Воздушно-космические силы ВКС РФ (ВВС)
Современная армия не может обойтись без Военно-воздушных сил (ВВС), которые многократно доказали свою значимость на поле боевых действий во многих конфликтах, включая Вторую мировую войну. В России ВВС входят в состав воздушно-космических сил, на которые выделяется большое количество средств для развития авиации, поддержания ее боевой готовности и создания новых проектов.
История воздушно-космических сил России
Начало истории российской военно-воздушной силы связано с открытием аэродинамического института в Кучино в 1904 году, возглавляемого Жуковским — отцом аэродинамики. Внутри института проводились работы по созданию авиации, а Григорович занимался разработкой гидросамолетов. В это время по всей стране открывались летные училища.
В 1910 году появился указ о формировании Императорского военно-воздушного флота. На тот момент количество самолетов было небольшим, а производство осуществлялось за границей, так как местная промышленность была недостаточно развита.
Воздушный флот был разделен на авиаотряды с 7 самолетами в каждом, которые иногда объединялись в авиагруппы. Во время войны авиация использовалась для разведки, корректировки артиллерии и воздушных боев.
В 1915 году российские конструкторы разработали первый многомоторный бомбардировщик. Нестеров скоро совершил первую в мире «мертвую петлю» и провел первый воздушный таран. В 1917 году было решено распустить Императорский военно-воздушный флот.
Пришедшие к власти большевики создали в 1918 году новые ВВС. После Гражданской войны на их развитие выделялось колоссальное количество средств, что позволило СССР получить одни из сильнейших военно-воздушных сил. Большую роль сыграло открытие новых заводов по всей стране и активная разработка новых самолетов.
К началу Второй мировой войны было выпущено более 20 000 единиц авиатехники, а с 1941 года темпы производства были увеличены до выпуска ста боевых машин в день. Начальные бои закончились значительными поражениями и большими потерями. Только к 1943 году ситуация изменилась. Сразу после окончания Второй мировой войны началась Холодная война.
В 1980 году в арсенале СССР было 10 000 самолетов, и в то же время продолжались работы по созданию новых моделей, включая Су-27 и МиГ-29. После распада СССР весь авиапарк был распределен между бывшими республиками. Российские ВВС появились только в 1997 году и принимали участие во всех локальных конфликтах, включая боевые действия на Кавказе и в Грузии. В 2018 году авиация была задействована на территории Сирии.
В 2008 году были приняты реформы, направленные на развитие ВВС. Согласно им, РФ должна пополнить авиационную технику к 2020 году. Сейчас количество самолетов на вооружении составляет порядка 4 500 единиц, но 2 000 из них считаются устаревшими, а около 900 отправлены на хранение.
12 августа отмечается День ВВС. В 1912 году был подписан приказ о создании Штата воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.
Символика ВКС
С 2010 года опознавательный знак российских ВВС представляет собой звезду, окрашенную в цвета государственного флага России, где большая часть звезды красная, как и окантовка. Этот знак используется для маркировки большинства единиц авиатехники.
В 2013 году министерство обороны приняло решение заменить символ ВКС на уменьшенную советскую звезду. Теперь официально эмблема ВКС представляет собой красную звезду с красно-белой окантовкой, но используется только на Су-57. Самолеты таможенной службы и полиции отмечаются знаком в виде наклоненного российского триколора.
Флаг Воздушно-космических сил России имеет форму голубого прямоугольного полотна, на котором изображены 14 желтых линий, направленных к центру. На фоне находятся перекрещенные серебряные пропеллер и зенитная пушка, парящие на крыльях, которые составляют малую эмблему ВВС РФ. Средняя эмблема отличается тем, что пропеллер с пушкой находятся в лапах золотого орла, на груди которого находится красный щит, восходящий к короне. На поле щита изображен всадник, пронзающий копьем дракона.
Герб Военно-воздушных сил состоит из элементов малого герба, расположенных на голубом щите, окруженном золотым венком. На верхушке герба находится знак ВС РФ.
Цвет погонов ВВС – черный. На погонах служащих младших званий находятся широкие желтые полосы, а на погонах старших – узкие синие полоски с малыми звездами. Командующие носят погоны с золотым узором и большими звездами. Медали ВВС за службу выдаются всем, кто отдал 20 лет жизни военно-воздушным силам, но для этого необходимы знаки отличия. В 2012 году была выпущена соответствующая медаль к столетию военной авиации, которую вручили всем, кто отличился хорошей службой. Есть также знаки «За отличие» и другие.
Задачи ВКС
У ВКС РФ есть задачи по защите территории страны и проведению боевых действий за ее границами, которые могут дать преимущество над противником и привести к его сдаче.
Предназначение ВКС:
- проведение разведывательных мероприятий;
- контроль использования воздушного пространства возле границ;
- своевременное обнаружение вражеских наступательных действий;
- оповещение штабов ВС РФ о вражеском нападении;
- отражение боевых атак врага в воздухе или космосе;
- завоевание и удержание преимущества в небе;
- защита государственных, военных и промышленных объектов от воздушных атак;
- прикрытие войск тыла от разведки и нападения противника;
- поддержка сухопутных и морских военных сил;
- уничтожение военных сил и инфраструктуры врага;
- переброска военных формирований.
Во время мира ВВС занимаются защитой государственных границ и информируют командование о полетах иностранных разведывательных самолетов. Иногда могут быть поставлены задачи другого характера.
Структура ВКС (ВВС) России
Все виды вооруженных сил, а именно: военно-воздушные силы, космические войска, подразделения ПВО и ПРО, составляют ВКС РФ. У каждого рода войск есть свои уникальные задачи. Некоторые из них включают:
- авиационные;
- зенитно-ракетные;
- радиотехнические;
- специальные;
- части и учреждения тыла.
Специальное внимание уделяется специальным войскам, которые занимаются проведением разведывательных операций, установкой связи, проведением радиоэлектронной борьбы, организацией спасательных операций и защитой от атак оружия массового поражения. Важную роль также играют части и учреждения тыла, включающие метеорологическую службу, медицинскую помощь, инженерные формирования, части обеспечения и тыловые группы.
ВКС состоит из командований, включающих авиабазы и бригады. Их всего девять.
- 4 Краснознаменная армия ВВС и ПВО.
- 6 Ленинградская Краснознаменная армия ВВС и ПВО.
- 11 Краснознаменная армия ВВС и ПВО.
- 14 Краснознаменная армия ВВС и ПВО.
- 45 армия ВВС и ПВО.
- Командование военно-транспортной авиации.
- Командование дальней авиации.
- Части центрального подчинения ВВС.
- Зарубежные базы и бригады.
Последние формирования российских ВВС находятся на территориях Абхазии, Киргизии, Армении, Южной Осетии, Сирии и Приднестровья. Они состоят только из вертолетного отряда, который входит в оперативную группу ВС.
Командование
Генеральный штаб ВС РФ, находящийся в подчинении Министерства обороны и министра С. Шойгу, осуществляет управление всеми военными силами.
Непосредственное руководство воздушно-космическими формированиями осуществляет Главком ВКС С. Суровикин.
А. Юдин является главнокомандующим Военно-воздушных сил, которые подчиняются космическим войскам. Он также является заместителем командующего войсками Космических сил.
4 военных округа с главными командованиями находятся под управлением военно-воздушных космических сил.
- Западный военный округ – 1-е Ленинградское Краснознаменное командование ВВС и ПВО (на основе 6 армии).
- Центральный военный округ – 2-е командование ВВС и ПВО (на основе 14 армии).
- Восточный военный округ – 3-е Краснознаменное командование ВВС и ПВО (на основе 11 армии).
- Южный военный округ – 4-е командование ВВС и ПВО (на основе 4 и 5 армий).
В 2008 году была принята реформа, в результате которой сократились командования. Однако это были скорее формальные изменения, потому что все предыдущие структуры остались без особых изменений.
Состав воздушного флота РФ
В состав ВКС РФ входит несколько типов авиации: истребительная, стратегическая, фронтовая, транспортная, учебно-тренировочная, специальная и вертолетная. Каждая из них представлена несколькими самолетами. Но основной упор в ВС РФ идет на боевую авиацию, так как именно она выполняет большую часть задач.
Истребители
Истребительная авиация защищает важные объекты инфраструктуры и уничтожает вражеские воздушные силы. Современные истребители могут атаковать авиационную технику противника на больших расстояниях от охраняемых объектов.
В наличии несколько истребителей.
- Су-27 – фронтовой истребитель четвертого поколения. Отлично выполняет задачи при ведении активных боевых действий.
- Су-30 – создан на базе Су-27. Отличается улучшенным радиоэлектронным оборудованием, а также возможностью обнаружения и установки целей для другой авиации.
- Су-33 – истребитель палубного типа поколения 4++. Используется на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет возможность модифицироваться в топливный заправщик.
- Су-35 – новый многофункциональный истребитель 4++ поколения. Может противостоять более продвинутым самолетам. Представляет собой глубокую модернизацию Су-27.
- МиГ-29 – советский истребитель четвертого поколения. Отличается большим количеством модификаций, включая палубные варианты.
- МиГ-31 – всепогодный истребитель-перехватчик. Имеет высокую скорость полета, может применяться при любых погодных условиях.
- МиГ-35 – глубокая модификация МиГ-29. Самолет 4++ поколения, имеет на борту все типы боеприпасов.
- Т-50 (ПАК ФА, Су-57) – российский истребитель пятого поколения. Имеет улучшенные характеристики, отличается наличием множества электронных вспомогательных систем.
В скором времени планируется увеличить количество новейших истребителей в наличии. Будут закуплены МиГ-35, Су-35 и Т-50.
Стратегическая и дальняя авиация
В составе дальней авиации Военно-воздушных сил России есть несколько бомбардировщиков, задачей которых является уничтожение военных объектов, мотопехотных подразделений и вражеской инфраструктуры. Такие самолеты могут использовать ракеты класса «воздух-земля» и различные виды бомб, включая атомные.
Список стратегических самолетов, применяемых в Военно-воздушных силах РФ:
- Ту-22М – дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец. Эксплуатируется с 1960-х годов, имеет изменяемую форму крыла, несет крылатые ракеты и бомбы, которые могут обладать атомной боевой частью.
- Ту-95 – единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик, имеющий функции ракетоносца. Отличается от иностранных конкурентов высочайшей скоростью полета, может выпускать крылатые ракеты и сбрасывать бомбы, включая свободнопадающие атомные.
- Ту-160 – современный сверхзвуковой бомбардировщик. Обладает изменяемой формой крыла, может выполнять полеты без дозаправки на расстояние до 14 000 км, вооружается крылатыми ракетами и разными видами бомб.
23 декабря в России отмечают День дальней авиации ВВС, который был учрежден в честь И. Сикорского, создавшего первый бомбардировщик в 1913 году.
Фронтовая авиация
Фронтовая авиация поддерживает сухопутные войска, уничтожая живую силу и стратегические объекты противника на переднем крае или ближайшей глубине формирований. Особенностью фронтовых самолетов является точность ударов по наземным целям.
В России используются три фронтовых самолета.
- Су-24 – фронтовой бомбардировщик. Обладает изменяемой геометрией крыла, относится к устаревшим моделям, но до 2020 года будет находиться на вооружении.
- Су-25 – дозвуковой штурмовик. Отличается повышенным уровнем защиты и отличной точностью стрельбы по целям.
- Су-34 – новейший фронтовой бомбардировщик поколения 4++. Способен вести воздушный бой с истребителями врага, чем выгодно отличается на фоне конкурентов.
В боевых действиях в Афганистане, Чечне и Сирии широко использовалась фронтовая авиация, выполняющая сложные задачи. Применение таких самолетов было эффективным и важным во многих конфликтах.
Военно-транспортная авиация
Военно-транспортный самолет предназначен для перевозки военнослужащих, боевой техники, оружия, боеприпасов и других грузов. Он часто используется для высадки десантных групп и эвакуации раненых.
Основные транспортные самолеты РФ:
- Ил-76 – серьезно модифицированный вариант советского транспортного самолета, имеет грузоподъемность до 60 тонн.
- Ан-124 – самый грузоподъемный самолет в мире, может перевозить до 120 тонн груза любого типа, имеет увеличенные габариты.
- Ан-70 – винтовентиляторный турбовинтовой транспортник средних размеров, способен перевозить до 47 тонн.
- Ан-72 – используется для переброски людей и небольших грузов, отличается наличием вооружения на борту.
Существуют устаревшие модели транспортников: Ан-12, Ан-22 и Ан-26. Они до сих пор стоят на вооружении, но скоро будут сняты с эксплуатации. Также существуют модели для транспортировки персонала: Ил-18, Ил-62, Ту-134, Ту-154, Ан-140, Ан-148, L-410.
Учебно-тренировочные самолеты
Обладание учебно-тренировочными самолетами является необходимым условием для подготовки новых пилотов. Внося определенные изменения, они могут использоваться в боевых условиях.
Основные учебные самолеты:
- Як-130 – новейший учебно-боевой самолет. Отличается повышенной маневренностью и малыми габаритами.
- Aero L-39 – чешский учебно-боевой самолет, активно используется для обучения российских пилотов.
- Ту-134 – крупный самолет, используемый для обучения управлению транспортниками или стратегической авиацией.
В ближайшее время планируется отказаться от использования L-39. Его должны полностью заменить заказанные отечественные Як-130, которые поступят на вооружение к 2020 году.
Специальные самолеты
Использование специальной авиации позволяет осуществлять радиолокационную борьбу, обнаруживать противника, осуществлять воздушную заправку самолетов и обеспечивать управление основными командованиями из воздуха. Некоторые виды авиации способны выполнять дополнительные задачи.
Типы назначений и военные самолеты:
- противолодочная авиация (Ту-142, Ил-38) применяется для обнаружения и уничтожения вражеских формирований на воде, могут проводить разведку над океаном;
- заправщики (Ил-78) позволяют заправлять другие типы авиации в воздухе, избавляя от необходимости возвращаться на авиабазу;
- авиация ДРЛОиУ (А-50) используется для дальнего радиоэлектронного обнаружения противника и осуществления наведения на цели;
- разведчики (Ил-20, Ан-30, Ту-214) проводят разведку над нейтральными или вражескими территориями, обнаруживают сухопутные, воздушные и морские формирования врагов;
- командные пункты (Ил-80, Ил-82, Ил-22) перевозят командиров боевых подразделений, используются для распределения приказов.
К специальным самолетам можно также отнести БПЛА. Их эксплуатация в России началась не так давно, но оказалась достаточно полезной. Поэтому можно ожидать разработки новых беспилотников. На вооружении стоят: «Пчела-1Т», «Рейс-Д», «Форпост» и IAI Searcher.
Вертолеты
Возможность использования вертолетов дает армии дополнительное преимущество. Они могут атаковать морские или сухопутные формирования, разрушать вражескую инфраструктуру и перевозить грузы.
Основные типы вертолетов и модели:
- палубные (Ка-27, Ка-31) используются для радиообнаружения, проведения разведки, осуществления спасательных операций, а также нанесения ударов по лодкам;
- ударные (Ми-24, Ми-28, Ка-52) позволяют производить разведку, наносить удары по вражеским формированиям и важным объектам;
- транспортные (Ми-8, Ми-26) помогают перевозить военных или небольшие грузы умеренной тяжести.
В России остаются 12 вертолетов Ка-50, которые работоспособны, но исключены из вооружения в связи с заменой на улучшенную модель Ка-52. Большинство из них используется для подготовки пилотов.
Кузница кадров ВКС – учебные заведения
Реформа 2008 года затронула учебные заведения и командование ВВС. Одно учебное заведение было создано из двух, а третье стало центром подготовки летного состава. Такие изменения позволили решить проблему недостатка налета часов при обучении.
В России в настоящее время действуют две образовательные организации.
- Военно-воздушная академия Жуковского и Гагарина;
- Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.
Воронежский и Краснодарский университеты расположены в разных городах. Краснодарский университет является основным и часто используется для профессиональной переподготовки персонала Вооруженных Сил.
Перспективы ВКС РФ
ВКС России продолжают реформироваться в соответствии с планом, утвержденным в 2008 году. Одной из главных задач является появление двух новых истребителей Т-50 к 2020 году, к которым планируется добавить еще тринадцать единиц в рамках нового контракта. Кроме того, ВКС получат новые транспортные самолеты Ил-112 и Ил-214, а также истребитель МиГ-35. Все стратегические самолеты, МиГ-31 и некоторые транспортные модели будут модернизированы.
К 2020 году ВВС России планируют получить зенитные комплексы «Панцирь-С», ракетные системы «Витязь» и около 100 РЛК «Небо-М». В ближайшее время возможно начнут поступать вертолеты Ми-38 и Ка-60, находящиеся в стадии разработки.
Планируется создание нового истребителя-бомбардировщика под названием «Черная чума». Опытная модель должна быть готова к 2020 году. Также разрабатывается стратегический бомбардировщик «ПАК-ДА», который должен превосходить все иностранные аналоги, включая те, что находятся в стадии разработки. Он будет представлен не ранее 2022 года.
Российская авиация после реформы в 2008 году активно развивается. Старые самолеты модернизируются и становятся готовыми к боевым действиям, а также на вооружение поступают новые модели. В ближайшие 5-10 лет Воздушно-космические силы России могут стать самой мощной в мире. Разработка «ПАК-ДА» может ускорить этот процесс.