Самолет Ту-143
В конце 1960-х годов ОКБ Туполева разработало советский беспилотный летательный аппарат Ту-143 для непилотируемой разведки. В то время в СССР активно разрабатывались подобные спецкомплексы. Постановление Совета Министров, опубликованное в 1968 году, обязывало создать этот разведывательный аппарат в двух моделях.
- для авиафоторазведки;
- для телеразведки;
- для радиационной разведки.
Все работы по этим моделям нужно было окончить в 1972 году. Итак, узнаем больше об истории этого лайнера.
История разработки ТУ-143
Инженеры были вынуждены пересмотреть свой подход к разработке, производству и тестированию непилотируемых аппаратов, так как техническое задание на создание такого аппарата содержало условия, требующие многократного использования, полетов на высокой и низкой высоте, а также над горной местностью.
Высокие требования, которые предъявлялись к аппарату, приводили к необходимости разработки радио и другой аппаратуры на борту самолета с применением современнейшей элементной базы.
При создании нового беспилотного устройства для тактической разведки использовался значительный опыт, накопленный на момент времени в ОКБ Туполева и других подобных организациях. Работы по беспилотным аппаратам продолжались уже почти 10 лет, а главным конструктором был Г. М. Гофбауэр. После его смерти Л. Т. Куликов продолжил работу.
В конце 1970 года был успешно проведен первый полет БПЛА Ту-143, который был быстро сконструирован. Государственные испытания прошли в 1972 году и были завершены в 1976 году, после чего аппарат был передан Советским войскам. В ходе испытаний самолет уже был запущен в серийное производство в городе Кумертау. К 1989 году было изготовлено 950 различных самолетов Ту-143.
Беспилотник Ту-143 быстро внедрили в военные части, он получил высокое одобрение, поскольку это было надежное эффективное средство для тактической разведки. Он внедрен и получил применение в сухопутных войсках, а также использовался в других видах Вооруженных Сил. Чем он был хорош, так это тем, что обеспечивал более точный и быстрый заход на территорию разведывания по сравнению с другими пилотируемые тактическими разведывательными оборудованиями. Это большое преимущество в такой работе, особенно если нужна была разведка на нескольких близлежащих районах
Во время полета и разведки соблюдался строгий температурный режим аппаратуры и стабилизация комплекса, что обеспечивало отличные условия для работы и возможность получения качественной информации. Например, при скорости почти тысяча километров в час на высоте более полукилометра, аппарат способен распознавать объекты размером чуть более 20 см.
Особенно хорошо было использовать самолет в горной местности, когда нужно было взлетать и садиться на высоте более 2-х км над уровнем моря, облетать горы высотой 5 км. Это позволяло использовать самолет на войне в странах с горной местностью, и он был недосягаемый для противовоздушных средств противника. БПЛА Ту-143 отгружался на экспорт в некоторые социалистические страны и в Сирию, он использовался во время конфликта в Ливане в 80 годы.
Существовали модификации самолета, оснащенные приборами для радиационной разведки, которые передавали информацию о радиационной обстановке на маршруте полета. Первое демонстрационное выступление самолета произошло на выставке в Москве и в музее Монино, на фотографии Ту-143.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов разрабатывались модели Ту-143 для помощи в агитации. В передней части самолета отсек заменялся на другой, где помещали пачки материалов по агитации весом до 19 кг, а также средства для их сброса из трех отверстий, осуществляемого через специальные конвейеры.
Для разведки в приграничных областях на расстоянии до 70 км использовали самолет Ту-143. Он фотографировал, телеснимал и наблюдал за радиационным фоном. С помощью него разведывалась местность, где сосредоточены войска и военная техника предполагаемого противника, а также его специальные сооружения.
БПЛА Ту-143 были в составе спецкомплекса для тактической разведки «Рейс» в количестве 12 машин, а, кроме того, сюда относились средства проведения пуска и посадки, переработки и дешефрирования информации, пункты связи.
Комплексы «Рейс» выполняли разведывательные задачи на разных высотах, а также помогали маскировать подготовительные операции и запуск Ту-143. Кроме того, они передавали информацию в режиме реального времени. Функции комплекса «Рейс» включают:
- подготовительные операции по запуску и сам запуск Ту-143, который производится со специальной пусковой установки;
- управление самолетом Ту-143 во время полета на определенной высоте;
- запуск программ полета, времени включения/отключения аппаратуры на борту самолета; фото и телесъемка, радиационная разведка;
- передача информации в нужную точку.
Запуск Ту-143
Конструкция Ту-143
Моноплан Ту-143 имеет треугольное крыло, расположенное низко. Его корпус выполнен из металла и имеет дестабилизатор впереди, который обеспечивает устойчивость в полете. Крыло имеет стреловидную форму с небольшим удлинением, а элевоны на задней кромке управляют самолетом по крену и тангажу. Фюзеляж разделен на 4 отсека, а воздухосборник находится под корпусом.
Носовой отсек фюзеляжа полностью съемный и выполнен из прозрачного пластика. Он предназначен для хранения контейнеров с фото и телеаппаратурой, а также может быть отсоединен от корпуса и сохранен в другом месте.
Во втором отсеке корпуса находится аппаратура для телеуправления и электропитания. В третьем отсеке расположен бак с топливом, через который проложен канал от воздухозборника к мотору и другим частям самолета. Также здесь установлен двигатель ТРЗ-117. Четвертый отсек — гондола мотора, вверху которой находится контейнер с парашютами: 1 посадочный и 1 тормозной.
Шасси самолета состоит из трех опор, выдвигающихся во время приземления. Опора, находящаяся впереди, прячется во второй отсек, а другие — вовнутрь крыла. Спецоборудование для разведки было размещено в передней сменной части фюзеляжа, его было 2 разновидности: для фото и телеразведки. При телеразведке информация сразу поступала на землю по каналу связи. А при проведении разведки с помощью фотосъемки требовалась обработка информации после приземления самолета.
Во время разведывательного полета выполнялась фотосъемка непрерывно с интервалами, устанавливаемыми автоматически, или передавался телевизионный сигнал. Для установки соответствия передаваемой картинки и местности разведывания посылались также на землю метки дальности. Разведка выполнялась днем на небольших высотах до одного километра. Полет длился всего 13 минут.