Lockheed C-5 Galaxy Самолеты

Сравнение Lockheed C-5 Galaxy и Ан-124 Руслан — битва гигантов

C-5B Galaxy и Ан-124 «Руслан» стали самыми большими самолетами в мире, если не рассматривать Ан-225, выпущенный в одном экземпляре. Они были разработаны американской Lockheed и советским ОКБ имени Антонова в период холодной войны. Основным назначением обоих самолетов стали военно-транспортные перевозки различных грузов, включая особо тяжелые и габаритные.

Как создавались самолеты

В США начали создавать новый военно-транспортный самолет еще в 1960 году. Правительство США отдало указание на разработку транспортного средства, которое сможет перевозить практически любой груз.

Быстрая переброска военной техники и солдат в отдаленные точки была названа важной. Разработка Ан-22 в СССР искалечила американских конструкторов, заставив их работать по проекту гораздо быстрее.

Ан-22

Заняться созданием нового транспортника поручили компании Lockheed, которая и представила позднее C-5A Galaxy. Проект был разработан за короткий промежуток времени, причем он не имел никаких недочетов и не потребовал доработки. Поэтому уже к 1968 первый самолет этой модели поднялся в небо. В 1985 году конструкторы представили переработанную версию под названием C-5B. Она получила улучшенную авионику, которая повысила качество эксплуатации машины и подняла ее на уровень выше.

Советский Ан-124 официально разрабатывался с 1972 года. Проработка проекта длилась довольно долго и заставила привлечь к работе огромное число сторонних предприятий.

Всего в создании самолета было задействовано около 100 компаний, расположенных по разным частям СССР. По этой причине возникали трудности с доставкой деталей, но все расходы покрывались с помощью государства. Особое внимание при разработке уделяли стендовым испытаниям, на которые потратили около 200 тысяч часов реального времени. Однако это решение позволило добиться высокого качества компонентов и отказаться от дополнительных испытаний при полетах.

Ан-124

Ан-124 был впервые представлен на выставке в Париже в 1985 году после нескольких испытаний. С 1987 года самолет использовался советскими войсками, хотя его официальное принятие на вооружение произошло позже.

Всего было построено 50 самолетов C-5B и 55 Ан-124. При этом на вооружении США также стоит 81 машина модели C-5A. Эксплуатация C-5 Galaxy и Ан версии 124 продолжается до сих пор.

Мировые рекорды

Оба самолета установили свои рекорды, сделавшие их еще более известными. C-5B впервые привлек к себе серьезное внимание в 1989 году. Тогда он за один раз сумел десантировать четыре танка M551 Sheridan, каждый из которых весил 19 тонн, и 73 парашютиста. Общий вес сброшенного груза с солдатами составил 86293 кг, что до сих пор остается рекордным показателем.

Lockheed C-5B

В 2016 году был установлен рекорд улучшенной версией самолета C-5M. Он занял первое место по числу достижений. Всего самолет сумел установить 45 рекордов. Последним стал полет на высоте 9000 м с грузом массой 120 тонн.

На этапе испытаний Ан-124 установил 21 достижение, включая рекорды по грузоподъемности, дальности и высоте полета, что принесло ему всемирную известность.

Летательный аппарат «Руслан» совершил полет более чем на 20000 километров без остановок, достиг высоты 11600 метров и перевез груз весом более 171 тонны, добравшись до высоты 10750 метров.

В 1990 году Ан-124 совершил кругосветный полет с остановками, преодолев 50005 км за 72 часа и установив 7 новых рекордов. В 1997 году на нем был перевезен химический реактор с оборудованием массой 140 тонн из Парижа в Доху. В 2010 году спортсмены установили новый рекорд, передвинув Ан-124 весом 195 тонн на 639 см за 13,47 сек.

Сравнение размеров и вместимости

C-5B выполнен по классической схеме высокоплана со свободнонесущим крылом. Его фюзеляж относится к типу полумонокок. Хвостовое оперение Т-образное с верхним расположением горизонтальных элементов. Ан-124 тоже создан по классической схеме с высокорасположенным крылом и фюзеляжем вида полумонокок. Главное отличие касается оперения – оно Т-образное, но горизонтальные крылья расположены внизу. Габариты C-5B и Ан-124 практически идентичны. Американский самолет имеет длину 75,31 м с высотой 19,84 м. Размах его крыла равен 67,89 м. Советский Ан чуть короче – 69,1 м. Однако он имеет большие высоту и размах крыла, составляющие 21,08 и 73,3 м соответственно.

Габариты C-5B и Ан-124

Оба самолета горбатые и двухпалубные. На верхней палубе расположены кабины для экипажа и сопровождения, а также технические зоны. На нижней выделено пространство под грузовой отсек. На борту C-5B его длина составляет 37 м при диаметре 5,8 м. Ан-124 получил чуть больше места в ширине – 36,5×6,4 м. Оба самолета могут перевозить груз примерно одинаковых габаритов. Разница в плане вместимости незначительна и может стать критичной в редких случаях.

Стандартная задняя рампа используется для погрузки и разгрузки. Оба самолета имеют возможность поднять носовую часть, чтобы получить доступ к грузовому отсеку. Это позволяет одновременно загружать и разгружать кабину. Специальный гидравлический механизм в шасси помогает опускать переднюю часть самолета, что способствует реализации такого метода. После завершения процесса, самолет поднимается на прежний уровень. Тот же гидромеханизм также помогает самолетам совершать посадку на неподготовленных грунтовых ВПП, не повреждая шасси.

Сравнение скорости, массы и дальности

C-5B работает на четырех турбореактивных двигателях CF6, разработанных компанией General Electric. Они позволяют самолету разгоняться до 932 км/ч. На советском Ан-124 установлено четыре двухконтурных Д-18Т, выпущенных украинским заводом «Мотор Сич». Они дают самолету меньше мощности, из-за чего разгоняется машина лишь до 865 км/ч, серьезно уступая аналогу от Lockheed.

Американский транспортник может перевозить до 122,47 тонн полезного груза, советский – до 120 тонн. Однако модифицированная версия Ан-124-100-150 уже справляется с нагрузкой до 150 тонн. Базовые же версии могут доставлять примерно одинаковый груз на равных условиях. Без нагрузки C-5B весит 172,37 тонны, Ан-124 имеет массу 178,4 тонн. Взлетный вес ограничивается отметкой на уровне 381 и 392 тонн соответственно.

Ан-124

C-5B способен преодолеть расстояние до 4400 км, имея на борту груз весом 120 тонн. При таких же условиях Ан-124 пролетает до 4800 км. Практический потолок у американского самолета ограничивается на уровне 10000 м. Советский же может подняться до 11600 м.

Бортовая электроника

Разработка продвинутой электроники для авиации велась американскими учеными еще до выхода C-5B. Поэтому все самолеты получили бортовое оборудование с электронной начинкой, позволяющей получить точные сведения обо всех составляющих полета.

С 1998 года машины начали активно модернизировать и устанавливать на них улучшенную электронику. Общее число изменений превысило 70 позиций. Сейчас Galaxy имеет продвинутые приборы для радиосвязи, навигации и управления полетом. Одним из наиболее важных нововведений стала установка ЖК-дисплеев на приборную панель.

С бортовой электроникой на Ан-124 все намного сложнее. Изначально самолет летал с аналоговыми системами, которые были привычны пилотам, но морально устарели и не могли конкурировать с начинкой C-5B. Когда все страны начали переводить авиацию на электронику, распался СССР, а Россия столкнулась с финансовым кризисом. Поэтому советские самолеты, ставшие российскими, продолжили летать с аналоговыми приборами.

Бортовая электроника на Ан-124

В начале 2000-х годов ситуация начала изменяться благодаря электронике немецкой разработки, которая была установлена на Ан-124 и отличалась надежностью и универсальностью. В настоящее время продолжается разработка отечественного программного обеспечения, которое может полностью заменить иностранный.

Многие эксперты считают неприемлемым использование государственной электроники, входящей в состав НАТО.

Применение в мирных и военных целях

Встав на вооружение США, C-5B сразу стал основным военно-транспортным самолетом страны. Он использовался в военных, гуманитарных и даже гражданских целях. В 1988 году четыре самолета применялись для оказания помощи Армении, пострадавшей от сильного землетрясения. На них было доставлено почти 400 тонн гуманитарного груза.

C-5B самолет

Одним из наиболее примечательных военных конфликтов, где задействовали C5-B стала Война в Персидском заливе 1990-1991 годов. После нападения Ирака на Кувейт международная коалиция ООН начала проведение мероприятий по освобождению пострадавшего государства. Одной из составляющих стала операция «Щит пустыни». В ходе нее было задействовано несколько C-5B, которые создали «воздушный мост», перебрасывая к зоне боевых действий солдат и технику. Всего было доставлено почти полмиллиарда военных и более 500 тысяч тонн груза.

В 1980 годах американской NASA было подготовлено два C-5C, предназначенных для установки внутрь искусственных спутников планеты. В самолетах также убирали верхнюю палубу возле хвостовой части для элементов космической станции.

На базе C-5B была разработана пассажирская модификация L-500. Предполагалось также использовать самолет в качестве носителя МБР с ядерной боеголовкой, транспортника с атомной установкой, локального бомбардировщика и дозаправщика.

C-5B самолет

Ан-124, как и C-5B, использовался для выполнения разных целей. Самолет активно применялся для доставки военной техники и снаряжения союзническим странам, включая Египет, Ирак, Вьетнам и Кубу. На нем перебрасывали военных во время войн в Афганистане и на Северном Кавказе. В 2015 году на пяти самолетах доставили целую группу техники, включавшую С-400, 5 Ми-8, 16 Ми-24 и 4 Ми-35. На это потребовалось несколько месяцев. Наиболее примечательным считается доставка зенитно-ракетного комплекса С-400, так как она была выполнена в срочном порядке. В 2019 году два самолета были отправлены на территорию Венесуэлы. Они доставили 35 тонн полезного груза и нескольких военных специалистов.

Советский самолет также использовался для доставки нестандартных грузов. Так, в 1989 году на его борту из Лондона привезли 140 тонн аппаратуры для концерта Pink Floyd. Это было первое выступление группы в СССР. В 1992 самолет перевез 52 тонны золота, общая стоимость которого превышала 230 млн фунтов стерлингов. Годом позднее на Ан-124 было доставлено 310 тонн груза для проведения концерта Майкла Джексона. В 2001 году самолет перевез из Канады в Ирландию железнодорожный локомотив, вес которого достигал 109 тонн.

Самолет перевез железнодорожный локомотив

Зачастую Ан-124 применяли для доставки строительных элементов или специализированной техники. В 1985 году на нем перевезли карьерный самосвал, который весил 152 тонны. Для его доставки пришлось выполнить два рейса, разобрав машину на несколько компонентов. В 1986 самолет использовали для транспортировки гидротурбины гидроэлектростанции. В 2005 «Руслан» за три рейса доставил Аксумский обелиск массой 160 тонн до Эфиопии, монумент для этого был разделен на части. В 2011 самолет перевез бетононасосы весом 86 тонн для ликвидации аварии на японской атомной электростанции. В том же году из Франции доставили специальный тренажер для летчиков, которым предстоит управлять SSJ100. В декабре 2015 года на Ан-124 транспортировали две мобильных электростанции газотурбинного типа, обладающих мощностью 25 МВт.

Дальнейшие перспективы

Многая американская авиация пользуется большим спросом за рубежом. C-5B стал исключением, так как модель изначально разработана исключительно для местного рынка и не предназначена для продажи другим странам.

Всего выпустили 131 машину, из которых 81 относилась к модификации C-5A с устаревшей авионикой. С 2014 года начала действовать новая программа модернизации. Согласно плану, в ближайшие годы будет модернизировано большинство C-5A и C-5B до продвинутых C-5M. Уже сейчас на вооружении стоит 31 новый самолет. Предполагается, что после улучшения машины смогут прослужить еще до 2040 года. Главным отличием C-5M стали новая авионика и измененные характеристики. Теперь самолет имеет современную электронику со всеми обновлениями, может разгоняться до большей скорости и имеет повышенную дальность.

C-5M самолет

С Ан-124 ситуация хуже. Эксплуатируются 28 машин, но их полноценное техническое обслуживание не производится. Самолет долгое время планировали вновь начать производить на территории России, но с 2014 года все переговоры зашли в тупик. Украинская сторона не дала согласия на запуск площадки, а также прекратила поставку запчастей для компонентов, созданных своими компаниями. В 2019 году глава конструкторского бюро имени Антонова дал официальный ответ, заявив об отказе выпуска Ан-124 на территории Украины и невозможности создания самолетов этой модели российской стороной. По его словам, такого согласия он не даст, и для возобновления производства России придется представить проект с другим названием со своими запчастями. Решать вопрос таким образом финансово затратно, из-за чего будущее машины выглядит сомнительным.

C-5B и Ан-124 – удачные самолеты, имеющие свои преимущества и недостатки. Они оба отлично справляются со своими прямыми задачами и успели показать себя с лучшей стороны, побив множество рекордов и выполнив ряд нестандартных перевозок.

При прямом сравнении можно лишь отметить, что C-5B имеет более продвинутую электронику, обладает более привлекательными характеристиками и остается перспективным. Ан-124 же может пролететь на удлиненные дистанции и перевезти больше груза, поднявшись выше конкурента почти на 2 км. Однако советский самолет практически полностью потерял перспективы, а вероятность возобновления производства сводится к нулю.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. UMKA

    Я считаю что российским самолетам нет равных. А Руслан это показатель для других стран на что способна Россия.