Самолеты

Технические характеристики самолета Як-40

Пассажирский самолет Як-40 создавался для местных авиалиний в СССР в 1960 годах. Его прозвали «Мелкой треской» в НАТО.

Конструкция

У летательного аппарата есть прямое крыло, состоящее из двух консолей, каждая из которых содержит три секции с выдвижными закрылками и элеронами.

Каркас каждой консоли сделан из двух стен. Транспортное средство полностью обшито дюралюминиевыми листами. В крыльях имеется вырез для стойки амортизации и колеса основной опоры шасси. В шасси хорошая амортизация и большие колеса. Это помогает уменьшать давление на поверхность и разрешает использовать воздушное судно на грунтовых аэродромах.

Стенки вдоль самолета сделаны из балок, которые крепятся к специальным стойкам. Все стрингеры изготовлены из спрессованного в профили алюминия. Ниже вы можете увидеть фотографию ЯК-40.

самолет ЯК-40 фото

Самолет ЯК-40

Аэродинамика самолета состоит из трехмоторного турбореактивного двигателя, который расположен сзади. Система имеет оперение в форме буквы «Т». Два турбореактивных двигателя монтированы в пилоны, находящиеся в хвосте судна, а третий – в конце хвоста. На нем установлен воздухозаборник в форме буквы S. В среднем двигателе установлено реверсивное приспособление, которое относится к составляющим самолета. С помощью установки этого приспособления, изобретатели смогли добиться слаженной работы двигателей. В роли устройства, которое оказывает помощь для силовой установки, монтирован АИ-9.

История самолета

В 1960 году министры СССР выпустили указ о создании нового воздушного судна, которое заменит устаревшие модели. ОКБ имени Яковлева выпустило Як-40 в 1964 году. Этот транспортный самолет стал первым в мире, который работал на реактивных двигателях и использовался только для перевозки пассажиров внутри страны. В 1965 году был произведен отличный экземпляр, который начали активно тестировать в 1966 году.

Прошлой год был проведен пробный полет Як-40 в сопровождении трех самолетов. Колосов и Петров были летчиками-испытателями. В следующем году начали массово выпускать судно на авиазаводе в Саратове. Первоначальные модели имели 24 места для пассажиров и взлетную массу 14,5 тонн. Максимальная дальность полета составляла 700 км при использовании всего топлива в резервных баках.

Модификация Як-40 позже увеличила взлетную массу до 16 тонн и мест для пассажиров до 32, повысив максимальную дальность полета. Самолет имел реверсивное устройство для среднего двигателя, позволяющее продолжать полет с одним работающим двигателем. Согласно статистике, к 1972 году Як-40 уже пролетел больше 150 миллионов километров и перевез более 7 миллионов пассажиров. Схема салона позволяла разместить 15 человек. Фото салона Як-40 доступно ниже.

характеристики ЯК-40

Салон самолета ЯК-40

Данное транспортное средство перестали производить в 1981, ведь завод получил новое указание – изготовить Як-42. Причиной прекращения производства стала политика экономии в СССР. Такое транспортное судно было невыгодным для страны, ведь оно могло перевозить всего 3 десятка человек на борту. Последний летательный аппарат этой модели был произведен для Закарпатского завода зимой 1982 года.

В 1980-х годах начался активный вывод данной модели самолетов из аэропортов. В 1990-х годах тяжелая экономическая ситуация в стране привела к возобновлению работы Як-40. Из-за нехватки средств этот самолет считался экономичным вариантом благодаря своей низкой потребляемости топлива, и использовался для корпоративных перелетов. В 1992 году была выпущена новая модификация Як-40Д с увеличенным запасом топлива до 6 тонн. Уже в 1996 году этот самолет выполнял перевозки пассажиров за пределы СССР, а салон был выполнен в стиле бизнес-класса.

Парк самолетов устарел, цены на топливо выросли, и новые экономичные модели появились, которые могут конкурировать с Як-40. Як-40 редко появляется в небе, и с 2000 года его активно списывают и оставляют на вечной парковке самолетов. В 2016 году был выпущен ЯК-40 с двумя турбореактивными двигателями, который успешно прошел испытание.

технические характеристики самолета ЯК-40

Кабина самолета ЯК-40

Модификации судна

Рассмотрим все виды изменений, доступных для самолета.

  1. Як-40 (опытный образец). Имел одно отличие – воздухозаборник прямой формы.
  2. Як-40 1-й серии. Первые выпуски моделей.
  3. Як-40 2-й серии. Наличие реверсивных устройств.
  4. Як-40 3-й серии. Укоротили боковые двигатели.
  5. Як-40-25. Летающая лаборатория, которая проводила опыты в сфере радиоэлектронных систем.
  6. «Аква». Самолет предназначен для изучения атмосферы и облаков, который использовал дистанционные методы измерения величин.
  7. «Калибровщик». Проверял работы различных устройств на аэродромах.
  8. «Лирос». Применялся для изучения атмосферы и участвовал в решении проблемы с Чернобыльской АЭС в 1986 году.
  9. «Метео». Летающая метеорологическая станция.
  10. «РЭО». Использовался для испытаний разнообразного оборудования.
  11. «Салон». Пассажирский самолет, который имел две разновидности. В первой было два салона, насчитывающие по 11 мест для пассажиров в каждом, туалет, гардероб и кухня. Вторая разновидность имела 16 или 20 мест в салоне.
  12. «Фобос». Предназначен для исследования окружающего мира.
  13. «Шторм». Использовался исключительно в изучении различных атмосферных явлений.
  14. «ДТС». Использовался для десантирования людей и медикаментов, а также перевозок раненых.
  15. «К». В этот самолет вмещалось около 17 тонн людей и груз до 2500 тонн.
  16. «П». Увеличена дальность полета. Этого добились благодаря установке нескольких топливных баков по 1000 л.
  17. «Т». Вмещал в себя 34 человека на борту. Проходил испытания в 1969 году.
  18. Jak-40LL. Сделан для испытаний турбовинтовых двигателей.

фото салона ЯК-40

Схема базового самолета ЯК-40

Использование самолета за рубежом

Начиная с 1967 года, Як-40 стал популярен за границей благодаря своим высоким характеристикам, и авиакомпании начали активно использовать этот самолет. 14 Як-40 были проданы торговой организацией «Авиаэкспорт». Однако процесс сертификации воздушного судна затянулся, что привело к тому, что некоторые идеи не были реализованы. Зарубежным специалистам не было разрешено изучать процесс изготовления самолета из-за политики СССР.

В 1972 году самолет стал использоваться в Италии и получил разрешение на эксплуатацию в других странах. В Северной Америке хотели использовать этот самолет, но из-за американских властей это не удалось. Аэрофлот имел треть своих самолетов в Италии и проводил демонстрации в Азии и Австралии. Судно было сертифицировано в Италии в 1972 году, и Италия получила два самолета.

В 70-х годах Германия предложила купить в кредит 5 самолетов. СССР заинтересовался и запросил предоплату в размере 30% от общей стоимости. Германия должна была выплатить кредит в течение 4 лет после получения техники, а главный банк Германии должен был предоставить гарантию. После переговоров было решено выдать кредит на 6 лет с 15% предоплатой. СССР обязался обучить немецких летчиков управлять самолетом. В 1972 году ЯК-40 начал выполнять первые рейсы из Гамбурга.

Авиакомпания переживала кризис. Двигатели были не слишком экономны, что привело к увеличению расходов топлива на 35%. В 1975 году самолет попал в аварию во время посадки, а после этого был убран из эксплуатации. Немецкая авиакомпания попала в тяжелую ситуацию и вскоре обанкротилась. В этом же году остальные 4 судна были возвращены в использование Аэрофлота.

СССР хотело продать самолеты американцам, ведь эта техника пользовалась большим спросом и могла принести много денег. Колумбийская авиакомпания решила приобрести 5 самолетов. Продажа подразумевала выгодные условия: каждый самолет стоил 1 миллион долларов США и выдавался кредит на 15 лет (низкий процент составлял 1.5% годовых).

схема салона ЯК-40

К слову о популярности ЯК-40 сегодня: скриншот из компьютерной игры Microsoft Flight Simulator

Технические характеристики летательного аппарата

Рассмотрим технические характеристики ЯК-40.

  1. Экипаж насчитывал 4 человека.
  2. Вместимость Як-40 насчитывала 40 человек (другая компоновка позволяла поместить на борт от 27 до 36 человек).
  3. Судно могло иметь в грузовом отсеке около 3500 тонн.
  4. Длина самолета составляла 20 метров.
  5. Ширина крыльев насчитывала 25 метров.
  6. Высота составляла 7 метров.
  7. Максимально допустимая масса для взлета насчитывала 17500 кг.
  8. Во внутренние баки помещалось 4000 кг топлива.

Летные показатели судна:

  1. Максимальная высота 6000 метров (с наличием людей в салоне), 8000 метров (пустой).
  2. Скорость составляла 500 км/ч.
  3. Дальность полета с пассажирами 800 км.
  4. Скорость подъема составляла 7 м/с.
  5. Разбег проходил за 800 метров.
  6. Расход топлива ЯК- 40 составлял 1150 кг/ч.

117 единиц техники было уничтожено в результате аварий, катастроф и боевых действий, что является впечатляющей статистикой.

Это устройство предназначено для перевозки грузов и людей. Этот реактивный самолет был первым в мире и имел большое значение для истории авиации. Благодаря работе инженеров, самолет стал популярен за пределами СССР.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах