Самолеты

Транспортный самолет Як-6

Во время Великой Отечественной войны связь была чрезвычайно важна, и большую роль в этом играла авиация. В начале войны была произведена проверка всех аэроклубов, и оттуда были взяты самолеты У-2 и Р-5, модернизированные и использованные для обеспечения связи на фронте. Однако эти самолеты не совсем подходили для этой цели из-за своей низкой грузоподъемности и ограниченной дальности полета. Поэтому возникла необходимость создания легкомоторного самолета.

История создания самолета

В условиях войны было необходимо быстро построить транспортный самолет Як-6, исключив длительные исследования. ОКБ имени Яковлева было поручено изобрести такой самолет, так как у них уже был опыт создания легких, простых, технологичных спортивных самолетов с хорошей скоростью. Задание поступило в мае 1942 года, и в условиях военных действий не было времени на размышления и длительные испытания.

При разработке ЯК-6 была использована типовая схема из аэродинамики, в которой были использованы узлы из других самолетов. Например, силовую установку и двигатель были взяты из У-2, а колеса шасси и другие агрегаты системы — из истребителей. Фюзеляж был построен из дерева, а для воздушных винтов использовалась сосна, хотя ранее применялись более твердые породы древесины. Бензобак был изготовлен из фанеры, хотя ранее уже использовались металлические или резиновые изделия.

Самолет был готов к августу 42 года и прошёл свои первые испытания. Он был изготовлен в двух модификациях, как транспортный самолёт, и как бомбардировщик. В модели транспортной машины предусматривалось размещение четырех пассажиров и до 500 кг груза.

Транспортный самолет Як-6

Заводские испытания самолета проходили с середины августа 42 года до 1 сентября. Их результаты показали, что самолет готов для эксплуатации и его недостатки незначительны. Первые шесть самолетов были отправлены на государственные испытания в Москву, которые проходили с 8 по 16 сентября.

Они, правда, уже дали менее оптимистические прогнозы. Было предписано устранить целый перечень неисправностей, к тому же, исключалась полностью возможность эксплуатировать самолет ночью, отмечалось, что машина не достаточно устойчива и нагрузка на ручку управления очень мала. На деле выяснилось, что не так просто устранить все недостатки самолета и хоть он и отправился в серию, но некоторые из недоработок так и не были устранены.

Самолет был предназначен для транспортировки, медицинской эвакуации, связи с штабом и ночного бомбардирования на фронте.

Ночной бомбардировщик

Модель машины для ночного бомбардирования была готова немного позже, на которой устанавливалось вооружение и другое оборудование. Самолет был оборудован радиостанцией РСИ-4, радиокомплексом РПК-10, а также на переднем крыле подвешивалось пять замков, на которых укреплялось до 500 кг бомб. В средине находились бомбы весом до 250 кг, по краям — бомбы по 100 кг. Была также возможность выливать ядовитые вещества. Экипаж состоял из пилота и штурмана, который мог занять место возле пулемёта в случае необходимости.

Испытания показали, что кроме уже известных недостатков у модели самолета есть и другие проблемы. Следует отметить, что…

  • на испытаниях 2 раза ломались двигатели, из-за того, что винты из дерева, которые их держали, были очень легкие;
  • не открывался фонарь в полете;
  • нельзя было подвешивать бомбы весом 50 кг, поэтому самолет не мог считаться легким бомбардировщиком;
  • не обеспечивалась оборона от атак противника со стороны хвоста самолета.

Необходимо было устранить недочеты к началу января 1943 года и предоставить стандарт машины для массового производства. Из-за разных причин это не удалось выполнить, и лишь в летнее время 43 года была создана такая машина.

Транспортная модель самолета была запущена в серию еще в ноябре 1942 года, а вообще самолет выпускался на нескольких заводах, везде проводили работы по устранению недостатков. Всего было изготовлено от 370 до 380 Як-6 на заводах:

  1. № 47 — 249 шт;
  2. № 464 — 50 шт;
  3. № 471 — 82 шт;

Машины получали ВВС и гражданские организации для перевозки грузов. Серийное производство самолетов закончилось в 1943 году. Он был надежным и долго использовался, поэтому понравился летчикам.

Конструкция самолета

Самолет Як-6 представляет собой моноплан с низким расположением крыльев, и деревянным корпусом, состоящим из 3 частей: носовой, средней и хвостовой. Деревянные части корпуса соединяются накладными стальными полосками, щели закрываются специальной лентой из материи.

Корпус самолета состоит из деревянного реечного каркаса из сосны, обшитого фанерой в передней и средней частях, и матерчатой обшивки в задней части. Крыло является несъемным, но концы его отсоединяются для удобства транспортировки. Хотя оно типично для Як-6, в этой машине оно имеет большую толщину, что обуславливает лучшие несущие свойства и пилотажные характеристики.

Бензобаки расположены в центре, а в хвостовой части находится посадочный щиток из дерева. Элероны щелевого типа имеют деревянную матерчатую обшивку. Хвостовое оперение также покрыто матерчатой обшивкой, а рули управления оснащены триммерами.

Шасси изготовлено трехопорным, с колесом хвосте. В первых вариантах самолета конструкция была убирающаяся с ручным приводом. Первые испытания самолета показали, что делать убирающееся шасси нет смысла, поскольку с выпущенными шасси потери скорости самолета небольшая, всего лишь 20 км/ ч. Поскольку неубирающиеся шасси значительно надежней, поэтому его стойку установили жестко, изготовив из металлических труб.

Самолет управлялся тросовым приводом, а между пилотскими местами располагался специальный механизм, который использовался для выдвижения и скрытия посадочного щитка. Двигатели М-11Ф с деревянными винтами мощностью 140 л. с. использовались в силовой установке, как и в большинстве легких самолетов того времени. Чтобы снизить стоимость Як-2, была взята силовая установка с машины УТ-2, а бензобаки были изготовлены из фанеры и герметизированы специальным клеем ВИАМ-Б-3.

Окраска самолета позволяло ему маскироваться, она была трехцветная внизу был светло-голубой цвет, звёзды были красные. Зимой самолёт красили белой краской, но оставались не закрашенными опознавательные знаки и надписи. А вот бортовые надписи помогали механику быстрее подготовить машину к полету. Иногда самолёт окрашивание в серебристый цвет. Ниже представлено фото самолета в белом окрасе.

Фото

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах