Самолеты

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

МВ 500 — российский самолет, предназначенный для коммерческого использования. Он специализируется на сельскохозяйственных работах, химической обработке почвы, мониторинге окружающей среды и других задачах. Разработка прошла быстро и самолет уже начал эксплуатироваться.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

История проектирования и участие в выставках

Компания «МВЕН» разработала новый российский самолет Т 500, но его производство проходило без особых на то внимания. С 1990 года компания занималась созданием парашютных систем для авиации в случае аварийных ситуаций, а к 2000 годам начала выпускать самолеты с поддержкой Фонда содействия малого бизнеса. В середине 2010 годов компания «Технология», входящая в Ростех, присоединилась к проектированию новой авиации.

Очень быстро был разработан новый самолет, поскольку договор о проектировании был заключен в конце 2016 года, а компания уже представила готовый вариант через полгода, к июлю 2017 года. Тогда же Т-500 успешно совершил свой первый полет. После серии испытаний было решено представить его публике.

Разработка машины была основана на различных разработках «МВЕН», которые использовались для проектирования другой авиации. Компания «Технология» также имела большой опыт в предоставлении композитных материалов нужного объема, которые использовались для производства планера самолета. Остальные компоненты были изготовлены из углепластика и стеклопластика, что позволило сэкономить много денег.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

На выставке МАКС-2017 впервые был представлен самолет в комплексе с заправочной станцией Т-500. Изначально он был разработан для авиационных химических работ. На выставке самолет продемонстрировал свои основные качества, выполнив демонстрационный полет.

Летчики высоко оценили автомобиль за его легкое управление, способность быть использованным малоопытными летчиками и правильную конструкцию шасси, которая позволяет приземляться на полях.

На выставке «Гидроавиасалон-2018» была представлена модификация самолета Т-500А с поплавковым шасси для посадки на воду. Его основное назначение — патрульные облеты, поисково-спасательные операции и транспортировка небольших грузов.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

Описание конструкции

Низкоплан Т-500 с классическим хвостовым оперением и неубирающимися шасси изготовлен из цельного композита. Крыло самолета имеет свободнонесущую конструкцию и один лонжерон трапециевидной формы, что обеспечивает хорошие аэродинамические характеристики. Для поперечного управления используются щелевые элероны.

Фюзеляж самолета похож на версию для МВЕН-2, созданную для сельскохозяйственных работ. Однако из-за увеличенных размеров других компонентов, сам фюзеляж тоже стал крупнее. Это связано с использованием специального оборудования, включающего бак для химикатов, устройства перемешивания, фильтры и средства выброса препаратов в атмосферу.

Воздушное судно способно транспортировать до 500 кг груза. Дозаправка производится через горловину или штуцер.

Устанавливаемый двигатель производится американской компанией Lycoming. Такое решение связано с распространенностью сервисных центров производителя по всему миру, что позволит использовать и обслуживать самолет другим странам. При необходимости двигатель можно заменить на другой, внеся в самолет минимум изменений. Винт, работающий от американского двигателя, способен поддерживать одну частоту вращения и отличается наличием гидравлического привода.

Кабина рассчитана только на одного пилота. Внутри размещено множество приборов для контроля летных систем, навигационное оборудование и радиостанция для связи с землей. По заказу самолет также оборудуется системами GPS. Т-500 имеет встроенные быстродействующие парашютные системы, обеспечивающие высокий уровень безопасности пилота.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

Технические характеристики

Не нужно стремиться к выдающимся техническим характеристикам для сельскохозяйственного самолета. Изготовитель должен обеспечить достаточные показатели для комфортного использования Т-500 в местных условиях.

Габариты небольшого самолета – 7,7 м на 2,3 м, размах крыла достигает 12,4 м, что соответствует стандартным размерам для сельскохозяйственной машины. Вес Т-500 без нагрузки составляет 756 кг, а максимальная допустимая нагрузка, включая вес бака с химикатами, ограничена 1510 кг.

За остальные характеристики отвечает двигатель Lycoming O-540. Его объем составляет 8,87 л, а мощность – 315 л. с. Крейсерская скорость достигает 160 км/ч, а максимальная ограничена на отметке 250 км/ч. Самолет может пролететь без дозаправки ровно 1000 км. Для двигателя заявлен ресурс в 3 тысячи летных часов, чего для подобной техники вполне достаточно.

Рекомендуется использовать Т-500 на высоте 700 м с скоростью 120 км/ч для достижения максимальной эффективности. Важно выполнять полет без крена. Раскрытие парашюта приведет к вертикальной скорости 7 м/с.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

Производство

Изначально планировалось производить 60 самолетов в год, но компания «МВЕН» не имела достаточных производственных мощностей. Это стало особенно актуально, учитывая планы Ростеха увеличить объем производства до 100 единиц в год. Для решения этой проблемы предложили открыть новый завод в селе «Державино», однако Ростех предложил воспользоваться свободной экономической зоной Иннополис.

В период возведения предприятия производство самолетов будет осуществляться на производственной базе «МВЕН» и площадке компании «Технология» в Обнинске.

Весной 2019 года началось строительство нового завода в Иннополисе. Площадь площадки составляет около 300 гектаров, а затраты на ее создание составили порядка 2,5 млрд рублей. Предприятие строится на основе государственно-частного партнерства. К 2022 году планируется запустить первое серийное производство Т 500 и производить 100 самолетов в год. Завод также будет производить другие виды авиации, основанные на этой машине. Были разработаны двухместные и беспилотные версии.

Самолет Т-500 для сельского хозяйства

Заказы

Машина может использоваться в различных климатических условиях и иметь множество назначений, что делает ее популярной за границей. Чтобы обеспечить удобство обслуживания и ремонта в любой точке мира, на Т-500 устанавливают американский двигатель вместо российского. Это позволяет избежать затрат на транспортировку до российских компаний, выпустивших мотор.

Один самолет стоит 12 миллионов рублей. Если приобретать его с заправочным комплексом, то цена повышается до 13 миллионов рублей. Это небольшая сумма для авиатехники, поэтому к машине проявили интерес. Компания Ростех заказала 10 единиц, которые скоро поступят в компанию РусАвиа. Представитель отметил, что это только первый заказ, а в будущем будут сделаны еще несколько на гораздо большие суммы.

Компания в настоящее время проводит переговоры с представителями Анголы и Португалии о заключении контрактов в ближайшем году. Пока неизвестен объем первых поставок и сумма возможной сделки. Однако, после успешного тестирования самолетов в данных странах, количество потенциальных покупателей должно увеличиться.

Россия выпустила Т-500 — первый самолет нового класса после распада СССР. Он может вытеснить устаревшие аналоги и конкурировать на международном рынке, если будут заключены контракты с иностранными компаниями.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Макс

    Классный и очень практичный самолет, при чем за смешные деньги. Но вот вопрос, а что сейчас с производством? Двигатели-то Lycoming из США. Нет проблем с их поставкой?