Самолеты

Штурмовик Ил-16

Успехи Ил-10 в воздушных боях и его отличные летные качества послужили основой для создания более маневренной и скоростной машины на его базе. Улучшение характеристик самолета повысило его боевую эффективность, что было важно для фронта. Поэтому в 1944 году, сразу после завершения государственных испытаний Ил-10, конструкторское бюро С.В. Ильюшина начало работу над проектом нового штурмовика Ил-16.

История создания и завершения

Конструкторы задумали, чтобы новый самолет Ил-16 был быстрее и легче, чем его предшественник. Этого можно достичь с помощью измененной бронезащиты.

Толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа была уменьшена при сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10. Размеры небронированной части бронекорпуса были увеличены, что позволило снизить массу машины и увеличить скорость. Улучшение прочности конструкции позволило Ил-16 выполнять сложные пилотажные фигуры, что было важным качеством для штурмовика-истребителя в воздушных боях.

Штурмовик Ил-16

Штурмовик был оснащен новым двигателем М-43НВ мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением, созданным А.А. Микулиным. Самолет был спроектирован под этот двигатель, чтобы обеспечить высокие летно-технические характеристики при меньшем размере и весе. В соответствии с расчетами, на высоте 5 тыс. м штурмовик должен достигать максимальной скорости не менее 625 км/час, а на земле — не менее 560 км/час. Время набора высоты 5 тыс. м не должно превышать 6,5 минут, а дальность полета при скорости 375 км/час должна составлять 800 км.

Разработка нового штурмовика шла быстро, схемы конструкций и компоненты обеих машин были идентичны, что давало надежду на их быстрое производство. В 1945 году был построен опытный самолет Ил-16, который впервые был поднят в небо летчиком-испытателем В. К. Коккинаки.

Первый полет показал, что самолет нуждается в многочисленных улучшениях. Слишком короткая хвостовая часть вместе с мощным двигателем вызывали продольную нестабильность в полете. Чтобы исправить эту проблему, вертикальное оперение было увеличено, а хвостовая часть корпуса была удлинена на полметра. После этих изменений самолет стал более устойчивым и легким в управлении, способным выполнять акробатические маневры и развивать скорость до 570 км/час.

Испытания Ил-16 задерживались из-за неполадок в двигателе М-43НВ. Двигатель не удалось довести до необходимых характеристик в установленные сроки. Более того, стало ясно, что штурмовик не успеет попасть на фронт, а работы над проектом были прекращены летом 1946 года. К тому времени реактивные самолеты уже завоевали небо, и поршневой штурмовик не мог конкурировать с ними в воздушных боях.

Изучение причин крушений летных экипажей на Ил-2 и Ил-10 показало, что высокая скорость не всегда является преимуществом для таких машин. На самом деле, большая скорость может препятствовать точному прицеливанию, а этот недостаток может проявиться еще сильнее на более быстром Ил-16. Технические характеристики этой машины можно найти в таблице.

Технические характеристики

Вооружение

Вооружение Ил-16 практически не отличается от Ил-2. Крылья оснащены двумя ВЯ-23 или НС-23 пушками с 280 снарядами. Дополнительно установлены два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм с 700 снарядами на каждый. На бортовой турели расположена УБ-20 пушка калибра 20 мм с 150 снарядами и десятью гранатами АГ-2 бронебойно-осколочного действия.

Стандартная бомбовая загрузка составляла 200 кг, а максимальная загрузка — 400 кг. Бомбы предполагалось размещать внутри и снаружи самолета: в центроплане крыла в специально оборудованных отсеках и на внешних подвесках. Позже стандартная загрузка бомбами была увеличена до 400 кг (4 бомбы ФАБ-100)., а максимальная — до 500 кг (две бомбы ФАБ-250).

На Ил-16 установлено равноценное наступательное и оборонительное вооружение, как и на Ил-10. Однако Ил-16 имеет лучшие летные характеристики, что делает его более эффективным в бою. Именно поэтому самолет готовили к серийному производству без ожидания окончания летных испытаний.

Особенности конструкции

Ил-16 создан по аналогии с Ил-10.

  • Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
  • Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
  • Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
  • Основным преимуществом нового самолёта была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
  • Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.

Ниже приведено фото Ил-16, которое будет интересно любителям авиации.

Самолет Ил-16

Фото Ил-16

Заключение

Проекты ОКБ С. В. Ильюшина были конструктивными и соответствовали времени и обстановке, но не все были реализованы. Среди них был проект Ил-16, который мог стать лучше Ил-2 и Ил-10 благодаря своей высокой скорости и маневренности для штурмовика того времени.

Истребитель-штурмовик Ил-16 обладал потенциалом для достижения боевой славы благодаря своим хорошим летным качествам. Однако он появился в конце войны и не успел проявить себя. Кроме того, низкое качество установленного на нем двигателя оказало значительное влияние на его производство. В связи с многократными доработками двигателя запуск Ил-16 в производство был неоднократно отложен, а после окончания войны проект был окончательно отменен.

Так иногда происходит, что наибольшую славу и популярность получают не самые лучшие образцы боевой техники. Так случилось и со штурмовиком Ил-16. Летающий танк Ил-2 прошёл всю войну. Более совершенный штурмовик Ил-10 поучаствовал лишь в заключительных боях. А превосходящий своих предшественников по летным качествам Ил-16 остался забытым опытным образцом. Вот такая грустная история.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах