В СССР был создан Ан-12 как военно-транспортный самолет. Кодовые буквы в его названии указывают на фамилию Антонова, который был его создателем. Эта модель является наиболее массовой в истории Советской авиации и одним из крупных достижений авиационного конструирования. В дополнение к своим основным функциям, Ан-12 многократно использовался для спасения людей в различных катастрофах, стихийных бедствиях и вооруженных столкновениях.
История создания Ан-12
По мнению некоторых, Никита Хрущев стал инициатором создания нового самолета после посещения им авиаконструкторского бюро. Узнав, что зарубежные модели Ан-8 имеют по четыре двигателя, Хрущев предложил Антонову создать аналогичный самолет.
Первый экземпляр техники поднялся в воздух в 1957 году. Двумя годами позже началась массовая поставка Ан-12 для нужд ВВС. Всего за период с 1957 года по 1972 было изготовлено 1243 единицы этой модели. Самолет выпускался в трех городах СССР: Ташкенте, Воронеже и Иркутске.
Ан-12 71-ой транспортной эскадрильи ВМФ, аэропорт Кневичи
Летно-технические параметры
Характеристики Ан-12 включают:
Ан-12 имел высокий уровень технических характеристик для своего времени, что делало его конкурентоспособным по сравнению с зарубежными аналогами.
Особенности конструкции Ан-12
На снимке Ан-12 виден возвышающийся хвост в фюзеляже самолета. Корпус оборудован большим грузовым люком для перевозки крупногабаритных грузов, а в кормовой части находится стрелковая установка с небольшой кабиной для стрелка.
Судно благодаря своей конструкции может взлетать и летать при неблагоприятных погодных условиях.
Удобство загрузки и выгрузки крупногабаритных грузов обеспечивает низкая посадка люка. Имеется возможность для десантирования грузов на землю. Самолет способен перевозить самостоятельные единицы техники, которые погружаются на борт судна с помощью кранов и лебедок. Грузоподъемность Ан-12 составляет 21 тонну.
Передняя часть фюзеляжа
Техническое оснащение Ан-12
Судно состоит из трех отсеков и кормовой кабины, которая объединилась с третьим отсеком. Кабина для пилотов и членов экипажа находится в переднем отсеке и частично защищена бронированным покрытием. Отсек посередине не герметичен и предназначен для грузовых помещений. Кормовая кабина герметизирована и предназначена для стрелковой установки и стрелка, но в некоторых экземплярах ее не монтировали.
Крылья самолета находятся сверху корпуса и имеют однокилевое хвостовое оперение. В шасси самолета три опоры, две спереди и одна сзади. Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными под крыльями. Каждый двигатель имеет автоматический контроль числа оборотов ротора и механическое управление.
На корабле имеются баки для топлива, которые могут вместить до 14 тонн, а в некоторых вариантах — до 24 тонн. Количество мягких баков, расположенных вокруг, составляет 22, и многие из них соединены между собой. Большая емкость позволяет достичь большего расстояния.
Рабочие места лётчиков
Основные элементы управления самолетом работают при помощи гидронасосов. При их отказе возможно управление ручными насосами. Машина оборудована автоматической системой пожаротушения, а также ручными средствами для ликвидации огня в салоне.
Самолет управляется безбустерным механическим способом. Существует автопилотирование и механическое торможение рулей и элеронов при приземлении.
В машине есть аккумуляторы, турбогенераторы и генератор постоянного тока, которые обеспечивают работу всех систем авиатехники. На борту установлена пилотажно-навигационная система, которая помогает управлять судном в плохих условиях видимости и метеоусловиях. Она включает комплекс оборудования для автопилота, ориентирования и контроля над различными показателями.
- высота;
- температура;
- времея;
- скорость.
Связь с землей и другими самолетами обеспечивается при помощи телеграфной и телефонной двусторонней связи, а также комплекса радиооборудования. Во избежание аварий вследствие повреждений льдом в машине установлена особая противообледенительная система, которая передает теплый воздух из двигателей к частям корпуса, которые нужно защитить от низких температур. Каждый член экипажа снабжен кислородным оборудованием на случай чрезвычайной ситуации.
Вооружение Ан-12
Будучи боевой машиной, самолет снабжен двумя видами снаряжения: для артиллерийских обстрелов и для бомбардировок. Первый пункт включает в себя башню на корме судна с двумя скорострельными пушками. Второй вид оружия состоит из разнообразных сигнальных и боевых бомб разных калибров.
Сферы применения Ан-12
Самолет Ан-12 содействовал развитию ВВС государства. Его применяли для вооруженных действий, тренировок, перевозки военного персонала, а также для поиска пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Он оказал влияние на ВДВ СССР, как первый самолет, способный проводить парашютные десанты с большим количеством людей и грузов.
Судно, кроме всего прочего, применялось в научных исследованиях в области военной авиации благодаря надежности и устойчивости к любым погодным условиям, что позволяло решать самые сложные задачи. Произведенный много лет назад самолет до сих пор широко используется как в России, так и за рубежом, включая более 150 единиц, в том числе копии, произведенные в Китае, которые служат на благо стран ближнего и дальнего зарубежья.
Многочисленные модификации автомобиля свидетельствуют о его высоком качестве. В 2012 году последняя модификация была выпущена в Китае.
Среди множества наименований можно встретить передвижные лаборатории и комплексы для обучения сотрудников ВВС, а также боевые судна, адаптированные к современным требованиям и экспериментальным задачам. Значительными экземплярами Ан-12 являются:
- Транспортные самолеты Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК.
- Ан-12БК-ИС — модель, оборудованная для радиоэлектронного подавления сигналов судна.
- Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП — также модели из линейки самолетов радиоэлектронного подавления.
- Ан-12БП Циклон — воздушная метеостанция.
Самолеты-модификации были оснащены дозиметрами, экспериментальными топливными баками, моделями двигателей и различным вооружением и навигационными приборами в различные периоды. Новые модели, включившие в себя лучшие характеристики предшественников, соответствовали поставленным требованиям и были широко использованы как в СССР, так и за рубежом.
Распространённость Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зелёный — гражданские, синий — военные и гражданские
Участие Ан-12 в боевых действиях
В конце 60-х годов Ан-12 использовались для перевозки войск в Чехословакию. В период Афганской войны самолеты Ан-12 стали символом скорби народа и получили прозвище «Черные тюльпаны». Они использовались не только для боевых операций, но и для доставки гуманитарных грузов и цинковых гробов с павшими в бою солдатами.
Авария Ан-12 в Афганистане.
Единицы техники не раз закупались иностранными государствами, которые использовали их в военных операциях. Так, Индия в начале 1970-х годов применяла машины Ан-12 в вооруженном конфликте с Бангладешем. Египетское правительство поставляло на Ан-12 грузы с гуманитарной помощью и боеприпасами в страны Африки, где в 1960-х годах то и дело вспыхивали войны. Кроме этого, закупку машин этой модели осуществляли Эфиопия и Ирак.
Ан-12 использовали для перевозки войск и эвакуации людей. Благодаря своей вместительности, самолеты могли перевозить огромные грузы и беженцев из разных стран, ограничивая вместимость грузовым и центральным отсеком.
Разгрузка Ан-12
Крушения с участием Ан-12
Несмотря на мощь самолета и его прочность, он часто попадал в аварии и катастрофы. По неофициальной информации, за время эксплуатации было уничтожено более 220 летательных аппаратов модели. Как и во многих других случаях авиакатастроф, причинами были технические проблемы, ошибки экипажа и плохие погодные условия. Например, в 2016 году один такой самолет скатился и столкнулся с Боингом на территории Беларуси во время сильного урагана.