Самолеты

Самолет Ту-244

Когда человечеству стало доступно небо, он стремился не только к высоте, но еще и к скорости, нужны были надежные, вместительные, качественные и скоростные летательные судна. Передовое изобретение человечества XX века стала разработка СПС. Об одном таком мы и поговорим ниже.

Самолет Ту-244 — советский сверхзвуковой гражданский самолет спроектированный для дальних перелетов, конструкторским бюро Туполева. Возможно, в скором времени российское авиапространство сможет нас порадовать тем, что вернет в пользование сверхзвуковые гражданские самолеты, ибо работы по нему ведутся по настоящее время.

Будущий сверхзвуковой самолет будет оснащен четырьмя турбореактивными двигателями и сможет подниматься на высоту в 20 километров, что заметно уменьшит время полета. Для взлета и посадки потребуется длинная взлетно-посадочная полоса, однако уже многие аэропорты способны обеспечить такие условия.

История создания

Авиация совершила прорыв в переходе с винтовых на реактивные самолеты во время Великой Отечественной войны. Проекты реактивных самолетов представляли развитие огромных скоростей по сравнению с тогдашней авиацией.

Эти самолеты в дальнейшем нашли применение, как в военной индустрии, так и в пассажирской. Далее вопрос стоял лишь в увеличении скорости и преодолении звукового барьера. С первой задачей проблем не было, а вот как преодолеть законы аэродинамики на гигантских скоростях — это было сложнее. В 1947 г. Соединенные Штаты справились с этой задачей, и к середине XX века военная авиация стала переходить на сверхзвуковые самолеты.

По приказу Совета Министров Советского Союза, летом 1963г, была поставлена задача создать СПС, способный перемещаться на крейсерской скорости до 2,7 тысяч километров в час, с сотней пассажиров на борту. Через 3 года Ту-144 впервые увидел небо, опередив на пару месяцев своего конкурента, француза «Конкорда». Но советский лайнер не оправдал ожидания, т.к. требовал сверх затрат. В дело пошло проектирование Ту-244, самолета нового поколения.

Работы по созданию данного лайнера начались в 1971 году и продолжались 25 лет под непосредственным руководством Туполева. Основой для проекта послужили американские СПС, британско-французский «Конкорд» и российский Ту-144, который был выведен из эксплуатации в 2003 году. Опыт создания Ту-160 также был использован в процессе создания лайнера. В 1973 году ОКБ представило проект Ту-244 (СПС-2) с несколькими вариациями, отличающимися по конструкции, характеристикам, двигателям и аэродинамике.

Задач перед СПС-2 стояло много. Необходим был конкурентноспособный пассажирский самолет, экономически выгодный, экологически подходящий, хотя на это не сильно обращали внимание в 60 гг., и при этом важен был пассажирский комфорт. Рассчитывалось, что из-за их скорости и частой эксплуатации, уменьшится авиапарк, и будут затраты только на топливо и техническое обслуживание. Авиатопливо, конечно, расходовалось бы больше, но из-за сокращения авиапарка, благодаря таким лайнерам, в целом бы получалось экономичнее.

Сравнение СПС-1 и СПС-2 отличается в размерах, весовой категории, экономичности установок, а эффект аэродинамики — это два совершенно разных самолета. В конце 1976 года было решено уменьшить размеры самолета до 257 тонн, а затем разработать более крупные модели. В 1985 году конструкторское бюро предложило использовать для Ту-244 4 двигателя изменяемого цикла, которые могли бы летать на разных режимах, особенно в густонаселенных зонах.

Предложен проект двигателей, использующих жидкий водород.

В 90-е годы произошел кризис, который сильно повлиял на научные исследования и разработки. Сообщения о приостановке работы над СПС-2 не было, но все говорило о том, что проект заморожен. Однако, когда Соединенные Штаты присоединились к работе над проектом, было решено переоборудовать два лайнера на базе Ту-144Д в 1993 году. Из этих лайнеров были созданы две летающие лаборатории, которые были совместно использованы с американцами и финансировались ими же. Работы над проектом СПС-2 были возобновлены.

В Ле Бурже в 1993 году была представлена информация о СПС-2, сообщающая о планах выпуска 100 авиалайнеров, которые должны были начать эксплуатацию к 2025 году.

Cамолет Ту-244

Начиная с 90-х годов, ведущие страны мира (США, Франция, Великобритания, Германия, Япония, Италия) присоединились к разработке реактивных самолетов второго поколения. Эти самолеты были необходимы для всех авиалиний, и главной задачей было оптимизировать экологические и экономические факторы авиалиний.

Этот «союз стран» назвали «Группа Восьми», куда вошли такие компании как «Бритиш Аэроспейс», «Аления», Объединение Японский авиационных корпораций, «Боинг», DASA («Дойче Аэроспейс Эрбас»), «Мак Доннел-Дуглас», собственно, АНТК имени Туполева и «Аэроспасьяль».

Научно-отраслевые центры тесно сотрудничали с АНТК Туполева. Это позволило использовать наработки разных стран для разработки СПС-2 с высокой скоростью.

Пути развития авиастроения в разных странах начали расходиться. НАТО не заинтересована в сверхзвуковых самолетах, а больше ориентируется на авиационно-морской флот. Использование обычных истребителей для доставки ракет и бомб с военных баз везде уже практикуется. Кроме того, некоторым странам не выгодна высокая стоимость пассажирских перевозок.

Но вернемся к нашим разработкам. Сейчас главный конструктор Ту-244 А.Л. Пухов, а за технические работы отвечает М. И. Казаков. Это огромное судно в 88 метров длинной, отвечает всем современным техническим требованиям, не смотря на то, что разработан почти полвека назад. Предположительная скорость — больше 2 тыс. км\ч, но уже работают над тем, чтобы увеличить этот показатель до 2,5 тыс. км\ч. В высоту оно 15 метров, а разместить в себе сможет три сотни человек.

На данный момент инженеры стараются решить две ключевые задачи. Первая — увеличить дальность полета, пока по техническим характеристикам он рассчитан на 9200 км. Вторая — как сделать так, чтобы он не «ел» так много топлива, потому как именно по этой причине весь мир не использует реактивные авиалайнеры.

Первую задачу можно легко решить, вторая же представляет определенные трудности. Однако наука постоянно развивается, поэтому эти самолеты рано или поздно будут отправляться в небо.

Преимущества сверхзвуковых пассажирских лайнеров:

  • быстрое перемещение между городами и государствами, минимум, раза в три быстрее;
  • уменьшение стоимости билетов, за счет перевозки большого потока пассажиров за раз;
  • легче, быстрее и проще тех. обслуживание одного большого судна, чем двух маленьких.

Cкорость

Отличия от Ту-144

Ту-244 — сверхзвуковой пассажирский самолет.

  1. минимум стекла в кабине;
  2. лучшие аэродинамические характеристики;
  3. огромная скорость;
  4. нет отклоняемого носа;
  5. экономия силовых установок при увеличении размеров, что позволит перевозить большее количество пассажиров.

сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-244

Эксплуатация Ту-244

В программе авиационной промышленности нет упоминания о том, что самолеты начнут использоваться в 2025 году, хотя это было предполагаемо. В случае появления таких самолетов они будут выглядеть несколько иначе, чем при разработке в Советском Союзе, но сохранят практические характеристики, заданные для них.

Самолет СПС-2 не соответствует экологическим требованиям (шум, звуковой удар, выбросы в атмосферу, вредные вещества), предъявляемым к самолетам данного класса, поэтому его эксплуатация неэкономична. Современный самолет Ту-244 заменен на более компактный и экологически чистый Ту-444, который также более доступен по цене.

Фото

Самолет Ту-244

Конструкция

Крыло имеет сложную деформацию снаружи и переменный профиль по длине. Управление и балансировка осуществляются элеронами, которые отвечают за тангаж и крен. Носки, расположенные у кромки крыла, механизированные и могут отклоняться. Крыло состоит из консоли, передней и средней частей. Для обеспечения максимальной прочности в местах наибольших нагрузок на колесо используется титан. Крыло также оснащено вертикальным оперением, которое связано с двухсекционным рулем для управления направлением полета.

Фюзеляж имеет три части, это хвостовой отсек, носовой, а также гермокабина. По диаметру фюзеляж может быть разный из-за различных компоновок, и это сказывается на количестве перевозимых пассажиров. Все логично, больше самолет — больше пассажиров, и больше места для багажного отсека.

На борту находятся четыре пилота с креслами, которые оборудованы системой катапультирования. Автоматизированный борт имеет центральное программное управление.

Из-за отсутствия отклоняемого носа и фонаря на самолете было решено улучшить видимость в полете остеклением кабины. Система оптико-электронного обзора обеспечивает видимость при посадке и взлете в различных погодных условиях и времени суток.

Часть шасси складывается в крыло, а другая часть в фюзеляж. Будут установлены дополнительные опоры для посадочной полосы, чтобы выдерживать большие нагрузки.

Технические характеристики

  • Экипаж: три пилота.
  • Вместимость: до трех сотен человек.
  • Крейсерская скорость: 2175 км\ч.
  • Силовые установки: 4 двигателя с турбинными вентиляторами.
  • Дальность перелета: 9,5 тыс. километров.
  • Грузоподъемность: 300 тонн.
  • Длина / высота – 88 м/15 м.
  • Площадь рабочей поверхности – 965 м 2
  • Размах крыла – 45 м.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах