Самолеты

Самолет Ту-154 фото салона и технические характеристики

На сегодняшний день фотографии самолета Ту-154 можно в основном найти в интернете, так как он давно не используется для перевозки пассажиров. Среди пилотов он получил прозвища «Аврора», «Большая Тушка» и «Полтинник». В советское время этот трехдвигательный авиалайнер был популярен и мог перевозить от 152 до 180 пассажиров, развивая крейсерскую скорость свыше 900 км/час. Разработкой занималось ОКБ имени Туполева, которое было известно в 1960-е годы. Вместимость самолета Ту-154 составляет 180 человек.

Подобнее о самолете

Первый полет состоялся в начале октября 1968 года. Модель выпускалась серийно с 1970 по 1998 год и прошла несколько этапов модернизации. В истории самолета отмечается короткий рейс, пройденный на расстоянии около 190 км от Ташкента до Намангана, а также один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолет имел свои индивидуальные особенности.

  • сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
  • обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
  • заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.

В 2013 году производство данной модели самолетов было окончательно прекращено в зимний период.

крейсерская скорость самолета Ту-154

Кабина самолета Ту-154

Важные исторические моменты

При разработке авиалайнера основной целью для конструкторов была замена устаревших моделей, таких как Ан-10, Ту-104 и Ил-18. ОКБ уделяло этому вопросу большое внимание, так как стране требовался новый модернизированный лайнер, который бы соответствовал параметрам американского прототипа Боинг-727. В истории Ту-154 можно выделить следующие знаковые события:

  1. в 1966 году создан первый экземпляр самолета опытного характера;
  2. первый полет пришелся на 3 октября 1968 года, а в следующем году он был представлен на всемирно известной выставке авиасалона Лэ-Буржэ;
  3. изначальное использование было связано с перевозкой почты из столицы в разные города, а начиная с 1972 года был переведен в состав известного авиаперевозчика «Аэрофлота» и использовался для пассажироперевозок местного значения. Немного позже переведен на рейсы международного уровня;
  4. начиная с 1975 по 1984 год включительно был неоднократно модифицирован. Например, была замена двигателя на более мощный, увеличена взлетная масса;
  5. в этом же 1984 году определенное количество «Тушек» было переделано. Одни в количестве 9 штук — в грузовые воздушные судна, другие (5 штук) — в лаборатории в связи с проводимыми испытаниями космического челнока, третьи (2 единицы) — в авиасудна, ведущие всесторонний контроль за деятельность стран СНГ и НАТО.

Ту-154 был основным самолетом для перевозки пассажиров как внутри страны, так и за ее пределами. Различные авиакомпании приобретали множество этих самолетов, а некоторые из них перешли в собственность ВВС Советского Союза.

кабина Ту-154

Салон Ту-154

Устройство и оснащение модели

Конструкция состоит из алюминиевых, магниевых сплавов и стали. Фюзеляж имеет круглое сечение и состоит из трех разъемных частей, которые выполняют различные функции — размещение экипажа, пассажиров, багажный отсек и технические помещения.

Изначально кабина Ту-154 предназначалась для трех членов летного экипажа, однако из-за происходивших неприятных инцидентов в ней находилось пять человек. В кабине было оборудование, включая приборную доску, различные пульты и щитки, а также панель АЗС.

Конструкция крыла кессонная и трехлонжеронная. Основными частями являются центроплан и два ОЧК, снабженных предкрылками и закрылками. В носу крыла находится система, препятствующая обледенению путем электрообогрева. Что касается силовой установки, то она имела три двигателя. Первые два находились в фюзеляже (хвостовая часть – мотогондолы), а последний третий двигатель — практически там же, но уже непосредственно в форкиле S-образного канала вместе с воздухозаборником.

Топливная система довольно сложная. В нее входили баки с топливом и некоторые системы, связанные с их «питанием». Емкость резервуаров разная начиная от 471 тыс. и заканчивая 8.3 тыс. л. Система гидравлики включала в себя 3 подсистемы.

Для обеспечения электричеством использовались три сети и генераторы, которые работали на переменном токе. Кроме того, была вторичная сеть, а для кухонного оборудования использовалась отдельная сеть мощностью 27 Вольт, что подтверждается на фото салона Ту-154.

Система управления имеет ряд особенностей, главной из которых является необратимое бустерное управление. Такое новшество было введено для улучшения характеристик управляемости и устойчивости авиасудна, а также автоматизации процессов, связанных с набором высоты, выбором маршрута, снижением по сигналам НПК и посадкой.

Технические характеристики – это одни из самых важных моментов, благодаря которым авиалайнер вошел в историю советской авиации. По тем временам его внешние параметры впечатляли, поэтому возникал логичный вопрос: сколько весит самолет Ту-154? Масса пустого составляет более 55 т, а вот максимально взлетная уже равна 104 т.

 

Часовой расход топлива составляет от 5300 до 6 200 кг, а максимальная дальность полета — 3900 км.

Сведения об эксплуатации

Более 35-ти лет эти авиалайнеры осуществляли рейсы внутреннего и международного назначений. Особая востребованность этих воздушных судов пришлась на период с 1972 года по начало XX века.

В середине 2000-го года начали говорить о снятии Ту-154 с производства. Причиной этого решения не стало выработка ресурса и качество, а низкие показатели топливной эффективности. Во время проектирования самолета не учитывались задачи по экономии топлива, но со временем этот параметр стал важным, так как цены на горючее значительно выросли.

Как свидетельствуют данные статистики на конец 2008 года, именно эта модель являлась основополагающим звеном большинства авиакомпаний РФ и выполняла большую часть рейсов. Кризис, начавшийся в это время, повлиял на окончательное решение по поводу полного вывода судов из эксплуатации.

По мнению современных конструкторов, Ту-154 морально устарел, а его технические характеристики перестали отвечать мировым стандартам. Некоторые страны ЕС запретили полеты на этих лайнерах в связи с превышением уровня шумовых показателей. Процедура вывода длилась несколько лет с 2008 по 2013 годы. Одними из первых, кто отказался от самолетов стали компании S7 Airlines, «Аэрофлот», «Россия», UTair и «Уральские авиалинии».

Катастрофы с Ту-154 происходят из года в год, заканчиваясь полной гибелью экипажа и пассажиров. Расследования показали, что причины несчастных случаев связаны не только с несовершенством модели, но и человеческим фактором. В некоторых случаях пилотам не удавалось повлиять на события из-за особенностей системы.

Президент России принял решение о прекращении работы с теми самолетами, после анализа страшной статистики. Некоторые из них сейчас находятся в музеях, частных ангарах и у авиакомпаний. Лайнеры останутся в истории и памяти людей.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах