Самолеты

Технические характеристики Ан-148

Пассажирский лайнер Ан-148 был создан в конструкторском бюро имени Антонова. Он может перевозить 83 пассажира на расстояние до 4400 километров внутри страны.

История создания

В 90-е годы требовался самолет, способный перевозить небольшое количество людей по стране, аналог Ту-134, но с возможностью преодолеть большее расстояние, иметь меньший уровень шума, отвечать экологическим нормам и быть легким. Легкость была необходима, чтобы оплачивать меньше за посадку и взлет, так как расходы зависят от веса самолета и экономически это было выгодно.

самолет Ан-148

При разработке Ан-148 было задумано использовать ТВД Ан-140 в качестве отправной точки. Для этого необходимо было только удлинить фюзеляж, создать новое крыло и установить более мощный двигатель. Рассматривалась возможность использования реактивной силовой установки, которая обеспечивает более высокую скорость и комфорт для пассажиров за счет уменьшения шума и вибраций. Также рассматривался вариант разработки на основе Ан-74ТК-300, но итоговые расчеты показали, что Ан-140 имеет более выгодные технические характеристики и экономические параметры.

В середине лета 2001 г. началась работа по проекту Ан-148, за который отвечал инженер П. Балабуев. Новому лайнеру вытянули фюзеляж, спроектировали под него крыло, поставили новые СУ Д-436-148. Весь проект был полностью цифровым.

При разработке самолета сразу начали предусматривать возможность модификаций. Например, Ан-148-100 был разработан для перевозки 80 пассажиров и имел фюзеляж длиной почти 30 метров. Ан-148-200, с фюзеляжем длиной почти 35 метров, был предназначен для перевозки до 100 пассажиров.

В проект также была включена транспортная модификация с грузовым люком для перевозки 20 тонн груза, специальная машина, летающий госпиталь для перевозки 6 человек и медицинского оборудования, а также самолет, который сможет одновременно перевозить и груз, и пассажиров.

Будущие закупщики машин были опрошены, а затем смоделированы варианты для авиакомпаний, учитывая их требования. Важным для «Аэрофлота» оказалось, чтобы машина не превышала 37 тонн и могла пролететь три тысячи километров. Некоторым авиакомпаниям подошла модификация весом в 40 тонн, которая способна пролететь 4 тысячи километров.

В процессе создания самолета также определяется место его массового производства. Где производят Ан-148? Изначально было запланировано производство на авиационном заводе в Улан-Удэ, однако позже было принято решение в пользу Воронежа и Киева.

Ан-148 совершил свой первый полет в конце 2004 года, а уже в феврале 2007 года получил сертификат. В это же время самолет проходил испытания на грунтовой взлетно-посадочной полосе в Одессе, подтверждая свою пригодность для работы на подобных аэродромах.

Прогноз на более чем двадцать лет предполагал, что около пяти сотен авиалайнеров будут необходимы в 2012 году. Через год было выпущено девять машин. В 2015 году Петр Порошенко выбрал этот самолет в качестве президентского. В конце января текущего года он совершил свой первый полет.

Самолет Ан-148

Тренажеры

В конце 2011 года в УЦ S7 Training, который находится вблизи аэропорта Домодедово, разместили тренажерный комплекс, стоимостью в 600 000 000 рублей, для подготовки пилотов в управлении Ан-148. Туда входит имитация полета, имитация приборной панели, аварийно-спасательный тренажер. Кроме этого, на заводе КБ «Антонов» имеется 2 тренажера для подготовки пилотов Ан-148.

Конструкция

Высокоплан с цельнометаллическим фюзеляжем, оснащенный двумя турбореактивными моторами и 3-х опорным складывающимся шасси, способен свободно перемещаться в воздухе. Дистанционное управление самолетом осуществляется с помощью электроники, однако в случае отказа возможно переключение на механическое управление.

Резервное управление самолетом идет через тросовую проводку. У каждой гидросистемы рулевого агрегата имеются электронасосы. Благодаря пилотажно-навигационному оборудованию и современной радиосвязи, самолет может сесть в сложных условиях. Ан-148 комфортно себя чувствует при посадке ночью и любой непогоде.

Из-за разных требований авиакомпаний к модификациям, салон самолета может быть как эконом, так и бизнес-класса, различная компоновка позволяет вмещать в себя от 68 до 80 человек, иметь две кухни и два туалета, это можно увидеть на фото Ан-148.

Фото Ан-148

Туалетная комната

Высота салона — 2 м, над креслами имеется отделение для ручного багажа, а под салоном и в хвосте находится грузовой отсек, правда, не во всех модификациях. Кабина Ан-148 стандартной модификации предусматривает экипаж из двух человек: командир корабля и второй пилот. Изначально необходимо было 5 человек, но благодаря современному оборудованию, экипаж отказался от штурмана, бортмеханика и бортрадиста.

Схема салона

На схеме салона представлены лучшие места, разделенные на классы. В бизнес-классе находится от 8 до 10 мест, расположенных по два места с каждой стороны широкого прохода. В эконом-классе больше мест в ряду (3 и 2 места), а также центральный проход.

Схема салона и лучшие места

Наиболее комфортные места в любом классе салона находятся в первом ряду, где вы можете чувствовать себя удобно и никто не будет мешать. Особое внимание следует уделить большим окнам, поэтому выбор места возле них принесет вам много удовольствия.

Места, расположенные у прохода в самолете, не являются самыми удобными, так как персонал и пассажиры, двигаясь по салону, будут мешать вам. Наиболее невостребованные места находятся в конце самолета, рядом с туалетом, но здесь часто бывают очереди. Отзывы пассажиров подтверждают, что лайнер является комфортным, надежным, быстрым и низкошумным.

Схема салона и лучшие места

Двигатель и технические характеристики

Ан-148 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Д-436-148 с гидронасосом и ВСУ АИ-450-МС. Характеристики воздушного судна Ан-148 могут отличаться в зависимости от его модификации.

  • экипаж — от 2 до 5 человек;
  • вместимость пассажиров 80 человек;
  • длина— 29,13 метров;
  • высота— 8,19 метров;
  • длина крыла — 28,91 метр;
  • диаметр фюзеляжа — 3,5 метра;
  • высота салона — 2 метра;
  • взлетная масса от 38,55 до 43,70 тонн;
  • запас топлива — 12,05 тонн;
  • дальность — до 4400 км;
  • практический потолок —12,2 км;
  • срок службы — три десятка лет;
  • летные эксплуатационные часы — 80000;
  • СУ — 2 шт. TPДД Д-436-148;
  • грузоподъемность — до 10,1 тонн.

Кабина Ан-148

Кабина Ан-148

Производство

Самолеты выпускаются на авиазаводах «Авиант» в г. Киеве и Воронеже (ВАСО). Первый самолет, созданный в ВАСО по украинской лицензии, был запущен в небо летом 2009 года и передан владельцу в том же году. Кроме того, авиазавод в Воронеже заключил контракт с «ИФК» на поставку более ста самолетов разных модификаций.

В 2012 году «Аэрофлот» отказался от покупки 9 самолетов для своей дочерней компании из-за увеличения цен на двигатели от украинской компании «Мотор Сич». Это привело к тому, что на данный момент клиентами авиалинии стали «Ангара», МЧС и Управление делами президента. В 2016 году начались переговоры о продаже самолетов на Кубу, Анголу и Казахстан, а через год они были необходимы национальной гвардии. На данный момент производство заморожено до поступления новых заказов.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах