Як-42 советский трёхдвигательный пассажирский самолет Самолеты

Самолет Як-42: трёхдвигательный пассажирский, сделан в СССР

Первый пассажирский самолет Советского Союза Як-42 работал на трех турбореактивных двигателях и установил несколько мировых рекордов, включая перелет без посадок из Москвы в Хабаровск. В 2003 году была выпущена последняя машина, но некоторые из них все еще используются.

История разработки Як-42

Як-самолеты были высоко оценены в военной области. СССР использовал их активно и экспортировал в другие страны.

Заводу была поставлена задача разработать пассажирский самолет Як-42 для замены устаревающих Ил-18 и Ту-134 к концу 1970-х.

Як-42 должен был иметь три турбореактивных двигателя в хвостовой части. Два из них разместили в пилонах, а третий – в фюзеляже. Последний имел воздухозаборник, направленный к форкилю. Для реализации такого расположения двигателей пришлось воспользоваться Т-образной схемой оперения с размещением горизонтальных управляющих по верхнему килю.

Як-42 советский трёхдвигательный пассажирский самолет

В течение трех лет с 1974 по 1976 год завод выпустил четыре прототипа самолета, которые отличались стреловидностью крыла и наличием дополнительных элементов. После анализа предпочтение было отдано третьему варианту, который представлял собой цельнометаллический низкоплан на трех моторах, фюзеляж которого был схож с вариацией от Ту-154. Крыло самолета имело отклонение в 23°. Шасси отличалось усиленной основой и спаренными колесами. Самолет получил название Як-42.

Первый тестовый образец был выпущен в самом начале разработки, в 1974 году. На испытания его поставили в 1975 году. Заявку на сертификат о летной пригодности отправили только к июлю 1976, а получил он ее к концу 1980, когда прошел основные тесты. Публике его продемонстрировали тремя годами ранее, в 1977 на выставке в Ле-Бурже. Тогда же было запущено мелкосерийное производство.

Первый тестовый образец Як-42

Компания «Аэрофлот» начала использовать его в качестве пассажирского самолета в декабре 1980 года. Однако производство было остановлено в 1982 году из-за катастрофы, вызванной дефектом в системе управления. Производство было возобновлено только в 1984 году после модернизации конструкции для устранения проблемы. Через четыре года была создана версия 42Д с увеличенной дальностью полета и максимальной взлетной массой.

Модификация эксплуатировалась за пределами СССР, поставлялась торговым партнерам.

Последний Як-42 был произведен в 2003 году на Саратовском авиационном заводе, который закрылся. Всего было создано 183 машины, из которых часть до сих пор используется. В России было снято с эксплуатации 10 самолетов после проверок в рамках безопасности, проведенных после катастрофы в 2011 году.

Схема салона

Через заднюю часть Як-42 можно войти в салон и выйти из него. В случае аварии пассажиры могут покинуть самолет через шесть люков. Туалеты находятся в передней и задней части.

Схема салона может иметь два варианта: эконом или бизнес + эконом. В первом случае самолет может перевезти 96 пассажиров, а во втором вместимость возрастает до 104 мест. Чаще всего можно встретить вариант компоновки с эконом-классом.

На борту имеется 8 мест бизнес-класса с расположением 2/2, которые значительно удобнее по сравнению со стандартными эконом-классом. Основное различие заключается в ширине и мягкости сидений, что делает их автоматически лучшими на самолете.

Схема салона Як-42

Первый ряд эконом-класса считается очень удобным, если самолет одноклассный. Главное их преимущество в отсутствии кресел спереди – никто не откинет спинку, стеснив пассажира, и можно легко вытянуть ноги, так как для них остается много пространства. Основной недостаток кроется в том, что рядом находится туалет. Во-первых, мимо постоянно ходят люди, причем иногда они могут случайно задевать крайних пассажиров на местах В и Г. Во-вторых, при скоплении очереди рядом всегда будет кто-то стоять, что вызывает серьезный дискомфорт. Также малоприятным фактором этих мест считается перегородка, смотреть на которую придется на протяжении всего полета.

Ряды со второго по шестой имеют средний уровень удобства. Он немного увеличивается с отдаленностью кресел от туалета. Но на шестом ряду сидеть большинству людей недостаточно комфортно. Спинки на этих местах не откидываются, так как за ними находится аварийный выход, который должен всегда быть доступным для пассажиров.

Як-42 салон

Лучшие места эконома на Як-42 находятся в седьмом ряду. Здесь перед пассажирами много свободного пространства благодаря наличию аварийного выхода. Пассажиры могут расслабиться, вытянуть ноги и забыть о дискомфорте, вызванном теснотой и откинутыми спинками кресел из предыдущего ряда. Однако, отсутствие иллюминаторов является недостатком, что делает полет менее интересным для тех, кто хотел наблюдать за облаками и землей с высоты. Еще одним минусом является запрет на размещение отдельных категорий граждан, таких как дети, беременные женщины, престарелые люди и иностранцы.

Отсутствие возможности размещения ручной клади у ног на полу считается отрицательным фактором.

С восьмого по тринадцатый ряды такие же, как со второго по шестой. Они стандартны и не имеют особых плюсов или минусов. Тринадцатый ряд оборудован нерегулируемыми спинками, что может создать неудобства тем, кто хочет откинуться назад. Это связано с наличием еще одного аварийного выхода. Четырнадцатый ряд повторяет конструкцию седьмого. Перед ним много свободного места, он очень комфортен, но рядом нет иллюминаторов и не всем разрешено на нем сидеть. Несмотря на внешнюю схожесть с лучшими креслами на седьмом ряду, эти места не так популярны – многие предпочитают сидеть в первой половине самолета.

Ряды с 15-го по 18-ый следуют той же схеме, что и ряды с 2-го по 5-ый. Они обычные и удобные для среднего комфорта. На 19-ом ряду уже не так удобно, так как рядом часто образуются очереди к туалету. Но самое плохое место — это 20-ый ряд. Спинки не откидываются, так как за ними стена туалета, и рядом всегда стоят люди, ждущие очереди. Кроме того, здесь очень хорошо слышны звуки сливного бачка, что создает свои неудобства.

Лучшие места в самолете расположены в начале.

В двухклассном – бизнес-ряды: седьмой и четырнадцатый. Наименее удобны кресла на шестом и тринадцатом, а самыми плохими считаются места с двадцатого ряда и далее.

Описание конструкции

Як-42 — это низкоплан, сделанный из металла. Фюзеляж полумонококовый, а крыло имеет форму стрелы. Основная конструкция изготовлена из алюминиевых сплавов. Вместимость самолета — до 120 человек, включая экипаж.

Конструкция Як-42

В кабине пилотов находится множество специальных приборов и пультов, которые расположены с учетом рациональности для обеспечения максимального комфорта при управлении самолетом. Система электроснабжения в кабине работает на трехфазном напряжении 115/208 В при 400 Гц.

Шасси трехопорного типа. Передняя ось расположена вдоль потока, а две основные оси расположены поперек.

Схема колес на самолете Ту-154 идентична схеме колес на данном самолете. Гидравлическая система управляет передней опорой для управления направлением самолета на полосе взлета и посадки. Эта система включает два насоса с разными функциями, такими как управление выпуском шасси, открытием закрылок, питанием бустера руля направления, работой стеклоочистителя, перестановкой стабилизатора, торможением и уборкой интерцепторов. Также на самолете есть аварийная гидросистема, которая используется для стояночного торможения и уборки трапа.

Як-42

Однощелевые закрылки с дефлектором управляемы тем же переключателем, что и предкрылки. Их можно открывать наполовину при необходимости. Двигатели расположены в задней части самолета. Воздухозаборник основного мотора имеет диаметр 130 см и сделан из монолитной сборки, что помогло снизить вес, не ухудшая эффективность.

Трап для посадки и высадки находится сзади вместе с двигателями.

Топливная система отличается простотой. Она включает три бака. Один расположен в центроплане, а два других размещены по бокам. Каждый вмещает до 6170 кг топлива. На них установлены специальные системы, которые оповещают о снижении запаса до 870 кг. Боковые дают топливо для двух задних двигателей. Средний же отвечает за обеспечение питания центрального мотора. Если баки или двигатели частично отказывают, то все три емкости автоматически объединяются, а поврежденная магистраль перекрывается.

Як-42 двигатель

Технические характеристики Як-42

Двигатели Д-36 установлены на самолете Як-42 и дают тягу 63,74 кН. Они отличаются слабым выхлопом и низким уровнем шума. Несмотря на отсутствие реверсов тяги, самолет может легко остановиться благодаря низкой посадочной скорости в 200 км/ч и тормозам колес. Длина самолета составляет 36,38 м, а высота — 9,83 м. Размах крыла равен 34,88 м.

Вес пустого самолета — 34,6 тонны. Максимальный взлетный вес составляет 56,5 тонн, при этом 18,5 тонн занимает топливо.

Скорость этого объекта достигает 810 км/ч и он начинает парить при разгоне до 750 км/ч. Возможны более продвинутые версии, которые могут превзойти эти показатели, однако ни одна из них не была запущена в производство. Остальные модели оснащены базовыми двигателями и дают одинаковые результаты.

Полет Як-42

Як-42 мог лететь на расстояние до 4 000 километров, но он установил мировой рекорд, пролетев более 8 000 километров от Москвы до Хабаровска без посадки. Хотя высота полета этого самолета не была выдающейся, он не уступал своим аналогам и мог подняться до 9600 км.

Як-42 — один из лучших пассажирских самолетов в мире.

Расход топлива

Эффективность эксплуатации самолета оценивается по расходу топлива. Чем он меньше, тем меньше затраты для авиакомпании. Точно определить необходимое количество топлива для полета сложно, так как расход зависит от многих факторов, включая дальность, высоту, скорость и нагрузку. Поэтому используются средние значения для различных условий эксплуатации.

У Як-42 удельный расход топлива составляет 35 г/ПКМ, а общие затраты при расчете из времени — около 3100 кг/ч. Эти данные позволяют определить, что самолет может находиться в воздухе около шести часов.

Если сравнивать его с ближайшими иностранными конкурентами, то в вопросе расхода топлива он однозначно проигрывает. Даже Airbus 319 затрачивает на перелеты по расчету из времени около 2100 кг/ч.

Модификации Як-42

Из-за катастрофы, произошедшей в начале производства, базовая модель самолета была выпущена в ограниченном количестве. Технические параметры были пересмотрены, и вскоре была создана новая модификация, которая стала главной. Хотя также были разработаны другие версии Яка, большинство из них не были запущены в производство.

Як-42Д

Выпущенные модификации:

  • Як-42Д – улучшенная версия самолета, созданная после катастрофы в 1982 году, отличалась устранением ошибок и повышенным запасом топлива;
  • Як-42А – модифицированный вариант модели 42Д, серийного выпуска не было, единственный самолет принадлежит компании «Лукойл»;
  • Як-42Д-100 – версия 42Д с установкой западного бортового радиоэлектронного оборудования;
  • Як-42 «Росгидромет» – самолет-лаборатория для геофизического исследования атмосферы, создан из модели 42Д;
  • Як-42Е-ЛЛ – лаборатория для тестирования нового турбовентиляторного двигателя Д236, установленного вместо одного базового;
  • Як-42М – переработанная версия 42Д с новыми двигателями Д-436М и комплексом ЦПНК-42М, мог садиться при отсутствии видимости;
  • Як-42Ф – модель для проведения аэрофотосъемки, под крыльями имела специальные контейнеры для электрооптических датчиков;
  • Як-242 – технически переработанная модель на двигателях ПС-90А12, имеющих тягу, в два раза превышающую базовую, выступила в роли основы для проекта МС-21.

Як-42Ф

Наиболее распространенной версией является 42Д, которая часто применялась для пассажирских перевозок на территории СССР.

Эксплуатация самолета

Самолет начал эксплуатироваться в СССР в конце 1980 года и использовался для пассажирских перевозок компании «Аэрофлот».

В 1982 году произошла катастрофа, однако автомобиль продолжали использовать. Впоследствии была создана новая версия, заменившая базовую в 1988 году.

Модель 42Д использовалась не только Советским Союзом. Она поставлялась на Кубу и в Китай, где ее эксплуатировали для выполнения пассажирских рейсов. Позднее Як-42 заинтересовал некоторые другие государства, которые также закупили несколько машин для гражданских перевозок. Производство этой модели было прекращено в 2003 году, но сам самолет используется до сих пор.

42Д в Китае

Эксплуатанты

В список стран, в которые входят СССР, Куба, Китай, Пакистан, Россия и страны СНГ, добавляется Як-42, который в настоящее время используется компанией «Ижавиа». Эта компания владеет десятью самолетами, последним из которых была приобретена в 2017 году для перелетов из Ижевска в Сочи и Анапу. Кроме того, в России такие самолеты используются компаниями «КрасАвиа» (9 самолетов) и «Турухан» (3 самолета).

На Кубе продолжают летать четыре рабочих самолета. Китай использует восемь лайнеров для перевозки пассажиров, а также две машины для военных нужд. Некоторые единицы были переданы Ирану и Пакистану по лизинговому договору.

Похожие самолеты-конкуренты

Ближайшими конкурентами Як-42 стали советские Ту-134, Ан-158 и Sukhoi Superjet. Из иностранной авиации сходство с ним имеют Airbus A319 и Boeing 737. По техническим характеристикам они практически равнозначны. Главным минусом Яка на фоне конкурентов считается расход топлива. По остальным показателям машина ничем не уступает.

Ту-134

Самолеты Ту-134 не были заменены Як-42, хотя это было запланировано. Ту-134 используются гораздо чаще, даже после окончания их производства. Было произведено 183 экземпляра Як-42 за время ее эксплуатации. Тем не менее, этот самолет был признан одним из лучших проектов советской авиастроительной промышленности.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Елена

    Раскрыты интересные факты из истории создания этого легендарного самолета и особенности👍Было интересно почитать, раньше как то даже и не задумывалась над строением самолетов

  2. Марианна

    Как много необходимо топлива. Такой огромный вес, почти 1/3 от общего веса самолета. Отсутствие возможности ставить ручную кладь под ноги слегка разочаровывает. А в общем: ЯК-42 признан лучшим самолётом в мире.