Самолеты

Самолет Ту-119 с реактором

Ту-119 был создан в КБ имени Туполева в Советском Союзе на базе летающей лаборатории — лайнера для исследования турбовинтовых СУ с ядерным реактором. В самом летательном аппарате были проведены эксперименты на ТВД-двигателях с ЯСУ.

Задачи по разработке атомолетов

Атом уже давно изучили на Земле и создали опасное оружие — ядерные бомбы. Человечество решило изучить ядерную энергетику и использовать ее в военном транспорте, таком как корабли, самолеты, танки и подводные лодки. Представьте такой транспорт, который не нуждается в дозаправке на долгое время, не ограничен в передвижении и может работать несколько суток без остановки.

Ту-119 с реактором

Танки не были успешны, зато авиация значительно продвинулась вперед. Были разработаны летающие лаборатории, чьими чертежами не ограничивались. США и Советский Союз начали создавать примерно одинаковые проекты. Благодаря опыту, было создано несколько экземпляров ядерных самолетов на базе прямоточных ТРД и ТВД-двигателей с различной системой передачи ядерной энергии.

Разработка различных моделей реакторов, применение средств биозащиты для команды и систем оборудования, воздействующих на радиацию, были основными мерами, используемыми при создании авиалайнера, способного выполнять функции разведывательного самолета или бомбардировщика, способного находиться в воздухе не менее двух дней без заправки. Однако, при разработке такого типа самолета возникли проблемы, которые требовалось решить, включая:

  • исследовать, как влияет радиационное излучение на материал, из которого изготовлен самолет и СУ.
  • как влияют выбросы от ядерного топлива на атмосферу, окружающую среду во время работы ядерной установки, а также предусмотреть все возможные варианты неудачных исходов полета и побочные действия на земле при аварии атомолета.
  • Как защитить команду экипажа от вредоносного излучения в воздухе, и техобслуживающий персонал в аэропортах.

К примеру, согласно ЛТТ к будущему атомолету с ЯСУ установкой по документам, в июле 1947 года в США взлетная масса не должна была превышать 136 тонн, а его предельная скорость 830 км\ч на высоте 11000 метров. Полезная нагрузка около 5,5 тонн.

История Ту-119

В лето 1955 года в КБ имени Туполева был объявлен указ СМ СССР о необходимости создания высококачественного ядерного двигателя (ЯСУ). Кроме туполевцев, этой задачей занимались другие талантливые конструкторские бюро, вспомогательные компании и организации. Они разработали крупногабаритный план, рассчитанный на 10 лет, по модификации и разработке тяжелых бомбардировщиков с ядерными СУ, который должен был завершиться в 70-80-х годах прошлого века с производством полнофункциональных боевых и сверхзвуковых лайнеров для разных задач.

Фото

Планировалось полностью перейти на использование ЯСУ в самолетах, для чего необходимо было решить проблему воздействия ядерного излучения на самолет и команду экипажа, а также минимизировать разрушительное воздействие излучения.

Изначально создали пример аппарата из новых, ранее не применяемых в самолетостроении материалов. Это была средняя часть корпуса с входящими в него бортовыми системами в которой и установили ядерный реактор. Проектом занимался конструктор филиала КБ Туполева И. Ф. Незваль в городе Томилинск.

Материалы, из которых был изготовлен этот экспериментальный экземпляр, изготовлялись по новым технологиям. Этими неметаллическими совершенно инновационными материалами занимался специальный отдел, в котором состояли первоклассные химики, а данные вещества многоразово были проверены ядерщиками. После многократных экспериментов на свойствах материала, выявлена высокая степень защиты от радиации, а, значит, они прекрасно подходили самолету на ЯСУ.

Атомолет Ту-119

Через три года после создания, в 1958 году, опытный образец был доставлен на базу Половинку в городе Семипалатинск. В это же время был завершен разработанный двигатель ЯСУ, оснащенный ядерным реактором, индивидуальным корпусом и возможностью извлечения из грузового отсека для облегчения обслуживания данного устройства.

Первый запуск на земле ЯСУ произвели в 59-м г. После доводки силовой установки, удалось прийти к необходимой мощности. Благодаря экспериментальному образцу и многочисленным опытам с ЯСУ получили огромный опыт в изучении влияния ядерного излучения. Ученые и конструкторы смогли полноценно исследовать работу реактора и создали необходимые правила для пилотов атомолетов.

Ту-119 был создан на базе Ту-95 с установленным реактором, который был значительно переработан для новой ядерной системы управления.

Первый полет самолета Ту-119 состоялся летом 1961 года. Всего было выполнено 34 полета с работающим и выключенным ЯСУ. Кроме экипажа, на борту находились ученые, исследователи, физики и биологи, которые изучали воздействие ядерного излучения на окружающую среду и людей.

Многократные проверки и тесты доказали безопасность использования данного вида энергетических установок для людей и окружающей среды, однако проект был закрыт в связи с прекращением финансирования, поскольку государственные власти сконцентрировались на ядерных подводных лодках и других военных разработках.

Закрытие проекта имеет дополнительный плюс – в случае крушения самолета, потенциальные жертвы и ущерб для окружающей среды будут значительно меньше.

Американцы тоже вели разработки ядерного самолета B-36, и их проект со временем точно также перестал существовать. Советскому Союзу оказалось некого догонять в этой отрасли. И все вздохнули с облегчением, сэкономив огромное количество времени и денег.

Конструкция самолета

На фото передней части Ту-119 видна кабина для девяти экипажа, полностью герметичная и защищающая от ядерного излучения. Пилоты защищены свинцовой стеной, которая содержит более эффективные защитные материалы. В кабине установлены сенсоры, которые контролируют уровень излучения и предупреждают об утечках.

Ту-119

На всем самолете были установлены такие же датчики, включая крыло. Реактор, расположенный в середине самолета, был скрыт под защитной оболочкой. Этот отдел оказался шире, чем весь самолет, поэтому на фюзеляж добавили металлические обтекатели. Ниже этого отдела находился воздухозаборник, который управлялся пультом, ответственным за ученых на борту атомолета. Воздухозаборник охлаждал ядерный реактор.

ЯСУ обеспечивала работу четырех двигателей HK-12, общей мощностью в шестьдесят тысяч кгс каждый. У самолета оказались хорошие скоростные параметры при весе в 145 тонн, например, одна СУ весила 40 тонн. Крейсерская скорость — восемь сотен километров в час, а дальность перелета — пять тысяч километров.

Тактико-технические характеристики

По информации из определенных печатных изданий, Ту-119 обладает определенными параметрами полета.

  1. летный экипаж — 9 человек;
  2. длина самолета — 46,17 метра;
  3. крыло 50 метров и его площадь 283,7 метра;
  4. высота самолета — 12,5 метров;
  5. вес ядерного реактора: 39 тонн;
  6. взлетный вес — 145 тонн;
  7. СУ 4 шт. — ТВД HK-12M;
  8. общая мощность двигателей — 60000 кгс;
  9. скорость 800 — км\ч;
  10. дальность — 4700 километров.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах