Самолеты

Самолет Ил-10: фото, вооружение

Ил-2, успешно выполнявшие боевые задачи в годы Великой Отечественной войны, стали толчком для дальнейшего развития конструкторской мысли в области штурмовых самолетов. Кроме бюро С. В. Ильюшина, на создание таких машин работало также конструкторское бюро П. О. Сухого, которое разработало Су-6 и Су-8. Но эти самолеты так и не дошли до серийного производства из-за отсутствия двигателей. Боевое применение Ил-2 выявило конструкционные недостатки, что потребовало создания новых машин. Также большие потери штурмовой авиации в начале войны требовали срочного пополнения авиаполков вооружением.

Военная необходимость

Потери авиационной техники в начальный период войны объяснялись многими факторами. Это и отсутствие опыта в организации боев военно-воздушными силами, и недостаточная обученность летного состава, и отсутствие авиатехники с соответствующими боевыми и летными качествами. Основной боевой единицей того времени был штурмовик Ил-2. В ходе боев выявилось несоответствие его боевых качеств против истребительной авиации противника и массированного огня средствами ПВО.

Во-первых, поскольку единственным способом противодействия вражеской ПВО являлось резкое изменение самолетом курса, скорости и высоты полета, самолет должен обладать высокой маневренностью. Однако Ил-2 не обладал такими качествами. Во-вторых, в связи с тем, что противник к тому времени перевооружился тяжелой бронетехникой, пушки ВЯ-23 и ШВАК, установленные на Ил-2, оказались малоэффективными, а иногда и просто бессильными, для поражения такой бронетехники. В-третьих, недостаточным было бомбовое вооружение на Ил-2, самолет выдерживал нагрузку всего весом до 300 кг. Полная бомбовая загрузка самолета часто вызывала разрушение фюзеляжа. Также количество ракетных снарядов на Ил-2 было уменьшено в два раза, что привело к снижению ударной мощи штурмовика. Кроме этого, при переходе к 2-местному варианту Ил-2 нарушилась центровка машины и при полной вооруженности машина становилась неуправляемой и неустойчивой.

Для обеспечения ударной мощности ВВС и сохранения воздушного превосходства к началу летней военной кампании 1944 г. необходимо было вооружить авиацию современными штурмовыми самолетами.

Штурмовик Ил-10

История создания

Новые штурмовые самолеты разрабатывались также КБ С. В. Ильюшина. Работы над улучшением штурмовика Ил-2 начались ещё в 1940 году и шли в двух направлениях. Первое было направлено на усиление бомбардировочных качеств и броневой защиты самолета. В результате был построен тяжелый штурмовик, получивший обозначение Ил-8. Однако из-за отсутствия подходящего двигателя и некоторых недоработок испытания самолета затянулись, а с началом войны и вовсе были свернуты. Работы над ним были продолжены лишь в начале 1943 г. и двигались большими темпами, и уже к середине 1943г. первый опытный экземпляр был поднят в небо.

В КБ параллельно с Ил-8 работали над улучшением Ил-2, что привело к созданию Ил-10 с более высокими летно-техническими характеристиками, чем у Ил-8.

Ил-10 опережал Ил-8 в разработке, но первый полет состоялся только в апреле 1944 года, спустя год после первого полета Ил-8. Испытания проводил заводской летчик-испытатель В. К. Коккинаки и продолжались менее месяца. В мае 1944 года Ил-10 был отправлен на государственные испытания, которые длились всего две недели. К концу мая 1944 года Ил-10 уже был запущен в серийное производство.

Результаты тестов оправдали ожидания и превзошли их в некоторых параметрах. Новый самолет был компактнее, имел отличные аэродинамические характеристики и был оснащен более мощным двигателем АМ-42 с жидкостным охлаждением. Он имел высокую маневренность, скорость и усиленную броню, обеспечивая отличные боевые возможности. В отличие от Ил-2, Ил-10 мог бесплатно справляться без истребительного сопровождения и на небольших высотах мог сражаться с вражескими истребителями, как истребитель.

Самолет Ил-10

Боевое применение

В боевых действиях против фашистской Германии Ил-10 успел принять участие в самом конце войны — с середины апреля по 8 мая 1945г. Новые штурмовики поступили на вооружение в состав 3-х штурмовых авиаполков (ШАП): 571-й, 108-й, 118-й. К месту боевого расположения авиаполки прибыли на новых «илах» 9 апреля 1945г. Начиная с этого дня они принимали участие в боевых операциях. Последние бои состоялись 8 мая, буквально за день до полной капитуляции германских групп войск на всех плацдармах.

Этот период стал серьезным боевым испытанием новому штурмовику. За это время авиаполки понесли особенно большие потери в лётном составе и технике из-за противодействий противника. Однако летные качества самолета, и в первую очередь его маневренность, спасли жизни не одному экипажу.

В мае 1945 года ВВС получили более 600 боевых машин Ил-10.

В период после окончания войны с Германией, самолет Ил-10 был задействован в боевых действиях с японской Квантунской армией на Дальнем Востоке. На тот момент, только один дальневосточный 26-й ШАП был оснащен штурмовиками Ил-10. В начале боевых действий, самолеты авиаполка использовались для уничтожения вражеских морских судов и зенитных орудий на них. Однако, только с августа 1945 года, самолеты стали применять для уничтожения наземных объектов противника. Ил-10 был успешно задействован в боевых действиях летчиками авиации ВМФ, которые использовали топмачтовое бомбометание на новых «илах».

В 1950г., с началом войны в Корее, в состав северокорейских ВВС было передано 93 единицы штурмовика Ил-10. Однако из-за плохой подготовки корейских летчиков и технического персонала, а также противодействия мощных ВВС противника, в основном американских самолетов, к осени 1950г. на вооружении оставалось около 20 боеспособных самолетов. В 1955 году штурмовики Ил-10 прекратили производить, а спустя год, с появлением реактивных самолетов, штурмовики Ил-10 были выведены из состава вооруженных сил СССР.

Ил-10

Конструкция Ил-10

Ил-10 — это металлический моноплан с двухместным экипажем, состоящим из пилота и стрелка. При создании Ил-10 было учтено множество недостатков Ил-2, в особенности, обеспечена высокая защита как экипажа, так и самого самолета. Основные отличия между Ил-2 и Ил-10 заключаются в конструкции.

  1. Для защиты экипажа в бронекорпус самолета внесли также кабину стрелка, в результате увеличилась безопасность экипажа, и, как следствие, возросла огневая мощь самолёта. Защиту кабины экипажа обеспечивали экранированные бронеплиты в задней полусфере, состоящие из двух 8 мм бронелистов с воздушной прослойкой, не пробиваемые 20-ти мм снарядом противника. С боков экипаж защищали бронелисты толщиной 6мм, снизу –5мм, сверху — 6мм. Водяные и масляные радиаторы были защищены 10 мм бронелистами.
  2. Защиту самолета и основных обеспечивающих систем, в том числе силовой установки, топливных и масляных баков обеспечивали установленные бронекорпуса.
  3. Защита двигателя была улучшена за счет увеличения толщины капота двигателя.
  4. Оборонительные пулеметы были установлены калибром 20мм против 12,7мм на Ил-2.
  5. Была улучшена маневренность штурмовика.
  6. Крылья Ил-10 стали тоньше, в устройство крыла внесли взлетно-посадочные щитки и элероны.
  7. Шасси, оборудованное по типу Су-6, убиралось в центроплан, в результате уменьшился мидель и снизилось лобовое сопротивление воздуха. Все отверстия и щели были герметизированы, что также привело к уменьшению сопротивления воздуха в полете.
  8. Внутри фюзеляжа были созданы отдельные отсеки путем установки дополнительных перегородок.

Ил-10 после изменений имел лобовое сопротивление в два раза меньше, чем у Ил-2. Это повысило скорость самолета. Также были установлены безопасные топливные баки.

Варианты исполнения

Штурмовик Ил-10 выпускался в основном в базовом варианте. Было разработано всего три варианта штурмовиков: Ил-10У, Ил-10М, Avia В-33. Ил-10У – УТС, был разработан в связи с необходимостью обучения летного состава. Ил-10М – улучшенная модификация базовой модели после боевых действий в Корее. Avia В-33 – самолеты, выпускавшиеся в Чехословакии по лицензии. Опишем подробнее:

  • Ил-10М: впервые полёт состоялся в июле 1951г. От базовой модели отличался более длинным фюзеляжем и более тонким крылом, имел четкий киль, больший размах крыла, как следствие, имел лучшие летные характеристики. Для брони использовались бронелисты из стали 4-8 мм толщиной, бронестекло для кабин экипажа имело 64 мм толщины. Под крыльями были установлены новые пушки типа Н-23, было установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, добавлены радиокомпас, гирополукомпас, радиовысотомер, оборудование «слепой посадки». Такой комплекс позволял выполнять полеты ночью и при сложных метеоусловиях. В таком исполнении было построено 146 машин. Серийно штурмовик выпускался до 1955г., а с 1956г. штурмовик был выведен из состава вооруженных сил.
  • Ил-10У: вариант Ил-10 для учебно-тренировочных целей при подготовке летного состава. Первые испытания состоялись в середине 1945г. В этом варианте кабина инструктора и летчика была переоборудована из кабины стрелка, в ней размещалась приборная доска с отображавшимися параметрами всех режимов полета. Была облегчена броневая защита и снято вооружение. В остальном летные качества не отличались от Ил-10 базового варианта. В связи с необходимостью подготовки летного состава, требовалось много учебных машин, поэтому Ил-10У выпускался серийно, всего было построено 280 экземпляров УТС.
  • Avia В-33: с таким именем штурмовик производился в Чехословакии. Самолеты были запущены в серийное производство, которое длилось с 1952г. по 1956г. Всего было построено более 1200 единиц машин, из них около 50 учебно-тренировочных вариантов с именем СВ-33. Штурмовики Avia В-33 поставлялись в страны Варшавского договора: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Выпускались они по лицензии и не имели отличий от советских Ил-10.

Ниже представлены фотографии Ил-10 и его модификаций, которые могут оказаться полезными для любителей авиастроения.

Характеристики

Ил-10М

Вооружение

Вооружение

При разработке нового штурмовика Ил-10 были учтены и исправлены недостатки предшественника Ил-2. Особое внимание уделено усилению боевой мощности. Вооружение Ил-10 состояло как у Ил-2 из оборонительного и наступательного оружия.

  • 2 пушки калибра 23мм модели ВЯ-23 или НС-23, устанавливались на крыльях;
  • 2 пулемета калибра 7,62мм типа ШКАС;
  • 1 пушка УБ-20 калибра 20мм или 1 пулемет УБС калибра 12.7мм, устанавливался сзади;
  • не более восьми реактивных снарядов РС-82 или РС-132.

Бомбовая нагрузка была следующей:

  • норма — 400кг (2 авиабомбы ФАБ-100 в бомбовых отсеках внутри фюзеляжа и 2 авиабомбы ФАБ-100 на внешних подвесках);
  • перегруз — 600кг (2 авиабомбы ФАБ-50 в отсеках и 2 авиабомбы ФАБ-250 на внешних подвесках).

Заключение

Ил-10 — герой военной истории советской авиации. Этот самолет заслуженно занимает почётное место среди прославленных машин СССР. Благодаря высоким летным и защитным качествам, а также огневой мощи, Ил-10 помог многим членам экипажей в военно-воздушных силах армии Советского Союза выжить в жестоких сражениях.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах