической и морской авиации, ЛК — для космических программ и тренировки космонавтов, Ш-1 и Ш-2 — для обучения пилотов и штурманов военно-воздушных сил.

Ту-134 УБК и УБЛ можно найти в киевском авиационном музее и музее стратегической авиации в Полтаве.

Ту-134УБК

Модификация УБК предназначена для обучения навигаторов-штурманов бомбардировщиков Ту-22 и пилотов гражданской авиации. УБК/УБЛ имеют непрозрачную носовую часть фюзеляжа, идентичную форме летательного аппарата Ту-22МЗ, в отличие от пассажирской версии самолета. Морская авиация получила только 2 УБК за все время. Учебные полки летных училищ и дальняя авиация получили модификацию УБЛ.

Ту-134УБКМ

УБЛ используется для обучения летчиков, управляющих Ту-160 и Ту-22МЗ. В 2011 году ВВС РФ получили предписание на замену самолетов Ту-134УБЛ и «Ш» на новые модели на базе Ту-204 и Ту-214. В настоящее время модификации УБЛ реконструируются в Ту-134Б-3.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Виктор

    Как по мне одна из самых лучших моделей. Особенно самая современная и модификационная версия ТУ-134Б. Думаю на его основе будут и новые модификации.