Самолеты

Штурмовик Ил-20 фото и ТТХ

Во время боевых действий, штурмовики Ил-2 использовали только один способ атаки — бреющий полет. Бомбардировка производилась на низкой высоте в горизонтальном полете. Для точного прицеливания, экипажам необходимо было иметь хороший обзор поля боя. Однако, из-за конструкции самолета, угол обзора вперед-вниз был всего лишь 8 градусов.

Ил-10 выполнял атаки в режиме пикирования, имея большую скорость и мало времени на прицеливание. Для точного бомбометания нужно было сделать несколько заходов, но за это время противник мог убежать или спрятаться, а также увеличивалась угроза поражения ПВО. Улучшение обзора для экипажей штурмовиков было важной задачей для конструкторов, которое позволило бы увеличить боевые возможности машин.

Первые пробы

В конце 1940 года С.А. Кочеригин, авиаконструктор, представил авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого одноместного самолета поля боя (ОПБ). Конструктор ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины, чтобы обеспечить хороший обзор вперед-вниз из кабины пилота (до 15 градусов). Для этого были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не был реализован из-за отсутствия подходящего двигателя. Конструкторы пришли к выводу, что хороший обзор можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.

ТТХ

Группа конструкторов, включающая А.А.Архангельского, И. В. Веневидова и Г. М. Можаровского, разработала проект двухбалочного самолета с фюзеляжем, похожим на гондолу, и двигателем с толкающим винтом. В проекте использовались комбинированное артиллерийское вооружение с бомбардировочным вооружением — КАБВ, созданное последними двумя конструкторами, которые были оружейниками. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции, для которого они предложили схему. Их проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден, но война помешала завершить проект.

История создания

В 1942 году С.В. Илюшин направил доклад руководству вооруженных сил, в котором объяснил причины прекращения работы над Ил-6 и преимущества создания нового самолета. В письме был приложен эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта было изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности огня по наземным целям. Новый самолет получил название Ил-20 и был предназначен для уничтожения вражеского оружия и армии как на передовой, так и в тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

характеристики самолета Ил-20

Проект развивался быстро и в феврале 1948 года был создан эскизный проект с двигателем М-45ш. Уже в июле был представлен макет новой машины комиссии. Однако, выводы комиссии не были обнадеживающими: макет был признан недоработанным, и среди недостатков были указаны:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

Улучшение обзора вперед-вниз из кабины пилота было отмечено как одно из преимуществ, хотя обзор вниз-в-сторону при этом ухудшился.

Для успешной установки пушечных установок было решено разместить их под углом внизу фюзеляжа, чтобы огонь был направлен вниз. Строительство опытного экземпляра Ил-20 было отложено до утверждения макета машины, но С.В. Ильюшин смог обойти запреты. Таким образом, самолет был изготовлен в первоначальном варианте и допущен к заводским испытаниям.

Испытания на производственном заводе начались в ноябре 1948 года. В.К.Коккинаки был ответственным за проведение испытаний. В начале декабря 1948 года был выполнен первый полет на новой машине, но летные характеристики оказались неудовлетворительными и не соответствовали требованиям правительственного постановления. Кроме того, не были выполнены требования по вооружению заказчика, а новый двигатель М-47 также нуждался в доводке. В связи с этим работы по Ил-20 были прекращены в мае 1949 года. Руководящие лица военного ведомства также осмотрели самолет и подтвердили многие его недостатки.

  1. небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
  2. отсутствие эффективных противопожарных средства;
  3. недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
  4. несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.

Итак, хороший обзор вперед-вниз в самолете Ил-20 с двигателем М-47 удалось достичь, но за счет ухудшения других характеристик самолета Ил-20. В результате о серийном выпуске машин не могло быть и речи. А идея решения проблемы применением оригинальной схемы компоновки конструкции была обречена на провал.

Причины завершения

Проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен из-за несоответствия требованиям правительственного постановления. Новая машина имела неудовлетворительные летно-технические характеристики и недостаточное количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь была меньше, чем у Ил-10, и возможность вести огонь из всех пушек одновременно отсутствовала. Бомбовая нагрузка составляла всего 300 кг.

Расположение кабины пилота в высоком положении привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя. Это привело к увеличению взлетной массы и ухудшению аэродинамических свойств. В результате возросла вероятность поражения самолета огнем противника. Обслуживание двигателя также усложнилось из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Попадание летчика в кабину было возможным только при выключенном двигателе, а при аварийном покидании кабины была угроза столкновения с винтами работающего мотора.

Конструкторское бюро решило создать еще один самолет с необычной компоновкой конструкции, несмотря на негативное мнение экспертов о проекте С.В.Ильюшина. Так появился проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 от С.М.Алексеева, но его характеристики оказались неудовлетворительными. На фото можно увидеть Ил-20М на аэродроме Кубинка.

Самолет-разведчик Ил-20

Особенности исполнения

Ранее упоминалось, что проект Ил-20 был создан с использованием необычной схемы устройства конструкции самолета. Кабина пилота была размещена над двигателем и впереди, таким образом, как позволяла конструкция машины. Такое расположение кабины обеспечивало летчику широкий угол обзора вперед-вниз под углом около 37 градусов, в то время как на Ил-2 угол обзора был всего 8 градусов. В режиме пикирования летчик мог наблюдать за целями.

самолет-разведчик Ил-20

Самолет Ил-20 был низкоплан с двигателем М-47 жидкостного охлаждения и обычным однокилевым хвостовым оперением. Крыло и горизонтальное оперение имели трапециевидную форму. Кабины пилота и стрелка, двигатель, топливные баки и все системы обеспечения находились внутри бронекорпуса, а радиаторы были расположены в центроплане.

На борту самолета были установлены современные для того времени пилотажно-навигационный комплекс, система противообледенения и радиооборудование. Благодаря этой аппаратуре самолет мог летать в любых погодных условиях и в любое время суток.

Изменили бронезащиту автомобиля. Толщина металлических бронелистов увеличена на 46%, а бронестекло на кабинах экипажа — на 59%. Охрана двигателя состоит из бронированного капота. Радиаторы покрыты бронелистами разной толщины со всех сторон.

Было запланировано создание двух машинных проектов для разных вариантов размещения стрелка и различного вооружения. В первом варианте проекта стрелок находился за бензобаком и управлял 23-мм пушкой, расположенной в верхней подвижной пушечной установке Ил-ВУ-11.

Фото Ил-20

В другом варианте проекта стрелок управлял пушкой, которая размещалась в кормовой пушечной установке Ил-КУ-8, находящейся в хвостовой части корпуса машины. Однако этот вариант проекта не был реализован.

Штурмовик Ил-20

Вооружение

Согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина, Ил-20 должен был иметь мощное вооружение для поражения вражеских целей и для собственной защиты. Он был отнесен к классу тяжелых штурмовиков. Штурмовик был оснащен двумя видами вооружения: наступательным и оборонительным. Наступательное вооружение предусматривало два варианта. Первый вариант включал:

  • 2 пушки 23-мм калибра, размещенные в крыльях, — для стрельбы по целям впереди в горизонтальном полете или в режиме пикирования;
  • 2 пушки 23-мм, размещенные внизу корпуса под углом, — для стрельбы по наземным объектам в бреющем полете;
  • бомбы не более 400 кг со стандартной бомбовой нагрузкой, размещенные внутри центроплана.
  • 2 бомбы по 500 кг размещенные на внешних держателях;
  • 4 снаряда РС-132 или 8 снарядов PC-82;
  • 10 специальных авиагранат Аг-2, размещенных внизу фюзеляжа, предназначенных для защиты задней полусферы снизу.

В альтернативном варианте рассматривалось применение:

  • 1 пушка 45-мм калибра;
  • 2 пушки 23-мм калибра;
  • 6 снарядов РС-132;
  • Бомбовая нагрузка не изменялась.

1-й вариант обороны включал 23-мм подвижную пушку Ш-3, разработанную ОКБ Ильюшина специально для проекта, с боевыми снарядами в количестве 200 штук, размещенную в верхней оборонительной установке Ил-ВУ-11. В другом варианте предполагалась замена верхней установки Ил-Ву-11 на пушечную установку Ил-КУ-8, расположенную в хвостовой (кормовой) части фюзеляжа самолета.

Заключение

Ил-20 – тяжелый штурмовик, который был создан в единственном экземпляре и совершил всего несколько полетов. Его история, как запоздалого во времени самолета, закончилась. Если бы он появился в начале войны или хотя бы не в период реактивной авиации, его судьба могла бы быть более успешной. Впоследствии, этот же термин был присвоен другому типу самолета — разведчику Ил-20.

Военные специалисты СССР отвергли необычную схему компоновки самолета, однако западные авиаконструкторы нашли в ней применение. В 1949 году английская компания «Фейри» построила противолодочный самолет с турбовинтовым двигателем по этой схеме. Кабина летчика была расположена над двигателем, что обеспечивало ему отличный обзор при посадке на палубу корабля. Через несколько месяцев в США был построен палубный штурмовик «Скайшарк» Дуглас А2Д-1 такой же компоновки. Вот еще одна история.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах