Самолет як-42: фото и характеристики

Самолеты

Як-42 – это реактивный пассажирский самолет, созданный КБ Яковлева в 1970-х годах. Он предназначен для использования на средних дистанциях. Первый полет Як-42 состоялся в 1975 году, а активное использование началось в 1980 году. Массовое производство этого самолета продолжалось до 2003 года, и за это время было выпущено 183 машины. Як-42 использовался не только в бывших странах Союза, но и за границей, включая Кубу, Китай и Пакистан.

Самолет Як-42 изготавливался с целью заменить устаревшие Ту-134 и Ил-18, но эти машины эксплуатировались еще долго. Было изготовлено 10 модификаций Як-42, это был авиалайнер с хорошими летно-техническими характеристиками и управляемостью, на его счету 9 мировых рекордов.

История создания самолета

Конструкторы КБ Яковлева разработали самолет Як-42 вместо устаревших Ту-134 и Ил-18, используя опыт, полученный при создании ЯК-40. Они решили построить летательный аппарат с тремя моторами, размещенными в задней части. В период с 1974 по 1976 год было сделано четыре опытных образца.

Самолет Як-42

Крыло первого самолета имело 11-градусную стреловидность. Изначально предполагалось, что будущий лайнер будет практически полностью похож на Як-40, поэтому крыло должно было быть прямоугольной формы для увеличения подъемной силы, экономии топлива и увеличения дальности полета. Однако большая стреловидность позволяла увеличить скорость самолета.

После одобрения эскиза самолёта Л. И. Брежневым, в КБ Яковлева решено было сократить разработку самолета на год. Уже в 1974 году он лайнер был изготовлен, а в следующем году, в марте месяце он поднялся в небо.

В процессе испытаний, которые прошли в нормальном режиме, было установлено, что скорость самолета на высоте 8 км ниже ожидаемой и составляет 680 км/ч. Однако Министерство авиации настаивало на увеличении скорости самолета до 700-800 км/ч. В связи с этим было принято решение изменить конструкцию самолета, увеличив стреловидность крыла.

Вскоре после первоначальной конструкции самолета была внесена доработка, и в течение нескольких месяцев крыло получило другую форму. После проведения последующих испытаний летчики, которые их проводили, дали положительные отзывы, отметив хорошую управляемость, пилотируемость и устойчивость машины. В 1977 году на авиасалоне во Франции он был продемонстрирован широкой публике.

Самолёт Як-42 начал свою серийную отправку в 1977 году, однако активное использование началось только в 1980 году после получения сертификата летной пригодности. В 1982 году произошла катастрофа, в которой погибли люди, после чего производство и полеты Як-42 были приостановлены на 2 года. В 1988 году была выпущена новая модель — Як-42Д, которая отличалась большей длительностью полета и большим весом при взлете. Однако массовое производство самолетов было прекращено в связи с распадом Советского Союза и сокращением пассажирских перевозок.

Як 42Д

В 2003 году произведен последний самолет. В 2011 году в сентябре произошла авария с Як-42 под Ярославлем, в результате которой погибла хоккейная команда «Локомотив». После этого производство самолета было прекращено.

У российских перевозчиков на балансе имеется 35 ЯК-42. Эти модели также используются на Кубе и в Северной Корее, а в Пакистане и Иране они были взяты в лизинг местными перевозчиками.

Конструкция самолета

Самолет Як-42 имеет монококовый фюзеляж с низко посаженными крыльями и тремя моторами. Шасси, состоящее из трех опор, складывается в полете. Для посадки пассажиров используется трап в хвостовой части, так что подъездные трапы не нужны. В носовой части находится кабина летчиков и ниша для шасси, а в средней части — салон на 120 человек.

В Як-42 установлены двигатели Д-36 с двумя контурами, которые являются надежными и экономичными. Два из них расположены в мотогондолах, а третий — возле киля в фюзеляже. В случае отказа одного из двигателей, самолет все равно сможет продолжить полет.

Мотор Д-36 соответствует всем международным требованиям по экологичности. Уровень шумов двигателя самолета соответствует мировым стандартам благодаря специальным металлическим и пластиковым вставкам, которые разработчики установили в мотогондолы, потратив на это немало времени и сил.

Самолет Як-42 оснащен трехопорным шасси, которое убирается гидравлической системой. Колеса аналогичны Ту-154. Гидравлическая система также отвечает за работу рулей управления и механизмов крыла. Топливо размещено в трех емкостях, из которых каждый двигатель берет топливо. Две емкости расположены в консолях крыльев, а одна — в центроплане. Преимуществом Як-42 является возможность использования коротких ВПП. Технические характеристики самолета приведены ниже.

Характеристики самолета Як-42

Эксплуатация самолета в наши дни

В 2017 году в парк ИжАвиа добавили Як-42, который стал девятым после ремонта и обслуживания.

За время эксплуатации этот экземпляр совершил 17000 часов налета, в то время как по техническим требованиям, установленным заводом-изготовителем, он может иметь 40 000 часов налета. Самолет перекрашен и получил новую ливрею авиакомпании, фото Як-42 смотрите ниже.

Интерьер самолета обновился, новая обивка кресел появилась в бизнес-классе и эконом. Обивка корпуса из современных материалов, санузлы красивые и комфортные. «Ижавиа» постоянно улучшает сервис, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

Фото Як-42

Схема салона самолета на один класс обслуживания

Як-42 – самолет, который предлагается в двух вариантах. В одном классе обслуживания помещается до 120 пассажиров. В данном обзоре мы рассмотрим пассажирский салон и определим наилучшие и наихудшие места. Вход на борт находится в хвостовой части, а также имеется 6 аварийных выходов на случай необходимости. В начале и конце салона находятся туалеты. Первый ряд сидений предоставляет достаточно места для ног, однако из-за близости туалета комфорт отсутствует.

За 6 рядами расположена перегородка и 2 аварийных выхода. Спинки кресел этого ряда не откидываются полностью. Пассажиры на 7 ряду могут насладиться большим пространством для ног, но стоит помнить, что рядом находятся запасные выходы, и эти места не продаются определенным категориям пассажиров.

  • с ограниченными возможностями;
  • дети, которым не исполнилось 12 лет;
  • иностранцам, которые не знают ни русского, ни английского;
  • пассажирам с животными.

Между 13 и 4 рядами находятся два аварийных выхода, поэтому спинки сидений в 13 ряду не складываются.

Схема салона лучшие места Як-42

Лучшие и худшие места

Исходя из характеристики схемы салона, лучшие места Як-42 считаются в первом, седьмом и 14 ряду. Здесь можно отдыхать в дороге, вытянув ноги. Плохими считаются места возле туалетов, в конце самолета, в тех рядах, где не откидываются кресла. Соответственно это все места в шестом, тринадцатом и двадцатом ряду. Возле туалетов расположены места 19 C, D. Особенно плохо сидеть в последнем 20 ряду, здесь, кроме того, что не откидываются кресла, сзади расположены туалеты и мешает отдыхать гул моторов.

Вместимость пассажиров Як-42

Салон самолета

Салон на 2 класса обслуживания

Места во втором классе обслуживания расположены также, как и в первом, начиная со седьмого ряда. Перед ними находятся 16 мест бизнес-класса, расположенных по схеме 2 на 2. Общее количество мест в салоне с двумя классами обслуживания — 100.

Бизнес-класс первого ряда имеет незначительный недостаток — туалеты находятся слишком близко. Но начиная с 7-го ряда, все так же, как и в салоне с единым классом обслуживания.

  • места 4 ряда — не полностью отбрасываются спинки сидений;
  • места 7 ряда, с которых начинается экономкласс, неплохие. Здесь больше места для ног, впереди на вас не упадет спинка кресла соседа. Однако, из-за близости аварийных выходов не всем можно покупать билеты, нельзя ставить сумки под сиденья.
  • 13 ряд неудобный из-за того, что не отбрасываются спинки сидений, но поскольку полеты на этих самолетах обычно не такие длительные, то можно иногда пренебречь этим недостатком.
  • 14 ряд считается удобным, поскольку много места для ног.
  • 20 ряд считают самым неудобным, но не стоит забывать и статистику, которая говорит о том, что в случае аварии выживают больше пассажиры, занимающие места в хвостовой части машины.

Расположение мест

Особенные свойства ЯК-42

Сводя воедино вышесказанное, можно выделить главные характеристики воздушного судна:

  • Хорошие летные свойства, низкая скорость посадки, всего 210 км/час.
  • Возможность использования коротких ВПП, для подъема и посадки достаточно полосы 2 км. Это дает возможность эксплуатировать самолет на небольших аэродромах.
  • Возможность производить посадку и высадку людей, без использования трапа, это возможно выполнить через трап-рампу, которая расположена в хвосте машины. У модели Як-42Д более позднего выпуска переделали переднюю дверь. Чтобы можно было присоединять телескопический рукав, что сделало самолет более привлекательным в международных полетах.
  • На самолете сделано 9 рекордов мирового уровня, в том числе совершен беспересадочный перелет Москва — Хабаровск.

Пассажиры, которые летали на Як-42, хорошо о нем отзываются, ровно садится и взлетает, шума мало, что впереди, что в хвостовой части. По этим показателям он не уступает известным моделям. При условии стабильного роста авиационной промышленности в стране он конкурировать среди лучших моделей своего времени.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Samoletos.ru