Самолеты

Технические характеристики самолета МС-21

ОАК и корпорация «Иркут» представили в 2017 году практическое воплощение проекта «Магистрального самолета XXI века» – новый российский авиалайнер МС-21. Самолет впервые взлетел 28.05.2017, открыв новую эру в российской гражданской авиации. Презентация одного из четырех построенных к этому моменту самолетов прошла успешно и получила высокую оценку специалистов.

Новый самолет МС-21 составил прямую конкуренцию американскому Boing 737 Max и европейскому Airbus A320neo. Кроме того, что он занял достойное место в списке желанных приобретений для международных авиаперевозчиков, он стал еще и серьезным решением в импортозамещении для отечественной промышленности.

новый самолет МС-21 технические характеристики самолета МС-21 300
двигатель МС-21 летные испытания МС-21

Предыстория создания самолета нового поколения МС-21

Российский военный авиапром находился на уровне мировых достижений к началу века, но гражданской авиапромышленности требовалась модернизация. В ОКБ имени А.С. Яковлева начали разработку Аэробуса в начале 2000-х годов. Они использовали конструкцию Як-242, созданную в 1995 году. В 2004 году «яковлевцы» вошли в состав «Иркута», где было создано отдельное подразделение ОКБ. Инженеры-конструкторы разработали новое семейство пассажирских самолетов, учитывая современные тенденции. Первый полет МС-21 был триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 — PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

фото кабины МС-21

Презентация МС-21

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторы внедрили новации, улучшив МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Новый лайнер на 40% состоит из композитных материалов, что уменьшает его вес. Современный бортовой комплекс обеспечивает контроль технического состояния и надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры улучшили освещение салона через использование больших иллюминаторов для создания более естественного света. Системы контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом также играют важную роль в салоне. Внедренные технологии позволяют использовать лайнер в любых климатических зонах, независимо от времени года.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов. К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

новый российский самолет МС-21

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Российские инженеры при строительстве лайнера впервые использовали технологию черного крыла, которая основана на применении карбоновых композиционных материалов. Благодаря этому удалось значительно снизить массу крыла, сохраняя при этом его прочность и улучшая аэродинамику. Также на основе этой технологии были спроектированы хвостовое оперение и другие детали воздушного судна. Этот самолет является единственным в своем классе, где была применена подобная технология. Разработка этого инновационного продукта была возможна благодаря совместным усилиям концерна Аэрокомпозит и ОНПП Технология. Фюзеляж лайнера был создан на основе традиционных алюминиевых сплавов и разрабатывался корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева.

Основная установка использует современные парные реактивные разнотяговые двигатели, которые являются основными агрегатами в последних разработках самолетов ведущих авиастроительных компаний. Российская альтернатива, ПД-14, находится на стадии испытаний и будет выпущена в массовое производство концерном Авиадвигатель после получения сертификата. Это значительный шаг вперед для российского авиапрома. Для самого крупного представителя серии МС-21-300 будет создана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14 000 тс.

В гражданском авиастроении появилась новая технология – «стеклянная» кабина, состоящая из пяти мультифункциональных дисплеев. Пилоты могут подключаться к общему интерфейсу с помощью электронных планшетов и управлять самолетом с помощью боковых ручек – сайдстиков. Кабина может быть дополнительно оборудована.

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Фюзеляж у этой модели длиннее на 8.5 метров, чем у 21-200. На презентации в мае 2017 года был показан новый российский самолет МС-21 этой модификации. Серийный выпуск МС-21 начнется именно с этой модели.

Модификация МС-21-400 будет усиленной версией МС-21-300. Она будет иметь следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

Планируется разработка усовершенствованных модификаций самолета М-21 с увеличенной дальностью полета, увеличенной вместимостью салона и другими полезными характеристиками.

лайнер

Перспективы развития проекта МС-21

МС-21, оцененный в 91 миллион долларов, становится конкурентом аэробусам своего класса. В 2017 году «Иркут» заключил более 170 контрактов на поставку этих лайнеров, треть из которых заказал «Аэрофлот». Первые поставки запланированы на 2018 год.

В ноябре 2017 года «Иркут», дочернее предприятие Иркутского авиазавода, завершит создание новых станций для окончательной сборки самолета. В ближайшее время будут изготовлены детали для пяти новых самолетов серии. Линия будет способна производить 20 авиалайнеров в год, и в течение нескольких лет достигнет полной мощности.

Российские инженеры использовали инфузионную технологию при производстве крупных деталей лайнера, что является новшеством в мире. Данная методика была осуществлена с помощью автоматических линий и имеет ряд преимуществ перед препрегово-автоклавным методом, который был до этого применялся и имел более высокую стоимость.

Проект МС-21 — перспективная инвестиционная площадка. С учетом затрат из госбюджета в размере ста миллиардов рублей, эксперты прогнозируют плановую пятилетнюю окупаемость проекта. Создание самолетов семейства МС-21 стало прорывом в российском гражданском авиапроме и открыло новую эру отечественного самолетостроения. Этот шаг, в условиях санкционной блокады российской экономики западными странами, укрепит самостоятельность и авторитет российской экономики на мировом рынке.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах