Самолеты

Самолет Ил-2 штурмовик: технические характеристики

Много разных самолетов сражалось в воздушных боях Великой Отечественной войны. Наиболее многочисленной армией боевых машин были штурмовики Ил-2, созданные ОКБ С. В. Ильюшина перед началом войны. Они сражались на всех фронтах, громили врага даже в первые дни войны и обеспечили перелом в ходе боев в пользу советских войск. С. В. Ильюшин назвал свой самолет «летающим танком», пилоты дали ему такие прозвища, как «противотанковый самолет» и «самолет-солдат», а враги называли его «Черной смертью».

Первый самолет с полностью бронированным корпусом был разработан ОКБ С. В. Ильюшина и назван Ил-2. Несмотря на свой возраст, этот самолет обладал высокими летно-тактическими характеристиками и мощным вооружением, включающим стрелково-пушечное, бомбовое и ракетное. Сегодня «Илы» известны как легенды боевых сражений, а их создатель, главный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин, стал народным героем.

История создания штурмовика

Проблема защищенности самолетов уже давно известна. Конструкторы многих стран решали эту проблему, используя частичное бронирование или бронирование верхней части корпуса. Однако ни один из этих подходов не обеспечивал полной защиты всех частей самолета и не улучшал его летные качества. Конструкторам была поставлена задача создать самолет, который бы объединил отличные летные свойства, мощное вооружение и полную защищенность всех важных компонентов машины.

Вооружение Ил-2

Еще в довоенные дни С. В. Ильюшиным были обозначены основные цели военно-воздушных сил страны — это помощь наземным войскам и военно-морскому флоту в военных операциях. Исходя из этих целей были сформулированы основные характеристики боевых авиамашин. Для поддержки армейских частей с воздуха и поражения вражеских целей, самолет должен совершать полеты на небольшой высоте, что подвергало его опасности вражеских обстрелов. Чтобы защитить самолет от обстрелов, его нужно сделать бронированным.

Имевшиеся на вооружении штурмовики имели большую уязвимость из-за незащищенности таких важных частей самолета как двигатель, кабины экипажа, масло- и бензосистемы, снаряды. С. В. Ильюшин обратился к правительству страны с предложением о создании бронезащищенного самолета-штурмовика, необходимость в котором требовала политическая обстановка.

К 1938 году С. В. Ильюшин нашел решение проблемы, которое реализовал в новом проекте самолета Ил-2. Бронированный корпус стал частью конструкции. Коллектив ОКБ, увлеченный идеей создания новой боевой машины, самостоятельно и за короткий срок разработал предварительный проект бронированного штурмовика Ил-2.

ОКБ обязалось подготовить самолет к государственным испытаниям в ноябре 1938 года для реализации проекта. Сроки были соблюдены, и в 1939 году машина успешно прошла госиспытания. В октябре 1939 года первый опытный образец «летающего танка» был запущен в небо. Основные летно-технические параметры Ил-2, заявленные конструктором, были подтверждены в ходе испытаний. К февралю 1940 года Ил-2 был готов и готов был начать серийное производство.

Создан моноплан на два места с корпусом, имеющим обтекаемую форму и встроенной бронезащитой, которая включена в силовую схему конструкции.

Производство и эксплуатация

В процессе производства автомобилей возникали новые проблемы. Из-за нехватки алюминиевых профилей (из-за эвакуации металлургических заводов) возникла угроза производства задней части машины. Решением проблемы стал выпуск задних частей корпуса из дерева, хотя проект также предусматривал использование алюминия. Деревянные части ухудшали летные характеристики, увеличивали уязвимость машин в бою, но позволяли выпускать больше самолетов. Ситуация изменилась только в 1944 году.

Были проблемы с водяным охлаждением мотора — вода замерзала на морозе. Выход был найден химиками, ими была разработана охлаждающая жидкость, так называемый антифриз, не замерзающий даже при больших морозах. Была решена проблема с замерзанием моторного масла. Также была организована учеба летного и технического состава авиаполков. И много других задач, решаемых оперативно в процессе производства.

Самолет Ил-2

Конструкция самолета была серьезно изменена путём возвращения к двухместному варианту. Отсутствие стрелка, закрывавшего хвостовую часть машины, привело к большим потерям в начале войны. Из 1400 построенных машин до конца 1941 года были потеряны 1100. Была необходима переделка штурмовика в двухместную машину, но она состоялась только в конце 1942 года. Военные части оборудовали места для воздушных стрелков, и на первых этапах боевых вылетов летчиков сопровождали техники, механики и другие специалисты наземного или оружейного обслуживания.

Особенности конструкции

Для объединения скорости и веса машины с броней и оружием был создан бронекорпус, который полностью покрывал наиболее значимые компоненты боевой машины — двигатель, кабину экипажа и радиатор. Обшивку и каркас заменяла броня. Самолет изначально был разработан для двух членов экипажа — пилота и бортстрелка. Однако позже было решено отказаться от бортстрелка, полагая, что броня обеспечит достаточную защиту от атак.

С ликвидацией кабины стрелка улучшились летно-технические параметры самолета — уменьшились размеры корпуса и вес, а с размещением вместо второй кабины дополнительного бака с горючим, увеличились скорость и дальность полета. В результате переделок Ил-2 перевоплотился в одноместный низкоплан с одним двигателем и комбинированной конструкцией, из металлических и деревянных частей. Фото Ил-2 приведены ниже.

Фото Ил-2

Оперение штурмовика также было комбинированным – на деревянном киле установлены стабилизаторы из алюминия. Крыло состояло из центроплана, элеронов и закрылков, и двух деревянных консолей, крепящихся к центроплану. В центроплане размещался бомбовый отсек и ниши для шасси, а также размещалось стрелковое оружие самолета. Шасси было трехопорным, с третьим колесом в хвостовой части.

Штурмовик был оснащен двигателем АМ-38 на жидкостном (вода) охлаждении силой тяги в 1620 л.с.(1720 л. с. с 1943 г.). Водяное охлаждение не совсем годилось для боевой машины, подверженной обстрелам — повреждение в бою радиатора приводило к перегреву и остановке двигателя. Во избежание повреждения радиатор был размещен внутри бронекорпуса самолета. Пневмосистема управляла запуском двигателя, работой шасси и закрылков.

Была предусмотрена возможность ручного управления шасси в экстренных ситуациях.

Ил-2 штурмовик

Ил-2 — штурмовик 1943 года

К концу 1942 года моторостроительными предприятиями был разработан новый двигатель АМ-38ф с форсажем мощностью в 1720 л. с. Такими двигателями с начала 1943 г. стали оснащаться серийные двухместные самолеты Ил-2. Мощность нового АМ-38ф обеспечивала бомбовую нагрузку до нормы 400 кг, а также позволила улучшить его летные качества, приблизив их к характеристикам самолета в одноместном варианте. Для улучшения характеристик устойчивости машины крылу штурмовика вернули стреловидную форму с первоначального проекта. В процессе выпуска машин Ил-2 в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • установлена дополнительная броня толщиной 4-6-мм над головой летчика, над двигателем и задним топливным баком;
  • укреплены стойки шасси;
  • укреплена хвостовая часть самолета в деревянном варианте изготовления;
  • увеличен объем заднего топливного бака;
  • установлены противопыльные фильтры на воздухозаборники двигателя;
  • установлена система наполнения топливных баков инертным газом;
  • система предотвращения отлива масла при отрицательных перегрузках в полете,
  • подвесные баки с дополнительным топливом для длительных перелетов;
  • на некоторых самолетах были установлены радиополукомпасы РПК-10.

Начиная с мая 1943 года на штурмовики начали устанавливать специально разработанные фибровые топливные баки. Они были легче и сохраняли целостность при попадании снарядов.

Применение более мощного двигателя типа АМ-42 повысило летные характеристики машин и качество брони. Новый самолет-штурмовик Ил-10 появился только в 1944 году в компоновке с таким двигателем. Технические характеристики Ил-2 (обоих вариантов) представлены в таблицах.

Технические характеристики Ил-2

Комплектация вооружения

Вооружение Ил-2 имело:

  1. 2 пушки калибра 20–23 мм,
  2. 2 пулемета калибра 7,62 мм,
  3. авиационные бомбы весом 400–600 кг,
  4. 8 реактивных снарядов калибра 82-132 мм.

Такое разнообразие вооружения обеспечивало поражение самых разных целей — от пехоты до бронетехники, а также различных укрепрайонов, зенитных батарей и артиллерийских, складов, движущихся войсковых колонн, железнодорожных магистралей и составов и других объектов врага.

Многие варианты вооружения машины были испытаны. С ноября 1941 года по 1942 год машины комплектовались авиационными пушками Волкова-Ярцева (ВЯ-23) с запасом 150 патронов на ствол и пулеметом ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный) с запасом 500 патронов на ствол. На всех выпущенных серийно «Илах» оставались два пулемета ШКАС и две пушки калибра 20-23 мм.

В 1943 году на истребителях Ил-2 начали устанавливать 37 мм противотанковые пушки, чтобы бороться с вражеской бронетехникой. Однако такие пушки не были очень эффективными, так как было трудно попасть в движущуюся маленькую цель, такую как танк. Кроме того, при выстреле отдача пушки сильно разворачивала самолет, что вызывало разлет снарядов.

Авиация была наиболее эффективным средством уничтожения немецких танков. Эффективность поражения вражеской бронетехники значительно повысилась благодаря применению кумулятивных бомб. Сбрасывание кумулятивных бомб только одним штурмовиком позволяло уничтожать почти все наземные объекты на участке 15х75 м.

Самолет Ил-2 штурмовик: технические характеристики

В 1942 году авиамашины были оснащены реактивными снарядами класса «воздух-земля» М-8 и М-13, что значительно повысило огневую мощность штурмовика. В процессе производства самолетов постоянно улучшалось вооружение, основные изменения описаны ниже:

  • доработаны системы загрузки бомбовых отсеков ПТС (противотанковыми снарядами) и сбрасывания их при штурмах,
  • отработаны орудия для стрельбы ракетами более крупного калибра (РС-132 вместо РС-80),
  • установлены более мощные пушки,
  • установлен дополнительный электробомбосбрасыватель,
  • установлен более удобный визирный прицел ВВ-1 вместо ОПБ-1.

Беспристрастная статистика

составляли почти треть от общего числа воевавших боевых машин. К середине 1943 года на фронт каждый месяц отправлялось по одной тысяче самолетов Ил-2. Всего за время войны было изготовлено 34 943 штурмовиков Ил-2 и 1 211 машин Ил-2У. Боевые потери самолетов в ВВС армии составили 10 759 машин и 807 машин в ВВС Военно-морского флота.

В боях воздушных сил Вооруженных сил было убито 7837 летчиков-штурмовиков, что составляет 28,4% от общего числа потерь летного состава. Из этого числа 41% составляли командиры. На момент окончания войны 10 мая 1945 года на всех фронтах оставалось только 3075 единиц Ил-2 и Ил-2У, а также 197 единиц Ил-2 и 12 единиц Ил-10 в составе Военно-морского флота.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах