Самолеты

Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла

В авиации в середине 70-х и 80-х годов начали использовать технологию создания крыльев самолетов с изменяемой стреловидностью. Первым таким самолетом стал советский С-22И. Такие самолеты применяются в основном при боевых действиях.

Главное преимущество самолета с необычной конструкцией — высокий коэффициент силы подъема. Однако, при сверхзвуковых скоростях полета, такое крыло становится негодным. Прямое крыло не подходит для лайнеров с высокими скоростями, но стреловидное крыло имеет некачественную несущую способность и ухудшает устойчивость. Поэтому было разработано крыло, способное изменять свою стреловидность.

самолет с изменяемой геометрией крыла

Самолет С-22И

Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла обладают отличными характеристиками взлета и посадки, а также могут развивать большую скорость. Например, Су-24 может взлетать со скоростью 1700 км/ч и приземляться со скоростью 280-290 км/ч. Однако, у таких самолетов есть недостатки — большие габариты и сложность конструкции. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой воздушное судно с изменяемой стреловидностью крыла.

Конструкция

В состав крыла такого самолета входят:

  • Поворотные детали;
  • средние части конструкции;
  • центрального плана;
  • устройство поворота, в качестве которого используются винтовые подъемники.

Консоли устанавливают так, чтобы они были в положении минимального угла. При рейсах на сверхзвуковой скорости консоли устанавливаются в положение наибольшего угла.

самолеты с изменяемой стреловидностью крыла

Фронтовой бомбардировщик Су-24

История создания

В авиации появился новый вид крыльев самолетов в 60-х годах. Они имели способность изменять свою форму во время полета. Этот вид крыльев был создан, чтобы при полете на скоростях близких к звуку не возрастало сопротивление воздуха и не нарушался балансировочный эффект.

Но была проблема в том, что при значительных углах атаки стреловидное крыло создавало большое сопротивление воздуха, в результате чего было тяжело управлять лайнером, маневренность которого значительно снижалась. Именно поэтому было решено на скоростных суднах поменять стреловидность, дабы взлет и посадку можно было осуществлять при небольшой стреловидности и с высоким качеством аэродинамики. Первым таким авиалайнером стал F-111, созданный в Соединенных Штатах Америки. Именно с него началась разработка таких воздушных суден. Ответом Советского Союза американскому самолету стал свой лайнер под названием Су-24. Ни для кого не секрет, что СССР и США были лидерами по разработке самолетов. Не успела одна страна выпустить качественное воздушное судно, как тут же появлялся новый конкурентоспособный аппарат.

Авиалайнер Су-24 делали по типу тогда известного TSR-2. Но позже выяснилось, что предпочтительнее, если аппарат будет иметь изменяемую стреловидность крыла. После был создан второй прототип, который внешне очень напоминал первый американский лайнер такого типа. В 1975 году было принято решение внедрить в авиацию и в военно-морской флот новый самолет, который носил название НАТО – Fencer-F. При помощи фабрики в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство таких самолетов. Изюминкой таких летательных устройств стало непривычное размещение пассажиров. Если раньше размещение экипажа было тандемом, то в новых самолетах пассажиры должны были располагаться плечом к плечу. Благодаря этому при ранении главного пилота штурман мог выполнять управление воздушным судном. Это очень важно при боевых полетах.

Следует отметить, что самолет с изменяемой геометрией крыла Су-24 впервые был отдан в авиаполк Прибалтийского военного округа. Он предназначался для выполнения действий по разным объектам. Надо отметить, что СССР всеми силами старалось скрыть от Америки и Европы создание такого авиалайнера. Однако это не удалось. Довольно быстро слухи о новом самолете распространились среди жителей страны, а после и по всему Западу.

У народа было мало информации о советской разработке, поэтому конкуренты мало знали о Су-24. Западная разведка считала его самым опасным самолетом для Европы. В советской прессе не публиковали фотоснимки этого самолета, поэтому никто не знал, как он выглядит, пока в начале 80-х не появились первые фотографии. Хотя практически в каждой дивизии был Су-24, информация о нем по-прежнему была скрыта. Вплоть до 1983 года было создано около 500 изобретений данного типа.

Американский бомбардировщик General Dynamics F-111

Американский бомбардировщик General Dynamics F-111

Другие самолеты с изменяемой стреловидностью

Кроме Су-24, СССР выпустило еще несколько аналогичных самолетов.

  1. МиГ-23 – истребитель советского производства, первый полет на котором осуществил летчик по фамилии Федотов в 1967 году. Позже было выпущено второе поколение данного лайнера с более оптимизированной системой и новым оборудование. Выпуском таких машин занималась фабрика «Знамя труда».
  2. Ту-22М – ракетоносец-бомбардировщик, построенный в 1966 году. Это были боевые габаритные машины с изменяемой стреловидностью крыла.
  3. Ту-160 – стратегический бомбардировщик. Это был самый мощный лайнер в советской авиации.

Стоит отметить, что Соединенные Штаты Америки в плане созданий самолетов такого типа тоже не отставали и постоянно наступали на пятки советским разработчикам. Например, было выпущено второе поколение самолета F-111 – F-111C. Также Америка разработала качественный двухместный бомбардировщик с изменяемой стреловидностью под названием General Dynamics F-111. Первый полет данного судна состоялся в 1964 году. Также американские умельцы изобрели в середине 70-х мощный авиалайнер General Dynamics/Grumman EF-111. Примечательно, что Германия тоже активно занималась разработкой самолетов подобного типа. В 1974 году был создан реактивный лайнер Panavia Tornado. Его создание занимались немецкие и британские изобретатели. Но в целом лидерами были Америка и СССР, которые в период с начала 70-х по конец 80-х годов создали множество мощных воздушных суден, со временем эксплуатировавшихся далеко за пределами этих держав.

Германия и Франция изобретали свои машины, но советские и американские были более мощными и оптимизированными. Они постоянно модернизировались и выпускались второе и третье поколения, которые были лучше предыдущих. США превосходили Советский Союз в авиации, так как многие умельцы уезжали работать в Штаты, где предлагали высокие гонорары за их вклад в авиационное развитие. США активно спонсировали нашу страну своими стратегическими бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны. Америка выпустила 14 тысяч самолетов для СССР, которые помогли Советскому Союзу победить Германию.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах