Сравнение самолетов Су-57 и Су-35
Су-57 (Т-50) — единственный российский истребитель пятого поколения, который сейчас проходит испытания в конечной стадии. Он создается для замены советского истребителя Су-27. Су-35 (Flanker-Е+) — истребитель четвертого поколения, находящийся на вооружении, характеристики которого максимально приближены к пятому поколению. Многих людей интересует сравнение Су-57 и Су-35. Чтобы понять, насколько отличаются самолеты, требуется обратить внимание на технические характеристики, стоимость и сложности в производстве.
Сравнение летно-технических характеристик Су-57 и Су-35
Характеристики истребителей включают:
Характеристика | Су-35 | Су-57 |
---|---|---|
Масса пустого судна | 19000 кг | 18500 кг |
Боевая нагрузка | 8000 кг | 1000–10000 кг |
Предельная взлетная масса | 34500 кг | 35500 кг |
Потолок | 20000 м | 20000 м |
Предельная скорость на высоте | 2700 километров в час | 2940 километров в час |
Дальность полета на дозвуковой крейсерской скорости с полным баком топлива | 3600 км | 4300 км |
Базовые характеристики Су-57 незначительно отличаются. Однако его основное преимущество заключается в крайне низкой заметности для радаров, достигнутой благодаря специальному покрытию, композитным материалам и маломагнитному металлу. Технология стелс является одним из необходимых требований для истребителя пятого поколения. Кроме того, самолет может летать со сверхзвуковой скоростью без использования форсажа, достигая максимальной скорости в 2 маха. Су-57 может быть оснащен большинством авиационных ракет и бомб, которые есть в арсенале ВКС РФ.
Су-35 создается серийно уже с 2014 года. На начало 2018 года на вооружении находится 70 единиц данного истребителя. Самолет способен нести большое количество ракет типа воздух-воздух, поэтому многие иностранные эксперты оценивают его как одну из главных опасностей в гипотетическом конфликте. Flanker-Е+ обнаруживает и осуществляет целеуказание на 4 наземных или 30 воздушных целей. Может осуществляться одновременный обстрел 8 целей, если на самолете установлены ракеты с активной головкой самонаведения.

Отметим, что Су-35 — это сильно модернизированный Су-27. Он имеет некоторые летно-технические характеристики, соответствующие требованиям пятого поколения самолетов. Новый истребитель Су-57 построен на совершенно новой платформе. Основной акцент сделан на разработке технологии скрытия самолета от вражеских радаров. Полная оценка проекта ПАК-ФА невозможна, так как некоторые характеристики оставлены скрытыми.

Сложности в сравнении
Сравнение двух российских истребителей затруднительно из-за отсутствия серийных самолетов пятого поколения. Недавно был заключен контракт на поставку первых самолетов в 2019 году, но они будут комплектоваться двигателями первого этапа. Установка двигателей второго этапа на серийные модели запланирована на 2024-2025 годы, поэтому подробное сравнение возможно только после этого момента.
Дальнейшие перспективы
По заявлению Минобороны РФ, потребности в создании большого количества Су-57 в данный момент нет. Су-35 способен эффективно противостоять большинству западных аналогов, уступая только по параметрам незаметности. Также отдельно выделяют то, что истребитель пятого поколения создается не для замены относительно современного и боеспособного Flanker-Е+, а для замены советского Су-27. Изначально планировалось, что к 2016 самолет будет запущен в серийное производство, а до 2020 на вооружении будет находиться не менее 52 единиц истребителей.
Эксперты из России и других стран отмечают ряд проблем, которые возникают при разработке современных автомобилей.
- сложности в обслуживании;
- высокую стоимость;
- репутационные потери.
Изначально был запланирован экспорт Т-50 в Индию и заключены соответствующие договоры. Однако в 2018 году индийская сторона объявила о заморозке своего участия в проекте, указав несоответствие Су-57 заявленным характеристикам в качестве главной причины.
Если Индия не закупит истребителей пятого поколения, это приведет к серьезным финансовым потерям. Необходимо решить текущие проблемы, чтобы проект не провалился.

Су-35 имеет хорошие перспективы и пользуется высоким спросом у многих стран. ВВС Китая уже используют этот самолет. Проект успешно реализуется, а Су-35 активно производится как для продажи, так и для нужд собственной армии. Эксперты отмечают его положительные качества.
Выводы: какой самолет лучше?
Су-57 имеет лучшие характеристики на бумаге благодаря своей незаметности и высокой бесфорсажной скорости. Однако реальность такова, что Су-35 является полностью разработанным и используемым в боевых условиях самолетом, в то время как Су-57 все еще находится на стадии тестирования. Кроме того, истребитель четвертого поколения+ обладает более доступной ценой и проще в обслуживании.
Представители Минобороны сообщают о необходимости разработки истребителя шестого поколения. В случае, если ресурсы будут направлены на создание нового самолета, проект Су-57 не будет выполнен в полном объеме.
Ситуация изменится с появлением Су-57 с двигателем «изделие-30». В настоящее время Су-35 выигрывает в противостоянии по соотношению стоимости, сложностей в производстве и характеристикам.
Следует продолжать наблюдение за испытаниями ПАК-ФА, чтобы сделать окончательные выводы. Устранение недоработок и ускорение разработки помогут Су-57 стать лидером российской авиации.