Самолеты

Самолет Як-14

Во время Второй мировой войны в СССР использовали военный планер Як-14 для перевозки грузов, оружия, медикаментов и десантников в зону боевых действий. С разработкой десантных планеров начали еще в 30-е годы под руководством П. И. Гроховского, но тогда не нашли им применения.

Десантные планеры были впервые применены немцами во время войны. В мае 1941 года они высадили десант возле форта Эбен-Абель и заняли его. Впоследствии десантные планеры использовались для доставки различных грузов, медикаментов и продовольствия, оказывая значительную помощь вооруженным силам. В Красной Армии они применялись для снабжения партизанских отрядов. Давайте рассмотрим, как был создан десантный планер Як-14, какие требования были к нему предъявлены и что было получено в результате.

История создания самолета

Многие конструкторские бюро имели опыт строительства самолетов подобного типа до войны, а некоторые уже имели их в наличии у вооруженных сил, например, планеры Грибовского, Антонова и Колесникова. Однако после войны заказчики требовали разработки совершенно новых планеров, способных перевозить большие грузы, тяжелое вооружение и большое количество людей.

Як-14

ОКБ Яковлева получило задание на разработку нового десантного планера на 35 мест в 1948 году, так как КБ В. К. Грибовского, которое имело опыт в создании подобных машин, уже было закрыто. В этом же году был спроектирован и построен самолет, а также проведены первые испытания. Некоторые доработки были внесены в самолет, и измененная версия была представлена в 1949 году перед госиспытаниями. Перед этим были выполнены изменения.

  1. Сделали больше чехол кабины, теперь он закрывал переднюю часть самолета.
  2. Освещение кабины пилотов стало мощнее.
  3. Регулировка швартовочными тросами стала обширней.
  4. Ручка, с помощью которой производилось управление интерцепторами, расположили ближе пульта управления.

Як-14 был создан для перевозки грузов массой 3500 кг и осуществления посадки на снежную полосу без ВВП. Для этого его конструкция была укреплена перед выставлением на Госиспытания. В августе-сентябре 1949 года самолет успешно прошел испытания на государственном уровне, однако было выявлено множество замечаний, в том числе необходимость увеличения десантного веса до 3600 кг для перевозки установки АСУ-57.

Вначале приступили к изготовлению пяти серийных самолетов на заводе в Ростове, одновременно проходили военные испытания машины. По их результатам требования к самолету повысились, его стали дорабатывать. Ответственным за изменения был инженер Л. Л. Селяков. Так появилась новая модификация Як-14М. Она имела усиленную конструкцию металлическим полом, лыжи для приземления планера на заснеженную площадку, а также улучшили кабину пилота. Показатели самолета на испытаниях модели были признаны удовлетворительными, и поступил заказ на 200 штук таких планеров.

Для буксировки Як-14 применялись Ил-12Д или Ил-12Т.

Большие военные операции не могли использовать Як-14 из-за ограничений буксировщиков. Однако самолет был положительно оценен после военных испытаний, и поступил заказ на еще 400 планеров после первого года эксплуатации. Завод № 47 в Оренбурге начал изготавливать самолеты. Як-14 использовался в военных частях ССР до середины 50-х годов, когда его заменили АН-8 и Ан-12.

Як-14

Применение Як-14, интересные сведения

В 1950-х годах планеры использовались для доставки грузов в Арктику. Первый полет был выполнен на планере Ц-25 с помощью буксировщиков Ил-12Д к Северному полюсу.

В 1954 году Як-14 выполнел сложную миссию — перебросить бульдозер на дрейфующую станцию СП-4. Для этого использовались 4 планера Як-12, которые способны были перевозить крупногабаритный груз, а бульдозер перевозили в разобранном виде по частям. Во время перелета буксировщик был привязан к Як-12, но перед посадкой отцеплялся и быстро убирался в сторону, освобождая место для следующего самолета. Перелет начался в Москве и продолжался свыше 109 часов, с остановками в других городах.

  • Казань;
  • Свердловск;
  • Омск;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Туруханск;
  • Хатанга;
  • Тикси
  • Певек;
  • Мыс Шмидта.

Все полеты были трудными из-за плохих погодных условий, включая облачность и обледенение, что приводило к потере ориентации. Доставка бульдозера на СП-4 была решена с помощью одного планера, но это привело к нарушениям, так как вес бульдозера был на 700 кг больше грузоподъемности Як-4.

Як-14

Применение за рубежом

В 1953 году по договору с Чехословакией переданы 10 самолетов Як-14 и 2 Ц-25. В Чехословакии они получили обозначения К-14 и К-25. Транспортировались на буксире Ил-12 до аэродрома около города Прешов, успешно прошли испытания и переброшены в аэропорт возле Праги.

В 1955 году самолеты использовались для военных учений и переброски военной техники. Также в этот год они были продемонстрированы на авиашоу в аэропорту Рузине.

Описание конструкции самолета

Як-14 — высокоплан, с подкосным креплением крыльев с однолонжеронным крылом по профилю Clark Y. Вдоль крыла расположились элероны и закрылки, разделенные на 2 части. Концовки крыла обшиты дюралюминием, а его средние части — полотном. Интерцепторы выполнены также из дюралюминия.

Корпус изготовлен из труб хромансильного типа. Средняя часть представляет собой грузовой отсек с металлическим полом (раньше была фанерная), вдоль которого расположены трапы для перемещения грузов. Если нужно было перевозить десант, то трапы могли быть превращены в сиденья с деревянными спинками. Для аварийного катапультирования была установлена дверь на левом борту. Впоследствии в передней части корпуса была добавлена дверь на правом борту для этой же цели. Обшивка фюзеляжа выполнена из полотна.

Сверху отсека для грузов установили кабину летчиков, немного смещенную влево. Попасть в нее можно было через дверь в левом борту, подняться к ней можно по ступенькам. Можно также зайти в кабину через грузовой отсек самолета, для этого в его потолке был люк. Из кабины летчиков предусматривалась дверь для аварийного катапультирования.

Десантный планер Як-14

Самолет имел однокилевое оперение и шасси, состоящее из двух тормозных колес и одного переднего колеса с пневматической масляной амортизацией. При посадке на лыжи давление в амортизационной системе снижалось, и самолет приземлялся, качаясь.

Было внесено свыше 100 изменений в конструкцию самолета в процессе его изготовления.

Для буксировки Як-14 применяли Ил-12Т и Ил-12Д, используя стометровый трос диаметром 1,5 см. Ил-12 имел запас топлива около 4 тыс. литров, что позволяло перебросить самолет на 490 км. У Ил-12Д запас топлива был меньше — около 3 тыс. литров, и планер можно было перебросить на расстояние 340 км.

Для обеспечения связи между двумя летательными аппаратами были установлены телефонные провода в тросе, а с земными станциями связь осуществлялась при помощи радиостанции РСИ-6К. Технические особенности самолета изображены на схеме, расположенной ниже.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах