Самолеты

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

Авиаперелеты – безопасный способ доставки. Но в прошлом веке были выпущены самолеты, часто попадающие в катастрофы. Список включает иностранные и советские машины. Некоторые из них до сих пор используются для полетов. Рейтинг опасных самолетов составлен на основе частоты аварий в отношении летных часов.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

10-е место McDonnell Douglas MD-11

MD-11 представляет собой широкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перелетов на средние и дальние дистанции. Он разрабатывался для замены устаревших лайнеров, выполнявших регулярный рейсы на внутренних американских авиалиниях.

За основу был взят менее успешный DC-10. Конструкторы увеличили длину фюзеляжа, переработали механизацию крыла с хвостовым оперением, улучшили кабину пилотов с пассажирским салоном и установили новые двигатели. Эксплуатация лайнера началась 20 декабря 1990 года.

Одна катастрофа приходится на 3668,8 тыс. летных часов. Во время пассажирских перевозок самолет попадал в аварии всего дважды, а все остальные случаи происходили на грузовых рейсах. Несмотря на это, было потеряно 10 самолетов, и погибли 240 человек при авариях.

Крупнейшие катастрофы:

  • 2 сентября 1998 года – самолет выполнял регулярный рейс из Нью-Йорка, но вскоре после взлета на борту произошло возгорание, при попытке долететь до ближайшего аэродрома он рухнул в залив св. Маргарет, результатом стала гибель всех 229 человек, находившихся на борту;
  • 22 августа 1999 года – самолет, завершавший пассажирский рейс, перевернулся при посадке в Гонконге, что произошло вследствие воздействия сильного тайфуна, из всех пассажиров погибли только 3 человека.

Производитель был разочарован неудачей самолета в коммерческом плане, поэтому производство было прекращено в 2001 году после выпуска всего 200 экземпляров. Несмотря на это, некоторые самолеты до сегодняшнего дня продолжают свои полеты.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

9-е место McDonnell Douglas DC-10

Лайнер разрабатывался по заказу American Airlines для выполнения регулярных пассажирских рейсов. Изначально планировалось установить два двигателя на крыле, но такой вариант не удовлетворял требованиям авиакомпании.

Конструкторы установили третий двигатель в основание киля, чтобы решить эту проблему. Такое решение позволило самолету летать через Атлантический океан, что было запрещено для самолетов с одним или двумя двигателями. Базовая модификация начала выполнять первые рейсы уже в 1971 году.

Первые DC-10 регулярно сталкивались с проблемами и попадали в аварийные ситуации, но позднее они были доработаны, что повысило уровень безопасности. На 2908,8 тыс. летных часов приходится одна катастрофа. Всего было потеряно 33 лайнера этой модели, погибло при авариях 1432 человека.

Крупнейшие катастрофы:

  • 25 мая 1979 года – при выполнении взлета из Чикаго у самолета оторвался левый двигатель, повредив гидросистему и крыло, примерно через минуту после этого он упал на землю, результатом катастрофы стала гибель 273 человек, включая двух, не находившихся внутри лайнера;
  • 28 ноября 1979 года – новозеландский рейс, выполнявший перелет из Окленда до Крайстчерча и обратно, должен был пролетать через Антарктиду, но неправильно составленный план полета привел к тому, что DC-10 сбился с курса и врезался в гору Эребус, погибли все 257 человек, находившиеся на борту.

DC-10 активно производился до 1988 года, всего было выпущено 446 самолетов. Некоторые продолжают эксплуатироваться до сих пор, но только в качестве транспортной или военной авиации.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

8-е место McDonnell Douglas MD-80

Ближнемагистральный MD-80 представляет собой улучшенный вариант модели DC-9. Он стал более длинным, а также получил новые двигатели, переработанное строение крыла и иное хвостовое оперение. Одной из примечательных черт лайнера стала компоновка пассажирских кресел эконом-класса, выполненная по схеме 2-3.

Самолет долгое время успешно конкурировал с Boeing 737 второго поколения. Эксплуатация самолета началась в 1980 году, причем первые авиакомпании, запустившие его на регулярные рейсы, были из Швейцарии и Австрии.

Одна катастрофа MD-80 приходится на 2332,3 тыс. летных часов. Количество потерянных лайнеров достигло 39 единиц, а погибло при авариях 1446 человек. Три последних инцидента связаны с выкатыванием MD-80 за пределы взлетно-посадочной полосы.

Крупнейшие катастрофы:

  • 1 декабря 1981 года – самолет при заходе на посадку в Аяччо врезался в гору Сан-Пьетро, причиной случившегося послужило недопонимание между экипажем и авиадиспетчером, в катастрофе погибли все 180 человек, находившиеся на борту;
  • 24 июля 2014 года – после взлета из Уагадугу MD-83 выполнял полет в течение 32 минут, после чего исчез с радаров, его нашли рухнувшим в пустыне в 80 км от Госси, причиной катастрофы расследование признало обледенение и ошибки экипажа, на борту находились 116 человек, никто не выжил.

Производство MD-80 было остановлено к 1980 году. Всего выпустили 1191 машину, многие из которых продолжают эксплуатироваться. Крупнейшей авиакомпанией, использующейся самолеты этой модели, остается американская Delta Air Lines.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

7-е место Boeing 727

Создание среднемагистрального Boeing 727 велось с целью получения массового реактивного лайнера, который будет применяться для региональных перевозок внутри США и для организации авиасообщения со странами Карибского бассейна.

Важным требованием к самолету была возможность продолжить полет после отказа одного двигателя. Также он должен был подходить для эксплуатации на небольших аэродромах с маленькими взлетными полосами. Первые рейсы Boeing 727 начал выполнять с 1964 года.

На 2310 тыс. часов полета приходится одна катастрофа. За время эксплуатации были разрушены 119 самолетов, при этом погибло 4211 человек. Большее число потерянных лайнеров зарегистрировано в США. Boeing 727 пытались угнать 182 раза.

Крупнейшие катастрофы:

  • 30 июля 1971 года – пассажирский лайнер летел в Токио, но над префектурой Иватэ он столкнулся с учебным истребителем F-86F, управляемым стажером, погибли все 162 человека внутри Boeing, пилот военного самолета успел катапультироваться;
  • 9 июля 1982 года – самолет через несколько секунд после взлета в Новом Орлеане попал под микропорыв с сильным сдвигом ветра, из-за чего рухнул на жилые дома, погибли все 145 человек на борту и 8 на земле, также 16 получили ранения разной тяжести.

Боинг 727 стал очень популярным в короткий срок и наиболее распространенным на территории США. Производство было прекращено в 1984 году после выпуска 1832 самолетов, но он все еще используется.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

6-е место Ту-134

Самолет Ту-134 был создан для удовлетворения потребности в воздушном транспорте, который мог бы летать на расстояние до 2000 км, разгоняться до скорости 800 км/ч и перевозить не менее 40 пассажиров. Его двигатели были расположены в хвостовой части фюзеляжа. Этот лайнер был глубоко модифицированной версией устаревшего Ту-124. В 1966 году он был передан компании «Аэрофлот», а с 1967 года начал выполнение регулярных рейсов.

Ту-134 считается одним из наиболее рискованных советских самолетов из-за высокой аварийности. За 1087,6 тыс. часов полета произошла одна катастрофа. Всего было утеряно 78 самолетов этой модели, в результате чего погибли 1494 человека.

Крупнейшие катастрофы:

  • 11 августа 1979 года – два Ту-134 столкнулись над Днепродзержинском, причиной послужила ошибка авиадиспетчеров, в результате аварии погибли все 178 человек, находившиеся на обоих самолетах, включая 17 членов узбекского ФК «Пахтакор»;
  • 27 августа 1992 года – завершая пассажирский рейс, при заходе на посадку в Иваново Ту-134 упал на территории поселка Лебяжий Луг, произошла катастрофа вследствие множественных ошибок экипажа и авиадиспетчера, погибли все 84 человека, летевшие в лайнере.

Производство самолета было завершено к 1989 году. Он считался одним из самых шумных самолетов в мире. Всего было выпущено 854 самолета. Несмотря на то, что с 2019 года он был снят с эксплуатации, некоторые машины все еще используются.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

5-е место McDonnell Douglas DC-9

В McDonnell Douglas видели ближнемагистральные пассажирские самолеты довольно перспективным видом авиации. Поэтому они приступили к разработке DC-9. Двигатели было решено установить возле хвоста, что позволило улучшить аэродинамические свойства лайнера. Полноценная эксплуатация DC-9 началась с 1965 года. Первый самолет передали компании Delta Air Lines.

На 1068,7 тыс. летных часов у DC-9 приходится одна авария. За время использования был потерян 101 самолет, при этом погибли 1887 человек. В некоторых случаях также были сторонние жертвы, не летевшие в лайнере.

Крупнейшие катастрофы:

  • 10 сентября 1976 года – DC-9 столкнулся с HS-121 в небе над Хорватией в результате ошибки авиадиспетчера, на борту погибли все 113 пассажиров, а также 63 человека на втором лайнере и 1 на земле;
  • 11 мая 1996 года – вскоре после вылета из Майами в грузовом отсеке возник пожар, который быстро попал внутрь пассажирского салона, при попытке вернуться в аэропорт самолет внезапно начал пикирование и упал в болото Эверглейдс, погибли 110 человек, причиной произошедшего назвали небрежную погрузку вещей.

DC-9 быстро занял пустующую нишу ближнемагистральных лайнеров и приобрел международную популярность. Его производство было отменено к 1982 году, на тот момент создали 976 самолетов. Его частичная эксплуатация продолжается до сих пор.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

4-е место Airbus A310

Самолет изначально разрабатывался под названием A300B10, а его главным отличием от A300B4 стали укороченная длина и крыло уменьшенного размаха с переработанным оперением. Вскоре ему дали название A310, представив два варианта, различавшихся дальностью полета. В серию было решено запустить тот, что мог преодолевать большую дистанцию. Его эксплуатация на регулярных рейсах началась с 1982 года.

Несмотря на высокий уровень безопасности всех самолетов фирмы Airbus, эта модель попала в списки самых опасных. Одна катастрофа приходится на 1067,7 тыс. летных часов. За время эксплуатации было потеряно 11 самолетов, погибли на них 830 человек.

Крупнейшие катастрофы:

  • 30 июня 2009 года – самолет разбился в Индийском океане при заходе на посадку в Морони, произошло это вследствие неблагоприятных погодных условий и последующей потери управления пилотами, на борту погибло 152 человека, выжила только 13-летняя девочка, получившая травмы средней тяжести;
  • 30 января 2000 года – A310 взлетел из аэропорта в Абиджане, но уже через 32 секунды упал в Гвинейский залив, причиной аварии стала техническая неисправность, которая привела к дезориентации экипажа, погибли 169 человек из 178, находившихся на борту.

С 1998 года производство лайнера прекратили. Было выпущено всего 255 единиц. Крупные перевозчики отказались от его использования, но некоторые небольшие авиакомпании продолжают эксплуатировать его.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

3-е место Ту-154

Ту-154 разрабатывался с целью замены устаревших Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Главной задачей перед конструкторами ставили создание лайнера, который не будет уступать американскому Boeing 727. Его эксплуатация началась к 1972 году. До конца 2000 годов самолет оставался основной машиной для выполнения среднемагистральных пассажирских перелетов в России.

За 1041 тысячу часов эксплуатации произошло 71 происшествие, которое не повлияло на использование Ту-134 в СССР и близлежащих государствах. В результате аварий погибли 3078 человек. Большинство недавних происшествий были связаны с техническими неисправностями, обусловленными высоким возрастом данной модели самолета.

Крупнейшие катастрофы:

  • 11 октября 1984 года – при посадке в Омске самолет столкнулся с тремя машинами, проводившими ремонтные работы, что стало результатом ошибки авиадиспетчера, на земле погибли 4 работника аэропорта, а на борту 174 человека из 179, еще 5 получили травмы;
  • 10 июля 1985 года – самолет выполнял рейс Карши–Уфа–Ленинград, но вскоре после взлета произошло сваливание в плоский штопор, в катастрофе погибли все 200 человек, находившиеся на борту.

Производство Ту-154 прекратилось только в 2013 году. На данный момент находится в эксплуатации 47 самолетов, основная часть из них используется российскими и китайскими ВВС — 19 и 12 машин соответственно.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

2-е место Ил-76

Для осуществления военно-транспортных задач был спроектирован самолет, который мог перевозить грузы и технику, а также выполнять десантирование военнослужащих. Проектирование этого самолета было сопряжено с множеством трудностей, включая решение проблемы возможности приземления на грунтовых аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами.

Ил-76, хотя и относится к военно-транспортной авиации, использовался и для регулярных пассажирских перевозок. Этот самолет начал эксплуатироваться в 1974 году.

Каждые 549,9 тыс. часов полета Ил-76 сталкивается с одной катастрофой. За время использования этого типа самолета были потеряны 81 лайнер, была предотвращена одна попытка угона, а в результате аварий погибли 1133 человека.

Крупнейшие катастрофы:

  • 12 ноября 1996 года – самолет столкнулся с Boeing 747 недалеко от индийского города Чархи Дадри, причиной послужили ошибки экипажа Ил-76, включая недостаточное знание английского и отсутствие базовой фразеологии, при катастрофе погибли все 349 человек, находившиеся на обоих бортах;
  • 11 апреля 2018 года – во время вылета из аэропорта Буфарик у Ил-76 воспламенилась правая консоль крыла, экипаж пытался посадить самолет, но он упал на сельскохозяйственные земли и загорелся, в результате погибли все 247 человек, находившиеся на борту.

Производство обновленных версий самолета Ил-76 продолжается. Всего было выпущено более 960 самолетов, из которых 405 по-прежнему используются. Основной пользователь — ВВС России. Кроме того, множество самолетов находятся в распоряжении ВВС Китая, Индии и Алжира.

Топ-10 самых опасных самолетов в мире

1-е место Boeing 737 JT8D

Самолет разрабатывался для выполнения перевозок небольшого числа пассажиров на малые дистанции. McDonnell Douglas уже организовывал такие рейсы с помощью DC-9, из-за чего Boeing оказался в ряду отстающих. После выпуска Boeing 737 с двигателями JT8D, которые позднее были определены к поколению Original, проблема конкуренции была решена. Модель быстро приобрела большую популярность и стала распространяться по всему миру. Эксплуатация началась с 1968 года.

Boeing 737 JT8D был признан самым опасным самолетом в мире многими компаниями. На каждые 507,5 тыс. часов полета приходится одна катастрофа. Это крайне высокий показатель, который не удавалось преодолеть никому.

За время эксплуатации было потеряно 122 лайнера Original, что составляет более половины уничтоженных Boeing 737 всех трех поколений и нового семейства MAX. Внутри самолетов этой модели погибло 5562 человека.

Крупнейшие катастрофы:

  • 29 февраля 1996 года – самолет при заходе на посадку в аэропорту Арекипы врезался в гору и разрушился, причиной аварии стали ошибки экипажа, совершенные вследствие неверной настройки высотомера, погибли все 123 человека;
  • 5 сентября 2005 года – при взлете из Медана самолет упал на жилые дома, что произошло в результате ошибки экипажа, забывшего об убранной механизации крыла, в результате погибли 100 человек на борту и 49 на земле, также 49 получили ранения, 15 из которых также находились внутри лайнера.

Производство Boeing 737 Original было прекращено к 1988 году. Всего компания выпустила 1114 машин. Эксплуатация некоторых самолетов в бедных странах продолжается до сих пор. Крупным авиакомпаниям из Европейского Союза использовать их запрещено на законодательном уровне.

Даже у известных производителей, которые заслужили доверие, могут быть выпущены небезопасные самолеты. Безопасность полета также зависит не только от машины, но и от человеческого фактора. Поэтому трудно оценить, насколько рискованным может быть перелет на конкретном самолете.

Boeing 737 Next Generation

3 аварии с гибелью людей за 17 млн часов эксплуатации

Boeing 737 NG производится с 1997 — его заслуженно считают самым массовым пассажирским самолетом. Данной технике доверяют такие всемирные авиакомпании, как Southwest Airlines, Ryanair, United Airlines и American Airlines. Эксперты находят именно этот авиалайнер улучшенной модификации, «нового поколения» одним из самых безопасных и удачных «Боингов». За 25 лет было произведено 2500 бортов, из которых только 3 попали в авиакатастрофы. В авариях погибло 277 пассажиров.

Boeing 747 Air India. 329 погибших

23 июня 1985 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Air India, следовавший рейсом AI182 по маршруту Монреаль (Канада) — Лондон — Дели, потерпел крушение в водах Атлантического океана у берегов Ирландии. Причиной катастрофы был взрыв бомбы, заложенной в багаж индийскими экстремистами-сикхами. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 329 человек (307 пассажиров и 22 члена экипажа). По обвинению в участии в подготовке теракта в 2003 г. на 5 лет лишения свободы был осужден гражданин Канады Индерджит Сингх Рейат. До этого он отбыл 10-летний тюремный срок за подготовку взрыва в аэропорту Нарита (Япония), произошедшего в тот же день, что и катастрофа VT-EFO. Позднее Рейят был обвинен в даче ложных показаний и в 2011 г. приговорен к 9 годам заключения.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ольга

    Меня всегда удивлял факт крушений самолетов при столкновении в небе. Казалось бы — небо такое огромное, это не шоссе, но катастрофы всё-таки происходят и причина кроется в человеческом факторе.

  2. Марк

    Мне кажется, что оценивать опасность самолетов только по количеству часов, не совсем верно. Надо еще и учитывать количество самолетов, что были выпущены. Тогда картина будет более развернутой.