Неустаревающий Су-27 — обзор многофункционального истребителя
Су-27, или Flanker-B по классификации НАТО, — отечественный многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для ведения воздушного боя. Успех этой боевой воздушной машины привел к ее массовым закупкам и эксплуатации за рубежом, а также к появлению множества различных модификаций изначальной конструкции. Су-27 является основным военным самолетом ВВС России.
Система управления вооружением
Система управления вооружением в Су-27 включает следующие подсистемы:
- радиолокационный прицельный комплекс;
- оптико-электронная прицельная система;
- система единой индикации;
- система управления оружием;
- запросчик системы государственного опознавания;
- cистема объективного контроля.
Особое внимание стоит уделить нашлемной системе указания «Щель-ЗУМ», которая включена в состав ОЭПС-27. Это устройство, установленное на шлеме пилота, определяет координаты целей, попадающих в поле зрения, в зависимости от поворота головы летчика.

В кабине СУ-27 имеется ИЛС-31, который на стекле фонаря отображает информацию о местонахождении воздушного судна в виде букв и цифр. Самолет также оснащен ИПВ — электронным индикатором тактической обстановки. ИПВ и ИЛС-31 могут повторять друг друга, но система индикации позволяет пилоту четко ориентироваться в отображаемой информации.
Окраска самолета
Стандартный камуфляж для Су-27 состоит из трех оттенков голубого цвета. Нижняя часть самолета окрашена в светло-голубой цвет. Диски колес и ниши шасси имеют различные оттенки зеленого цвета, а стойки шасси окрашены в серый цвет. Внутри кабины также преобладают зеленые и сине-зеленые оттенки.
На киле и передней части корпуса самолетов указываются их номера. В начале производства, номера были одинакового размера, но позднее выпускались образцы с уменьшенными цифрами на киле. Фирменный логотип находится на корпусе в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах окрашены в белый цвет, а учебные — в три черные полоски, которые окружают корпус снаряда.
Видео по теме:
История создания истребителя Су-27
Самолет Су-27 был создан в 60-х годах прошлого века. Тогда многие страны начали разрабатывать истребители четвертого поколения одновременно. Это был важный шаг в стратегическом плане, так как в то время шла гонка вооружений между лидерами военной промышленности.
В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.
Авиаконструкторы вновь подчеркнули значимость «догфайта» для самолетов и включили возможность маневрирования в ближнем бою в проект будущей воздушной машины.
В 1972 году проект истребителя Су-27, известного тогда как Т-10, победил на конкурсе КБ МиГ. После этого было принято решение о создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе с использованием опыта ОКБ Сухого.
Необходимо ждать еще длительного периода времени, прежде чем Су-27 будет использоваться Россией, поскольку эти самолеты были введены в эксплуатацию только в 1985 году.
Прототипы
Первый Су-27 был испытан в 1977 году и совершил 38 полетов для проверки его летных характеристик. В то время на него не было установлено вооружение. Второй прототип был уничтожен после того, как попал в продольную раскачку, убив летчика. Образцы под номерами 4 и 5 были оборудованы новыми двигателями. Позже были созданы еще 5 самолетов Т-105, на которых также проводилось тестирование вооружения.
В ходе испытаний было выявлено, что машины образца Т-10 не только значительно уступают своему прямому конкуренту— F-15, но и в принципе имеют плохие характеристики расхода топлива, аэродинамики и некоторых других атрибутов. Конструкторами было принято отчаянное решение: не выпускать в серию практически завершенную модель самолета, а разработать новую на ее базе, превосходящую прямого соперника.

Модель Т-10С была разработана в кратчайшие сроки. 20 апреля 1981 года первый серийный образец заново сконструированного самолета поднялся в небо для проведения испытательного полета. Испытания прошли успешно, хотя и с этой моделью все было не так гладко: в декабре того же года одна из таких машин разрушилась в воздухе, погубив пилота.
Позже характеристики истребителя не раз менялись и дорабатывались, в том числе и после запуска серийного производства. В целом советским авиаконструкторам удалось создать машину, не уступающую F-15 в большинстве характеристик, а по некоторым и превосходящую его.
Характеристики истребителя
Рассмотрим основные характеристики истребителя Су-27, используя модификацию Су-27П(С).
- масса пустого самолета: 16300 кг;
- масса топлива: 9400 кг (максимальная), 5240 кг (нормальная);
- максимальная скорость (на высоте 11 км): 2500 км/ч;
- минимальная скорость: 200 км/ч;
- дальность полета при полной заправке: 3900 км;
- максимальная высота полета: 22500 м.
Су-27 имеет лучшие технические характеристики, чем большинство моделей четвертого поколения.
В среде авиаконструкторов распространена поговорка: «Красивый самолет хорошо летает». Касательно Су-27 это утверждение работает на все сто процентов: многие эксперты и любители авиации отмечают особую грацию и эстетическую привлекательность этой модели самолета. Кроме того, летные качества этой машины позволили Су-27 установить несколько мировых рекордов.
Конструкция
С учетом истории разработки Су-27, его конструкция является уникальной и одной из наиболее эффективных среди современных истребителей.
Планер самолета
Планер самолета состоит из трех частей: носовой, передней и хвостовой. Носовая часть представлена в виде полумонококка, в среднюю входят баки, гаррот и боковые отсеки центроплана. Задняя часть включает в себя хвостовые балки и центральный бак.
Су-27 имеет интегральный планер. Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, сливаясь в единый несущий корпус. Крылья стреловидные — 42° по передней кромке. Удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.
Снижение веса корпуса самолета позволило улучшить его аэродинамику за счет замены трети металлической конструкции на титан. Однако, использование композитных материалов в конструкции не было практиковано.
Окраска самолетов данной серии стандартизирована. Нижняя часть окрашена светло-голубым цветом, а верхняя — трехцветным камуфляжем голубых оттенков. Интересно, что на каждом самолете камуфляжные пятна расположены одинаково.
При эксплуатации двигателей капоты быстро приобретают радужный оттенок за счет образования окисной пленки из-за нагревания. Шасси стойки окрашены в светло-серый цвет, а колесные диски — в зеленый. Внутренняя поверхность люков и створки шасси, а также тормозной щиток окрашены в красный.
Кабина Су-27
Большинство модификаций Су-27 рассчитаны на одного пилота. В них расположено одно место перед панорамной приборной панелью. Основные пилотажные приборы — КПП и ПНП-72. Кабина оборудована двумя основными рычагами управления: для самолета и для двигателя. На первом рычаге расположены кнопки управления автопилотом, стрельбы из пушки, пуска ракет, переключатель типа оружия и т.д.

Система управления самолетом
Су-27 оснащен СДУ-10С, которая улучшает аэродинамические свойства планера в полете, снижает нагрузку и управляет полетом. Система управления имеет два рабочих режима и один аварийный.
Автоматическое управление обеспечивается системой САУ-10, которая стабилизирует угловые положения самолета, высоту его полета, переведение в горизонтальный полет, управление вооружением, заход на посадку по радиомаякам и другие функции.
Чтобы повысить надежность управления и защитить управление самолетом от взлома, каналы СДУ имеют разные типы сигналов: продольный — четырехканальный, а креновый и курсовой — трехканальный. Исправность системы контролируется кворумами, а все каналы управления синхронизированы между собой.
Пилотажно-навигационный комплекс
Су-27 оснащен системой ПНК-10, включающей два комплекса.
- ПК-10;
- НК-10.
Истребитель оснащен СО-69 или СО-72 (в зависимости от модели) и системой опознавания государства.
ПНК-10 может передавать информацию о курсе, дальности, крене и тангаже пилоту автономно или с помощью радиокоррекции. Встроенный радиокомпас ориентирует летчика, используя измеренный курсовой угол радиостанции для эффективного управления самолетом. Кроме того, ПНК системы могут автоматически или вручную управлять самолетом по заданному курсу и вернуть его на программно заданный аэродром.
Новая система пилотажа и эффективный дизайн корпуса позволяют Су-27 выполнять сложные фигуры пилотажа. На авиашоу во Франции была продемонстрирована фигура «Кобра», которая подтвердила превосходство маневренности и управляемости этого самолета по сравнению с конкурентами.
Силовая установка
На Су-27 установлены два двигателя АЛ-31Ф, размещенные под хвостовой частью фюзеляжа. Эти двигатели имеют экономичный расход топлива как на максимальной, так и на минимальной тяге.

Двигатели расположены на корпусе с большим расстоянием между ними. Попадание в один двигатель не повредит и не выведет из строя другой двигатель. Такая конструкция позволяет уменьшить влияние фюзеляжа на воздухозаборники и создает просторный внутренний туннель для оружейной подвески.
Регулятор сопла и форсажа РСФ-31 управляет вектором тяги. Сопла форсажных камер автоматически регулируются и используют моторное топливо в качестве рабочей жидкости.
Топливная система
В большинстве модификаций Су-27 топливо находится в шести баках, из которых 4 — фюзеляжные и 2 — крыльевые. Полный запас топлива составляет 9400 кг. Однако в основном используется неполный вариант заправки топлива, при котором запас составляет 5240 кг. В качестве топлива применяются авиакеросин, РТ, Т-1, ТС, а также смеси этих веществ.
Удельный расход топлива на форсаже 2,02-2,08 кг/кгс-ч (2,0), без форсажа/крейсерский режим 0,78-0,80 кг/кгс-ч (0,795).
Гидравлическая система
Система гидравлики предназначена для управления стойками шасси, тормозами колес, рулевыми приводами и другими механизмами.
Пневмосистема
Для аварийного выпуска шасси и пневмопривода фонаря кабины пилота в Су-27 используется пневмосистема, которая заполняется техническим азотом.
Шасси
Трехопорное шасси с передней опорой имеет базу 5,8 м и колею 4,34 м. Шасси оснащено газомасляными амортизаторами стоек.
Электроснабжение
Первичная сеть переменного тока имеет 200/115 В и два канала, частота стабильна и равна 400 Гц. Вторичная сеть также имеет два канала, но напряжение намного ниже — 27 В. Для аварийного питания используются две никель-кадмиевые батареи.
Бортовые средства связи
На судне установлено 2 радиостанции: Р-800Л и Р-864Л, а также аппаратура внутренней связи П-515 и аппаратура записи переговоров П-5ОЗБ. Кроме того, самолет оснащен аппаратурой телекодовой связи для обмена тактической информацией.
Бортовой комплекс обороны
На Су-27 используется оборонительный комплекс СПО-15 «Береза», блоки помех АПП-50 и возможно станция активных помех «Сорбция».
Вооружение
На разных модификациях Су-27 различается система управления боевым вооружением. Большинство машин имеют только оружие типа «воздух-воздух», но Су-30 и Су-27СМ также имеют снаряды «воздух-земля».
В режиме воздух-воздух самолеты могут обнаруживать до 10 целей, наводить до 2 ракет на одну цель и обстреливать только одну цель. В режиме воздух-земля самолеты главным образом «ведут» цель, картографируя местность и обнаруживая объекты.
Самолет имеет 10 узлов подвески и может перевозить до 6 тонн боеприпасов, в том числе ракеты разных типов.
Су-27 оснащен шестью ракетами типа «воздух-воздух» Р-27 и может носить до шести ракет ближнего боя Р73. В правое крыло установлена автоматическая пушка ГШ-30-1 калибра 30 мм.
Модификации самолета Су-27
Су-27 стал отправной точкой для создания множества модификаций, которые были разработаны для решения узкоспециализированных боевых задач или улучшения конструкции. Ниже приведены некоторые модификации этого самолета в хронологическом порядке:
- Су-27С.
- Су-27П;
- Су-27СК;
- Су-27СМ.
- Су-27СМ3.
- Су-27СКМ: экспортная версия Су-27СМ.
- Су-27УБ: двухместный учебно-боевой истребитель для переподготовки летчиков.
- Су-27УБК.
- Су-30.
- Су-33.
- Су-33УБ.
- Су-34 (Фуллбэк).
- Су-35 (Фланкер-Е+).
Существуют украинские модернизации Су-27, утвержденные В. В. Гелетеем в 2014 году под наименованиями Су-27П1М, Су-27УП1М, Су-27С1М и Су-27УБ1М. Но ВВС Украины не получили ни одной из этих модификаций, судя по открытым источникам.
В результате международных учений 16 октября 2018 года крушение понес один из Су-27, которые служили в украинской армии. Погибли пилоты из Украины и США. Год назад Су-27 из американского крыла «Агрессоры» также потерпел крушение во время учений. Всего было зарегистрировано 28 аварий и катастроф с этим самолетом и его модификациями, но точное число крушений неизвестно.
Су-27 имеет 24 модификации, включая 4, созданные по заказу украинских ВВС.
Боевое применение
Было произведено около 680 самолетов типа Су-27 и его модификаций до распада СССР. Сейчас эти самолеты используются несколькими странами.
- Россия и страны СНГ;
- КНР;
- Ангола;
- Вьетнам;
- Армения;
- Эритрея;
- Индонезия и другие.
Су-27 — одни из наиболее популярных истребителей воздушных сил, особенно в категории 4-го поколения.
В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.
Во времена Советского Союза Су-27 был частью вооружения ПВО. В настоящее время этот самолет является одним из основных военных самолетов России (более 400 таких самолетов находятся на вооружении Российских ВВС). Некоторые модификации, такие как Су-27СМ, относятся к поколению 4++ и являются одними из самых совершенных воздушных судов на сегодняшний день.
Расход топлива на форсажной скорости составляет 1,92 кг горючего в час, на максимальной скорости расход керосина составит 0,75 кг в час.
проверьте данные
Подправили цифры, спасибо, за Ваш комментарий, Александр!