Самолеты

Технические характеристики Ан-12

В СССР был создан Ан-12 как военно-транспортный самолет. Кодовые буквы в его названии указывают на фамилию Антонова, который был его создателем. Эта модель является наиболее массовой в истории Советской авиации и одним из крупных достижений авиационного конструирования. В дополнение к своим основным функциям, Ан-12 многократно использовался для спасения людей в различных катастрофах, стихийных бедствиях и вооруженных столкновениях.

Самолет Ан-12

История создания Ан-12

По мнению некоторых, Никита Хрущев стал инициатором создания нового самолета после посещения им авиаконструкторского бюро. Узнав, что зарубежные модели Ан-8 имеют по четыре двигателя, Хрущев предложил Антонову создать аналогичный самолет.

Первый экземпляр техники поднялся в воздух в 1957 году. Двумя годами позже началась массовая поставка Ан-12 для нужд ВВС. Всего за период с 1957 года по 1972 было изготовлено 1243 единицы этой модели. Самолет выпускался в трех городах СССР: Ташкенте, Воронеже и Иркутске.

Самолет Ан-12

Ан-12 71-ой транспортной эскадрильи ВМФ, аэропорт Кневичи

Летно-технические параметры

Характеристики Ан-12 включают:

Технические характеристики Ан-12

Технические характеристики Ан-12

Ан-12 имел высокий уровень технических характеристик для своего времени, что делало его конкурентоспособным по сравнению с зарубежными аналогами.

Особенности конструкции Ан-12

На снимке Ан-12 виден возвышающийся хвост в фюзеляже самолета. Корпус оборудован большим грузовым люком для перевозки крупногабаритных грузов, а в кормовой части находится стрелковая установка с небольшой кабиной для стрелка.

Судно благодаря своей конструкции может взлетать и летать при неблагоприятных погодных условиях.

Удобство загрузки и выгрузки крупногабаритных грузов обеспечивает низкая посадка люка. Имеется возможность для десантирования грузов на землю. Самолет способен перевозить самостоятельные единицы техники, которые погружаются на борт судна с помощью кранов и лебедок. Грузоподъемность Ан-12 составляет 21 тонну.

Самолет Ан-12

Передняя часть фюзеляжа

Техническое оснащение Ан-12

Судно состоит из трех отсеков и кормовой кабины, которая объединилась с третьим отсеком. Кабина для пилотов и членов экипажа находится в переднем отсеке и частично защищена бронированным покрытием. Отсек посередине не герметичен и предназначен для грузовых помещений. Кормовая кабина герметизирована и предназначена для стрелковой установки и стрелка, но в некоторых экземплярах ее не монтировали.

Крылья самолета находятся сверху корпуса и имеют однокилевое хвостовое оперение. В шасси самолета три опоры, две спереди и одна сзади. Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными под крыльями. Каждый двигатель имеет автоматический контроль числа оборотов ротора и механическое управление.

На корабле имеются баки для топлива, которые могут вместить до 14 тонн, а в некоторых вариантах — до 24 тонн. Количество мягких баков, расположенных вокруг, составляет 22, и многие из них соединены между собой. Большая емкость позволяет достичь большего расстояния.

Кабина Ан-12

Рабочие места лётчиков

Основные элементы управления самолетом работают при помощи гидронасосов. При их отказе возможно управление ручными насосами. Машина оборудована автоматической системой пожаротушения, а также ручными средствами для ликвидации огня в салоне.

Самолет управляется безбустерным механическим способом. Существует автопилотирование и механическое торможение рулей и элеронов при приземлении.

В машине есть аккумуляторы, турбогенераторы и генератор постоянного тока, которые обеспечивают работу всех систем авиатехники. На борту установлена пилотажно-навигационная система, которая помогает управлять судном в плохих условиях видимости и метеоусловиях. Она включает комплекс оборудования для автопилота, ориентирования и контроля над различными показателями.

  • высота;
  • температура;
  • времея;
  • скорость.

Связь с землей и другими самолетами обеспечивается при помощи телеграфной и телефонной двусторонней связи, а также комплекса радиооборудования. Во избежание аварий вследствие повреждений льдом в машине установлена особая противообледенительная система, которая передает теплый воздух из двигателей к частям корпуса, которые нужно защитить от низких температур. Каждый член экипажа снабжен кислородным оборудованием на случай чрезвычайной ситуации.

Вооружение Ан-12

Будучи боевой машиной, самолет снабжен двумя видами снаряжения: для артиллерийских обстрелов и для бомбардировок. Первый пункт включает в себя башню на корме судна с двумя скорострельными пушками. Второй вид оружия состоит из разнообразных сигнальных и боевых бомб разных калибров.

Сферы применения Ан-12

Самолет Ан-12 содействовал развитию ВВС государства. Его применяли для вооруженных действий, тренировок, перевозки военного персонала, а также для поиска пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Он оказал влияние на ВДВ СССР, как первый самолет, способный проводить парашютные десанты с большим количеством людей и грузов.

Судно, кроме всего прочего, применялось в научных исследованиях в области военной авиации благодаря надежности и устойчивости к любым погодным условиям, что позволяло решать самые сложные задачи. Произведенный много лет назад самолет до сих пор широко используется как в России, так и за рубежом, включая более 150 единиц, в том числе копии, произведенные в Китае, которые служат на благо стран ближнего и дальнего зарубежья.

Многочисленные модификации автомобиля свидетельствуют о его высоком качестве. В 2012 году последняя модификация была выпущена в Китае.

Среди множества наименований можно встретить передвижные лаборатории и комплексы для обучения сотрудников ВВС, а также боевые судна, адаптированные к современным требованиям и экспериментальным задачам. Значительными экземплярами Ан-12 являются:

  1. Транспортные самолеты Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК.
  2. Ан-12БК-ИС — модель, оборудованная для радиоэлектронного подавления сигналов судна.
  3. Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП — также модели из линейки самолетов радиоэлектронного подавления.
  4. Ан-12БП Циклон — воздушная метеостанция.

Самолеты-модификации были оснащены дозиметрами, экспериментальными топливными баками, моделями двигателей и различным вооружением и навигационными приборами в различные периоды. Новые модели, включившие в себя лучшие характеристики предшественников, соответствовали поставленным требованиям и были широко использованы как в СССР, так и за рубежом.

ТТХ Ан-12

Распространённость Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зелёный — гражданские, синий — военные и гражданские

Участие Ан-12 в боевых действиях

В конце 60-х годов Ан-12 использовались для перевозки войск в Чехословакию. В период Афганской войны самолеты Ан-12 стали символом скорби народа и получили прозвище «Черные тюльпаны». Они использовались не только для боевых операций, но и для доставки гуманитарных грузов и цинковых гробов с павшими в бою солдатами.

Фото самолета Ан-12

Авария Ан-12 в Афганистане.

Единицы техники не раз закупались иностранными государствами, которые использовали их в военных операциях. Так, Индия в начале 1970-х годов применяла машины Ан-12 в вооруженном конфликте с Бангладешем. Египетское правительство поставляло на Ан-12 грузы с гуманитарной помощью и боеприпасами в страны Африки, где в 1960-х годах то и дело вспыхивали войны. Кроме этого, закупку машин этой модели осуществляли Эфиопия и Ирак.

Ан-12 использовали для перевозки войск и эвакуации людей. Благодаря своей вместительности, самолеты могли перевозить огромные грузы и беженцев из разных стран, ограничивая вместимость грузовым и центральным отсеком.

Фото самолета Ан-12

Разгрузка Ан-12

Крушения с участием Ан-12

Несмотря на мощь самолета и его прочность, он часто попадал в аварии и катастрофы. По неофициальной информации, за время эксплуатации было уничтожено более 220 летательных аппаратов модели. Как и во многих других случаях авиакатастроф, причинами были технические проблемы, ошибки экипажа и плохие погодные условия. Например, в 2016 году один такой самолет скатился и столкнулся с Боингом на территории Беларуси во время сильного урагана.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах