Небольшой советский пассажирский самолёт Ту-124

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 просмотров
26 августа 2019

Ту-124 – советский пассажирский авиалайнер, применявшийся для выполнения рейсов на небольшие расстояния. Он занял промежуточную ступень между первым и вторым поколениями пассажирской авиации. Это была уменьшенная версия Ту-104, из-за чего модель имела с ним много схожих черт. Особенности выделили этот самолет на фоне других и сделали его одним из самых привлекательных проектов.

История создания Ту-124

Успешное применение определенной компоновки самолета зачастую заставляет конструкторов сконцентрироваться именно на ней, отказавшись от других вариантов. Подобная ситуация происходила в 1920 годы, когда на основе ТБ-1 были созданы ТБ-3/4/6 и АНТ-20. Главной проблемой такого решения всегда становится актуальность выбранной компоновки.

История создания Ту-124

Если ТБ-1 получился хорошим, а ТБ-3 был удовлетворительным, то все последующие модели стали шагом назад. Поэтому все они выпускались только единичными экземплярами, причем иногда разработки оставались лишь в проекте.

Аналогичная ситуация произошла спустя несколько десятилетий. Тогда на базе Ту-104 конструкторы разработали Ту-124, который должен был стать ближнемагистральным пассажирским авиалайнером. Самолет имел уменьшенные габариты, но сохранял в себе недостатки старшей модели. Он разрабатывался с учетом работы на двухконтурных турбореактивных двигателях Д-20П, каждый из которых имел взлетную тягу по 5500 кгс.

Началом создания проекта послужило постановление Совета Министров СССР от 1958 года, требующее выпустить новый самолет для соединения столицы с основными советскими центрами и выполнения международных перелетов на небольшие дистанции.

Согласно требованиям, авиалайнер должен был перевозить от 36 до 40 человек при коммерческой нагрузке 5 т на расстояние до 1500 км со скоростью 750—900 км/ч. Также упоминалось, что допустимым значением длины разбега и пробега было 800 м. Экипаж состоял из 4-х человек. Правительство хотело, чтобы самолет можно легко переоборудовать для перевозки военных или раненых, а также транспортировки грузов.

Первый полет ТУ-124

Новые двигатели Д-20П давали авиалайнеру некоторые преимущества над Ту-104. Они работали с пониженными температурами и выдавали меньшие объемы выхлопных газов, что положительно сказалось на общем уровне шума. Перед установкой двигателей на Ту-124 конструкторы провели полноценные испытания.

Для этого один мотор был установлен на Ту-4ЛЛ, а потом еще на трех Ту-110Б. Также самолет превосходил старшую версию по жесткости конструкции крыла, что снижало уровень тряски авиалайнера при пролете через зону высокой турбулентности.

Первый полет на Ту-124 был выполнен 24 марта 1960 года. Совершила его команда летчика Калины. Все прошло успешно, а самолет отправили на государственные испытания. Параллельно с этим авиационный завод в Харькове сразу начал выпускать первые серийные машины, несмотря на продолжающиеся тесты. Они были переданы на дополнительные испытания к концу 1961 года.

Самолет имел массу эксплуатационных ограничений, которые требовали особого подхода к его использованию. Поэтому тестовые экземпляры несколько раз дорабатывались. Окончательный вариант самолета был представлен спустя год. Он сразу начал выполнять регулярные внутренние рейсы. В 1963 один из первых серийных авиалайнеров был передан военным.

Особенности

Ту-124 имел свои отличительные черты, которые выделяли его на фоне других самолетов. Самой примечательной стали используемые двигатели. Если пассажирские авиалайнеры работали на обычных моторах, то на этой модели эксплуатировались турбореактивные двухконтурные.

Двигатель ТУ-124

Ту-124 стал первым советским самолетом с такими двигателями. Также он выделялся наличием посадочного щитка, установленного под центропланом.

В отличие от Ту-104 он был более устойчивым. Даже при выполнении штопора самолет сохранял эффективность систем управления. А при попадании в зону турбулентности авиалайнер создавал меньше дискомфорта пассажирам, так как уровень тряски был ниже.

Тактико-технические характеристики

По размерам Ту-124 нельзя назвать большим. Его длина составляла 31,58 м, а высота достигала 8,08 м. Крыло по размаху было вытянуто на 25,55 м, а его площадь растянута до 119,37 м². Самолет предназначался для перевозки 56 граждан или 5 т разного груза, экипаж состоял из 4-х человек. Вес пустого авиалайнера был 22,5 т, а допустимая взлетная масса ограничивалась 38 т.

Схема ТУ-124

Схема самолета ТУ-124

За летные характеристики отвечали двигатели Д-20П, которые развивали тягу до 5400 кгс. Такие показатели можно было применять не более пяти минут, после чего приходилось возвращаться к номинальным значениям (4500 кгс). Максимальная скорость составляла 970 км/ч, крейсерская ограничивалась 780 км/ч. Самолет мог летать на расстояние до 2100 км при полной загрузке. Практический потолок был средним – 11700 м.

При отказе одного из двигателей срочная посадка не становилась главной целью. Самолет мог продолжить выполнять рейс, если высота его полета не превышала 5000 м. Это позволяло закончить полет или найти наиболее подходящее место для приземления.

Конструкция Ту-124

Самолет был построен по типу двухмоторного низкоплана. Его фюзеляж состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. По левому борту располагались две двери, но для пассажиров использовалась только передняя, так как вторая была служебной и подогнать под нее трап не представлялось возможным. По правой стороне находился грузовой отсек.

Конструкция Ту-124

На верхней части фюзеляжа был установлен аварийный люк. При аварии люди также могли покинуть самолет через грузовое отделение. В хвосте был размещен контейнер со встроенным парашютом для торможения, площадь которого составляла 40 м².

Стреловидное крыло самолета было схожим с моделью от Ту-104, но отличалось от него механизацией. На нем можно было увидеть щелевой закрылок, а также воздушные тормоза, которые представляли собой интерцепторы, смещавшиеся от своей оси при касании авиалайнера полосы.

Под фюзеляжем располагался посадочный щиток. В корне крыла были установлены два двигателя Д-20П. Они имели повернутое положение, отклоняющее их от оси самолета на несколько градусов.

Шасси Ту-124 было рассчитано на возможность посадки и последующего взлета с грунтовых аэродромов. А установленный тормозной парашют позволял значительно сократить длину пробега. Поэтому самолет мог приземлиться даже в малоподготовленном месте, куда доставить пассажиров на других лайнерах невозможно.

Компоновочная схема Ту-124

Компоновочная схема Ту-124

Ту-124 был со штурвальным управлением, которое аналогично версии у Ту-104. Оно имело жесткую проводку к элеронам с рулями и дополнялось системой автопилота АП-6Е. Посадочный щиток с закрылками управлялись с помощью электромеханического оборудования, а интерцепторы – гидравлического.

На самолете присутствовала система жизнеобеспечения. Она включала специальные установки для подачи кислорода экипажу и пассажирам. Первым это было необходимо для снижения утомляемости, а вторым — при ухудшении самочувствия. Также устанавливались переносные приборы, подающие кислород любому человеку в случае разгерметизации кабины или основного салона.

Отсутствие вспомогательной силовой установки негативно сказалось на уровне комфорта. Она отвечала за кондиционирование салона во время стоянки. Поэтому при полетах в жаркую погоду пассажиры с экипажем чувствовали нехватку воздуха, пока находились внутри самолета на территории аэропорта.

Конструкторы установили на него противообледенительную систему. Ее элементы монтировались на кромки крыла и воздухозаборники. Во время полета они активировались и выпускали горячий воздух, исключая образование льда. Также обогреву подвергались лобовые стекла, что помогало избежать ухудшения или полной потери видимости из кабины пилотов.

Вы летали на самолете ТУ-124?
ДаНет

Кабина Ту-124

Главным отличием кабины Ту-124 от большинства гражданских самолетов стал прозрачный нос. В нем располагался штурман, а благодаря остеклению он мог оценить расположение авиалайнера и сориентироваться по наземным объектам, когда видимость пилотов ограничена повышенной облачностью. Из основной кабины осуществлялось управление самолетом. В ней располагались места для двух летчиков и бортпроводника.

Кабина самолета ТУ-124

Перед пилотами вместе с навигационным оборудованием, часть которого перенесли в отделение к штурману, размещались основные элементы управления. На самолет был также установлен радиолокационный визир.

История эксплуатации

Регулярные рейсы самолет начал выполнять с октября 1962 года по маршруту «Москва—Таллин». Осуществлял его экипаж летного подразделения из Внуково под командованием пилота Аэрофлота А. П. Зыля. Расстояние в почти 900 км удавалось преодолеть всего за полтора часа.

История эксплуатации ТУ-124

Позднее Ту-124 был запущен на другие маршруты, связав столицу с Ульяновском, Вильнюсом, Минеральными Водами и Ленинградом. С 1964 года начались перевозки до Варшавы, а авиалайнер стал вытеснять имеющиеся Ил-14. Самолет поставлялся в дружественные государства, а также Ирак, Индию и Китай.

К 1966 году производство этой модели было остановлено. Повлияло на это решение Хрущева, издавшего указ о переносе двигателей на авиации в заднюю часть. Результатом стал переход с Ту-124 на Ту-134, отвечавшего новым требованиям. Эксплуатация самолета не прекратилась, и за несколько лет на них перевезли более 6 000 000 человек. Массовый отказ от использования Ту-124 произошел только во второй половине 1970 годов, когда авиаремонтные заводы прекратили их обслуживать.

Маршруты ТУ-124

В 1979 году произошла авиакатастрофа под Кирсановом. Казанский авиалайнер унес жизни 63 человек. Это был один из последних самолетов Ту-124, использующихся в СССР. Сентябрь 1979 стал завершающим месяцем их эксплуатации, после чего история модели была окончена.

Несколько самолетов еще числились за «Аэрофлотом», но уже не использовались, а к концу 1980 года были окончательно списаны. В Ираке Ту-124 эксплуатировались военными вплоть до 1991.

Модификации

Первые серийные Ту-124 имели удлиненную носовую часть, которая сужала обзор при посадке. Поэтому уже на третьей базовой машине ее укоротили на 50 см и слегка опущена. Полноценное производство было начато с 11-ого авиалайнера. Всего за время эксплуатации создали несколько модификаций, различавшихся отдельными критериями.

Модификации самолета ТУ-124

Основные из них:
• Ту-124 – базовая версия самолета, рассчитанная на 44 пассажира. Позднее была переоборудована для перевозки 56 человек. С конвейера модель сходила до 1963 года.
• Ту-124В – улучшенная версия базовой модели с вместимостью до 56 пассажиров. Выпускалась с 1964 для осуществления регулярных рейсов.
• Ту-124Б – опытные образцы самолета с двигателями Д-20П-124, превосходившими стандартную модель уровнем тяги и сокращенным расходом топлива.
• Ту-124К – салонный тип авиалайнера для важных персон с вместимостью до 36 человек. Применялся военными Ирака, Китая и Индии.
• Ту-124К2 – вторая версия салонного типа для важных персон. Отличалась уменьшенной вместимостью до 22 человек.
• Ту-124ТС – переработанная базовая модель под транспортно-санитарную авиацию для военных, перевозящих пострадавших или раненых.
• Ту-124Ш1 – специальный самолет для тренировки персонала советских ВВС и ВМФ, использовался для обучения.
• Ту-124Ш2 – вторая модель самолета для оттачивания учебных навыков. Применялась для штурманов фронтовых бомбардировщиков.
• Ту-127 – проект переработки базовой версии самолета под стандартный военно-транспортный авиалайнер.
• Ту-124А – прототип Ту-134 с установкой улучшенных двигателей Д-20П-124 и выполнением новых требований руководства СССР.

Также рассматривались проекты самолета с системой сдува пограничного слоя и вариант с возможностью вертикального или укороченного взлета и посадки. Во втором случае предполагалось использовать двигатели РД-36-35, размещенные внутри фюзеляжа и обтекателей шасси.

Современный статус

Пригодных для эксплуатации Ту-124 не осталось. Увидеть их можно только в виде экспонатов в авиационных музеях. В России сохранилось три самолета базовой модели и один 124В. Они находятся в музеях Монино, Ульяновске, Луганске и Харькове. Также списанные авиалайнеры хранятся на территории аэродромов по всей стране. Несколько самолетов получится посмотреть в Китайском авиационном музее и в Индийском музее ВВС.

Музей самолетов ТУ-124

В виде постамента установлен один Ту-124 модели К2 на набережной Волги, в городе Кимры. В 2018 году он был отремонтирован. В Казани внутри одного из зданий бывшего КАИ установлена кабина этого самолета, использующаяся для обучения будущих летчиков.

За три года активного производства советский завод выпустил 165 машин, большая часть из которых эксплуатировалась на территории СССР. Некоторые самолеты были переданы военно-воздушным силам для обучения летчиков и штурманов. Несмотря на переход к новому типу авиалайнеров, Ту-124 продолжили использовать до тех пор, пока он не устарел окончательно. Сейчас посмотреть на него можно в нескольких музеях.

Комментировать
0
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно