Самолеты

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Новый учебно-тренировочный самолет Як-130 будет основным для подготовки российских пилотов. Навыки пилотирования являются важной частью подготовки военнослужащих ВВС, но использование боевых самолетов для обучения требует больших финансовых затрат, что вызывает проблемы. Поэтому использование специализированной авиации для обучения является более выгодным вариантом.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

История создания

Все страны Варшавского договора использовали для тренировки летных навыков будущих пилотов чехословацкий L-39. Он был очень простым, надежным и дешевым. После запуска производства в 1972 году прошло всего десять лет, но самолет к тому моменту успел серьезно устареть и стать непригодным для обучения летчиков истребителей четвертого поколения.

В 1990 году главком ВВС СССР Ефимов выступил с постановлением, поставив советским конструкторам задачу создать новый учебный самолет, который будет удовлетворять всем предъявляемым требованиям. Через год был проведен конкурс, где ОКБ представили свои подготовленные проекты. Развал экономики мог поставить крест на любой конструкторской компании, но одобрение нового проекта стало бы спасением.

Члены комиссии постоянно оказывались под давлением, что усложняло уже сложную ситуацию. Результатом конкурса стало отказ от предложений ОКБ Сухого и Микояна. Борьба продолжилась между конструкторскими бюро Яковлева и Мясищева. В итоге, победа была присуждена Яковлеву.

ОКБ имени Яковлева разработал проект учебно-боевого самолета Як-130, который первоначально назывался УТС-Як. В его оснащение входили передовые компьютерные технологии, способные моделировать боевые действия, а также дополнительные наземные комплексы.

После выигрыша требования к будущему самолету стали менее строгими, и была поставлена задача завершить его разработку. Однако возникли новые проблемы — финансирование было прекращено вместе с распадом СССР.

ОКБ обратилось за помощью к европейским партнерам. Помочь вызвалась итальянская компания Alenia Aermacchi. Дальнейшая разработка велась совместными усилиями при значительных финансовых затратах с обеих сторон. Вскоре итальянская компания вышла из проекта, забрав свою документацию, и выпустила собственный учебный самолет M-346, который считается одним из главных конкурентов Яка.

Як-130 поднялся в воздух в 1996 году, после чего началась серия испытаний. К 2001 году государственная комиссия оценила проект и признала его победителем. Продолжившиеся испытания показывали ряд незначительных недоработок, которые постепенно устранялись.

В 2008 году началось серийное производство самолета, который был полностью готов к эксплуатации российскими летчиками в 2010 году. В 2009 году на основе этого самолета был создан легкий штурмовик.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Задачи самолета Як-130

Используя Як-130, курсанты могут овладеть всеми нужными навыками пилотирования. Самолет очень гибок в плане управления и позволяет научиться управлять большинством истребителей 4 или 5 поколения, включая Су-27, МиГ-29, Су-30, F-22, F-16, Mirage, JSF и Harrier. Его отличают высочайшие показатели маневренности и продвинутые аэродинамические качества.

Задачи машины заключаются в обучении будущих летчиков ряду основных навыков: взлет и посадка после полета в разных метеоусловиях, ориентация по навигационному оборудованию, выполнение сложного маневрирования и срочное принятие мер при аварийных ситуациях или ошибках.

Особое внимание следует уделить главной задаче этого самолета – тренировке в воздушном бою. Як-130 может имитировать боевые условия, что позволяет изучить все тонкости боевых действий и практиковать различные варианты выполнения задач по уничтожению противника.

Летчик может освоить навыки взаимодействия с другими воздушными судами, защиты от ПВО и использования ракетно-бомбовых ударов. Як-130 может быть задействован в реальных боевых условиях для нападения на стратегические объекты и медленные воздушные суда.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Описание конструкции самолета

Учебно-тренировочный самолет Як-130 выполнен в форме моноплана по классической схеме. Крыло относится к категории среднерасположенных и имеет цельноповоротное горизонтальное оперение, а переднюю часть характеризуют наплывы, обеспечивающие повышенную устойчивость. Корпус изготавливается из алюминия, чтобы упростить процесс ремонта и восстановления при повреждении.

Триопорное шасси с низкодавлением пневматики может быть убрано внутрь корпуса, что обеспечивает возможность посадки на неподготовленные аэродромы.

Кабина Як-130 вмещает два человека и отличается просторностью, что можно оценить по фотографиям. В ней установлены катапультные кресла. Курсант занимает первое сидение, которое находится ниже второго, обеспечивая инструктору лучший обзор.

Данная силовая установка является двухмоторной и изначально оснащена двигателями РД-35, которые являются модификацией мотора ДВ-2, переданного для производства в Словению. Позже их заменили на АИ-222-25. Кроме того, установлена дополнительная установка ТА-14, обеспечивающая возможность приземления самолета в случае отказа основных систем. Каждый двигатель получает топливо из баков, расположенных внутри фюзеляжа и крыла.

В самолете установлена специализированная цифровая система управления, которая занимается моделированием боевых действий и имитацией поведения конкретных самолетов. Также имеются навигационная система и средства радиосвязи. Во время полета информация может выводиться на лобовое стекло.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Летно-технические характеристики

Самолет имеет небольшие размеры, что положительно сказывается на его маневренности. Его длина составляет 11,49 м, а высота – 4,76 м. Размах и площадь крыла равны 9,84 м и 23,52 м². Вес Як-130 без подвесок составляет 7250 кг, из которых 1700 кг уходит под заполненные топливные баки. Дополнительно можно установить два подвесных по 450 кг. Максимальная взлетная масса ограничена 10290 кг, боевая нагрузка может составлять до 3000 кг.

Двигатели АИ-222-25 обеспечивают технические характеристики Як-130, каждый из которых имеет тягу 2500 кгс. Максимальная скорость самолета достигает 1060 км/ч, но для этого необходимо снять подвесное оборудование.

Скорость взлёта может достигать 65 м/с. Максимальная высота полёта составляет 12500 м.

Дальность полета достигает 1600 км без подвесных баков. Если их установить, то расстояние возрастает до 2100 км. По времени во втором случае полет ограничен 3 часами. Для взлета ему требуется 550 м, а для посадки – 750 м. Допустимые эксплуатационные перегрузки составляют +8/-3 g. По ресурсным характеристикам Як-130 не менее привлекателен и может использоваться до 30 лет или 10 тысяч летных часов.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Вооружение Як-130

Вначале самолет не был пригоден для реальных боевых действий. Однако военные стали создавать новые БРЛС с АФАР специально для Як-130, чтобы решить все проблемы, мешающие его использованию в боях. Оборудование, которое изначально предназначалось для крупных истребителей, не было установлено на маленький учебный самолет.

Было запланировано модернизировать БРЛС для использования на Як-130, но неизвестно, готова ли она к этому. В случае установки на самолет, он сможет обнаруживать и следить за целями, а также проводить более точные удары.

Як-130 оснащен 8 точками подвески на крыле и одной на днище фюзеляжа для размещения вооружения. Эти точки позволяют использовать три типа боеприпасов.

  • управляемые ракеты «воздух-воздух» (Р-73) – позволяют поражать цели на расстоянии до 20 км;
  • неуправляемые ракеты (С-8, С-13, С-25ОФМ) – для нанесения ударов по воздушным и наземным целям;
  • управляемые авиационные бомбы – предназначены для поражения стратегических объектов и пехоты.

Два специальных контейнера РЭП используются для защиты от управляемых ракет путем выброса пассивных помех при нападении.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Сравнение с конкурентами

Главным конкурентом стал итальянский учебный M-346, выпущенный компанией, которая сотрудничала с ОКБ имени Яковлева при разработке Як-130. Оба производителя имели одну основу, из-за чего самолеты оказались очень схожими. Италия представила свой M-346 в 2008 году. Он отличался от российского сниженной на 700 кг массой, что повышало его летные качества.

Также конструкторы изменили форму его носовой части и установили оборудование для дозаправки в воздухе. Работает их самолет на двух двигателях F124-GA-200, выдающих по 2835 кгс. По скоростным показателям машины практически идентичны. Но скорость 1060 км/ч достигается M-346 даже при полной боевой нагрузке, а Як способен развить ее только будучи пустым.

Вторым конкурентом считается китайский L-15, представленный в 2006 году. Он разрабатывался при консультировании конструкторов ОКБ имени Яковлева. Его главное отличие кроется в том, что он стал сверхзвуковым, а двигатели дают тягу до 4200 кгс.

Самолет предназначен для обучения летчиков истребителей J-10 и J-11. Так как сверхзвук требует установку двигателей с форсажной камерой, задняя часть L-15 значительно отличается от исполнения Як-130. На самолете также размещаются пушка калибра 23 мм и цифровая ЭДСУ. Он может достигать скорости 1715 км/ч, что недостижимо для российского или итальянского аналога.

Он имеет больший практический потолок, но его радиус действия меньше — 550 км вместо 680 км. Однако его стоимость намного выше.

Также конкуренцию могут составить самолеты BAE Hawk T2 британского производства, чешские Aero L-159 и корейские KAI T-50. Первые два во многом схожи с Як-130 и превосходят его только в дальности полета без дополнительных баков. Последний же относится к сверхзвуковым и может разгоняться до 1640 км/ч. Он способен продемонстрировать больше возможностей, но по части маневренности уступает российскому самолету.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Производство самолета

Серийное производство должно было проходить в Нижнем Новгороде и Иркутске. Первым был запущен производственный процесс на нижегородском заводе «Сокол» в 2008 году после получения первых заказов на поставку небольшого количества для российской армии. Было произведено несколько самолетов, которые немедленно были отправлены заказчику.

В 2011 году Министерством Обороны РФ был заключен договор на закупку 55 самолетов, выпуск которых осуществляется корпорацией «Иркут» в Иркутске. Позднее заказ был расширен на 10 единиц. К 2015 году Военно-воздушные силы РФ получили 65 новых Як-130 для подготовки будущих пилотов.

Были проблемы в сотрудничестве с украинской стороной, которая помогала создать двигатели АИ-222-25. Компания «Салют» решила полностью локализовать производство и заменить старые двигатели на новые СМ-100, которые имеют тягу до 3000 кгс.

Самолет ЯК-130 учебно-боевой

Летные происшествия

В процессе эксплуатации данного самолета произошло несколько серьезных инцидентов, в основном закончившихся повреждением или потерей самого самолета, но некоторые привели к смерти членов экипажа.

Зафиксированные происшествия:

  • 20.06.2006 – падение самолета в Рязанской области вследствие отказа системы управления, погибших нет;
  • 29.05.2010 – разбился во время выполнения задания при взлете в Липецкой области, погибших нет;
  • 15.04.2014 – упал в Астраханской области в результате отказа системы управления, один погибший;
  • 21.06.2017 – приземлился в Воронежской области на две задние стойки, повреждения минимальны, погибших нет;
  • 21.06.2017 – посажен в Краснодаре на фюзеляж в поле в результате отказа передней стойки шасси, повреждения умеренные, погибших нет;
  • 11.07.2017 – бангладешский самолет разбился во время полета в г. Читтагонг, погибших нет;
  • 16.09.2017 – рухнул во время учебного полета вблизи аэродрома в Волгоградской области, погибших нет;
  • 27.12.2017 – столкнулись два бангладешских Як-130 в Кокс-Базаре при полете, погибших нет;
  • 12.04.2018 – потерпел аварию в Воронежской области вследствие отказа оборудования, погибших нет.

Только 5 Як-130 были потеряны в России. 21 июня 2017 года в Воронеже и Краснодаре произошли аварийные посадки, которые повредили самолеты, но удалось восстановить их и вернуть к работе.

Перспективы Як-130

К 2025 году Як-130 должен будет полностью заменить имеющиеся L-39 и стать основной машиной для обучения российских военных летчиков. На самолет возлагают большие надежды. Несмотря на стоимость, значительно превышающую цены на чешские аналоги, он имеет массу преимуществ.

Пилоты могут практиковать различные тактики боя и освоить все необходимые навыки для будущих миссий. Одним из преимуществ самолета является его возможность использования в качестве штурмовика. В планах установить на него радиоэлектронное оборудование, которое помешает противнику наводить оружие. Такой самолет может причинить серьезный ущерб вражеским войскам, совершить несколько ударов и остаться неуязвимым.

Возможно использование самолета как беспилотника, однако потребуется значительная подготовка.

В 2018 году российский производитель передал 106 Як-130 военным. В 2019 году на официальной презентации заявлено, что ВВС получат еще не менее 100 новых самолетов в ближайшие годы. Кроме того, планируется расширение продаж на международном рынке. Як-130 уже используется в Алжире, Бангладеше, Белоруссии, Мьянме и Лаосе.

Заключены контракты на поставку самолетов в Ливию и Сирию. Возможно, позднее поступят заказы от Казахстана, Малайзии и Монголии, рассматривающих вариант покупки. Выход на международный рынок отчасти связан с сотрудничеством ОКБ имени Яковлева и Alenia Aermacchi, что сделало самолет более близким к европейским требованиям.

Первый самолет, созданный Россией после распада СССР, называется Як-130. Несмотря на длительные испытания, проект оказался весьма успешным и пользуется популярностью за границей. Возможно, в будущем будут созданы модификации для использования в качестве боевого штурмовика или беспилотника. Такое решение поможет сделать самолет еще более удачным и привлечь внимание других стран.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах