Самолеты

Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд

Самолет «Конкорд», в переводе с фр. — «согласие». «Конкорд» — сверхзвуковой гражданский самолет французско-британского производства. Сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» появился благодаря объединению национальных проектов по разработке сверхзвуковых гражданских лайнеров. Тех, кого можно выделять, как ярких представителей проекта — французские Sud Aviation и SNECMA, английский BAC и британский Rolls-Royce.

Было собрано два десятка самолетов, девять из которых были отданы компаниям Air France и British Airways. В дальнейшем у этих компаний было по семь самолетов Конкорда, в течение 27 лет эти самолеты перевезли больше трех миллионов людей, а время составило более двух сотен тысяч часов.

Конкорд совершил свой первый полет в 1969 году. Через 7 лет началась его эксплуатация.

Летом в 2000 произошла авиакатастрофа с Конкордом, где погибло больше сотни человек, после чего использование лайнеров остановилось на 1,5 года, а еще через полтора — их перестали использовать Air France и British Airways из-за увеличения стоимости на топливо.

Самолет Concorde

История создания

Начало разработки СПС приходится на вторую половину XX века. Как только появились сверхзвуковые бомбардировщики, резко встал вопрос об организации пассажирского транспорта, который преодолеет звуковой барьер. Активно этим вопросом занимались четыре страны: Советский Союз, Соединенные Штаты, Франция и Великобритания.

В 1956 году был создан госкомитет Великобритании, который занимался разработкой СПС. Основная задача заключалась в создании программы, которая позволяла бы создавать сверхзвуковой транспорт. Проект был финансирован правительством Англии. Конечной целью программы было создание самолета на 100 пассажиров, который мог бы преодолеть сверхзвуковой барьер и быстро пересечь Атлантику. В 1962 году была представлена первая модель такого самолета, названная Бристол 233.

Bristol имел четыре силовых установки, дельтавидное крыло, и вмещал в себя сто десять пассажиров.

Во Франции позже началась аналогичная программа с поддержкой правительства, но с меньшими масштабами. Французы стремились создать среднемагистральный сверхзвуковой лайнер для полетов над Европой, не задумываясь о перелетах на большие расстояния с большим количеством пассажиров. Похожий на английский аналог, французский самолет имел похожие вес, размер и цели. Однако, основным отличием было дизайн крыла, которое планировалось сделать оживальной формы.

Денег уходило колоссальное количество, задачи и желания росли, поэтому пришлось искать на этот проект партнеров. В 61-м ВАС предложил Sud Aviation совместную разработку СПС лайнеров. Правда возникло непонимание, так как конечные цели у Англии и Франции расходились. Поэтому все обсуждения перешли на государственный уровень, благодаря чему, через год удалось подписать соглашение о начале совместной работы над общей целью. Критерии оставили английские — сверхзвуковой авиатранспорт вместимостью в сотню пассажиров и увеличенная дальность полета.

Языковой барьер не позволял делать работу согласовано. Да, у каждой стороны оказались свои единицы измерения, но французская сторона неплохо знала английский, а размеры писались сразу в двух системах, чтобы каждой из сторон было легче.

Проект был разработан в период с 1962 по 1966 годы. Было рассмотрено множество идей, и в итоге был выбран проект, названный «бесхвосткой», оснащенный четырьмя силовыми установками и крылом специальной формы. Год до окончания проекта партнеры начали строительство первого экземпляра.

Первые Конкорды появились в Тулузе и Бристоле. Во Франции самолет был готов в 1969 году и весной совершил свой первый полет с аэродрома, где он был собран. Однако он не был оснащен сверхзвуковым оборудованием, поэтому проверить его полностью в действии не удалось. Английский самолет впервые поднялся в небо летом того же года.

В мае французский «Конкорд» представили в Ле Бурже, и в начале октября он наконец-то преодолел скорость звука на протяжении девяти минут. С наступлением нового года заводские испытания закончились, и самолеты отдали на доработку. В течение года на них устанавливалось все нужное оборудование и тестировалось в воздухе. Летом 71-го года все испытания для прототипов были закончены, «Конкорд» подтверждал заданные параметры проекта.

В конце года в Англии взлетел в небо первый предсерийный «Конкорд», он уже сильно отличался от прототипов: более длинный, более тяжелый, с мощными двигателями и измененным крылом. В январе 73-го французский предсерийный «Конкорд» также почувствовал ветер под своими крыльями. Все предсерийные испытания длились вплоть до конца 74-го, что позволило лайнеры довести до конечной модификации и увеличить скорость больше чем в два раза!

История

Производство

Производство самолета было разделено между партнерами, во Франции выпускали:

  • центральная часть фюзеляжа;
  • крыло;
  • элевоны;
  • автопилот;
  • оборудование, куда входила система кондиционирования, радиооборудование, система управления и навигации;
  • носовое шасси;
  • сопла СУ, система реверса тяги, форсажные камеры.

В Англии производились:

  1. двигатели;
  2. перед и хвост фюзеляжа;
  3. противопожарная, электрическая, топливная и противообледенительная системы;
  4. кислородное оборудование.

В Испании изготавливались шасси.

Сборка самолетов проводилась как в Тулузе, так и около Бристоля.

Первый серийный «француз» взлетел в декабре 73-го, и через пару месяцев такой же «англичанин» покорил небо. Серийных Concorde было всего шестнадцать, два из которых никогда не были коммерческими, их использовали исключительно для тестов и сертификации. После лета 1980 года производство было остановлено.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд

Почему перестали выпускать самолет?

Почему сняли с производства этот самолет — интересует многих. Одни полагают, что это связано с увеличением числа катастроф после двадцати лет эксплуатации. Другие утверждают, что причина в экологическом воздействии и ударной волне. В США, например, запрещено летать данным самолетам над сушей.

Но все это в корне неверно. Самолет просто в корне оказался нерентабельным. Относительно небольшие расстояния, на которые он рассчитан, заставляют его совершать посадки и делать дозаправки, что экономически не выгодно.

Пассажирам задавали вопрос о стоимости билета. Большинство из них — бизнесмены, поэтому они не могли оценить стоимость путешествия. Билет на тот момент стоил 4 тысячи долларов, в то время как путешественники на Конкорде предполагали, что стоимость составляет в среднем 7 тысяч долларов. Если бы цены на полет были повышены почти в два раза, это было бы выгодно для авиакомпаний. Почему это не было сделано — загадка.

Конструкция самолета

Самолет Concorde предназначен для долгого полета на сверхзвуковой скорости. «Конкорд» сделан из алюминиевого и никелевого сплавов, стали и титана. Фюзеляж имеет форму овала, вытянутого в высоту, изготовлен их жаропрочных материалов. Делится на три части. В носу находится кабина пилотов. Кабина и отделение с пассажирами герметичны. В хвостовой части фюзеляжа находятся секция для багажа, бак для топлива и кислородные системы.

В ноздрях находится кожух, который дополнительно защищает окно пилотов во время сверхзвукового полета. Он опускается во время взлета и посадки, чтобы обеспечить хороший обзор пилотам. Крыло имеет ящиковую конструкцию, многолонжерное, изготавливается из множества частей, что упрощает конструкцию.

Система силовых установок состоит из четырех турбореактивных двигателей с форсажной камерой Олимпус 593, обеспечивающих дополнительные 10% к общей тяге для взлета и достижения сверхзвуковой скорости. Двигатели расположены по два в гондолах под крылом.

Автоматическая электронная система управляет этими силовыми установками, но имеется также резервное управление. Вспомогательные двигатели не используются. Высокое трехстоечное шасси обусловлено большими углами атаки. Основное шасси можно убрать в фюзеляж, как показано на фото.

Скорость самолета Конкорд

На борту самолета установлены дисковые тормоза, управляемые электронной системой. Общая емкость топливной системы составляет 119 тонн, разделенных на 17 баков. Кроме того, есть 5 балансировочных баков, в которых может быть размещено 33 тонны топлива. Они позволяют переместить центр тяжести на более высокую скорость. Управление топливной системой полностью лежит на плечах бортинженера.

На борту «Конкорда» была электроника, которая обеспечивала возможность посадки лайнера в сложных погодных условиях, автоматический режим посадки и перелет через океан. Автопилот контролировал весь полет от взлета до посадки.

В салоне для пассажиров обеспечена герметичность и он занимает 85% всего объема фюзеляжа. Он разделен на две части. В зависимости от модификации самолета, в нем может быть перевезено от 108 до 144 человек.

Характеристики

Воздухосборник

Технические характеристики

Особое внимание следует уделить характеристикам Конкорда. Рассмотрим их:

  • экипаж — три человека;
  • пассажировместимость — от 108 до 144 человек (в зависимости от модификации самолета);
  • длина —58,83 метра;
  • высота —12,19 метров;
  • масса пустого — 78,7 тонны;
  • топливо —95,68 тонн;
  • СУ — 4 шт. ТРДФ «Olympus» 593;
  • скорость самолета Конкорд — 2330 км\ч;
  • дальность — 6470 км;
  • практический потолок —18,3 км.

Конкорд: самолёт, который обогнал время

Человечество испокон веков стремилось подняться в небо: в древности греки складывали мифы об Икаре, чьи скреплённые воском крылья расплавило солнце, а уже в XV веке Леонардо да Винчи создавал опережающие время чертежи летательных аппаратов. В XVIII веке от земли оторвался воздушный шар, а начало XX века ознаменовалось взлётом первого в мире самолёта. С тех пор учёным удалось преодолеть звуковой барьер, так что уже в 70-е годы прошлого века из Лондона в Нью-Йорк на самолёте Конкорд можно было долететь не за восемь часов, как сейчас, а примерно за три.

Эпоха сверхзвуковой коммерческой авиации была короткой, но очень яркой. Всё благодаря Конкорду — самолёту, слоган которого непрозрачно намекал на то, что в пункт «Б» вы прибудете раньше, чем покинете пункт «А». «Arrive before you leave». Разница во времени и сверхзвуковая скорость на протяжении 30 лет позволяли «путешествовать во времени» тем счастливчикам, которым билет на Конкорд был по карману. Впервые этот чудо-самолёт, который даже по сегодняшним меркам считается жемчужиной гражданского авиастроения, взмыл в воздух 2 марта 1969 года, а 23 октября 2003-го авиакомпания British Airways осуществила последний полёт в истории сверхзвуковой коммерческой авиации. Журнал Afisha.London вспоминает эру Конкордов и разбирается, почему же наступил её закат.

Первым делом – самолеты

С детства Шолль увлекался самолетами. Он вырос в окрестностях Цинциннати, штат Огайо, и часто с родителями посещал местный аэропорт, чтобы наблюдать за взлетами и посадками «Цессен». Впоследствии он получил лицензию частного пилота, которая не давала права на коммерческие перевозки, а через три года — свидетельство на право полетов по приборам. Однако он не задумывался о карьере в авиации.

Еще будучи старшеклассником, Шолль основал стартап – веб-хостинг GlobalWave Internet – и занимался консалтингом в сфере программирования. Все оборудование стояло в его комнате в родительском доме. Через два года, в 1998 г., Шолль продал бизнес, так как уехал учиться в Университет Карнеги – Меллона (Пенсильвания). Он подрабатывал программистом в разных компаниях, а получив в 2001 г. диплом, устроился в малоизвестную фирму Amazon. Его родители были уверены, что это книжный магазин, и даже упрекнули: «Мы дали денег на диплом в области компьютерных наук. Что ты делаешь в книжном?!»

Шолль вскоре возглавил команду, которая занималась контекстной рекламой Amazon в сервисах Google. Ему было всего 24 года, а он отвечал за направление с годовым оборотом в $300 млн. Потом он переключился на социальные проекты – в частности, Amazon Friends. Шолль восхищается двумя людьми. Первый – Илон Маск, который «бросил вызов общепринятым представлениям во многих отраслях <…> Tesla, Neuralink, SpaceX, The Boring Company – этот парень делает множество вещей, которые все считали невозможными. Причем делает все одновременно».

Второй кумир – Джефф Безос. «Одна из вещей, которая выделяет Джеффа среди гендиректоров, – он делает долгосрочные ставки, которые окупятся через семь или 10 лет. Его назовут сумасшедшим, но он все равно сделает это, – восхищался Шолль на страницах журнала The Objective Standard. – Например, Amazon Web Services сейчас многомиллиардный бизнес. А начался он с крошечного внутрикорпоративного проекта, который все, даже в самой компании, считали глупостью».

Шолля в 2006 г. позвал в свой стартап Pelago один из топ-менеджеров Amazon – Джефф Хольден. Шолль буквально пошел по его стопам: набравшись опыта, в 2010 г. основал собственный стартап Kima Labs, помогающий сторонним мобильным приложениям наладить онлайн-торговлю. Тем временем Хольден продал Pelago компании Groupon. А Шолль, в свою очередь, в 2012 г. продал той же Groupon свою Kima Labs и два года проработал там старшим директором.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах